Музыкально – педагогическое сопровождение ребёнка в детском саду
материал

Татьяна Васильевна Курмаз

Дошкольное детство – неповторимая по своим возможностям пора развития способностей ребёнка, заложенных в нём Природой. Младший возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnoe_vospitanie.doc43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     Музыкально – педагогическое сопровождение ребёнка в детском саду.

Дошкольное детство – неповторимая по своим возможностям пора развития способностей ребёнка, заложенных в нём Природой. Младший возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У дошкольника, за немногие годы, обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Подумайте, насколько одарены маленькие дети от природы, если они, не умея толком говорить, одеваться, за период дошкольного детства осваивают не только физические навыки, но и превращаются в рассудительную, творческую, открытую к познанию личность. Например, дети ясельной группы безошибочно определяют по тембру музыки, где идёт медведь, а где скачет зайчик. Это, при отсутствии субъективного опыта, говорит о наличии задатков природного воображения и фантазии.

Одна из особенностей дошкольного детства – очень широкий спектр интересов ребенка, довольно быстрая их смена. Важно дать ему свободу выбора, поиска. Поэтому, принцип моей работы с детьми строится на том, чтобы не давить на ребёнка, а именно СОПРОВОЖДАТЬ его одарённость. Дошкольнику бесполезно объяснять, что он одарён и ему нужно петь или танцевать. Если у него есть мотивация - ему это интересно, но его интерес может также быстро пропасть, как и возникнуть. Поэтому нужно постоянно подогревать этот интерес, так как ребёнок в это же время осваивает ещё очень много навыков.

Я не разделяю в работе с одарённостью отдельных периодов. Это -  одна «музыкальная история», в которой я постепенно реализую поставленную цель: максимально раскрыть в ребёнке его способности и открыть его умственно – эмоциональную сферу для дальнейшего восприятия всего окружающего.  

Музыкальные способности у детей выявляются по-разному. Отсутствие раннего проявления способностей не является показателем их отсутствия. Здесь очень важно не пропустить тот момент, когда ребёнок будет готов к проявлению способностей. Я очень внимательно за этим слежу. Есть случаи, когда ребёнок как бы занимает выжидательную позицию, впитывает навыки и лишь к подготовительной группе очень ярко проявляется. Если музыкальность у ребёнка на среднем уровне, я с помощью музыки и танцев помогаю развивать в нём другие способности. Всем известно, что музыка и танцы помогают развить память, речь, воображение, фантазию и т.д. Очень широко использую логоритмику, дыхательные, артикуляционные и речедвигательные упражнения, психогимнастику, «звучащий и пластический жест», креативную игропластику, пение с игрой на музыкальных инструментах, танцевально-игровую гимнастику, музыкально-ритмические игры, танцы-сценки, то есть всё, что помогает ребёнку развиться и умственно и эмоционально, и физически.        

Детский сад – это, пожалуй, единственное место, где все дети поют, танцуют, рисуют, читают стихи, занимаются театральной деятельностью. Этим дошкольное учреждение уникально! Наши воспитанники с удовольствием всё это делают.

 Помогаю родителям правильно обращаться с выявившейся одарённостью ребёнка, потому что есть две крайности в поведении родителей. Или они не считают одарённость своего ребёнка достойной внимания, или наоборот утрируют её значимость. И то и другое поведение вредно для ребёнка. Это очень важный аспект, потому что дети в дошкольном детстве полностью зависят от мнения родителей, и они для них являются непререкаемым авторитетом. Важно научить родителей правильно относиться к одарённости своего ребёнка, помогая ему быть успешным.

Музыкально-воспитательную работу я веду в рамках программы Т.Н. Дороновой «Из детства - в отрочество», согласно содержанию раздела «Ступеньки музыкального развития» Е.А. Дубровской. В дополнение к данному разделу программы, использую элементы программ: О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», Е.Г. Сайкина и Ж.Е. Фирилёва «Са-фи-дансе».    

