методическая разработка "Город мой-город с детства родной"
учебно-методический материал (старшая группа) по теме
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным городом с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона “Об образовании в Российской Федерации” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_metodicheskaya_razrabotka.docx | 101.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Город мой – город с детства родной»
Авторская педагогическая разработка
(адаптационная, комбинаторная, радикальная)
Автор:
Давыдова
Наталья Игоревна
Воспитатель
МБДОУ «Д/С ОВ №37»
Пояснительная записка
«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».
Д.С.Лихачёв
.
Актуальность
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным городом с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Детство - ответственный этап в становлении личности и её нравственной сферы. Имена Усольских улиц отражают интереснейшую историю нашего города. Они могут рассказать о том, как селились вместе в разных районах города люди одной профессии (кожевенники, гончары, ткачи).
Город Усолье - Сибирское — город старых окраин и молодых кварталов, город с интересным нелегким прошлым и большим будущим.
Ознакомление детей с родным городом обязательно должно включать и ознакомление с историей города, приобщение к традициям людей разных национальностей, поскольку город наш интернациональный здесь проживают: киргизы, азербайджанцы, буряты, узбеки, казахи и др., на протяжении долгого времени населявших и живущих до сих пор. Это формирует у детей представления о мультикультурности окружающего их мира, о том, что люди разных народов издавна живут вместе и должны относится друг к другу уважительно и доброжелательно. Эта работа также обогащает кругозор детей о русской культуре, об истории города, о поэтах и художниках, каких немало в нашем городе.
Необходимо отметить, что Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают включение образовательного содержания с учетом регионального компонента, краеведения. Таким образом, разработка авторской программы определяет традиции, ценности, национально культурные особенности ближайшего социокультурного контекста развития детей дошкольного образа.
За основы были взяты программы:
- «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Автор - Натарова В.И.
- «Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья» /Л.А.Мишарина, В.А.Горбунова/.
В основу программы положены принципы современной системы Российского образования:
- профессиональная компетентность педагога, основанная на личностно – ориентированном взаимодействии его с ребенком;
- сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры.
Новизна:
Внедрение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом новых Федеральных государственных требований к основной образовательной программе дошкольного образования.
Методологическая основа исследования:
- личность развивается в деятельности и ребёнок, является субъектом этой деятельности (А.Н.Леонтьев, Н.Н. Подъяков, В.В.Давыдов);
- положение о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И. Лисина, А.П.Усова, Д.Б. Эльконин);
- дошкольное детство является сенситивным периодом для приобретения детьми социально-нравственного опыта (Р.С. Буре, А.В.Запорожец, А.М.Виноградова, А.А. Люблинская, В.С.Мухина).
Задачи:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своего города;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- формирование мира и межличностных отношений.
Цель:
- воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- актуализация знаний детей о родном городе,
- способствование формированию у ребенка представлений о себе, своей семье и социальном окружении.
Разработанная система опирается на образовательные задачи развития ребенка старшего дошкольного возраста и соответствует их возрастным особенностям.
В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования тема моей работы проходит через интеграцию образовательных областей в рамках регионального компонента: «Познание», «Труд», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Здоровье», «Физическая культура»,
В материалах показано, как можно совершать с дошкольниками «Виртуальные путешествия» по улицам города (проектная деятельность детей).
Во время этих «путешествий» дети не только слушают рассказы педагога, но и смотрят видеофильмы, записи выступлений народных коллективов, могут сами попробовать себя в роли мастеров, создают изделия декоративно – прикладного искусства или готовят национальные блюда.
Не только дети, но и родители могут познакомиться в детском саду с историей родного города, лучше узнать его прошлое и настоящие. Для них подбирается материал, рассказывающий о происхождении названий усольских улиц, об истории города.
Гипотеза авторской разработки:
Уровень познавательно деятельности детей старшего дошкольного возраста повысится, если:
- Педагоги будут заинтересованными руководителями процесса поисково-исследовательской деятельности детей.
- Будут созданы условия для познавательного развития детей, с учетом личностно-ориентированного подхода к личности каждого ребенка.
