методическая разработка "Город мой-город с детства родной"
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Давыдова Наталья Игоревна

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным городом с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.  

           Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона “Об образовании в Российской Федерации” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_metodicheskaya_razrabotka.docx101.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Город мой – город с детства родной»

Авторская педагогическая разработка

(адаптационная, комбинаторная, радикальная)

Автор:

Давыдова

Наталья Игоревна

Воспитатель

МБДОУ «Д/С ОВ №37»


Пояснительная записка

«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».

Д.С.Лихачёв

.

Актуальность

        Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

       В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

       Знакомство детей с родным городом с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.  

           Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

   Детство - ответственный этап в становлении личности и её нравственной сферы. Имена  Усольских улиц отражают  интереснейшую историю нашего города. Они могут рассказать о том, как селились вместе в разных районах города люди одной профессии (кожевенники, гончары, ткачи).

 Город Усолье - Сибирское — город старых окраин и молодых кварталов, город с интересным нелегким прошлым и большим будущим.
      Ознакомление детей с родным городом обязательно должно включать и ознакомление с историей города, приобщение к  традициям людей разных национальностей, поскольку город наш интернациональный здесь проживают: киргизы, азербайджанцы, буряты, узбеки, казахи и др., на протяжении долгого времени  населявших и живущих до сих пор. Это формирует у детей представления о мультикультурности окружающего их мира, о том, что  люди разных народов издавна живут вместе и должны  относится друг к другу уважительно и доброжелательно. Эта работа также обогащает кругозор детей о русской культуре, об истории города, о поэтах и художниках, каких немало в нашем городе.

           Необходимо отметить, что Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают включение образовательного содержания с учетом регионального компонента, краеведения. Таким образом, разработка авторской программы определяет традиции, ценности, национально культурные особенности ближайшего  социокультурного контекста развития детей дошкольного образа.

За основы были взяты программы:

 - «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Автор - Натарова В.И. 

- «Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья» /Л.А.Мишарина, В.А.Горбунова/.

В основу программы положены принципы современной системы Российского образования:

- профессиональная компетентность педагога, основанная на личностно – ориентированном взаимодействии его с ребенком;

- сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры.

Новизна:

       Внедрение регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом  новых Федеральных государственных требований  к   основной образовательной программе дошкольного образования.

Методологическая  основа исследования: 

  • личность развивается в деятельности и ребёнок, является субъектом этой деятельности (А.Н.Леонтьев, Н.Н. Подъяков, В.В.Давыдов);
  • положение о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И. Лисина, А.П.Усова, Д.Б.  Эльконин);
  • дошкольное детство является сенситивным периодом для приобретения детьми социально-нравственного опыта (Р.С. Буре, А.В.Запорожец, А.М.Виноградова, А.А.  Люблинская, В.С.Мухина).

Задачи:

  • обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своего города;
  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  • формирование мира и межличностных отношений.

Цель:

  • воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.
  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • актуализация знаний детей о родном городе,
  • способствование формированию у ребенка представлений о себе, своей семье и социальном окружении.

Разработанная система опирается на образовательные задачи развития ребенка старшего дошкольного возраста и соответствует их возрастным особенностям.

В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  тема моей работы проходит через интеграцию образовательных областей в рамках регионального компонента: «Познание», «Труд», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Здоровье», «Физическая культура»,

В материалах показано, как можно совершать с дошкольниками «Виртуальные путешествия» по улицам города  (проектная деятельность детей).

Во время этих «путешествий» дети не только слушают рассказы педагога, но и смотрят видеофильмы, записи выступлений народных коллективов, могут сами попробовать себя в роли мастеров, создают изделия декоративно – прикладного искусства или  готовят национальные блюда.

Не только дети, но и родители могут познакомиться  в детском саду с историей родного города, лучше узнать его прошлое и настоящие. Для них подбирается материал, рассказывающий о происхождении названий усольских улиц, об истории города.