     Одним из главных направлений программы Т.Н. Дороновой «Из детства - в отрочество» является творческое сотрудничество с родителями. Известно, насколько иногда бывает трудно привлечь родителей к сотрудничеству. Поэтому мне пришлось пересмотреть свои методы и искать новые. Попытаюсь коротко изложить некоторые из них, приводя примеры из моей практики.

     На базе нашего ДОУ работает семейный клуб раннего развития детей «Карапуз». Я оказываю помощь в подборе специального музыкального материала, в разработке рекомендаций для родителей по раннему развитию музыкальных способностей детей. Непосредственно с детьми начинаю работать в период адаптации в ясельной группе, ещё до начала музыкальных занятий. Участвую в утреннем приёме детей, режимных моментах, знакомлюсь с родителями. Например, когда дети привыкают к дневному сну, я использую музыкальные игрушки, которые «приходят в гости». В день проведения музыкального занятия, прошу воспитателей с утра напомнить, что Наталья Николаевна обещала сегодня прийти с гостями. Дети с удовольствием ждут этой минуты, быстрее засыпают, после сна стараются поскорее одеться, чтобы встретить «гостей». С ясельного возраста побуждаю детей к творчеству и образному восприятию любой песенки. Приведу пример: при разучивании песенки «У бабушки Натальи», я заранее пообщалась с детьми, выяснила, есть ли у них бабушки, какие животные как кричат, рассказала им, что я тоже бабушка. При знакомстве с песенкой, я использовала игрушки, изображающие животных. После нескольких занятий дети, с более развитой речью, рассказали, что у их бабушки есть конь, корова, кролики. Хотя в песне не было таких животных, я добавила эти персонажи, изменив немного мелодию. Через некоторое время меня «атаковали» родители ясельной группы с вопросами: «Что это за песня «Про бабушку Наталью?»; «Мой сын требует, чтобы я пела песню про каких–то животных, напишите мне, пожалуйста, слова»; «Соня мычит и крякает весь вечер, что вы поёте? Напишите слова!» ит.д. Однажды утром воспитательница этой группы встретила меня с улыбкой: «Сейчас Артём увидел Вас в окно и закричал – смотрите, бабушка Наталья идёт!» Я была довольна, что дети приняли образ, откликнулись эмоционально, да и родители в стороне не остались.

       В средней и старшей группе я использую циклы занятий с определёнными персонажами. Например -  грубиян и неряха Петрушка. При первом знакомстве даю детям поручение рассказать родителям о поведении Петрушки и спросить у них совета. Дети с удовольствием делятся мнением и советами своих родных. Спустя некоторое время, наш Петрушка становится совсем другим. Его музыкальная тема становиться мягче, культурней, он с помощью детей «готовит» музыкальный подарок своей мамочке, и т.д.

      При подготовке мероприятий, обязательно просим помощь у родителей. Они играют роли на утренниках, в сценариях я использую моменты, когда родители «выручают» своих детей, выполняя различные задания «отрицательных персонажей», например, поют детские песни, исполняют танцы. При подготовке фольклорного праздника «Кузьминки», я дала поручение детям спросить у родных тексты частушек. С каким удовольствием ребята исполняли частушки, которые дала мама или бабушка!  На «Папином празднике» дети, открыв рот, слушали, как их папы пели строевую песню, а у бабушек на глазах были слёзы умиления, когда мы предложили им «взять на руки» своих повзрослевших внуков и спеть им «Колыбельную»! В свою очередь, никогда не отказываю в помощи родителям, если они обращаются с просьбой помочь в подготовке их семейных праздников. Подбираю песенки, сценарии, одалживаю атрибуты и музыкальные инструменты. Например, у ребёнка в семье родился братик или сестрёнка – учим с ним «Колыбельную». Мама братьев Артёма и Дениса попросила помочь приготовить поздравление внуков бабушке на юбилей – я с мальчиками разучила песенку, частушки, научила делать фокусы. После юбилея поинтересовалась, как всё прошло. Денис сказал: «Здорово! Нам все так хлопали! А бабушка плакала». Я спросила: «Почему плакала? Ей не понравилось, как вы выступали?» Артём ответил: «Нет!!! Это она от радости!»