- В педагогический процесс будет включено специальное обучение детей творческой и поисково-исследовательской деятельности с использованием дидактических игр, развивающих игровых пособий и упражнений в течение всей организационной деятельности педагога с детьми.
- Дидактический, информационный и практический материал по развитию нравственно - патриотической и поисково-исследовательской деятельности будет подобран в соответствии с возрастом детей.
Предполагаемый результат
- Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Освоение доступных знаний об истории родного города, улиц.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Структура авторской разработки включает в себя:
- Пояснительная записка.
- I Раздел. Планирование работы .
- II Раздел. Формы работы с детьми и их распределение в учебном плане.
- Диагностический инструментарии.
- Приложение:
- совместная деятельность детей и взрослого (старший дошкольный возраст);
- конспекты организации непосредственно образовательной деятельности детей и взрослых.
- игры народов Сибири
- Информационный блок
Методика работы
Авторская разработка рассчитана на два года (дети 5-7 лет) непрерывной, систематической и последовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Организация непосредственно образовательной деятельности включает познавательный цикл ознакомления дошкольников с социальной действительностью, один раз в неделю по 20 – 30 минут.
Методика включает три основных этапа:
I этап – подготовительный.
II этап – основной.
III этап - заключительный.
Учебный план
Авторской педагогической разработки
«Город мой – город с детства родной»
Цель: воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем через усвоение опыта общественной жизни, активное познание дошкольником социальной действительности.
Категория обучающихся: дети 5-7 лет
Режим организации непосредственно образовательной деятельности с детьми: 25-30 мин. (1 раза в неделю).
№ | Наименование тем | Всего часов | Форма контроля |
1. | Диагностика | 3,5 ч. (7 чел. по 30 мин.) | Выявление уровня знаний детей первичной диагностики |
2. | Тема 1. «Прошлое нашего города» | 1,5часа | Метод наблюдения |
Тема 2. «Имя нашего города» Тема 3. «Герб Усолья -Сибирского» Тема 4. «Богатство нашего края» | 1часа 1 час 1 часа | Метод наблюдения | |
Метод наблюдения | |||
Метод наблюдения | |||
Тема 5. «Члены моей семьи живут и работают в Усолье» | 1,5 часа | Метод наблюдения | |
3. | Тема 6. «Важные места родного города» | 1 часа | Метод наблюдения |
Тема 7. «Улицы моего города» | 2 часа. | Метод наблюдения | |
Контрольная диагностика | 3,5 ч. (7 чел. по 30 мин.) | Сравнение показателей первичной и завершающей диагностики. | |
Итого | 16 часов |
Приложение № 1
Перспективный план работы с детьми по теме «Мой город»
(подготовительная группа)
тема |
содержание деятельности | ||||||||
познавательная деятельность | Речевая дея-ть
| Продуктивная деят-сть | игровая деят-сть | театрал. деят-сть | Музык д-сть | Труд…деят-сть | Двигател. актив. | работа с родителями | |
Прошлое Нашего города
| Экскурсия в Краеведческий музей в русскую избу Цель: дать детям представление о музее, познакомить со старинными предметами русского обихода
Экскурсия в городской краеведческий музей «Как жили наши предки в старину» Цель: продолжать знакомить со старинными предметами русского обихода: одеждой, обувью, посудой, мебелью, транспортом, Образовательная область ознакомлению с окружающим «Путешествие по реке времени» Цель: сравнивать современные предметы обихода (посуда, одежда, обувь, мебель и т.д.) со старинными
Рассказ воспитателя «Деревенька Михалевка» Цель: познакомить детей с прошлым родного города
|
Беседа « Что такое музей» Цель; закреплять у детей знания о музее как месте хранения предметов старины |
Рисование «Наряды красных девиц и добрых молодцев» Лепка «Чугунок и крынка – посуда по старинке» Конструирование (из строителя) «Деревенька», «Терем-теремок» Цель; побуждать детей отражать знания о старинной русской одежде, посуде, жилище в продуктивных видах деятельности |
Д/и « Что было и что будет» Цель: соотносить одинаковые по назначению современные и старинные предметы обихода |
Драматизация русских народных сказок с использованием элементов русского народного костюма |
Разучивание русских народных песен Цель: дать представления о том, какие в старину пели песни
Фольклорный праздник «Посиделки» Цель:дать представления о том, как в прошлые времена люди веселились |
|
Разучивание русских народных подвижных игр |
|
Имя нашего города
Герб Усолья
Богатство нашего края | Образовательная область ознакомлению с окружающим «Что значат наши имена» Цель: дать детям знания о том, что у каждого человека есть имя, рассказать о том, как на Руси давались имена, и что они обозначают, вызвать у детей интерес к этой теме.
