Приложения к описанию методической системы
методическая разработка (младшая группа) по теме
В приложениях содержатся перспективно-тематические планы для 1 и 2 младшей групп по развитию сенсорного восприятия дошкольников посредством дидактической игры. Диагностические материалы. Разработки по проведению игр по сенсорике (описание организации и хода игры).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ageeva_prilozheniya_k_metodicheskoy_sisteme.doc | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Агеева Наталья Васильевна
Приложение 1
Диагностический материал
1 этап: подготовительный
Цель: Выявить знания дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала.
Задачи:
- провести диагностику младших дошкольников по восприятию цвета, формы, величины;
- зафиксировать полученные данные в таблице 1.
Методы: Педагогический эксперимент, показ практических действий.
Приемы: Сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением.
Оборудование: Набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый), трех разных величин (большой, средний, маленький).
Результаты диагностики уровня сенсорного развития у дошкольников на констатирующем этапе представлены в таблице 1 и на диаграммах 1, 2.
Таблица 1.
Уровень развития, 1 младшая группа | Констатирующий этап (начало 2011.) |
высокий | 29% |
средний | 44% |
низкий | 27% |
Уровень развития, 2 младшая группа | Констатирующий этап (начало 2012) |
высокий | 22% |
средний | 69% |
низкий | 9% |
Констатирующий этап
Уровень развития сенсорного восприятия, 1 младшая группа
Диаграмма 1
Уровень развития сенсорного восприятия, 2 младшая группа
Диаграмма 2
Вывод: Исходя из полученных данных о восприятии детьми сенсорных эталонов можно отметить, что есть необходимость в систематическом использовании дидактических игр, направленных на развитие восприятия цвета и формы предметов (большинство младших дошкольников испытывают трудности при восприятии синего и зелёного цвета, в области форм особое затруднение вызывают овал и прямоугольник; область величины особой проблемы не представляет).
Развитие сенсорного восприятия у большего количества детей находится на низком и среднем уровне.
Приложение 2
Система дидактических игр для закрепления и уточнения знаний дошкольников первой младшей группы о цвете, форме, величине
Цель: Повышение уровня восприятия детьми сенсорных эталонов величины, цвета, формы.
Метод: Педагогический эксперимент, наблюдение за практической деятельностью младших дошкольников.
Приемы: Сенсорное обследование с одновременным наглядным объяснением.
Оборудование: Система дидактических игр на воспитание восприятия детьми цвета, формы, величины.
Система дидактических игр на воспитание восприятия цвета:
1. Спрячь мышку.
Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 цветах (красный, синий, желтый, зеленый).
2.Подбери по цвету.
Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), научить классифицировать предметы по форме.
3.У кого какое платье.
Дидактическая задача: закрепить умение детей выбирать по слову, обозначающему цвет, различать основные 4 цвета.
Система дидактических игр на воспитание восприятия формы:
1.Подбери фигуру.
Дидактическая задача: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.
2.Кому какая форма.
Дидактическая задача: закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур (кругов, овалов).
3.Геометрическое лото.
Дидактическая задача: закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура)
Система дидактических игр на воспитание восприятия величины:
- Башня.
Дидактическая задача: закрепить представление об относительности величины предмета, дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.
- Что там?
Дидактическая задача: закрепить умения детей устанавливать отношение 3 предметов по величине при составлении матрешки.
- Сбор фруктов.
Дидактическая задача: развить глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.
4. Комплексная игра. Лото «Цвет и форма».
Дидактическая задача: закрепить представления детей о 5 геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и 4 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), научить ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет и форма), отвлекаясь от величины.
Дидактические игры по изучению цвета
Игра: «Спрячь мышку»
Словарь: Название 4 основных цветов – красный, желтый, зеленый, синий.
Демонстрационный материал: листочки бумаги 4 цветов (20 – 15), посредине белый квадрат (8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же 4 цветов – дверцы (10х10), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.
Раздаточный материал: цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.
Ход игры:
1. Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это? Правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.
- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».
2. «Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня есть мышкины домики». Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу 4 квадрата четырёх цветов. Видите, в окошко выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку».
Вызываю по очереди 3 младших дошкольников и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.
Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».
«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети, вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышкиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по 4 квадрата всех цветов. «А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки». Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность детям исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.
3.Заключение. «Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек».
Игра: «Подбери по цвету»
Дидактическая задача: Закрепить представления о 4 основных цветах. Научить выделять цвет, как признак предметов (форма, величина, функциональное назначение).
