Занятие по театрализованной деятельности в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Инсценирование алтайской народной сказки "Сто умов", в помощь в работе по региональному компоненту
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие по театрализованной деятельности и региональному компоненту | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по театрализованной деятельности
в старшей группе
Тема: Инсценирование алтайской народной сказки
«Сто умов»
Программное содержание: Расширять знания детей о родном крае; знакомить с фольклором алтайского народа в рамках регионального компонента;
учить передавать средствами театрального искусства особенности характера главных героев сказки (выразительная речь, мимика, жесты и движения персонажей, умение передать эмоциональное настроение героя);
прививать любовь к своей малой Родине; воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к людям других национальностей (толерантность).
Оборудование:
Текст сказки «Сто умов» (См. Детский журнал «Радуга» №1-2001г);
маски-шапочки лисы и журавля;
кукла Фея Театра и кукла в алтайском костюме;
аудиозаписи алтайской музыки – кассета «Хан-Алтай» А.Трифонова, кассета «Гимн Природе» В.Хохолкова, компакт-диск В.Кончева.
Сто умов
(алтайская сказка)
Как стало тепло, прилетел журавль на Алтай, спустился на родное болото и пошел плясать! Ногами перебирает, крыльями хлопает.
Бежала мимо голодная лиса, позавидовала она журавлиной радости, заверещала:
— Смотрю и глазам своим не верю — журавль пляшет! А ведь у него, у бедняги, всего только две ноги.
Глянул журавль на лису — даже клюв разинул: одна, две, три, четыре лапы!
— Ой,— крикнула лиса,—ох, в таком длинном клюве ни одного-то зуба нет...
Стоит улыбается, а зубов у нее не сосчитать!
Журавль и голову повесил.
Тут лиса еще громче засмеялась:
— Куда ты свои уши спрятал? Нет у тебя ушей! Вот так голова! Ну, а в голове у тебя что?
— Я сюда из-за моря дорогу нашел,— чуть не плачет от обиды журавль,— есть, значит, у меня в голове хоть какой-то ум.
- Ох, и несчастный ты, журавль,— две ноги да один ум. Ты на меня погляди — четыре ноги, два уха, полон рот зубов, сто умов и замечательный хвост.
С горя журавль еще длиннее вытянул свою длинную шею и вдали увидел человека с луком и охотничьей сумой.
- Лиса, почтенная лиса, у вас четыре ноги, два уха, замечательный хвост, у вас полон рот зубов, у вас сто умов — охотник идет!!! Как нам спастись?!
— Мои сто умов всегда сто советов дадут.
Сказала и скрылась в барсучьей норе.
Журавль подумал:
"У нее сто умов",— и туда же, за ней!
Никогда охотник такого не видывал, чтобы журавль за лисой гнался.
Сунул руку в нору, схватил журавля за длинные ноги и вытащил на свет.
Крылья у журавля распустились, повисли, глаза как стеклянные, даже сердце не бьется.
"Задохся, верно, в норе" — подумал охотник и швырнул журавля на кочку.
Снова сунул руку в нору, лису вытащил.
Лиса ушами трясла, зубами кусалась, всеми четырьмя лапами царапалась, а все же попала в охотничью суму.
" Пожалуй и журавля прихвачу" — решил охотник.
Обернулся, глянул на кочку, а журавля-то и нет! Высоко в небе летит он, и стрелой не достанешь.
Так погибла лиса, у которой было сто умов, полон рот зубов, четыре ноги, два уха и замечательный хвост.
А журавль одним своим умишком пораскинул и то смекнул, как спастись.
Ход занятия.
I.Звучит музыка В.Хохолкова. Дети входят в зал на занятие, их встречает музыкальный руководитель (МР), кукла Фея Театра и кукла в алтайской национальной одежде.
МР(поет):
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро радостным лицам!
Здравствуйте!
Дети: Здравствуйте! (садятся на стулья)
МР: Дети, как обычно, к нам на занятие пришла Фея Театра. Но сегодня она привела с собой необычную гостью – куклу Ак-Чечек. Видите, на ней необычное платье! Ак-Чечек – алтайка. И среди нас тоже есть алтайцы. И сегодня мы поговорим о нашей родине – Горном Алтае. Ак-Чечек расскажет вам о нем.
- (Прием активизации зрительного и слухового восприятия)
Ак-Чечек: Вы, конечно, знаете, что мы живем в Горном Алтае. Это край щедрого солнца и синего неба, сверкающих ледников и густых лесов.
Это небо и тайгу,
Это солнце я люблю.
