методические рекомендации для воспитателей "Система работы по валеологическому сопровождению ребёнка в детском саду"
методическая разработка по теме
Данная система работы разработана для воспитателей ДОУ и нацелена на практическую работу с детьми дошкольного возраста. Она включает:
- теоретический аспект;
- работу по формированию валеологической культуры ребёнка в системе непрерывного образования;
- работу с родителями по формированию валеологических знаний дошкольников;
- планирование (перспективный план) работы;
- диагностику
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_valeologicheskomu_soprovozhdeniyu_rebyonka_v_detskom_sadu.doc | 214 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ, СПОРТА
И РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Костромы «Детский сад №80»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Система работы по валеологическому
сопровождению ребенка в детском саду
Разработано старшим воспитателем
Екатериной Геннадьевной Натыкан
г.Кострома
2013 год
Данная «Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в детском саду» разработана для воспитателей и нацелена на практическую работу с детьми дошкольного возраста.
Введение
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится все более острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения.
В связи с этим воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте.
Задачи воспитания валеологической культуры - формирование осознанного отношения к здоровью, как ведущей ценности и мотивации к здоровому образ жизни; накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающий, укрепляющих и сохраняющих здоровье; становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания первой медицинской помощи.
Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни.
Также очевидно, что становление валеологической культуры обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим процессом взаимодействия взрослого и ребенка. Широким спектром педагогических средств и приемов.
Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека (Ю.Ф. Змановский, В.В. Кабанов, В.И. Сыренский, А.Г. Татарникова), представлений дошкольников о себе, как о представлениях человеческого рода (С.А. Козлова), основ безопасности детей дошкольного возраста (В.Г. Алямовская, Л.Н. Лагутеина, и др.) Этот опыт должен быть востребован в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Проблема реализации этих задач в дошкольном образовательном учреждении связана с необходимостью:
- определения оптимальных педагогических условий, которые позволяли бы эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников;
- создания механизмов включения валеологического содержания в педагогический процесс детского сада;
- определения особенностей взаимодействия воспитателя и ребенка в ходе освоения валеологических умений и навыков, технологии валеологического сопровождения дошкольника;
- создания валеологически развивающей среды ДОУ;
- формирование подхода взаимодействия с семьей.
- Понятие валеологического воспитания дошкольников
Экологическая и социальная напряженность в стране, на фоне небывалого роста болезней "поведения" ("цивилизации"), привели к резкому ухудшению демографических показателей (рост заболеваемости, снижение уровня продолжительности жизни, высокая смертность и др.), увеличению общего количества детей с нарушениями в физическом и психическом развитии.
Неправильный образ жизни взрослых (увлечение алкогольными напитками, табакокурение, малоподвижный режим, неправильное питание, наркомания и др.) стал причиной нарушения нормального развития детского организма уже в утробе матери. Кроме того, рост болезней "цивилизации" настоятельно требует воспитания у детей, начиная с дошкольного возраста, основ здорового образа жизни.
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовательной области.
Сам термин валеология (лат. valeo - здравствовать) принадлежит врачу, доктору мед. наук, профессору Брехману. Под этим термином следует понимать науку и сферу человеческой деятельности, изучающую возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды, путем ведения здорового образа жизни. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Именно этому искусству и не уделялось достаточного внимания в детских садах и школе. Кроме того, нужно постоянно помнить том, что идеально здоровых детей очень немного (20-25%). Воспитателям в дошкольных образовательных учреждениях приходится иметь дело с практически здоровыми детьми, у которых имеются незначительные расстройства внутренних органов . Если у таких детей не выработать навыков здорового образа жизни, то в дальнейшем маленькие нарушения в работе внутренних органов могут перерасти в большие, которые устранить намного сложнее. Все эти установки на сохранение здоровья в сочетании с обучением дошкольников методам его совершенствования и привели к созданию новой дисциплины - валеологии.
- Валеологическое воспитание дошкольников
- Формирование валеологической культуры ребенка в системе непрерывного образования
Валеология - наука о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра.
Социально-экономическая и экологическая ситуация привели к резкому ухудшению состояния здоровья населения России, главным образом детского. Увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания. Низкий уровень здоровья при рождении с последующим снижением адаптационных сил организма обусловлен и накопленным эффектом экологических и социальных просчетов многих лет. Эта ситуация явилась огромным толчком к появлению формирования валеологии как науки, изучающей возможности человека, помогающей сохранять и укреплять своё здоровье и определять практически нереализуемые пути достижения этой цели.
Каждый из нас решает три установки:
1. Установка на жизнь и здоровье.
2. Установка на совершенство физическое, духовное, социальное
3. Установку на смысл и цель жизни - на зовущую нас даль, на жизнь с идеалом. Мы должны сотворить себя в школе трояко: валеологически (быть здоровым), профессионально (определить путь жизни), духовно (найти свой идеал).