Экскурсия в краеведческий музей «Легенды старого города» Цель: познакомить с легендой о возникновении города ( об основании города братьями Михалевыми), представление об одном из старинных ремесел –солеварении Опытническая деятельность; получение соли Цель:закреплять представление о получении соли в практической деятельности
Экскурсия на соленой источник Цель: рассказать, что много лет назад на месте источника начал «расти» наш город
Рассказ воспитателя о гербе Усолья - Сибирское Цель: формировать представления о гербе как отличительном знаке города, о его внешнем виде (форме, цвете, составляющих частях и элементах),
Экскурсия к Ангаре Цель: формировать у детей представление о том, что их родной город стоит на реке Ангаре, (см. мат-л в кн.)
Ознакомление со свойствами глины, песка; составление коллекции Цель: дать представление о полезных ископаемых Усолья- Сибирского (добыча соли)
Рассказ сотрудника краеведческого музея о старинном способе добычи соли. Цель: продолжать знакомить детей со старинными ремеслами города
Экскурсия к Спасской церкви: рассматривание декоративных украшений из изразцов Цель: продолжать приобщать детей к своеобразию храмовой культуры |
Чтение стихотвор. «Обо всем, Что любо Городу, Обо всем, Что ему дорого, Герб вам Может Рассказать Увлекательно И коротко, Город может природой гордиться, диким зверем И редкою птицей, Город может историю чтить, Может память о предках хранить. Обо всем, что свято городу, Обо всем, что ему дорого, Герб вам может рассказать увлекательно и коротко»
Составление описательных рассказов о гербе Цель: учить составлять рассказ по определенному плану: форма, цвет, части, о чем рассказывает герб(история, природа, труд людей)
|
Рисование «Братья Михалевы Цель: побуждать детей отражать знания древней истории в рисунках, обратить внимание на изображение одежды героев.
Конструирование «Башня» Цель: закреплять знания о частях башни (стены) Рисование «Русский люд» Цель: упражнять детей в изображении русского платья Аппликация «Герб нашего города» Цель: закреплять знание о составных частях герба Усолье -Сибирское
Рисование «На Ангаре » Цель: Вызвать желание создать образ красавицы реки, закреплять представления об обитателях реки
Художественное творчество(лепка) «Изготовление пластин для изразцов» Цель: закреплять представление о свойствах глины, формировать умение работать с этим материалом
Рисование « Узор для изразцов» Цель: развивать творчество, закреплять знания детей о традиционных элементах русского декоративного рисунка (цветы, листья, птицы).
|
Д/и «Назови по имени» Цель: закреплять понятие о том, что у каждого человека есть имя, у каждого объекта – название
Д/и «Собери целое Цель: упражнять в составлении Усольского герба из деталей
Игры с водой, воздухом «Морской бой»
С/р игра «Путешествие по Ангаре» Цель: побуждать детей отражать полученные представления в играх
Д/и «Парные картинки» Цель: устанавливать связь м/у природными богатствами Усолья и изделиями, продуктами, которые из них производятся
|
Ситуативное обыгрывание исторического события
|
Слушание песни «Ангара»
|
Трудовые поручения по поддержанию порядка на территории детского сада
|
Физкульт-ное развлечение «Усольчане»
| Зада-ние родителям: «Имена пред-ков» Цель: расска-зать детям, как звали их праба-ушек, праде-душек Выставка «Город чудный, город древний» Цель: позна-комить с историей возникновения Усолья, с проис-хожде-нием названия города
Выставка «Мой город вчера» Цель: Знакомить с историческими местами города
Выставка «Герб мой семья» Цель: развитие творческих способностей .