Наглядный материал: кукла.
Раздаточный материал: карточки – коврики (30х20), разделенная на 4 клетки (10х10) разных цветов; по две три геометрические фигуры разного цвета (красный, синий, желтый, зеленый), величины из картона.
Ход игры:
1. Дети сидят за столом. Слышен стук в дверь. Я открываю дверь и вижу куклу с корзинкой в руках. В корзинке лежит игра. «Смотрите ребята, к нам в гости пришла кукла Катя и принесла интересную игру. Здравствуй Катя. Поздоровайтесь с Катей, ребята. Кукла Катя хочет с нами поиграть. Давайте посмотрим, что лежит в корзине».
2.«Дети, мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат на ваших тарелочках. Разложите их по клеточкам коврика так, чтоб их не было видно. У вас есть 2 фигурки одинакового цвета, на какую клеточку вы их положите? А теперь начинайте раскладывать, а мы с куклой Катей посмотрим, что у вас получится. Если фигура будет другого цвета, то она будет видна. Цвет фигуры должен совпадать с цветом коврика и самая нижняя совпадать по величине».
3. После того как, дети разложили геометрические фигуры кукла Катя ходит с воспитателем и смотрит правильность выполнения задания. Если ребенок ошибается, то объясняю, почему и куда правильно надо положить фигуру.
Заключение. Говорит кукла Катя: «Все ребята молодцы, хорошо поиграли. А кто ошибся, тот обязательно сделает правильно в следующий раз. Теперь я пойду к другим ребятам, чтоб с ними тоже поиграть. До свидания".
Игра: «У кого какое платье»
Дидактическая задача: Учить младших дошкольников выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона. Материал: Демонстрационный: Куклы. Вырезанные из картона в платьях разных цветов (однотонные платья), фланелеграф, магниты.
Ход игры:
1. Смотрите, ребята, какие красивые куклы водят хоровод. Давайте внимательно рассмотрим их и выясним, чем они отличаются друг от друга.
2.Чем отличаются друг от друга наши куклы? Правильно, цветом платья. Я буду показывать вам куклу, а вы говорить, какого цвета у неё платье. Показываю по одной кукле и поочередно опрашиваю младших дошкольников, уточняя и исправляя их ответы.
3. Заключение: Какие молодцы, ребята, многие из вас правильно назвали цвета. Наши куклы довольны, они теперь знают, какого цвета их платье. Так же мы выяснили, что у основных цветов есть оттенки и они имеют свое название.
Дидактические игры на определение формы
Игра: «Подбери фигуру»
Дидактическая задача: закрепить представления младших дошкольников о геометрических фигурах, упражнять в их назывании, научить подбирать фигуры по образцу, закрепить навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.
Демонстрационный материал: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник из картона.
Раздаточный материал: Карточки с контурами 5 геометрических фигур, по 1 фигуре каждой формы той же величины, как и контурные изображения на карточке.
Ход игры:
1. «Смотрите, кто к нам пришел. Это зайчик из лесу прискакал. Он совсем не знает, что такое геометрические фигуры. Он перепутал все фигуры и ни одной не вставил правильно. Сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру «Подбери фигуру» и объясним зайчику, какие бывают фигуры и как их обследовать.
2. Показать круг и, обводя его пальцем, спросить: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показать овал, тоже обводим его пальцем. «А это какая форма?». То же самое проделать с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы младших дошкольников воспитатель исправляет. Попросить младших дошкольников обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на наклеенную фигуру и только при полном совпадении – класть формы и такие же фигуры на подносах. Разложить все фигуры на карточках так, чтобы они совпадали с нарисованными.
3. Заключение. « Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник».
Игра: «Кому какая форма»
Дидактическая задача: научить младших дошкольников группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
Наглядный материал: большие мишка и матрешка.
Раздаточный материал: по 3 круга и овала разных цветов и размеров, по 2 небольших подноса для каждого ребенка.
Ход игры:
1. Сейчас я вам расскажу одну историю, про игрушки. Жили – были мишка и матрешка. И были у них яркие, красивые фигурки. Как – то раз разбаловались мишка и матрешка и перемешали все фигуры. А так как они внешне очень похожи, то сами не смогли отличить овал от круга. Вот и принесли к нам в группу, чтобы мои умные ребятки разложили по подносам овалы от круга.
2. Воспитатель демонстрирует круг и овал, просит младших дошкольников вспомнить название этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры фигур пальчиком. « А теперь все кружочки положите на один поднос - матрешке, а все овалы на другой поднос – мишке». Наблюдает, как дети выполняет задание, в случае затруднений предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.