       Очень эффективно применяю метод «домашних поручений». Например: принести слова песенки, с куплетом которой мы познакомились на занятии, но «к сожалению, я забыла её слова, а ваши мамы и папы её точно знают»; завести тетрадку, в которую мамы запишут слова ваших любимых песенок; поздравить дома папу с 23 февраля, потому, что он был в командировке и не попал на наш праздник; летом выступить с концертом в своём дворе, предварительно выучив песенки и танцы со своими друзьями и т.д. Мама одной девочки после поездки в отпуск рассказала мне, что в поезде Полина организовала детей, и они два дня развлекали ехавших в вагоне взрослых: пели, танцевали, читали стихи.

     Большое внимание уделяю работе с одарёнными детьми. Мои воспитанники принимают участие в районных и областных конкурсах, занимают призовые места. Это – районный конкурс « Там, на неведомых дорожках», районный конкурс патриотической песни, районный конкурс народного творчества «Гусельки», Всероссийский  конкурс «Солнечная страна». В нашем ДОУ  организован вокальный ансамбль «Родничок» и танцевальная группа «Мозаика». При подготовке танцевальных композиций, я никогда  сразу не начинаю разучивать движения. Сначала даю детям «идею образа», позволяю им поимпровизировать, затем их удачные находки дополняю своими движениями. В некоторых танцах оставляю моменты «свободы». Дети очень любят мои слова «а дальше – свободно!». Именно в эти моменты они проявляют чудеса выдумки и пластики. Например, при создании композиции «Метелица», я дала им ленты и, после первой же импровизации, выстроился интересный танец. На следующий день стали подходить мамы за консультацией, какой длины должны быть ленты, потому что дети попросили их купить для домашних репетиций. Позднее, для участия в конкурсе «Солнечная страна», Насте понадобился танцевальный номер. Мама попросила повторить танец с лентой. Пришла идея немного переделать танец и назвать его «Танец огня». Мама сшила прекрасный костюм. Когда на «Выпускном утреннике», Настя исполнила этот танец, видеооператор, спросил у меня: «Эта девочка занималась в какой-то танцевальной студии? Она так профессионально двигалась!» Я ответила: «Она двигалась естественно, она всё это чувствовала!». Этот танец получился действительно нашим общим произведением: педагога, родителя и ребёнка!

       Я убеждена, что роль музыкального руководителя не только в том, чтобы научить детей петь и танцевать. Моя цель – создать условия для развития способностей ребёнка, совместно со всеми педагогами и родителями окружить детей атмосферой «продолжения дома», где он свободно может выражать свои чувства и эмоции.

                                                                   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-творческое развитие ребёнка в детском саду

Музыкальное воспитание детей - это звено общей системы воспитания, поскольку музыкальное искусство обращено к духовному миру человека. И, конечно же, я своим мастерством воздействую на тонкую субстанц...

Выступление на педагогическом совете"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду".

Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду....

методические рекомендации для воспитателей "Система работы по валеологическому сопровождению ребёнка в детском саду"

Данная система работы  разработана для воспитателей ДОУ и нацелена на практическую работу с детьми дошкольного возраста. Она включает:теоретический аспект;работу по формированию валеологической к...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском саду

В данном выступлении рассказывается в чем состоит психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском саду и как это сопровождение зависит от слаженной работы воспитателя и специалистов ДОУ....

Презентация на педагогический совет "Психологический комфорт ребёнка в детском саду"

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к детям в процессе обучения и воспитания, о внимании к...

Тьюторское сопровождение ребёнка с детским церебральным параличом в условиях общеобразовательного детского сада

Материалы Х Всероссийской научно- практической конференции "Адаптация детей и молодёжи к современным социально- экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологий". Абакан, 27 о...