Выставка «Островки памяти» Цель: познакомить с архитектурными памятниками Усолья
|
Члены моей семьи живут и работают в Усолье Любимые уголки родного города |
Целевые прогулки к школам микрорайона Гимназия № 1,9 школа №17, в музыкальную школу, в магазины «Ткани», «Продукты», детскому саду №32; экскурсии на хлебозавод, на, мебельную фабрики ( на предприятия и учреждения, где работают и учатся родственники детей) Цель: знакомить с предприятиями и учреждениями города на основе ознакомления с трудом близких людей (родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер)
Занятие по ознакомлению с окружающим «Знакомство со свойствами бумаги» (газетной, картона) Исследовательско-познавательная деятельность: изготовление бумаги
Совместная деятельность воспитателя и детей: приготовление печенья
Цель: знакомить с изделиями усольских предприятий в процессе практической деятельности Целевые прогулки по окрестностям: по улицам города (где живут дети, где находится детский сад), по любимым местам города ( в том числе, к городским площадям, к Дому культуры, стадиону, в библиотеку) с использованием самодельной карты Цель: знакомить с родным городом: улицами, площадями, основными достопримечательностями |
Составление рассказов на темы «Моя родная улица» Цель: учить рассказывать о родной улице, называть учреждения, достопримечательности, которые находятся на этой улице; «Любимые уголки родного города» Цель: формировать представления об основных достопримечательностях города. |
Ручной труд «Волшебный цветок» (составление генеалогического древа семьи) Цель: закреплять знания о членах семьи)
Конструирование «Мебель» (из бросового материала) Цель: в практической деятельности знакомить с изделиями Усольских предприятий
Совместная деятельность воспитателя и детей: оформление странички фотоальбома «Члены моей семьи живут и работают в Усольее» Цель: формировать представления о труде людей, работающих на усольских предприятиях Рисование «Моя родная улица», «Любимые уголки родного города»
Совместная деятельность воспитателя и детей: создание копилки «Улицы города», оформление страницы фотоальбома «Любимые уголки родного города |
С/р игры «Магазин», «Шоферы», «Школа», «Концерт», «Детский сад» Цель: отражать полученные представления в игре
Д/и «Кому что нужно» Цель: формировать представления об орудиях труда С/р игра «Поездка по родному городу»
Д/и «Путешествие по улицам города» Цель: отражать представления о достопримечательностях города в игре |
Пластический этюд «Угадай, кем работает моя мама, папа, бабушка, дедушка и др.)? |
Концерт учащихся музыкальной школы Разучивание песен о Родине
Праздник «Вы откуда? Мы – из Усолья» |
Трудовые поручения во время целевых прогулок, экскурсий предприятиям, учреждениям города Трудовые поручения (во время целевых прогулок ) по поддержанию порядка в родном городе |
Досуг «Наши гости» Цель: привлекать родителей к формированию представлений о трудовой деятельности взрослых, работающих на предприятиях города Участие родителей в прогулках,экскурсииях по родно-му городу | |
Важные места родного города |
Целевые прогулки к детской и взрослой поликлиникам, больницам, беседа «Чем отличается поликлиника от больницы? Чем отличаются детская поликлиника и больница от взрослых? Чем они похожи?»
Экскурсия на почту, беседа : «Для чего нужна почта?»