3. Заключение. «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка - заберет круги домой. Принесите подносы с кругами и отдайте их матрешке. Теперь вернитесь к своим столикам и принесите подносы с овалами, отдадим их мишке. Молодцы, теперь мишка и матрешка с вами прощаются.
Геометрическое лото
Дидактическая задача: научить младших дошкольников сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.
Материал: 5 карточек и изображениями геометрических фигур: по 1кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратный (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, карта).
Ход игры:
1. Ребята, нас окружают геометрические фигуры. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Геометрическое лото» и попробуем увидеть в окружающих нас предметах самые различные формы.
2. В игре принимает участие 6 младших дошкольников. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки к изображению предметов нужной формы. Воспитатель предлагает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.
Дидактические игры на определение величины
Игра: «Башня»
Дидактическая задача: закрепить представления об относительности величины предметов: дать представления об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами.
Демонстрационный материал: 3 куба разной величины.
Раздаточный материал: на каждого ребенка по 3 квадрата разной величины, картонные зайчики, белый квадрат 5х5 в каждом квадрате с нарисованным зайцем.
Ход игры:
Жили – были три братика – зайчика. Пушок – самый высокий, Белячок – средний, Шустрик – самый маленький и младший из братьев. Жили зайчики в высокой башне. Самый младший, Шустрик, жил на самом верху на третьем этаже, Белячок на втором, а Пушок – на первом, самом большом этаже. Но как - то раз перепутали зайчики свои этажи и сломали башню, так как не поместились в другой комнате. Плачут зайчики, а что делать, в садик не ходили, не знают, что предметы бывают разной величины. А мои ребятки умные, если чего – то и не знают, то быстро учатся. Сейчас мы вместе построим новую башню для зайчиков и им тоже покажем, как можно построить башню, чтоб больше не ломали свой домик и в размерах предметов умели разбираться. «Дети сейчас мы будем строить башню. Кто хочет построить башню? Даша, какой ты возьмешь кубик, чтобы начать постройку? Надо чтобы башня была устойчивая, не сломалась от прикосновения. Правильно, чтобы башня была устойчивой, нужно сначала взять самый большой кубик. А теперь какой кубик нам поставит Ваня? (поменьше или средний). Совершенно верно, Ванечка, положи сверху средний кубик. А самый верхний, какой величины? Выходи, Вика, скажи нам, пожалуйста, какой бы ты положила кубик? Правильно, самый маленький кубик.
2. Мы сейчас посадим зайчиков на выступы башни, пусть идут домой, а посадит их Алина. Иди сюда, солнышко, посмотри на зайчиков. Куда ты посадишь самого большого, Пушка? Молодец, это его комната. А куда поселится Белячок, тоже правильно. Остался один Шустрик – ну иди домой, малыш. Ты же у нас самый маленький. Умница, Алина, садись к ребятам. А теперь обратите внимание на то, что лежит на столах. У вас вместо кубиков – квадраты. Мы будем играть, как будто квадрат – это кубик. А из окошечка кубика выглядывает зайчик. Квадраты тоже разной величины: большой, средний и маленький. На столе сложите из них башенку. Только квадраты надо класть не один на другой, а один над другим. Какой мы возьмем квадрат? Правильно, самый большой. Положите его у нижнего края стола. А какой квадрат мы положим над ним? Правильно, средний. А вверх? Да, самый маленький. Посмотрите устойчивые ли, получились у вас башни? Всем ли зайчикам удобно? Молодцы, хорошо построили башню для зайчиков.
3. Заключение:
Теперь всем зайчикам хорошо, у каждого есть своя комната. А если вы соедините или поставите рядом все башни, то получится большой городок для зайчиков. Вы так же можете соединить две башни и тогда получиться красивая ограда. Дети играют в квадратики и кубики. Строят башни.
Игра: « Что там? »
Дидактическая задача: Учить младших дошкольников устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки.
Материал: Деревянная трехместная матрешка.
Ход игры:
1.Читаю детям загадку:
«Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку». Дети, кто это такие интересные подружки? Как вы думаете? Правильно, Матрешки. Сейчас мы с ним поиграем.
2. Я раскрываю одну матрешку и обнаруживаю в ней еще одну. « Смотрите, еще одна матрешка, посмотрим, что там». Разбираю вторую матрешку и нахожу в ней третью – самую маленькую. «Оказывается здесь целых три матрешки, (складываю все три), а можно сделать опять одну? А как?». Обращаю внимание младших дошкольников на то, что маленькая матрешка не разбирается, а целиком вкладывается в нижнюю часть средней, которая потом закрывается верхней частью, после чего вставляется в нижнюю часть самой большой матрешки, и она тоже закрывается.