Программа валеологического образования решает следующие задачи:
- формирование у ребенка целостного представления об окружающем мире и зависимости собственного здоровья от благополучия окружающей среды;
- формирование творческого отношения к себе, к миру, к своей деятельности в этом мире через использование необходимых знаний из смежных наук (медицины, биологии, психологии) и умение их применять на практике;
- учить объективно оценивать положительные и отрицательные явления нашей жизни, помогающие в укреплении и сохранении здоровья, воспитывать интерес к накоплению положительного опыта в оздоровлении;
- стимулировать интерес к активной двигательной деятельности, занятиям спортом и физическими упражнениями.
Валеологическое воспитание в системе образования подчиняется принципам педагогики и обеспечивает переход на обучение по сквозной программе с новым содержанием и развивающими технологиями образования, реальные возможности идти по пути опережающего развития для всех возрастных групп, ориентацию на личностные возможности ребенка-дошкольника и младшего школьника.
Принцип преемственности. Сохранение и взаимодействие элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию. Каждая предыдущая ступень готовит ребенка к обучению на последующей ступени. Каждая последующая ступень продолжает предыдущую. Сведения, получаемые детьми в процессе валеологического образования, носят характер уже знакомой информации, но обрастают новым содержанием, развивающим личность. Суть преемственности в валеологическом образовании - создание условий каждому ребенку для наиболее полного раскрытия и реализации его возрастного потенциала.
Принцип интеграции. Валеология, по мнению её основателя И.И. Брехмана, должна "синтезировать вклады в здоровье экологии, биологии, психологии, педагогики и других наук и осуществлять прямой путь к здоровью".
Учитывая интегративный характер валеологического подхода, можно отметить большие возможности многогранного по содержанию образовательного процесса в детском саду и начальной школе с разветвленной системой межпредметных связей. Это создает широкие возможности не только для укрепления здоровья, но и для формирования у ребенка целостного представления об окружающем мире и зависимости собственного здоровья от благополучия окружающей среды через использование необходимых знаний из смежных наук и умений их применять на практике.
Наравне с этим выделяется принцип влияния окружающей среды на оздоровление ребенка. Накопление знаний об окружающем мире, развитие многогранных отношений ребенка к природному и социальному окружению.
Одним из основных компонентов валеологического образования в дошкольном образовательном учреждении является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт.
Из этого всего можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования – «Человек, познай и сотвори себя».
Познай, преобразуй, сотвори себя - это и есть оздоровительная доктрина современного человека.
И цель валеологического образования: введение в работу дошкольного образовательного учреждения системы формирования общей валеологической культуры на основе мониторинга здоровья (психолого-педагогической, медицинской диагностики, адекватной коррекции, реабилитации психофизического здоровья детей, повышения резервных возможностей организма.)
Влияние валеологических знаний на формирование и становление ребенка как личности многопланово и рассматривается по следующим аспектам воздействия:
- Педагогический аспект.
Формирование культуры здоровья в тесном контакте с общей культурой ребенка, удовлетворение информационных запросов ребенка; контроль и самоконтроль (паспорт здоровья).
- Психологический аспект.
Основа - психическое развитие, как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязанно происходящий в сфере деятельности, личности и познания. Стабильность в становлении психических функций за счет обогащения и расширения возможностей ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности.
- Социологический аспект.
Каждый ребенок появляется на свет, имея свой физиобиологический код, то есть наследственные особенности, и, от того, в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная унаследованная особенность, как к ней будут относиться воспитывающие его взрослые и сам ребенок, зависит формирование новой личности. Биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно, преломляясь через особенности социальных условий жизни.
- Медицинский аспект.
Получение основ медицинских знаний: анатомии, биологии. Тесное общение со своим организмом, со своим телом, с внутренними "жильцами" - органами. Формирование умений и навыков в закаливании своего организма, способности противостоять заболеваниям. Меры профилактики заболеваний(самомассаж, все виды гимнастик); своевременное выполнение прививок; составление полноценного рациона питания; оптимальный режим работы образовательного учреждения.
- Культурологический аспект.
Формирование внутреннего мира ребенка, его целостности и гармоничности. Здесь очень ярко проявляется основной принцип валеологии: человек, познай и сотвори себя. Формирование ценностных ориентации, причем в первую очередь обращается внимание на ценность жизни, личности, индивидуальности. Через понимание собственного "Я", его ценности не только для себя, но и для своих близких ребенок должен прийти к пониманию "Мы" не как статической совокупности, а как динамичной целостной системы, взаимодействие внутри которой на основе гуманистических принципов способствует наиболее успешному развитию и индивида, и общества в целом.
- Роль родителей в формировании валеологических знаний дошкольников
Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Дошкольное учреждение - также важный институт воспитания. Воспитательные функции семьи и детского сада различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие.
Дом - это очаг, в котором надо постоянно поддерживать огонь, чтобы тепло его не остывало, а сохранилось в памяти и сердце ребенка на всю жизнь. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово как метод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровьетворения и здоровьесбережения детей. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а также оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том, "что такое хорошо и что такое плохо".
Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество "дети-родители-педагоги". Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Формы взаимодействия с родителями разнообразны: собрания, круглые столы, дискуссии и т.д.
Особое значение в пропаганде здорового образа жизни в дошкольных образовательных учреждениях придается наглядным средствам, которые призваны познакомить родителей с условными, задачами, содержанием и методом воспитания здоровых детей, преодолеть их зачастую поверхностные суждения о важности здорового образа жизни детей, оказывать семье практическую помощь.
Особой формой наглядной пропаганды ЗОЖ среди родителей являются валеологические газеты. Материал для них подбирают воспитатели, оформляют и включают в план валеологической работы с родителями. В газетах отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей. Газеты помогают родителям лучше узнать условия, задачи и методы воспитания здоровых детей. В газете могут быть подобраны рекомендации специалистов по интересующей родителей проблеме здоровьетворения и здоровье хранения детей, а также статьи для родителей, взятые из других газет, журналов. Тематика газет может быть разнообразной:
- Дневной сон: нужен ли и когда него отказываться.
- Отравление на даче.
- Если у ребенка ОРВИ
- Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка.
- Домашняя аромотерапия. Рецепт аромотерапии в оздоровлении детей.
- Предупреждение нарушений утомления зрения.
- "Игры с острова здоровья".
- Витаминотерапия в оздоровлении детей.
- Учитесь болеть "без лекарств" и др…
- Планирование работы и диагностика
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста
На базе нашего детского сада созданы все условия для полноценного физического развития детей. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки: в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, в том числе и нетрадиционное, атрибуты для подвижных игр, оборудование для гимнастики после сна.
Инструктором по физическому воспитанию во время НОД по физической культуре решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Активное использование музыкального сопровождения, игровых и проблемных методов обучения, а так же широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию у детей интереса к занятиям, укреплению своего здоровья.
Но есть и слабые стороны…
В ходе наблюдений и бесед с детьми я выявила следующие представления детей о здоровье и здоровом образе жизни:
- дети имеют неточные, расплывчатые, малодифференцированные, в некоторых случаях, даже ошибочные представления о человеке, об организме, о своем здоровье, о способах улучшения здоровья;
- многие дети самостоятельно не придерживаются гигиенических правил (не моют руки, не следят за своей одеждой, не носят носовых платков и т.д.), а только выполняют под руководством воспитателя;
- дети не проявляют заботу к своему здоровью, многие кричат, неправильно одеваются, часто забывают надеть тёплые вещи, не осознавая последствий такого поведения;
- в разговоре о том, как улучшить своё здоровье, большинство детей на первое место ставят, что надо пить таблеточки и сиропы, вызвать врача если заболел, и только некоторые называют занятия физкультурой, зарядку, закаливание. Это связано с тем, что многие родители не формируют у детей потребности быть здоровыми, просто лечат их, когда возникает необходимость.
Совместно с инструктором по физической культуре проведён опрос среди родителей на тему: « Какое место в вашей семье занимает физкультура». Анкета показала, что многие не придерживаются режима дня дошкольника, большинство знают распространенные способы защиты организма, но на практике мало используют, объясняя это нехваткой времени и сил. А если и делают, то от раза к разу, не придерживаясь системы.
Анализируя полученные данные и, исходя из наблюдений за всеми участниками педагогического процесса в течение продолжительного времени, я считаю необходимым проводить систематическую (целенаправленную) работу по формированию культуры здоровья, для обучения детей способам оздоровления и поддержания своего организма. А главное не просто учить, а доказывать детям необходимость защиты своего организма, формировать в сознании детей ответственность за своё здоровье. Параллельно необходимо вести работу с родителями, чтобы они стали активными участниками валеологического процесса.
Таким образом, целью работы по валеологическому сопровождению ребенка в детском саду является - формирование у детей дошкольного возраста правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Исходя и цели, определены следующие задачи:
- охрана и укрепление здоровья;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование знаний о своём организме;
- формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Всю работу я систематизировала в три блока:
1. Что я знаю о себе | 2. Личная гигиена | 3. Здоровый образ жизни |
1.1 Изучаем свой организм | 2.1О навыках личной гигиены | 3.1 О ценностях здорового образа жизни |
1.2 Прислушиваемся к своему организму | 3.2 О профилактике заболеваний | |
1.3 Поговорим о болезнях | 3.3 Забота о здоровье окружающих | |
1.4 Инфекционные болезни | 3.4 О роли лекарств и витаминов | |
1.5 Различие полов | 3.5 Правила оказания первой помощи | |
1.6 Мои чувства | 3.6 Врачи –наши друзья |
Методы и приёмы работы
(с учётом интеграции с различными образовательными областями)
- Рассматривание иллюстраций.
- Наблюдение.
- Ситуативные разговоры с детьми;
- Решение проблемных ситуаций.