Гипотеза авторской разработки:

Уровень познавательно  деятельности детей старшего дошкольного возраста повысится, если:

  • Педагоги будут заинтересованными руководителями процесса поисково-исследовательской деятельности детей.
  • Будут созданы условия для познавательного развития детей, с учетом личностно-ориентированного подхода к личности каждого ребенка.
  • В педагогический процесс будет включено  специальное обучение детей творческой и поисково-исследовательской деятельности с использованием дидактических игр, развивающих игровых пособий и упражнений  в течение всей   организационной деятельности педагога с детьми.
  • Дидактический, информационный и практический материал по развитию нравственно - патриотической и поисково-исследовательской деятельности будет подобран в соответствии с возрастом детей.

Предполагаемый результат

  • Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  • Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  •   Освоение доступных знаний об истории родного города, улиц.
  •   Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
  •   Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Структура авторской разработки включает в себя:

  1. Пояснительная записка.
  2. I Раздел. Планирование работы .
  3. II Раздел. Формы работы с детьми и их распределение в учебном плане.
  4. Диагностический инструментарии.
  5. Приложение:

                  - совместная деятельность детей и взрослого (старший дошкольный возраст);

                  - конспекты организации непосредственно образовательной деятельности детей и взрослых.

                  - игры народов Сибири

                 - Информационный блок

Методика работы

Авторская разработка рассчитана на два года (дети 5-7 лет) непрерывной, систематической и последовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

 Организация непосредственно образовательной деятельности включает познавательный цикл ознакомления дошкольников с социальной действительностью,  один  раз  в неделю по 20 – 30 минут.

Методика включает три основных этапа:

I этап – подготовительный.

II этап – основной.

III этап - заключительный.

Учебный план

Авторской педагогической разработки

«Город мой – город с детства родной»

Цель: воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем через усвоение опыта общественной жизни, активное познание дошкольником социальной действительности.

Категория обучающихся: дети 5-7 лет

Режим организации непосредственно образовательной деятельности с детьми: 25-30 мин. (1 раза в неделю).

Наименование тем

Всего часов

Форма контроля

1.

Диагностика

 3,5 ч. (7 чел. по 30 мин.)

Выявление уровня знаний детей первичной диагностики

2.

Тема 1. «Прошлое нашего   города»

1,5часа

Метод наблюдения

Тема 2. «Имя нашего города»

Тема 3. «Герб Усолья -Сибирского»

Тема 4. «Богатство нашего края»

1часа

1 час

1 часа

Метод наблюдения

Метод наблюдения

Метод наблюдения

Тема 5. «Члены моей семьи живут и работают в Усолье»

1,5 часа

Метод наблюдения

3.

Тема 6. «Важные места родного города»

1 часа

Метод наблюдения

Тема 7. «Улицы моего города»

2 часа.

Метод наблюдения

 Контрольная диагностика

 3,5 ч.

(7 чел. по 30 мин.)

Сравнение показателей первичной и завершающей диагностики.

Итого

16  часов


Приложение № 1

 

 

        


Перспективный план  работы с детьми по теме «Мой город»

(подготовительная группа)

 

тема

 

                                                              содержание   деятельности

познавательная  деятельность

Речевая

дея-ть

 

Продуктивная

  деят-сть

игровая

деят-сть

театрал.

 деят-сть

Музык д-сть

Труд…деят-сть

Двигател. актив.

работа с  родителями

 

Прошлое

Нашего

 города

 

Экскурсия в Краеведческий музей в русскую избу

Цель: дать детям представление о музее, познакомить со старинными предметами русского обихода

 

Экскурсия в городской краеведческий музей «Как жили наши предки в старину»

Цель: продолжать знакомить со старинными предметами русского обихода: одеждой, обувью, посудой, мебелью, транспортом, 

Образовательная область ознакомлению с окружающим «Путешествие по реке времени»

Цель: сравнивать современные предметы обихода (посуда, одежда, обувь, мебель и т.д.) со старинными

 

Рассказ воспитателя «Деревенька Михалевка»

Цель: познакомить детей с прошлым родного города

 

 

Беседа

« Что такое музей»

Цель; закреплять у детей знания о музее как месте хранения предметов старины

 

Рисование «Наряды

красных девиц и добрых молодцев»

Лепка

«Чугунок и крынка – посуда по старинке»

Конструирование (из строителя) «Деревенька», «Терем-теремок»

Цель; побуждать детей отражать знания о старинной русской одежде, посуде, жилище в продуктивных видах деятельности