3. Дети выполняют указанные действия, разбирая и собирая матрешку по очереди. Отмечая особо тех ребят, которые без проб, на глаз, находят нужные части матрешки и быстро собирают её. В конце игры матрешек выстраиваю по росту и веду на прогулку.
Игра: «Сбор фруктов»
Дидактическая задача: Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.
Материал: Яблоки – образцы (вырезанные из картона) 3 величин – большие, поменьше, маленькие; дерево с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 6 яблок разной величины). Диаметр каждого следующего яблока меньше предыдущего на 6,5 см. Книга с красочными иллюстрациями «Гуси – лебеди». Три куклы разного роста.
Ход игры:
1. Рассказывание русской народной сказки «Гуси – лебеди». Рассматривание красочных иллюстраций к сказке. «Смотрите, ребятки, какая красивая, обливная яблонька сестричку с братиком спрятала от злых гусей – лебедей. А мы тоже сейчас вырастим волшебную яблоньку, всю в спелых, сладких яблоках и угостим или наших кукол. Положим им на тарелочки. Но куклы у нас разного размера, поэтому нам придется разложить яблоки по 3 разным корзинкам: самые большие для Алёны; Средние для Оли; Маленькие для Кати. Сейчас мы с вами, скажем волшебные слова, и на этом подносе вырастет самая настоящая яблоня. Только надо всем дружно сказать волшебные слова: Крибле крабле бумс. Вот и выросла наша яблонька.
2. Показываю детям яблоню с яблоками и корзины. Возле корзинок сажаю трех кукол. « На нашей яблоне растут яблоки трех размеров. Сейчас каждый ребенок по очереди подойдет к яблоньке и по образцу сорвет такое же яблоко, что и у него в руках. Если яблоко сорвано правильно прошу положить их в соответствующую корзинку».
3. Когда все яблоки сорваны и разложены по корзинам, дети относят яблоки на стол и продолжают угощать кукол. Если игра закончена, а дети ещё не наигрались, то яблоки можно повесить на место и повторить игру.
Комплексные дидактические игры
1.Комплексная игра. «Лото «Цвет и формы»
Дидактическая задача:
- закрепить представления младших дошкольников о 5 геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и 4 основных цвета (красный, желтый, зеленой, синий);
- учить ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет и форму), отвлекаясь от третьего (величины).
Материал: 6 карт, на каждой из которых в разном порядке расположены 5 фигур – квадрат, прямоугольник, равносторонний треугольник, круг и овал. Размеры: квадрат 2,5 х 2,5 см.; прямоугольник 2,5 х 3,5 см.; сторона равностороннего треугольника равно 2,5 см.; диаметр круга 2,5 см.; Все фигуры наклеенные на одной карте имеют разный цвет. 30 вырезанных фигур – каждая из 5 форм представлена в 4 цветах (размеры: квадрат 5х5 см., прямоугольник 5х7 см., сторона равностороннего треугольника 5 см., диаметр круга 5 см., большой диаметр овала 7 см., малый – 5 см.)
Ход игры:
1. Ребята, смотрите, пока вы спали, к нам приходил почтальон. Он принес нам письмо. Давайте распечатаем его и посмотрим, что лежит в конверте и от кого оно. Вот тут пишется адрес и имя. Оно от куклы Алёны. Она прислала нам новую игру и потом придет посмотреть, как ребята научились в нее играть.
2. В игре могут участвовать от одного до шести младших дошкольников. Я беру на себя роль ведущего (позднее можно передать её ребенку). Дети получают по одной карте. Достаю из коробки по одной фигуре и спрашиваю. «У кого такая?» Если ребенок, у кого фигура есть такого же цвета и формы, обнаружил это, он получает ее и закрывает соответствующую фигуру на своей карте. Если никто не попросили фигуру, она откладывается в сторону. Выигрывает тот, кто первый закроет все фигуры на своих картах.
3. Дети играют, затем приносят кукол, мишек, зайчиков и их учат играть в лото. После окончания игры собирают фигуры в конверт и вместе складывают карты.
Конструирование
Игра: «Узкая и широкая дорожка»
Цель: Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределять постройки по поверхности. Продолжать учить играть с постройкой. Вызывать речевую активность младших дошкольников.