- Комплексы закаливающих процедур (воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам, гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная), использование приемов самомассажа и др.)
- Рассказы, беседы.
- Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных книг о здоровье и здоровом образе жизни человека.
- Игровые задачи и проблемные ситуации.
- Дидактические игры.
- Проектная деятельность на темы: «Я расту», «Рецепты здоровья», «Кладовая витаминов», «Мы все такие разные» и др.
- Создание коллажей, тематических выставок о ЗОЖ.
- Цикл игр-занятий «Мои чувства», «Поговорим о болезнях», «Прислушаемся к своему организму», «О ценностях здорового образа жизни» и т.п.
- Тематические досуги: «В гостях у Айболита»; «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».
- Сюжетно-ролевые игры «Доктор», «Больница»…
- Вовлечение родителей в образовательный процесс (совместные проекты,; игротренинги с детьми и родителями; круглые столы и т.п.).
Интеграция с различными образовательными областями:
«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и жизни человека).
«Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в обществе).
«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья).
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и жизни человека).
«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»).
«Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда).
«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»).
Перечень методических материалов:
1. Тематическое планирование по валеологическому сопровождению детей дошкольного возраста. (приложение 1)
2. Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка I младшей группы. (приложение 2)
3. Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка II младшей группы. (приложение 3)
4. Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка средней группы. (приложение 4)
5. Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка старшей группы. (приложение 5)
6. Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка подготовительной группы. (приложение 6)
7. Перечень детской художественной литературы по проблеме «Валеологи-ческое образование дошкольников». (приложение 7)
8. Мониторинг представлений детей по образовательной области «Здоро-вье». (приложение 8)
Приложение 1
Тематическое планирование по валеологическому сопровождению детей дошкольного возраста
Раздел | Примерные темы | Программно-методическое. обеспеч. |
1.Что я знаю о себе | ||
Изучаем свой организм | «Как устроено тело человека» «Как устроено ухо» «Почему я вижу» «Как я распознаю запахи» «Руки, ноги –мои помощники» «Как мы дышим и зачем» «Как работает сердце» «Органы пищеварения» «Чтобы зубы были крепкими» «Я расту» «Красивая осанка» «Чтобы кожа была здоровой» «Как я думаю» «Мои органы чувств», «Я жи-вой», «Моё тело», «Я человек» «Наши руки» «Осанка-красивая спина» «Приятного аппетита» «Мои умные помощники» «Как устроено наше тело» «Великий труженик и волшеб-ные реки»(система кровообращ «В стране Легких, или Путеше-ствие воздушных человечков» «Об удивительных превраще-ниях пищи в организме человека» Д/и о строении тела «Если хочешь быть здоров» «Органы чувств человека, Тело человека, Внутренние органы» (иллюстративный материал) Иллюстративный материал – «Об удивительных превраще-ниях пищи в нас», «Полезная и вредная пища», «Мой организм «Мои органы чувств», «Моё тело», «Живой», «Я Человек» «Руки людей», «Для чего лю-дям нужны ноги» Игры «БОС-ЗДОРОВЬЕ» | Авдеева Н. «Безопасность» Тихомирова Л. «Упражнения на каждый день:уроки здоровья для детей 5-8лет» Рылеева «Как помочь дошкольнику найти своё я» Волчкова «Конспекты занятий в ст.гр.д/с» Шипицына «Азбука общения» Шукшина С. «Я и моё тело» Вахрушев «Здравствуй, мир» Козлова С. «Я и моё тело» тематический словарь в картинках Рабочая тетрадь 2 «Безопасность» Козлова «Мой мир» Рылеева «Как помочь дошкольнику найти своё Я» Рылеева «Как помочь дошкольнику най-ти своё место в мире людей» Сметанкин А. «Будь здоров малыш», издательство «Питер», 2008г |
Прислушиваемся к своему организму | ||
Поговорим о болезнях | «Откуда берутся болезни» «Правила поведения во время болезни» «Осторожно грипп» «Отношение к больному чело-веку», «Микробы и вирусы» «Таня простудилась» «Откуда берутся болезни»,«Как вести себя во время болезни» | Тихомирова Л. «Упражнения на каждый день:уроки здоровья для детей 5-8лет» Волчкова «Конспекты занятий в ст.гр.д/с» Авдеева Н. «Безопасность» Шипицына «Азбука общения» Зайцев Г. «Уроки Айболита» |