 

Д/и

« Что было и что будет» Цель: соотносить одинаковые по назначению современные и старинные предметы обихода

 

Драматизация русских народных сказок с использованием элементов русского народного костюма

 

Разучивание русских народных песен

Цель: дать представления о том, какие в старину пели песни

 

Фольклорный праздник «Посиделки»

Цель:дать представления о том, как в прошлые времена люди веселились

 

 

Разучивание русских народных подвижных игр

 

 

 

Имя нашего города

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Герб Усолья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Богатство нашего края

Образовательная область ознакомлению с окружающим «Что значат наши имена»

Цель: дать детям знания о том, что у каждого человека есть имя, рассказать о том, как на Руси давались имена, и что они обозначают, вызвать у детей интерес к этой теме.

 

Экскурсия в краеведческий музей «Легенды старого города»

Цель: познакомить с легендой о возникновении города ( об основании города братьями Михалевыми), представление об одном из старинных ремесел –солеварении

Опытническая деятельность; получение соли

Цель:закреплять представление о получении соли в практической деятельности

 

 

Экскурсия на соленой источник

Цель: рассказать, что много лет назад на месте источника начал «расти» наш город

 

 

Рассказ воспитателя о гербе Усолья - Сибирское

Цель: формировать представления о гербе как отличительном знаке города, о его внешнем виде (форме, цвете, составляющих частях и элементах),

 

 

Экскурсия к Ангаре

Цель: формировать у детей представление о том, что их родной город стоит на реке Ангаре, (см. мат-л в кн.)

 

 

 

Ознакомление со свойствами глины, песка; составление коллекции

Цель: дать представление о полезных ископаемых Усолья- Сибирского (добыча соли)

 

Рассказ сотрудника краеведческого музея о старинном способе добычи соли.

Цель: продолжать знакомить детей со старинными ремеслами города

 

Экскурсия к Спасской церкви: рассматривание декоративных украшений из изразцов

Цель: продолжать приобщать детей к своеобразию храмовой культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение стихотвор.

«Обо всем,

Что любо

Городу,

Обо всем,

Что ему дорого,

Герб вам

Может

Рассказать

Увлекательно

И коротко,  

Город может

природой

гордиться,

диким зверем

И редкою птицей,

Город может историю чтить,

Может память о предках хранить.

Обо всем, что свято городу,

Обо всем, что ему дорого,

Герб вам может рассказать увлекательно и коротко»

 

Составление описательных рассказов о гербе

Цель: учить составлять рассказ по определенному плану: форма, цвет, части, о чем рассказывает герб(история, природа, труд людей)      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование

«Братья Михалевы

Цель: побуждать детей отражать знания древней истории в рисунках, обратить внимание на изображение одежды героев. 

 

Конструирование «Башня» Цель: закреплять знания о частях башни (стены)

Рисование «Русский люд» Цель: упражнять детей в изображении русского платья

Аппликация «Герб нашего города»

Цель: закреплять знание о составных частях герба Усолье -Сибирское

 

Рисование «На Ангаре »

Цель:

Вызвать желание создать образ красавицы реки, закреплять представления об обитателях реки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественное творчество(лепка)

 «Изготовление пластин для изразцов»

Цель: закреплять представление о свойствах глины, формировать умение работать с этим материалом

 

Рисование « Узор для изразцов»

Цель: развивать творчество, закреплять знания детей о традиционных элементах русского декоративного рисунка (цветы, листья, птицы).

 

 

Д/и «Назови по имени»

Цель: закреплять понятие о том, что у каждого человека есть имя,  у каждого объекта – название

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д/и «Собери целое

Цель: упражнять в составлении Усольского герба из деталей

 

 

Игры с водой, воздухом «Морской бой»

 

С/р игра «Путешествие по Ангаре»

Цель: побуждать детей отражать полученные представления в играх

 

Д/и «Парные картинки»

Цель:

устанавливать связь м/у природными богатствами Усолья  и изделиями, продуктами, которые из них производятся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ситуативное обыгрывание  исторического  события

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание песни  «Ангара» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовые поручения по поддержанию порядка на территории детского сада

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкульт-ное развлечение «Усольчане»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зада-ние родителям: «Имена пред-ков»

Цель: расска-зать детям, как звали их праба-ушек, праде-душек

Выставка «Город чудный, город древний» Цель: позна-комить с историей возникновения Усолья, с проис-хожде-нием названия города

 

 

 

 

 

Выставка «Мой город вчера»

Цель:

Знакомить с историческими местами города

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставка «Герб мой семья»

Цель: развитие творческих способностей .