Словарь: Дорожка длинная, узкая, широкая, прочная.
Раздаточный материал: 5 кирпичиков, кукла, резиновая собака, кошка. Дополнительные кубики разных цветов для дополнительной подстройки. Домик из картона для куклы.
Предварительная работа:
- Рассматривание во время прогулки проезжей части.
- Рассматривание иллюстраций, изображающих улицу.
- Объяснение функций дороги во время занятия по ОБЖ.
- Приготовление для занятия 5 кирпичиков 4 основных цветов, куклу, машину, резиновую собаку, кошка.
Ход игры:
1. Введение. Ребята, сейчас я расскажу вам одну поучительную историю. Это кукла Катя и её любимые животные: кошка Мурка и собачка Бобик.
Они очень любят гулять по парку. Кто знает, что такое парк? Это лес в центре города. Там много деревьев, есть пруды. Кто любит ходить гулять в Кусково? Пошла кукла Катя со своими любимыми животными гулять в парк и заблудилась. А заблудилась она потому, что дорожки в парке были разбиты и куда идти - кукла Катя не знала. Чтоб кукла Катя дошла до своего домика надо построить ей длинную дорожку. Сейчас ребята станут около стола и помогут построить дорожку к домику куклы Кати.
2. Основная часть: У каждого у вас есть набор кубиков. Они все одинаковые по форме, размеру, но разные по цвету.
Сейчас каждый из вас, по очереди будет строить дорожку. Иди сюда, Вика, скажи мне, пожалуйста, какого цвета у тебя кубики? «Красные». Берем по одному кирпичику правой рукой и кладем их рядом. Если мы будем строить из одного кирпичика, то дорожка получится узкая, а из двух – широкая. С правой стороны стола мы будем строить узкую дорожку для собаки и кошки, А широкую с левой стороны стола построим для куклы. Для этого надо брать сразу два кирпичика и кладу их рядом, тесно прижимая, друг к другу и четко соединяя стороны. Какую ты хочешь построить дорожку, Вика, узкую или широкую? Дети по очереди выходят к столу и строят дорожку. При этом называют цвет и размер: узкую или широкую.
3. Итог. Дети помогают кукле Кате дойти до дома. Заносят её в дом и машут ей ручками. Помогаю детям обыгрывать ситуацию и развивать сюжет. К кукле Кате пришла подруга, котенок потерял дорогу домой, собирать грибы вдоль дорожки. Предлагаю им атрибуты и учу младших дошкольников развивать самостоятельно игровой сюжет. После игры дети помогают сложить кубики в ящик и сажают игрушки на место.
Игра: «Построим комнату для куклы. Встреча куклы»
Дидактическая задача: Показать детям, что из кубиков и кирпичиков можно построить комнату для куклы; стул, стол, кровать, диван. Учить сооружать одновременно несколько предметов, отличающихся по конструкции и назначению. Привлекать интерес к постройке, возбуждать интерес к игре.
Материал: 14 кирпичиков, 2 кубика, пластина, кукла, резиновая кошка.
Ход игры:
1. Введение. Ребята, к нам в гости приехала кукла Оля. Она приехала издалека и хочет немного пожить у нас в группе. Чтоб ей было удобно, надо построить ей комнату и тогда кукла подольше поживет у нас.
2. Основная часть. Сажаю младших дошкольников на ковер полукругом. «Для того чтобы построить кукле комнату, надо сначала построить Оле стул. Для этого мы возьмем большой куб и поставим его на стол. Это сидение стула. Теперь нам нужна спинка. Мы возьмем брусок и поставим его узкой стороной на ковер. У нас получился стул. Мы сейчас посадим куклу на него и будем дальше строить. Если кукла Оля захочет кушать, куда она поставит тарелку? Правильно, она сядет за стол. Мы возьмем широкую пластину – это поверхность стола. А четыре маленьких куба будут ножками для стола. Теперь мы можем угостить Олю с дороги чаем. Алина, принеси, пожалуйста, с кухни для Оли чашку и блюдце. Мы же продолжаем строить кукле Оле комнату: она попьёт чай и захочет посмотреть телевизор. Сейчас мы построим ей диванчик: у дивана есть спинка, длинное, широкое сидение, подлокотники и маленькие ножки. Мы возьмем два широких бруска и поставим их на четыре кубика. Помните, постройка должна быть устойчивой, иначе Оля упадет и сломает ножку. Третий брусок – спинка дивана, а два маленьких бруска – подлокотники.