Инфекционные болезни | ||
Различие полов | «Кто я» «Мальчик и девочка» «Мы разные» «Кто мы? Какие мы?» «Пол и возраст людей» | Тихомирова Л. «Упражнения на кажд..» Шипицына «Азбука общения» Вахрушев «Здравствуй, мир» Рылеева «Как помочь дошкольнику най-ти своё место в мире людей» |
Мои чувства | «Я и моё настроение» «Что такое страх» «Настроение» «Мои чувства и настроения» «Путешествие в мир эмоций» «Мои чувства и настроения», «Я самый-самый» | Горбатенко О. «Комплексные занятия » Авдеева Н. «Безопасность» Шипицына «Азбука общения» Рылеева «Как помочь…» Рылеева «Вместе веселее» - демонстрационный материал Рылеева «Как помочь дошкольнику найти своё Я» |
2. Личная гигиена | ||
О навыках личной гигиены | «Правила ухода за полостью рта и зубами» «Подружись с зубной щёткой» «Личная гигиена» «Правила гигиены» «Девочка чумазая» «Мы моем свои расчёски» «Умоем куклу Таню» | Тихомирова Л. «Упражнения на каждый день:уроки здоровья для детей 5-8лет» Волчкова «Конспекты з-тий в ст.гр.д/с» Авдеева Н. «Безопасность» Шипицына «Азбука общения» Петерина «Воспитание культуры поведения» |
3.Здоровый образ жизни | ||
О ценностях здорового образа жизни | «Закаливание» «Виды спорта летом, зимой» «Сохрани своё здоровье сам» «Спорт-это здоровье» «Режим дня», «На воде,на солнце», «Спорт» «Дурные привычки» «Быстрей, сильней и выше» | Тихомирова Л. «Упражнения на каждый день:уроки здоровья для детей 5-8лет» Волчкова «Конспекты занятий в ст.гр.д/с» Авдеева Н. «Безопасность» Шипицына «Азбука общения» Рылеева «Как помочь дошкольнику най-ти своё место в мире людей» |
О профилактике заболеваний | «Самомассаж» «Почему заболели дети(о снеге, об одежде не по сезону» «Одежда и здоровье» | Тихомирова Л. «Упражнения на каждый день:уроки здоровья для детей 5-8лет» Авдеева Н. «Безопасность» Сметанкин А. «Будь здоров малыш», издательство «Питер», 2008г. |
Забота о здоровье окружающих | «Если хочешь быть здоров» | Вахрушев «Здравствуй, мир» Сметанкин А. «Будь здоров малыш», издательство «Питер», 2008г |
О роли лекарств и витаминов | «Лекарства друзья и враги» «Лекарственные растения» «Витамины укрепляют организ «Витамины полезные про-дукты и здоровый организм» «Осторожно-лекарство» | Тихомирова Л. «Упражнения на каждый день:уроки здоровья для детей 5-8лет» Волчкова «Кон-ты з-тий в ст.гр.д/с» с.66 Авдеева Н. «Безопасность» Зайцев Г. «Уроки Айболита» |
Правила оказания первой помощи | «Если случилась беда» | Зайцев Г. «Уроки Айболита» |
Врачи –наши друзья | «С врачами надо дружить» «Кто лечит нам зубы» «Если хочешь быть здоров» | Тихомирова Л. «Упражнения на кажд..» Горбатенко О. «Комплексные з-тия с детьми ср. и ст. д/в» Вахрушев «Здравствуй, мир» |
РАБОТА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ | ||
Здоровый образ жизни | «Поиграем с носиком», «Поиг-раем с ручками», «Поиграем с ушками», «Поиграем с ножками» «Я и моё тело», «В мире сказок и приключений», «Зачем ножки малышам», «За-чем носик малышам», «Малыши-крепыши», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», «Путешествие в страну «Неболейка» Подвижные игры | Береснева «Здоровый малыш» Муллаева «Конспекты-сценарии занятий по физич. культуре» Галанов «Игры, которые лечат» Сметанкин А. «Будь здоров малыш», издательство «Питер», 2008г |
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка I младшей группы
Примечание:1 раз в месяц проводится 1 игровое занятие и 1-2 раза в месяц планируется совместная деятельность в виде рассматривания картинок, проведения подвижных и дидактических игр, рассматривание коллажей и т.п.
месяц | занятия | Совместная деятельность педагога с детьми |
Сентябрь | «Умоем куклу Таню» |
|
Октябрь | «Я- мальчик, я- девочка» |
|
Ноябрь | «Мои умные помощники» (для чего нужны руки, ноги) |
|
Декабрь | «Почему заболели дети» (о снеге, об одежде не по сезону) |
|
Январь | «Зимние забавы» (рассматривание картины) |
|
Февраль | «Откуда берутся болезни» |
|
Март | «Как я устроен» |
|
Апрель | «Режим дня» |
|
Май | «Если хочешь быть здоров» |
|
Приложение 3
Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка II младшей группы
Примечание: 1 раз в месяц проводится 1 игровое занятие (или как часть НОД по ОБЖ) и 2 раза в месяц планируется совместная и/или самосто-ятельная деятельность в виде рассматривания картинок. Проведения под-вижных и дидактических игр, составление коллажей и т.п.