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставка «Островки памяти»

Цель: познакомить с архитектурными памятниками Усолья 

 

 

 

 

 

Члены моей семьи живут и работают в Усолье

Любимые уголки родного города

 

Целевые прогулки  к школам микрорайона Гимназия № 1,9 школа №17, в музыкальную школу, в магазины «Ткани», «Продукты», детскому саду №32; экскурсии на хлебозавод, на, мебельную фабрики ( на предприятия и учреждения, где работают и учатся родственники детей)

Цель: знакомить с предприятиями и учреждениями города на основе ознакомления с трудом близких людей (родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер)

 

Занятие по ознакомлению с окружающим «Знакомство со свойствами бумаги» (газетной, картона)

Исследовательско-познавательная деятельность: изготовление бумаги

 

Совместная деятельность воспитателя и детей: приготовление печенья

 

Цель: знакомить с изделиями усольских предприятий   в процессе практической деятельности

Целевые прогулки по окрестностям: по улицам города (где живут дети, где находится детский сад), по любимым местам города ( в том числе, к городским площадям, к Дому культуры, стадиону, в библиотеку) с использованием самодельной карты

Цель: знакомить с родным городом: улицами, площадями, основными достопримечательностями

 

Составление рассказов на темы «Моя родная улица»

Цель: учить рассказывать о родной улице, называть учреждения, достопримечательности, которые находятся на этой улице;

«Любимые уголки родного города»

Цель: формировать представления об основных достопримечательностях города.

 

Ручной труд «Волшебный цветок» (составление генеалогического древа семьи)

Цель: закреплять знания о членах семьи)

 

Конструирование «Мебель» (из бросового материала)

Цель: в практической деятельности знакомить с изделиями Усольских  предприятий

 

Совместная деятельность воспитателя и детей: оформление странички фотоальбома «Члены моей семьи живут и работают в Усольее»

Цель: формировать представления о труде людей, работающих на усольских предприятиях

Рисование «Моя родная улица», «Любимые уголки родного города»

 

Совместная деятельность воспитателя и детей: создание копилки «Улицы города», оформление страницы фотоальбома «Любимые уголки родного города

 

С/р игры «Магазин», «Шоферы», «Школа», «Концерт», «Детский сад»

Цель: отражать полученные представления в игре

 

 

 

Д/и «Кому что нужно» Цель: формировать представления об орудиях труда

С/р игра «Поездка по родному городу»

 

Д/и «Путешествие по улицам города»

Цель: отражать представления о достопримечательностях города в игре

 

Пластический этюд «Угадай, кем работает моя мама, папа, бабушка, дедушка и др.)?

 

Концерт учащихся музыкальной школы

Разучивание песен о Родине

 

Праздник «Вы откуда? Мы – из Усолья»

 

Трудовые поручения во время целевых прогулок, экскурсий предприятиям, учреждениям  города

Трудовые поручения (во время целевых прогулок )

по поддержанию порядка в родном городе

 

Досуг «Наши гости» Цель: привлекать родителей к формированию представлений о трудовой деятельности взрослых, работающих на предприятиях города

Участие родителей в прогулках,экскурсииях по родно-му городу

 

Важные места родного города

 

Целевые прогулки к детской и взрослой поликлиникам, больницам, беседа «Чем отличается поликлиника от больницы? Чем отличаются детская поликлиника и больница от взрослых? Чем они похожи?»

 

 

 

Экскурсия на почту, беседа : «Для чего нужна почта?»