Экскурсия в пожарную часть, беседа с пожарными, рассматривание пожарной машины, наблюдение за ее работой Викторина « Не шути с огнем»
Целевая прогулка к пункту полиции Цель: уточнить представления детей о назначении данных учреждений, об их расположении в микрорайоне, их значении в жизни людей нашего города |
Составление детьми рассказов из личного опыта «Как я ходил к врачу» Чтение произведения К.Чуковского «Айболит» Составление поздравительных открыток для своих родных Чтение произведения С.Маршака «Почта» Чтение произведений С.Маршака «Пожар»
Чтение стих. «Домик у перехода» А.Усачева «Рассказать про сорочат» Н.Пикулевой |
Создание атрибутов к с/р игре «Поликлиника», «Больница»
Создание атрибутов к с/р игре «Почта»
Создание атрибутов к с/р игре «Пожарные», карт-моделей, обозначающих правила поведения при пожаре Создание макета «Улица»,создание карт-моделей, обозначающих правила поведения на дороге, макетов дорожных знаков |
С/р игра «Поликлиника», «Больница»
С/р игра «Почта»
С/р игра «Пожарные» Создание игровых ситуаций «Поездка на автобусе», «Прогулка по городу» Цель: побуждать детей отражать имеющиеся представления в игре |
Инсценировка отрывков из произведения К.Чуковского «Айболит»
Инсценировка произведения С.Маршака «Почта»
Инсценировка произведения С.Маршака «Пожар» Инсценировка проблемных ситуаций, наблюдающихся при нарушении правил дорожного движения |
Разучивание «Дорожной песни» А.Усачева |
|
Эстафеты «Юный пожарник |
Консультация для родителей «Куда спешат красные машины»
Консультация «Воспитание старших дошкольников дисциплинированными пешеходами
|
План образовательной работы с детьми 5-7 лет в рамках проекта «Улицы моего города»
Образовательная область | Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимные моменты |
1 | 2 | 3 |
Ул. Ленина (Большая) | ||
Познание Формирование целостной картины мира. | Беседа о старейшей улицы города | Экскурсия по улице, рассматривание фотографий, достопримечательностей |
Курорт «Усолье» - беседа о истории курорта. | Просмотр видеоматериалов, фотографий. посещение музея «Курорта» | |
Расширение кругозора | Соленой источник- беседа-рассказ об историческом прошлом. Где зародился наш город ,кто является проотцами нашего города. О каторжном труде на солеварне. | Экскурсия к соленому источнику |
Конструирование | Постройка соляной шахты из напольного конструктора | Просмотр иллюстраций с изображением разных видов соляных шахт |
Труд Формирование первичных представлений о труде взрослых | Ознакомление с профессиями взрослых, связанных с солеварением чирочным промыслом (пошив обуви), шорный (кожаные ремни, упряжь), рукавичный и др. | Подбор и изготовление атрибутов для игр. Экскурс в прошлое –профессии далеких дней.. |
Социализация Игровая деятельность. | Сюжетно – ролевая игра « Ремесленники нашего города» | |
Познание Познавательно-исследовательская деятельность | Самостоятельное изготовление детьми соли (выращивание соляного кристалла) | Просмотр видеофильма о процессе выращивания соляного кристалла. |
Художественное творчество | Рисование на кожи, совершенствование техники рисования с применением разных декоративных элементов | Рассматривание иллюстрация с декоративным оформлением. |
Аппликация « Красивые уздечки». Создание декоративных изображений в технике прорезания декора. Совершенствование техники пользования ножницами ,вырезание узоров из бумаги ,сложенной гармошкой. | Составление коллекции «Красивых уздечек» | |
Чтение художественной литературы. | Чтение рассказа | Чтение русской народной сказки |
Социализация. Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств | Беседа о народных традициях изготовление предметов домашнего быта из глины | Посещение Краеведческого музея –секция -посуда |
Музыка | Прослушивание песен о городе | Слушание DVD народных коллективов города |
Здоровье | Формирование представлений о необходимости бережного отношения к своему здоровью. Умение одеваться по погоде. Укрепление здоровья через приобщение к элементам зимних видов спорта, играм и забавам на воздухе. | Закрепление правил в процессе одевания на прогулку. Обучение ходьбе на лыжах. Спортивные игры и упражнения на воздухе |
Безопасность | Обсуждение правил безопасного поведения на дороге | Закрепление на прогулке правил безопасного поведения на дороге. |
Улица Интернациональная (Полевая) | ||
Познание Формирование целостной картины мира | Путешествие по улице Интернациональная. Знакомство с картой города. Обогащение представлений о различных видах городского транспорта. | Просмотр слайдов ,фотографий старой части улицы и новой, иллюстраций с изображением различных видов транспорта – поездка в трамвае, автобусе ,легковом и грузовом транспорте. |