месяц | занятия | Совместная деятельность педагога с детьми |
Сентябрь | «Умоем куклу Таню» |
|
Октябрь | «Я- мальчик, я- девочка» |
|
Ноябрь | «Почему заболели дети» (о снеге, об одежде не по сезону) |
|
Декабрь | «Как устроено тело человека» |
|
Январь | «Если случилась беда» (правила оказания первой помощи) |
|
Февраль | «Я и моё настроение» |
|
Март | «Быстрей, сильней, выше» |
|
Апрель | «С врачами надо дружить» |
|
Май | «Виды спорта летом» |
|
Приложение 4
Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка средней группы
Примечание: 1 раз в месяц проводится 1 игровое занятие (или как часть НОД по ОБЖ) и 2 раза в месяц планируется совместная и/или самосто-ятельная деятельность в виде рассматривания картинок. Проведения под-вижных и дидактических игр, составление коллажей, разгадывания
кроссвордов и т.п.
месяц | занятия | Совместная деятельность педагога с детьми |
Сентябрь | «Я - расту» |
|
Октябрь | «Я- мальчик, я- девочка» |
|
Ноябрь | «Как устроено тело человека» |
|
Декабрь | «Почему заболели дети» (о снеге, об одежде не по сезону) |
|
Январь | «Если случилась беда» (правила оказания первой помощи) |
|
Февраль | «Мои чувства и мысли» |
|
Март | «Быстрей, сильней и выше» |
|
Апрель | «Если хочешь быть здоров» |
|
Май | «Здоровый образ жизни» |
|
Приложение 5
Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка старшей группы
Примечание: 1 раз в месяц проводится 1игровое занятие (или как часть НОД по ОБЖ) и 2 раза в месяц планируется совместная и/или самостоятельная деятельность в виде рассматривания картинок, проведения подвижных и дидактических игр, составление коллажей, разгадывания кроссвордов и т.п.
месяц | занятия | Совместная деятельность педагога с детьми |
Сентябрь | «Какой я?» |
|
Октябрь | «Как устроено тело человека» |
|
Ноябрь | «Я и моё настроение» |
|
Декабрь | «Мои органы чувств» |
|
Январь | «Откуда берутся болезни» |
|
Февраль | «Органы пищеварения» |
|
Март | «Кто нас лечит» |
|
Апрель | «Зачем надо двигаться» |
|
Май | «Сохрани своё здоровье сам» |
|
Приложение 6
Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка подготовительной группы
Примечание: 1 раз в месяц проводится 1игровое занятие (или как часть НОД по ОБЖ) и 2 раза в месяц планируется совместная и/или самостоятельная деятельность в виде рассматривания картинок. Проведения подвижных и дидактических игр, составление коллажей. Разгадывания кроссвордов и т.п.
месяц | занятия | Совместная деятельность педагога с детьми |
Сентябрь | «Как устроено тело человека» |
|
Октябрь | «Чтобы зубы были крепкими» |
|
Ноябрь | «Красивая осанка» |
|
Декабрь | «Откуда берутся болезни» |
|
Январь | «Я и моё настроение» |
|
Февраль | «Почему я вижу» |
|
Март | «Об удивительных превращениях пищи» |
|
Апрель | «С врачами надо дружить» |
|
Май | «Спорт – это здоровье» |
|
Приложение 7
Перечень детской художественной литературы по проблеме «Валеологическое образование дошкольников»
направление | перечень литературы | источник |
ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ | -Основа Т. «Ужасная неприятность» -Основа Т. «Что может быть» -стих. -Шварцбах Е. «Господин доктор» -Благинина Е. «Обедать» -«Знай своё тело», «Микробы и мыло» Сеф Р. «Таракан», «Совет», «Ещё одно эхо» | -«Светлячок».Чтение для малышей, Курск, 1997. Благинина Е. «Наша Маша рано встала Шукшина С. «Я и моё тело» М., 2004 |
КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ | Тувим Ю. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Капутикян С. «Куп-куп», «И меня» Чуковский К. «Мойдодыр», «Федорино горе» Александрова З. «Купание» Хармс Д. Иван Иваныч самовар» Барто А. «Девочка чумазая», «Купание» Потешки «Водичка-водичка» и др. | Гербова «Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет, М., 2005 Капутикян С «Первый шаг» М., 1984 Чуковский К. «У меня зазвонил телефон» Александрова З. «Мой мишка» М., 05г Хармс Д «Стихи для малышей» Барто А. Стихи Гербова «Книга для чтения в детском саду и дома: 3-4 лет, М., 2005 |
ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ | Михалков С. «Грипп», «Про мимозу», «Про девочку, которая плохо кушала», «Про девочку. Которая сама себя вылечила», «Чудесные таблетки», «Травма» Крылов А. «Как лечили петуха» Синявский П. «Зелёная аптека» Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо» «Чудесные таблетки» Милн А. «Воспаление хитрости» «Ковалёв И. «Мокрый снег» Багрян Е. «Маленький спортсмен» | Михалков С «Любимые стихи» М., 1997г. Крылов А. «Как лечили петуха» М., 2004 Синявский П «Стихи для малышей» Маяковский В Стихи. М., 2003 Тихомирова Л. «Упражнения на каж-дый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет» Ярославль 2003 |
Приложение 8
Мониторинг представлений детей по образовательной области «Здоровье»
(ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
параметры | сентябрь | май |
1. Что ты знаешь о строении своего тела? Из чего оно состоит?(могут быть перечислены: голова, ноги, руки, туловище, пальцы, живот) | Записывать названия | |