Эту землю – Алтай,
Прославляю и люблю. (П.Самык)
Через нашу республику проходит Чуйский тракт, дорога-труженица, воспетая поэтами и композиторами. Есть у нас прекрасное Телецкое озеро – Алтын-Кёль (Золотое озеро), которое в течение дня можно объехать на теплоходе и увезти в памяти его остроконечные горы, грохочущие водопады, отвесные скалы, спокойные заливы и впадающие в озеро горные реки с чистой ледяной водой.
- (Словесный метод – рассказ о родном крае)
Фея Театра: Ак-Чечек, как поэтично ты рассказываешь о своем крае!
Ак-Чечек: Конечно, ведь я люблю свою Родину! А алтайцы, живущие здесь, - очень приветливый, честный, открытый и гостеприимный народ. У них богатая культура, многовековые традиции и замечательные сказки, в которых собрана вся мудрость народа. Моя любимая сказка – «Сто умов».
МР: Вот замечательно! А я как раз сегодня принесла детям эту сказку! Давайте ее прочитаем.
II.Чтение алтайской народной сказки «Сто умов»
Беседа по ее содержанию.
- (Прием вовлечения детей в диалог, беседу по содержанию сказки, прием активизации речи детей)
III. Инсценирование сказки.
МР: Ребята, хотите разыграть эту сказку? Кто хочет быть лисой? А журавлем? А охотником?
Дети, по желанию выбравшие себе роли, надевают маски-шапочки и инсценируют сказку.(под музыку А.Трифонова)
- МР по ходу делает замечания, обращает внимание маленьких артистов на выразительность произнесения реплик, интонацию, мимику и жесты, побуждает детей к адекватному выражению своих чувств и эмоций, т.е. помогает ребенку вжиться в образ сказочного героя.
По окончании сценки делает выводы:
МР: Скажите, дети, как вы думаете, хорошо ли завидовать другим? Можно ли насмехаться над другими людьми? А хвастаться своим умом? Ведь в конечном итоге лиса со своими ста умами пострадала, а журавль, над которым она насмехалась, одним своим умишком пораскинул и смекнул, как ему спастись!
Ак-Чечек: А еще у алтайского народа есть множество интересных игр. Одна из них – Игра «Аксак турна» - «Хромой журавль». Хотите в нее поиграть?
Игра «Хромой журавль»
Дети делятся на пары. Поднимают одну ногу назад, согнув ее в колене. Руки сцеплены за спиной. По сигналу журавли-дети, прыгая на одной ноге, стараются толкнуть противника плечом, чтобы он встал на обе ноги. Проигрывает тот, кто коснулся земли одной ногой.
МР: Спасибо тебе, Ак-Чечек, за интересную игру и сказку! А еще мы сегодня много интересного узнали о нашем родном крае – Горном Алтае. И все дети поняли, что нужно уважать других людей, не хвастаться, не насмехаться над ними. Сегодня, ребята, вы потрудились на славу, изображая хвастливую лису и скромного журавля. Вы были настоящими артистами. А теперь нам пора прощаться с Феей Театра и ее подругой Ак-Чечек. Давайте споем им нашу прощальную песенку.
Дети (поют): Дружно скажем: «До свиданья!»
И помашем на прощанье.
Нам недолго встречи ждать,
Мы придем сюда опять!
До свиданья!
Дети прощаются и уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по театрализованной деятельности в старшей группе «Путешествие в осенний лес».
Занятие направлено на закрепление приемов вождения кукол пальчикового театра, развитие диалогической формы речи у дошкольников....
Занятие по театрализованной деятельности в старшей группе детского сада "Сказочные вещи"
Театрализованное занятие в старшей группе, направленное на развитие эмоциональной выразительности детей при выполнении творческих заданий....
Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе "Путешествие в волшебный мир театра"
Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.Побуждать самостоятельно искать выразительные сре...
Конспект занятий по театрализованной деятельности в старшей группе."Давайте будет вежливы".
Воспитывать вежливости в детях ,коммуникативные качества;привлекать детей к активному участию в играх .Побуждать участвовать в танцевальной,песенной выразительности....
Конспект занятие по театрализованной деятельности в старшей группе
Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»Цель: путешествие к семи видам театральных кукол.Задачи:П- Поддерживать стремление познавать мир театра, активно участвовать в развлечении, используя ум...
Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе «Поиграем в театр»
Программное содержание:· вызвать интерес к театрально-игровой деятельности;· формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;· закреплять виды театров (драматический, кукольный);· ...
Конспект музыкального занятия по театрализованной деятельности в старшей группе "Путешествие в волшебный мир театра"
Поддерживать стремление детей активно участвовать в театрализованной деятельности...