 

 

 

 

Экскурсия в пожарную часть, беседа с пожарными, рассматривание пожарной машины, наблюдение за ее работой

Викторина « Не шути с огнем»

 

Целевая прогулка к пункту полиции

Цель: уточнить представления детей о назначении данных учреждений, об их расположении в микрорайоне, их значении в жизни людей нашего города

 

Составление детьми рассказов из личного опыта «Как я ходил к врачу»

Чтение произведения К.Чуковского «Айболит»

Составление поздравительных открыток для своих родных

Чтение произведения С.Маршака «Почта»

Чтение произведений С.Маршака «Пожар»

  

Чтение стих. «Домик у перехода» А.Усачева «Рассказать про сорочат»

Н.Пикулевой

 

Создание атрибутов к с/р игре

«Поликлиника», «Больница»

 

 

 

 

Создание атрибутов к с/р игре «Почта»

 

 

 

 

 

 Создание атрибутов к с/р игре «Пожарные», карт-моделей, обозначающих правила поведения при пожаре

Создание макета «Улица»,создание  карт-моделей, обозначающих правила поведения на дороге, макетов дорожных знаков

 

С/р игра «Поликлиника», «Больница»

 

 

 

 

 

 

 

С/р игра «Почта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С/р игра

«Пожарные»

Создание игровых ситуаций «Поездка на автобусе», «Прогулка по городу»

Цель: побуждать детей отражать имеющиеся представления в игре

 

Инсценировка отрывков из произведения К.Чуковского «Айболит»

 

 

 

 

 

 

 

Инсценировка произведения С.Маршака «Почта»

 

 

 

 

 

 

Инсценировка произведения С.Маршака «Пожар»

Инсценировка проблемных ситуаций, наблюдающихся при нарушении правил дорожного движения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разучивание «Дорожной песни» А.Усачева

 

 

Эстафеты «Юный пожарник

 

Консультация для родителей «Куда спешат красные машины»

 

Консультация «Воспитание старших дошкольников дисциплинированными пешеходами

 


План образовательной работы с детьми  5-7 лет в рамках проекта «Улицы моего города»

Образовательная область

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимные моменты

1

2

3

Ул. Ленина (Большая)

Познание

Формирование целостной картины мира.

Беседа о старейшей улицы города

Экскурсия по улице, рассматривание фотографий, достопримечательностей

Курорт «Усолье» - беседа о истории курорта.

Просмотр видеоматериалов, фотографий. посещение музея «Курорта»

Расширение кругозора

Соленой источник- беседа-рассказ об историческом прошлом. Где зародился наш город ,кто является проотцами нашего города. О каторжном труде на солеварне.

Экскурсия к соленому источнику

Конструирование

Постройка соляной шахты из напольного конструктора

Просмотр иллюстраций с изображением разных видов  соляных шахт

Труд

Формирование первичных представлений о труде взрослых

Ознакомление с профессиями взрослых, связанных с солеварением чирочным промыслом (пошив обуви), шорный (кожаные ремни, упряжь), рукавичный и др. 

Подбор и изготовление атрибутов для игр. Экскурс  в прошлое –профессии далеких дней..

Социализация

Игровая деятельность.

Сюжетно – ролевая игра « Ремесленники нашего города»

Познание

Познавательно-исследовательская деятельность

Самостоятельное изготовление детьми соли (выращивание соляного кристалла)

Просмотр видеофильма о процессе выращивания соляного кристалла.

Художественное творчество

Рисование на кожи, совершенствование техники рисования с применением разных декоративных элементов

Рассматривание иллюстрация с декоративным оформлением.

Аппликация « Красивые уздечки». Создание декоративных изображений  в технике прорезания декора. Совершенствование техники пользования ножницами ,вырезание узоров из бумаги ,сложенной гармошкой.

Составление коллекции  «Красивых уздечек»

Чтение художественной литературы.

Чтение рассказа

Чтение русской народной сказки

Социализация.

Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств

Беседа о народных традициях изготовление предметов домашнего быта из глины

Посещение  Краеведческого музея –секция -посуда

Музыка

Прослушивание песен о городе

Слушание DVD   народных коллективов города

Здоровье

Формирование представлений о необходимости бережного отношения к своему здоровью. Умение одеваться по погоде. Укрепление здоровья через приобщение к элементам зимних видов спорта, играм и забавам на воздухе.

Закрепление правил в процессе одевания на прогулку. Обучение ходьбе на лыжах. Спортивные игры и упражнения на воздухе

Безопасность

Обсуждение правил безопасного поведения на дороге

Закрепление на прогулке правил безопасного поведения на дороге.