2. Представь себе, что у тебя есть волшебная подзорная труба, с помощью которой можно посмотреть, что находится у тебя внутри. Что ты там увидишь? Для чего они нужны? (могут быть перечислены: -скелет, держать мышцы и органы, ходить; - мозг, думать; - сердце, перекачивать кровь; -желудок ,переваривать пищу, - лёгкие дышать; - почки, печень) | ||
3. Зачем нужна человеку голова? Что находится на голове? Зачем они нужны? Как за ними надо ухаживать? (могут быть перечислены: -думать ,говорить, смотреть; -глаза, смотреть, не смотреть долго телевизор, если болят- носить очки и т.п.; -уши, слушать, не засовывать предметы. Не кричать громко на ухо, одевать шапку, когда холодно и т.п.; -зубы, жевать, чистить, не пить холодную воду, лечить когда болят, есть фрукты и овощи; -кожа ,защищает, мыть, не царапать; -нос, дышать нюхать, чистить, закапывать, когда болит;) | ||
4. Что ты знаешь о полезных и вредных продуктах? (могут быть перечислены: -полезные: овощи, фрукты, правильно приготовленная пища, витамины, соки. -вредная: много сладкого, копченые продукты, жареная пища, лимонады. -нельзя переедать, есть на ночь, есть незнакомую пищу | ||
5. Что ты должен делать, как вести себя, чтобы: -быть здоровым и никогда не болеть; -не причинять боли другим людям, не стать причиной их болезням. | ||
6. Как ты думаешь, люди все одинаковые или разные? Чем они отличаются? (могут быть перечислены: мужчины и женщины; младенцы, дети, подростки, молодые люди, пожилые люди) |
Методика проведения:
Воспитатель задаёт детям вопросы, можно использовать для подсказки картинки из книг «Моё тело», «Безопасность-2», «Органы чувств человека» (можно использовать и другие, подходящие картинки)
Записывает ответы детей, затем, анализируя их определяет уровень освоения программы и планирует задачи работы на следующий период времени.
Уровни освоения программы:
Н и з к и й:
Ребенок называет части тела. Знает, что у него есть глаза, уши, нос, рот и зачем они нужны. Знает, что внутри организма что-то есть, но не может точно назвать. Говорит, что чтобы быть здоровым надо хорошо себя вести и много кушать. Чтобы быстрее вырасти.
С р е д н и й:
Знает как устроен организм, но затрудняется ответить, как он работает. Знает, что у него есть глаза, уши, нос, рот и для чего они нужны. Как за ними ухаживать рассказывает с помощью взрослого. Знает, что внутри организма что-то есть, но называет неточно или с помощью. Понимает, что вредно делать и почему (много кушать, долго смотреть телевизор, много есть сладкого). Полезных и вредных продуктов называет мало. Перечисляет некоторые признаки того, чтобы быть здоровым. Имеет представления о различии полов и возрастных особенностей людей.
В ы с о к и й:
Ребенок знает, как устроен его организм, как работает, что для него вредно, что полезно. Знает, что у него есть глаза, уши, нос, рот и зачем они нужны. Рассказывает как за ними надо ухаживать. Знает, какие органы находятся у него внутри. Хорошо рассказывает, что полезно делать для здоровья, а что плохо. Знает ,что некоторые продукты лучше не есть- это вредно. Знает, что должен делать, как вести себя, чтобы быть здоровым и никогда не болеть, не причинять боли другим людям, не стать причиной их болезням. Имеет представления о различии полов и возрастных особенностей людей. Понимает, для чего надо следить за чистотой дома, реки, леса, земли.
Мониторинг представлений детей по образовательной области«Здоровье»
(ДЛЯ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
параметры | сентябрь | май |
1. Что ты знаешь о строении своего тела? Из чего оно состоит?(могут быть перечислены: голова, ноги, руки, туловище, шея) | Записывать названия частей тел | |
2. Представь себе, что у тебя есть волшебная подзорная труба, с помощью которой можно посмотреть, что находится у тебя внутри. Что ты там увидишь? (могут быть перечислены: мозг, сердце, желудок, лёгкие, почки, печень. Для детей младшей гр. можно предложить рассмотреть картинку из тетради Безопасность –2 с.20-21) | ||
3. Как ты думаешь, для чего человеку нужна голова? (могут быть перечислены: думать, говорить) | ||
4. Что находится на голове? Зачем они нужны? Как за ними надо ухаживать? (могут быть перечислены: -глаза, смотреть, не смотреть долго телевизор, если болят- носить очки и т.п.; -уши, слушать, не засовывать предметы. Не кричать громко на ухо, одевать шапку, когда холодно и т.п.; -зубы, жевать, чистить, не пить холодную воду, лечить когда болят, есть фрукты и овощи; -кожа (в ср.гр.),защищает, мыть, не царапать; -нос, дышать нюхать, чистить, закапывать, когда болит;) | ||
5. Как надо укреплять свой организм, своё здоровье? (могут быть перечислены: заниматься спортом, бегать, прыгать, делать зарядку, есть полезные продукты, закаляться, лечиться и т.п.) |
Методика проведения:
Воспитатель задаёт детям вопросы, используя для подсказки картинки из книг «Моё тело», «Безопасность-2», «Органы чувств человека» (можно использовать и другие, подходящие картинки)
Записывает ответы детей, затем, анализируя их определяет уровень освоения программы и планирует задачи работы на следующий период времени.