Труд | Обогащение представлений о профессиях взрослых работающих в трамвайном Депо ( наладчик, электрик ,вагоновожатый , кондуктор, сварщик) | Рассматривание иллюстраций с изображением людей разных профессий ,работающих в Депо. Экскурсия в трампарк. |
Безопасность | Уточнение представлений о правилах безопасного поведения людей на улицах города и во время поездок в общественном транспорте. | Разыгрывание ситуаций безопасного поведения на улицах города и в транспорте. |
Художественное творчество | Рисование старой части и новой части улицы Интернациональная. Совершенствование изобразительных умений и навыков –умение соединять различные цвета для получения нужного оттенка, навыков владения кистью. | Просмотр слайдов с изображением улицы Интернациональной-прошлое, настоящие. |
Аппликация «Веселые трамвайчики» Совершенствовать технику вырезания ножницами. способствовать навыкам дизайнерского оформления трамвайчиков | ||
Чтение художественной литературы | «Моя улица» Пишумов Я. | |
Коммуникация | Развитие связной речи – составление рассказов из личного опыта о поездках в пассажирском транспорте. | Разыгрывание проблемных ситуаций в пассажирском транспорте |
Познание Познавательно –исследовательская деятельность | Обогащение представлений о свойствах муки и теста. Изготовление традиционных расстегаев | |
Здоровье | Обсуждение правил личной гигиены, которые необходимо соблюдать в процессе приготовления пищи. | Соблюдение правил приготовление расстегая |
Музыка | Знакомство с музыкальной культурой русского народа. Развитие умений петь ,способствовать к танцевальной импровизации. | Просмотр видеофильма с записью русского народного танца «Барыня» |
Социализация Включение детей в систему социальных отношений. Приобщение к принятым нормам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. | Досуг «Армянская мазайка» расширение представлений о культурных традициях армянского народа. Воспитание уважительного отношения к людям разных национальностей | Рассматривание иллюстраций внешнего и внутреннего убранства армянского жилища. Ознакомление с традиционными блюдами армянской кухни |
Физическая культура | Разучивание армянских народных подвижных игр (Пастух, Козлик-козлик, Крепость) | Проведение армянских народных подвижных игр Пастух, Козлик-козлик, Крепость на прогулке |
Главная улица Сибири - Московский тракт | ||
Познание Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора | Беседа о самой длинной улицы Сибири, обсуждение название, почему и когда оно было дано (историческая справка) | Рассматривание иллюстраций о каторжниках |
Труд Формирование первичных представлений о труде взрослых | Закрепление представлений о нелегком труде каторжников. Дать понятие кто такой каторжник. | Закрепление представлений о каторжном труде . |
Художественное творчество | Рисование « Каторжная работа».Формирование композиционных навыков – единого замысла. Закрепление различных приемов рисования кистью. | Просмотр документального фильма о Каторжном труде |
Чтение художественной литературы | Шаманский «Моё Усолье» | Посещение музея «Курорта Усолье» |
Коммуникации | Развитие связной речи -пересказе фрагмента рассказа о 16 красноармейцах | Экскурсия к «Мемориалу памяти» |
Физическая культура | Формирование физических качеств: быстроты, силы и ловкости. Развитие умений взаимодействовать друг с другом в команде. Проведение эстафеты : «Кто быстрее добежит до флажка», «Прыжки в мешках», «Самый ловкий», «Преодоление препятствий» | Проведение русских народных подвижных игр : «Фанты», «Горелки», «Краски» |
Здоровье | Формирование преставления о здоровом образе жизни, необходимости организационной деятельности | Приобщение к спортивной деятельности на воздухе |
Безопасность | Обсуждение правил безопасного поведения на спортивной площадке | Закрепление во время двигательной прогулки правил безопасного поведения на спортивной площадке |
Музыка | Ознакомление с музыкальными традициями русского народа, колыбельными | Слушание аудиозаписей с исполнением русской народной музыке. |
Социализация Приобщение к принятым нормам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками | Досуг « На празднике вместе с бабушкой Ефросиньей» Обогащение представлений детей о традициях и обычаях русского народа. Ознакомление детей с традиционными блюдами русской кухни (свекольник ,блины). | Обсуждение правил поведения на празднике, закрепление вежливых форм выражении благодарности за угощения и отказа если еда не понравилась. |
«Город мой – город с детство родной»
Перспективное планирование работы по социально-личностному развитию.