Улица Интернациональная (Полевая)

Познание

Формирование целостной картины мира

Путешествие по улице Интернациональная. Знакомство с картой города. Обогащение представлений о различных видах городского транспорта.

Просмотр слайдов ,фотографий старой части улицы и новой, иллюстраций с изображением различных видов транспорта – поездка в трамвае, автобусе ,легковом и грузовом транспорте.

Труд

Обогащение представлений о профессиях взрослых работающих в трамвайном Депо ( наладчик, электрик ,вагоновожатый , кондуктор, сварщик)

Рассматривание иллюстраций с изображением людей разных профессий ,работающих в Депо. Экскурсия  в трампарк.

Безопасность

Уточнение представлений о правилах безопасного поведения людей на улицах города и во время поездок в общественном транспорте.

Разыгрывание ситуаций безопасного поведения на улицах города и в транспорте.

Художественное творчество

Рисование старой  части и новой части улицы Интернациональная. Совершенствование изобразительных умений и навыков –умение соединять различные цвета для получения нужного оттенка, навыков владения кистью.

Просмотр слайдов с изображением  улицы Интернациональной-прошлое, настоящие.

Аппликация «Веселые трамвайчики» Совершенствовать технику вырезания ножницами. способствовать навыкам дизайнерского оформления трамвайчиков

Чтение художественной литературы

«Моя улица»  Пишумов Я.

Коммуникация

Развитие связной речи – составление рассказов из личного опыта о поездках  в пассажирском транспорте.

Разыгрывание  проблемных ситуаций  в пассажирском транспорте

Познание

Познавательно –исследовательская деятельность

Обогащение представлений о свойствах муки и теста. Изготовление традиционных расстегаев

Здоровье

Обсуждение правил личной гигиены, которые необходимо соблюдать в процессе приготовления пищи.

Соблюдение правил приготовление расстегая

Музыка

Знакомство с музыкальной  культурой русского народа. Развитие умений петь ,способствовать к танцевальной импровизации.

Просмотр видеофильма с записью русского народного танца «Барыня»

Социализация

Включение детей в систему социальных отношений. Приобщение к принятым нормам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Досуг «Армянская мазайка» расширение представлений о культурных традициях армянского народа. Воспитание уважительного отношения к людям разных национальностей

Рассматривание иллюстраций внешнего и внутреннего убранства  армянского жилища. Ознакомление с традиционными блюдами армянской кухни

Физическая культура

Разучивание армянских народных подвижных игр (Пастух, Козлик-козлик, Крепость)

Проведение армянских народных подвижных игр  Пастух, Козлик-козлик, Крепость на прогулке

Главная улица Сибири - Московский тракт

Познание

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора

Беседа о самой длинной улицы Сибири, обсуждение название, почему и когда оно было дано (историческая справка)

Рассматривание иллюстраций о каторжниках

Труд

Формирование первичных представлений о труде взрослых

Закрепление представлений о нелегком труде каторжников. Дать понятие кто такой каторжник.

Закрепление представлений о каторжном труде .

Художественное творчество

Рисование « Каторжная работа».Формирование композиционных навыков – единого замысла. Закрепление различных приемов рисования кистью.

Просмотр документального фильма о Каторжном труде

Чтение художественной литературы

Шаманский «Моё Усолье»

Посещение музея «Курорта Усолье»

Коммуникации

Развитие связной речи -пересказе фрагмента рассказа о  16 красноармейцах

Экскурсия к «Мемориалу памяти»

Физическая культура

Формирование физических качеств: быстроты, силы и ловкости. Развитие умений взаимодействовать друг с другом в команде. Проведение эстафеты : «Кто быстрее добежит до флажка», «Прыжки в мешках», «Самый ловкий», «Преодоление препятствий»

Проведение  русских народных подвижных  игр : «Фанты», «Горелки», «Краски»

Здоровье

Формирование преставления о здоровом образе жизни, необходимости организационной деятельности

Приобщение к спортивной деятельности на воздухе

Безопасность

Обсуждение правил безопасного поведения на спортивной площадке

Закрепление во время двигательной прогулки правил безопасного поведения на спортивной площадке

Музыка

Ознакомление с музыкальными традициями русского народа, колыбельными

Слушание аудиозаписей с исполнением русской народной  музыке.