Теперь самое основное – кровать. Для неё нам понадобится четыре детали: два длинных бруска – само ложе, на него ляжет кукла Оля, а в изголовье и в ногах поставим два кирпичика. Нам осталось застелить кровать: Ира принеси, нам, пожалуйста, матрас, подушечку, одеяльце и застели кровать для куклы Оли. Молодец. Вот теперь комната для куклы Оли готова.
3. Вывод: Дети обыгрывают различные ситуации. После того, как дети наигрались, они помогают убрать кубики и другой строительный материал обратно в шкаф.
Игра: «Постройка горки со скатом»
Цель: Учить младших дошкольников строить лестницу, приставляя наклонно к самой высокой стороне пластины. Развивать глазомер и координацию движений. Воспитывать усидчивость.
Материал: 6 кирпичиков разной длины, 1 пластина, матрешка.
Ход игры:
1.Показываю иллюстрацию «Маша катается с горки». При этом рассказываю с выражением и наизусть стихотворение:
Построили мы лесенку
На лесенке ступеньки.
Машенька по лесенке взобралась высоко:
Сидит высоко Машенька и распевает песенку:
«Я сижу на лесенке мне очень хорошо!»
2.Основная часть: Вот какая хорошая песенка у Машеньки. Послушайте, как мы можем построить свою лесенку. Для этого нам понадобится сначала пластина. Мы поставим её на узкую сторону. Она должна стоять очень устойчиво, чтобы по лесенке было удобно подниматься. Теперь с другой стороны мы по очереди будем ставить кирпичики; сначала самый длинный, потом короче, далее ещё короче. Пока не используем все кирпичики. Теперь матрешка может взобраться по лесенке и скатится с нее. Смотрите, как хорошо матрешке. А теперь вы сами построите горку с лесенкой и покатаете матрешку.
Дети строят свои горки и катают матрешку с горки. Предлагаю им пригласить покататься других игрушек. После игры дети помогают убрать кубики и складывают их в коробку. Игрушки сажают на место.
Игра: «Сложи лицо»
Цель: научить младших дошкольников составлять лица из отдельных элементов, развить мелкую моторику рук и обогащать тактильные ощущения младших дошкольников, воспитать интерес к мимике человеческого лица.
Оборудование: Лица вместе с париками 4х форм (круглые, квадратные, овальные, грушевидные, треугольные). Глаза, носы, брови, рты. Картинки с изображением лиц.
Ход игры:
1. Смотрите, ребята, какие разные лица на наших картинках. Вот эта девочка грустная, а вот мальчик смеется. Уголки губ подняты вверх. У каждого соё настроение, выражение лица. А все ли лица одинаковые? Даже у вас. У Алины лицо круглое, а у Саши – узкое, вытянутое. Мы все разные по цвету глаз, бровей, волос. Сейчас мы попробуем вместе с вами составить или свое лицо или лицо своего друга. Посмотрите внимательно друг на друга и отметьте для себя, какого цвета волосы, глаза, какие брови и губы.
2. Посмотрите на свои трафареты, нам нужно подставить такие глаза, губы, носы и брови, чтобы лицо стало как живым и похожим на нас с вами. Выбирайте, какие глаза подойдут вашему человечку: если лицо круглой формы, то ищите и глаза круглые. Если лицо узкое, овальное; то и глаза маленькие, вытянутые. Подобрали глаза? Молодцы. Теперь ищите на подносах нос. Надо чтобы он соответствовал форме лица. А вот рот вы выберете сами и скажете мне, какой у вас получился человечек: веселый или грустный.
3. Молодцы, ребята, какие разные у вас получились человечки. А какие интересные истории вы о них рассказали. А теперь человечки устали и пойдут спать обратно в конвертики, а ребята пойдут собираться на улицу, так как там весна, светит солнышко, и поют птички.