( старшая группа)
Время проведения | Тема | Цели | Форма проведения |
сентябрь | «Знаешь ли ты свой город?» | Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию | Беседа, анкетирование |
«Угадай, где я нахожусь?» | Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города | Дидактическая игра | |
«Где я отдыхал летом» | Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке |
Рисование | |
октябрь | «История возникновения родного города» | Познакомить детей с историей возникновения города, его постройками. Воспитывать интерес к истории города | Занятие |
«Центральная улица города» | Сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото) и современную | Дидактическая игра | |
«Улицы родного города» | Учить передавать красоту родного города | Изобразительная деятельность | |
Познакомить родителей с историей образования края и его достижениями. | Оформление стенда для родителей | ||
Ноябрь | «Достопримечательности родного города» | Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками города | Занятие (фотоальбом) |
«Найди отличия» | Сравнивать особенности старого и современного города | Дидактическая игра | |
«Русская изба на Алтае» | Знакомить детей с историей строительства домов | Изготовление мини-музея. | |
«Придумай названия будущим улицам города» | Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали | Творческое задание | |
Декабрь | «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию» | Учить детей отличать профессии города от профессий села. | Дидактические игры |
«Все профессии важны»… | Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда | Сюжетно-ролевые игры | |
«Делу – время, потехе – час» | Закреплять знание русского фольклора | Конкурс пословиц и поговорок | |
«Предприятия родного города» | Расширять знания о предприятиях города, изготавливаемой продукции | Занятие | |
Январь | «Флора и фауна Сибирского леса» | Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире . | Экскурсия в музей |
«Кто живет в Сибирской тайге | Вечер загадок | ||
«Поможем птицам зимой» | Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе края | Акция – кормушки для птиц | |
«Птицы сибирского леса» (презентация) | Формирование знаний о птицах сибирского леса, поиск необходимой информации совместно с родителями. | Изготовление фотоальбома | |
«Знай и люби родную природу» | Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. | Занятие | |
Февраль | «Откуда хлеб пришёл» | Познакомить с историей выращивания хлеба в усольском районе. | Оформление альбома |
«Узнай на вкус» | Учить различать некоторые сорта хлебобулочных изделий | Игра | |
«Булочная»
| Воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу | Сюжетно – ролевая игра Экскурсия на мини хлебозавод «Каравай» | |
Вызвать интерес к процессу выращивания хлеба в настоящее время и изготовление в современных условиях | Занятие | ||
Март | «Полезные привычки» | Пропаганда здорового образа жизни | Беседа |
«Веселые старты» | Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья | Спортивные соревнования | |
«Спортландия» | Дать детям знания о спортивных комплексах Усолья | Экскурсия на стадион | |
«Усолье -Сибирское спортивный город» | Закрепить знания о спортивных сооружениях и различных видах спорта. Вызвать чувство гордости за спортсменов родного города, вызвать желание заниматься спортом. | Занятие. создание фотоальбома о земляках спортсменах | |
Апрель | «Крестьянская изба» | Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. | Экскурсия в Краеведческий музей |
«Что лишнее?» | Закрепить знания детей об особенностях быта в прошлом жителей города. | Дидактическая игра | |
Макет города, символика города | Формирование познавательного интереса к природа Сибири, углублять представление о флоре и фауне. | Аппликация, рисование | |
Сделаем наш город чище | Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество. | Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями | |
«Моя Родина – Усолье» | Обобщить знания о флоре и фауне Усольского района; углубить представления о женском костюме, закрепить знание русских пословиц и поговорок | Защита проекта | |
Май | «Этих дней не смолкнет слава!» Встреча с ветеранами | Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ. формировать представления о празднике День Победы, | Встреча с ветеранами |
«Боевая слава нашего народа» | Сформировать представление о героизме, подвиге. | Экскурсия на мемориал | |
«Спортивные состязания» | Соревнования между ДОУ города | ||
«Что ты знаешь о своей малой Родине?» | Выявление усвоенных знаний детьми | Диагностика |
Приложение №2
Диагностика уровня усвоений знаний
Цель: Выявить уровень готовности воспитанников по заявленной теме.