Социализация

Приобщение к принятым нормам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками

Досуг « На празднике вместе  с бабушкой  Ефросиньей»

Обогащение представлений детей о традициях и обычаях русского народа. Ознакомление детей с традиционными блюдами русской кухни (свекольник ,блины).

Обсуждение правил поведения на празднике, закрепление вежливых форм выражении благодарности за угощения и отказа если еда не понравилась.


«Город мой – город с детство родной»

Перспективное планирование работы по социально-личностному развитию.

( старшая группа)

Время проведения

Тема

Цели

Форма проведения

   

сентябрь

«Знаешь ли ты свой город?»

Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию

Беседа, анкетирование

 «Угадай, где я нахожусь?»

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города

Дидактическая игра

«Где я отдыхал летом»

Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке

 

Рисование

     октябрь

«История возникновения родного города»

Познакомить детей с историей возникновения города, его постройками. Воспитывать интерес к истории города

Занятие

«Центральная улица города»

Сравнить улицу первоначальную  (увиденную на фото) и современную

Дидактическая игра

«Улицы родного города»

Учить передавать красоту родного города

Изобразительная деятельность

Познакомить родителей с историей образования края и его достижениями.

Оформление стенда для родителей

       

    Ноябрь

«Достопримечательности родного города»

Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками города

Занятие

(фотоальбом)

«Найди отличия»

Сравнивать особенности старого и современного города

Дидактическая игра

«Русская изба на Алтае»

Знакомить детей с историей строительства домов

Изготовление мини-музея.

«Придумай названия будущим улицам города»

Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали

Творческое задание

               

Декабрь

«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию»

Учить детей отличать профессии города от профессий села.

Дидактические игры

«Все профессии важны»…

Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда

Сюжетно-ролевые игры

«Делу – время, потехе – час»

Закреплять знание русского фольклора

Конкурс пословиц и поговорок

«Предприятия родного города»

Расширять знания о предприятиях города, изготавливаемой продукции

Занятие

               

Январь

«Флора и фауна Сибирского леса»

Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире .

Экскурсия в музей

«Кто живет в Сибирской тайге

Вечер загадок

«Поможем птицам зимой»

Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе края

Акция – кормушки для птиц

«Птицы сибирского леса»

     (презентация)

Формирование знаний о птицах сибирского леса, поиск необходимой информации совместно с родителями.

Изготовление фотоальбома

«Знай и люби родную природу»

Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.

Занятие

                 

Февраль

«Откуда хлеб пришёл»

Познакомить с историей выращивания хлеба в усольском районе.

Оформление альбома

«Узнай на вкус»

Учить различать некоторые сорта хлебобулочных изделий

Игра

«Булочная»

 

Воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу

Сюжетно – ролевая игра

Экскурсия на мини хлебозавод «Каравай»

Вызвать интерес к процессу  выращивания хлеба  в настоящее время и изготовление в современных условиях

Занятие

               

  Март

«Полезные привычки»

Пропаганда здорового образа жизни

Беседа

«Веселые старты»

Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья

Спортивные соревнования  

«Спортландия»

Дать детям знания о спортивных комплексах Усолья

Экскурсия на стадион

«Усолье -Сибирское спортивный город»

Закрепить знания о спортивных сооружениях и различных видах спорта. Вызвать чувство гордости за спортсменов родного города, вызвать желание заниматься спортом.

Занятие. создание фотоальбома  о земляках спортсменах

                     Апрель

«Крестьянская изба»

Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени.

Экскурсия в  Краеведческий музей

«Что лишнее?»

Закрепить знания детей об особенностях быта в прошлом жителей города.

Дидактическая игра

Макет города, символика города

Формирование познавательного интереса к природа Сибири, углублять представление о флоре и фауне.

Аппликация, рисование

Сделаем наш город чище

Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество.

Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями

«Моя Родина – Усолье»

Обобщить знания о флоре и фауне Усольского района; углубить представления о женском костюме, закрепить знание русских пословиц и поговорок

Защита проекта

           

Май

«Этих дней не смолкнет слава!» Встреча с ветеранами

Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ. формировать представления о празднике День Победы,

Встреча с ветеранами

«Боевая слава нашего народа»

Сформировать представление о героизме, подвиге.