Приложение 3
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дидактических игр во 2 младшей группе
Тема | Задачи | Формы работы | Литература |
«Там горы высокие» | Развивать мелкую моторику, знакомить и пополнять представления о понятиях: гора-яма, быстро - медленно, и т.д. Воспитывать интерес к результатам продуктивной деятельности. |
Фокус Беседа о камушках Продуктивная деятельность (лепка мышонка) Обыгрывание поделки. | №469 с 14-17 |
«Солнышко для жирафа» | Развивать мелкую моторику, пополнять представления детей о животном – жирафе, растении-пальме, развивать умения различать величину. Закрепить умение аккуратно наклеивать изображение на бумагу. | Беседа о жирафе и пальме. Продуктивная деятельность (аппликация) Обыгрывание поделки. | С 18-19 |
«Тучка большая, тучка дождевая» | Развивать мелкую моторику рук, формировать интерес к изобразительной деятельности, продолжать учить правильно держать карандаш или фломастер. | Рисование тучки сначала в воздухе, а затем на бумаге фломастером. Пальчиковая гимнастика «Звуки дождя» Лепка из пластилина «Капельки дождя» Поощрение детей. | С 20-21 |
«Ёжики» | Развивать мелкую моторику рук, расширять представления об осени, о подготовке животных к зиме, закреплять понятия «большой -маленький», формировать гуманное отношение к животным. | Рассматривание листьев деревьев. Беседа с детьми. Рисование листочков. Лепка «Яблоки для ёжиков» Выставка поделок. Поощрение. | С 22-23 |
«В синем, синем море» | Расширять представления о флоре и фауне моря, учить детей работать с природным материалом, развивать мелкую моторику. | Сюрпризный момент. Гимнастика для рук. Рисование фломастерами «Волна» Похвалить детей. |
С 24-27 |
«Дачный домик» | Формировать интерес к ИЗО, гуманное отношение к животным, учить самостоятельному прорисовыванию деталей изображения, закрепить знания геометрических фигур. | Пальчиковая гимнастика. Рисование глазок кошке. Строим домик из бумаги. Лепка «Заборчик» Обыгрывание поделки. | С 27-29 |
«Божьи коровки» | Познакомить детей с понятием «насекомые», тренировать навык распределения точек на изображении, учить правильно держать карандаш, знакомить детей со свойствами и текстурой соленого теста, развивать крупную моторику. | Знакомство с насекомыми. Рисование в воздухе. Рисование на бумаге. «Дорисуем коровке точки на спинке» Лепка коровок из соленого теста. Обыгрывание поделки. | С 30-32 |
«Домик Нуф-нуфа» | Развивать мелкую моторику , расширять представления о временах года, научить детей приёмам скатывания и вытягивания пластичных материалов. | Беседа. Лепка поросят. «Домик из веток» Лепка дерева. Обыгрывание поделки. |
С 33-35 |
«Большая репка маленькой мышки» | Познакомить с понятием «трафарет», закреплять умение пользоваться шаблоном, воспитывать сочувственное отношение к ближним. | Беседа по сказке «Репка» Раскрашивание картонной репки. Игры с манной крупой. Обыгрывание поделки. |
С 35-36 |
«Ёжик и белка» | Расширить представления о временах года, тренировать детей в раскатывании пластилина в ладонях прямыми движениями, воспитывать заботливое отношение к окружающим. | Беседа. «В лес за ягодами и грибами» Рисование ватными палочками. «В гости к белочке» Лепка веток из пластилина. Обыгрывание поделки. | С 37-39 |
«Подарки из сапожка» | Формировать у детей чувство удовлетворения и радости от процесса получения и преподнесения подарков. Учить выкладывать на бумаге приготовленные фигуры и наклеивать их, развивать у детей интерес к аппликации. | «Рождественский сапожок» (украшение сапожка аппликацией) «Зерна для курочки» (лепка из пластилина) «Яблоки для ежика» (лепка из пластилина) Поощрение Обыгрывание поделки. | С 39-42 |
«Неваляшка» | Формировать умение сооружать постройки по образцу, развивать умение различать и называть основные формы строительного материала, создавать радостное настроение , удовлетворение от результатов работы. | Беседа с детьми «Наша неваляшка» «Кроватка для неваляшки» (изготовление кроватки из конструктора) « Маленькая неваляшка» (изготовление неваляшки из пластилина) Похвалить детей Обыгрывание поделки. | С 42-45 |
«Утенок и цыпленок» | Развивать мелкую моторику рук, учить закрашивать изображение , не выходя за контур, учить пользоваться сюжетными игрушками, продолжать воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь. | Беседа с детьми Конструирование утят из пластилина Конструирование мостика из пластилина Кормим утенка крошками хлеба ( отщипываем из пластилина кусочки) Аппликация « Утенок» Поощрение Обыгрывание поделки. | С 45-49 |
«В гости к совёнку» | Совершенствовать навык рисования пальцами, развивать чувство ритма, формировать бережное отношение к природе, создавать положительное настроение. | Беседа с детьми Аппликация крапинок мухомора Рисование ягод на стебельке Выставка. | С 49-53 |