Ф.И. ребенка | Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи | Знает название своего города, может рассказать о нем | Государствен. праздники | Герб, флаг города | Богатства нашего края | Животный мир края | Растительный мир края |
1 балл - большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту
4 балла - высокий
Диагностический инструментарий
Уровня усвоения знаний
Автор: Давыдова Н.И.
Методика выявления
Старший возраст (5-7 лет)
Методика Цель | материал | Инструкция к проведению |
1.Выявить знания об истории города | Фотографии разных периодов становления города | Составления рассказа |
| Мольберт, схемы | Поместить объект в положенном месте |
| Продукция предприятий города | Поместить продукцию на предприятие которое его производит . |
| Фотографии знаменитых людей города | Назови, кто изображен на фото, чем знаменит |
| Фотографии, иллюстрации. | Какие улицы есть в городе и как они называлась, и называются сейчас |
| Иллюстрации, фотографии | Д/И «Кто чем занимается» |
2.Выявить знания детей о символике нашего города (флаг, герб) | Разрезные картинки с изображением символике города | Д/И « Сложи единое целое» |
3.Выявить знания детей о домашнем адресе | В каком районе города ты живешь? Как я могу найти твой дом? Что находится на твоей улице | |
4.Выявить знания детей о русских традициях | Фото ,атрибуты | |
5.Выявить знание детей о родном крае (животные ,растения, птицы) | Иллюстрации ,картины. | Назвать птиц, животных и растения, обитающих в наших краях. |
Критерии оценки:
- Степень самостоятельности
- Полнота ответа
- Точность ответа
Приложение № 3
- Целевые прогулки и экскурсии
- Беседы с детьми о родном городе
- Знакомство с предприятиями города и профессиями людей работающих на предприятиях
- Использование детских художественных произведений, диафильмов репродукций картин художников города, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение)
- Разучивание с детьми песен, стихотворений поэтов города, прослушивание музыкальных произведений;
- Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество
- Привлечение детей к посильному общественному полезному труду в ближайшем для детей окружении(труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.д)
- Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошие поведение в общественных местах
- Личный пример воспитателя ,любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни.
В работе используется следующие приемы
- 1. Целевые прогулки и экскурсии;
- 3. Беседы с детьми о родном городе;
- 4. Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);
- 5. Разучивание с детьми песен, стихотворений поэтов города, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
- 7. Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество;
- 8. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями благоустройству территории детского сада и т.д.);
- 9. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах;
- 10. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни.
Диагностическая карта по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Дети | Педагоги | Родители |
Структура организационной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию включает в себя ряд этапов:
- Беседа
- Рассказ с включением музыкальных фрагментов.
- Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания беседы, рассказа.
- Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.
- Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки
- Анализ и обобщение полученных знаний.
Функции познавательно-исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста:
- развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)
- освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо-видовых (классификационных), пространственных и временных отношений
- перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира)
- развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
- расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
Давыдова Наталья Игоревна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с родным городом
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной с...
Методическое пособие по ознакомлению детей с родным городом Балаково (старшая группа).
Мини-энциклопедия для дошкольников ....
Методическое пособие по ознакомлению детей с родным городом Балаково (старшая группа).
Ознакомление детей с г. Балаково...
Статья на тему "Любовь к родному городу с детства…"
Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение к Родине. И всё реже при организации воспитательно-образова...
Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с родным городом»
Основная задача педагога в воспитании патриотических чувств показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми....
"Любовь к родному городу с детства»
quot;Любовь к родному городу с детства»...
«Любим свой родной город с детства!»
Консультация для родителей «Любим свой родной город с детства!»...