Экскурсия на мемориал

«Спортивные состязания»

Соревнования между ДОУ города

«Что ты знаешь о своей малой Родине?»

Выявление усвоенных знаний детьми

Диагностика

Приложение №2

Диагностика уровня усвоений знаний

Цель: Выявить уровень готовности воспитанников по заявленной теме.

Ф.И. ребенка

Знает свое имя и фамилию,

возраст,

имена членов своей семьи

Знает название своего города, может рассказать о нем

Государствен. праздники

Герб,

флаг города

Богатства нашего края

Животный мир края

Растительный мир края

1 балл - большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

3 балла – соответствует возрасту

4 балла - высокий


                                Диагностический инструментарий

Уровня усвоения знаний

Автор: Давыдова Н.И.

Методика выявления

Старший возраст (5-7 лет)

Методика

Цель

материал

Инструкция к проведению

1.Выявить знания об истории города

Фотографии разных периодов становления города

Составления рассказа

  • Достопримечательности города

Мольберт, схемы

Поместить  объект в положенном месте

  • Предприятия города (что выпускают)

Продукция предприятий города

Поместить  продукцию на предприятие которое его производит .

  • Знаменитые земляки

Фотографии знаменитых людей города

Назови, кто изображен на фото, чем знаменит

  • Улицы города

Фотографии, иллюстрации.

Какие улицы есть  в городе и как они называлась, и называются сейчас

  • профессии

Иллюстрации, фотографии

Д/И «Кто чем занимается»

2.Выявить знания детей о символике нашего города (флаг, герб)

Разрезные картинки с  изображением символике города

Д/И « Сложи единое целое»

3.Выявить знания детей о  домашнем адресе

В каком районе города ты живешь? Как я могу найти твой дом? Что находится на твоей улице

4.Выявить знания детей о русских традициях

Фото ,атрибуты

5.Выявить знание детей о родном крае (животные ,растения, птицы)

Иллюстрации ,картины.

Назвать птиц, животных и растения, обитающих в наших краях.

        Критерии оценки:

  • Степень самостоятельности
  • Полнота ответа
  • Точность ответа


Приложение № 3

  •    Целевые прогулки и экскурсии
  • Беседы с детьми о родном городе
  • Знакомство с предприятиями города и профессиями людей работающих на предприятиях
  • Использование детских художественных произведений, диафильмов репродукций картин художников города, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение)
  • Разучивание с детьми песен, стихотворений поэтов  города, прослушивание музыкальных произведений;
  • Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество
  • Привлечение детей к посильному общественному полезному труду в ближайшем для детей окружении(труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.д)
  • Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошие поведение в общественных местах
  • Личный пример воспитателя ,любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни.

В работе используется следующие приемы

  • 1. Целевые прогулки и экскурсии;
  • 3. Беседы с детьми о родном городе;
  • 4. Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);
  • 5. Разучивание с детьми песен, стихотворений поэтов города, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
  • 7. Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество;
  • 8. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями благоустройству территории детского сада и т.д.);
  • 9. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах;
  • 10. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни.

Диагностическая карта по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Дети

                Педагоги

Родители

Структура организационной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию включает в себя ряд этапов:

  1. Беседа
  2. Рассказ с включением музыкальных фрагментов.
  3. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания беседы, рассказа.
  4. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.
  5. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки
  6. Анализ и обобщение полученных  знаний.

Функции познавательно-исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста:

  1. развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)

  1. освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо-видовых (классификационных), пространственных и временных отношений

  1. перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира)

  1. развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

  1. расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

Давыдова Наталья Игоревна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с родным городом

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной с...

Статья на тему "Любовь к родному городу с детства…"

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение к Родине. И всё реже при организации воспитательно-образова...

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с родным городом»

Основная задача педагога в воспитании патриотических чувств показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми....

"Любовь к родному городу с детства»

quot;Любовь к родному городу с детства»...

«Любим свой родной город с детства!»

Консультация для родителей «Любим свой родной город с детства!»...