« Матросская шапка, веревка в руке….» | Продолжать учить детей пользоваться пипеткой, кусочком поролона для переноса жидкостей, формировать умение проводить горизонтальные линии, развивать умение скатывать из кусочка пластилина шарик круговыми движениями ладоней. | Чтение стихотворения про кораблик Конструирование кораблика Лепка из пластилина Рисование фуражки Аппликация ««Кораблик» Обыгрывание поделки. | С 53-57 |
« Запасы мышонка » | Учить детей создавать изображение способом примакивания с опорой на непрерывную линию, совершенствовать навык вдавливания природных материалов в пластилиновую основу, развивать чувство ритма. | Рассматривание картины Рисование колоска Показ в игровой форме « Спелый колосок» Обыгрывание Показ муки Изделия из муки. | С 57-61 |
«Антошка» | Продолжать развивать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, формировать умение рисовать круг, развивать мелкую моторику рук, воспитывать доброе и заботливое отношение к окружающим. | Демонстрация маленькой куклы «Антошка» Беседа Рисование портрета Антошки Конструирование домика для Антошки из спичек на пластилиновой основе «Бутерброды для Антошки» (из пластилина) Обыгрывание поделки. | С 61-64 |
«Тормозящий автомобиль» | Продолжать развивать у детей умение сооружать постройки по образцу, развивать умение различать и называть основные формы, создавать радостное настроение, удовлетворение от результатов работы. | Игра «Чудесный мешочек» Конструирование башни «Клеем башню из квадратиков» Обыгрывание поделки. | С 65-69 |
«Кошка, котёнок и мячик» | Учить детей рисовать крупной кистью слева направо, формировать умение сжимать и скатывать в шарик квадрат из тонкой пищевой фольги, продолжать воспитывать интерес к лепке. | Катание шариков кошке Конструирование башни из кубиков Аппликация « Кошка и мячик» Рисование кошке усиков и глазок Рисование широких линий Обыгрывание поделки. | С 69-73 |
«Лошарик» | Продолжать развивать умение раскатывать комок пластилина круговыми движениями ладоней, определять предметы по форме. Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания цветов, побуждать называть цвета. | Строительство «Конюшни» Строительство дома Лепка лошадки Поощрение Обыгрывание поделки. | С 73-77 |
Приложение 4
Контрольный этап
Цель: Сравнить полученные данные после проведения формирующего этапа.
Методы: Педагогический эксперимент, показ практических действий.
Приемы: Сенсорное обследование с наглядным объяснением.
Оборудование: Набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый) 3 разных величин (большой, средний, маленький).
Результаты диагностики уровня сенсорного развития у дошкольников на контрольном этапе представлены в таблице 2 и на диаграммах 3,4.
Таблица 2
Уровень развития 1 младшая группа | Констатирующий этап (начало 2011-2012гг.) | Контрольный этап (конец 2011-2012гг) |
высокий | 29% | 72% |
средний | 44% | 26% |
низкий | 27% | 2% |
Уровень развития 2 младшаягруппа | Констатирующий этап (начало 2012-2013гг.) | Контрольный этап (конец 2012-2013г.) |
высокий | 22% | 71% |
средний | 69% | 22% |
низкий | 9% | 7% |
Контрольный этап
Уровень развития сенсорного восприятия, 1 младшая группа
Диаграмма 3
Уровень развития сенсорного восприятия, 2 младшая группа
Диаграмма 4
Вывод: можно отметить результаты положительного влияния регулярной, комплексной работы по развитию сенсорного восприятия у дошкольников с использованием системы дидактических игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение 1 к методической разработке презентация Блокада
Материал презентации служит приложением к методической разработке по знакомству детей с городом Санкт-Петербургом, его достопримечательностями и историей....
«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры». Описание методической системы
Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприят...
"Организация методической помощи педагогам в работе с одаренными детьми в рамках реализации научно методической системы Н.М. Крыловой «Детский сад – Дом радости»
На развитие одаренности влияет много факторов, но основной из них - педагогический. Наибольший успех в развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его пот...
Характеристика методической системы дошкольного образования "От рождения до школы". Особенности содержания и методов развития математических представлений дошкольников, реализующих требования ФГТ т ФГОС в данных системах.
Анализ раздела "Развитие элементарных математических представлений" комплексной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербово...
Описание методической разработки с ИКТ для детей средней группы "Загадочный мир воды"
Описание методической разработки с ИКТ для детей средней группы "Загадочный мир воды"...
Описание методической разработки. "Тетрис из картона»
Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенк...
ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ПО ТЕМЕ: «Тема: «Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования с применением элементов робототехники»»
Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования с применением элементов робототехники проходит в нескольких направлениях....