Уровни освоения программы:
Н и з к и й:
Ребенок не знает, что такое организм, просто называет отдельные части тела. Знает, что у него есть глаза, уши, нос и зачем они нужны. Что относится к здоровью - надо хорошо себя вести и много кушать. Чтобы быстрее вырасти.
С р е д н и й:
Знает. Как устроен организм, но затрудняется ответить, как он работает. Знает, что у него есть глаза, уши, нос, рот и для чего они нужны. Не всегда может рассказать, как за ними ухаживать. Знает, что внутри организма что-то есть, но не может точно назвать. Понимает, что вредно делать и почему (много кушать, долго смотреть телевизор, много есть сладкого). Полезных продуктов называет мало , вредных не знает.
В ы с о к и й:
Ребенок знает, как устроен его организм, как работает, что для него вредно, что полезно. Знает, что у него есть глаза, уши, нос, рот и зачем они нужны. Рассказывает как за ними надо ухаживать. Предполагает, какие органы находятся у него внутри. Хорошо рассказывает, что полезно делать для здоровья, а что плохо. Знает ,что некоторые продукты лучше не есть- это вредно. Отличает неряшливого ребенка от аккуратного и понимает, для чего надо следить за чистотой дома, реки, леса, земли.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Стеркиной Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
2. Вахрушев А.А. Здравствуй мир. Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей., М.: «Баласс»,2001.
3. Галанов А.С. Игры, которые лечат., М.: «Сфера»,2004.
4 Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду./ Под
ред. Т.И. Бабаевой, СПб.: «Детство-Пресс», 2000.
5. Козлова С.А. Мой организм.- М., 2001.
6. Козлова С.А Я – человек. Программа приобщения ребенка к социальному миру.- М.: 2003:
7. Шипицина Л.М. Азбука общения (основы коммуникации): Программа развития личности ребенка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками ( для детей от 3 до 6 лет) СПб.: «Детство-Пресс», 1998.
Проанализированы имеющиеся программы и разработки следующих авторов: Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие; Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З. И. Бересневой; Лазарев М. Л. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для детей дошкольных учреждений; Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ; Программа “Что могут знать дошкольники о человеке” А. И. Иванова (расширенный вариант рубрики “Человек” в программе “Живая экология”); Примерное планирование занятий валеологии в средней группе Т. Н. Петрова, В. Д. Дмитриенко, Е. А. Петрова // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 6;
Тарасова Т. А., Власова Л. В. Пособие “Я и моё здоровье”: Валеологические знания и умения детям дошкольного возраста; Голицына Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по реализации проекта "Совершенствование развивающей среды в группе детского сада" авторы: старший воспитатель высшей кв. категории Гуськова О.Ю. и воспитатель первой кв. категории Захарова Н.А.
В соответствии с ФГТ к дошкольному образованию, необходимо обратить особое внимание на предметный развивающий мир, который окружает ребёнка в течении долгого времени в дошкольном учреждении. Данный ма...
Методические рекомендации к структуре и проведению мероприятий для воспитателей семейных детских садов
Методические рекомендации для педагогов...
Методические рекомендации по использованию музыкальных инструментов в разных возрастных группах детского сада
В современных условиях детским музыкальным инструментам отводится особая роль. В детском саду следует предусмотреть полный ассортимент музыкальных инструментов. В методических рекомендациях представле...
Рекомендации воспитателям и родителям в период адаптации ребёнка к детскому саду.
Рекомендации воспитателям и родителям в период адаптации ребёнка к детскому саду....
Методическая рекомендация по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада
Методическая рекомендация помощь для воспитателей при организации системы работы в детском саду по подготовки правилом дорожного движения. Здесь даётся формы работы, педагогическая диагностика, инстру...
Методические рекомендации в помощь воспитателю по правилам дорожного движения в детском саду (ДОУ)
Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге.Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка»....
Музыкально – педагогическое сопровождение ребёнка в детском саду
Дошкольное детство – неповторимая по своим возможностям пора развития способностей ребёнка, заложенных в нём Природой. Младший возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному вып...