ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ
статья (подготовительная группа) по теме

Походенько Лариса Борисовна

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ В ДОУ»

    Как у маленького деревца, еле поднявшегося над

                                                                     землей,  заботливый садовник укрепляет корень, от

                                                                     мощности  которого  зависит жизнь растения на

                                                                     протяжении  нескольких  десятилетий, так учитель

                                                                      должен заботиться о  воспитании у своих детей

                                                                     чувства  безграничной любви к  Родине.

(В.А. Сухомлинский)

           

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлым играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству. Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Патриотическое воспитание начинается в дошкольные годы, поэтому самую существенную помощь по воспитанию патриотических чувств оказывают работники детского сада.

Для того, чтобы с малых лет растить патриотов, воспитатели должны ясно представлять себе, в чём состоит своеобразие патриотизма ребёнка- дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в детском саду. Содержание и методы патриотического воспитания должны соответствовать возрастным особенностям детей. Самый существенный результат патриотического воспитания в детском саду - это положительный сознательный настрой детей, их общественно-нравственная направленность, живой интерес к общественным явлениям и событиям, происходящим в городе, стране, чувство радости, гордости за наши достижения.

Работа по патриотическому воспитанию включает в себя целый комплекс задач:

  1. формирование у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;
  2. формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой

родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

  1. формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о

столице России;

  1.  воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики;
  2. воспитание уважения к труду, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  3. воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
  4. формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  5. формирование элементарных знаний о правах человека.

                                    Принципы работы

  1. .Стремление дошкольника быть активным в окружающей действительности: желание объяснить происходящее, установить зависимость и отношения между происходящим, создавать свои теории.
  2. Способность ребенка отражать мир в системе на основе его интереса к причинам  и сущности происходящих, событий и явлений.
  3. Способность ребенка под руководством взрослых усваивать систему знаний на основе понимания естественных, действенно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями.

Организация образовательного процесса

  1. Создание развивающей среды
  2. Специально организованная образовательная деятельность
  3. Совместная деятельность вне занятий    взрослых и детей
  4. Самостоятельная деятельность детей (игровая, продуктивная)

Формы и методы работы с детьми по патриотическому направлению в МБДОУ № 14

  1. Целевые прогулки по улицам города, носящим имена людей, внёсших вклад в развитие и процветание родного города;
  2. Экскурсии к памятным местам:  стеле, памятнику С.М.Кирову.  
  3. Экскурсии к достопримечательностям города: центральная площадь, Дворец культуры, стадион и Дворец спорта, озеро Верхнее, центральная библиотека и др.;
  4. Экскурсии в краеведческий музей им. С.М.Кирова, посещение выставок;
  5. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, о животном и растительном мире России, Кольского полуострова;
  1. Чтение и рассказывание произведений фольклора русского народа, разных национальностей;
  1. Слушание музыкальных произведений о Родной земле, родного города, показа детям фильмов, презентаций о подвигах русских людей, истории России;
  2. Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни;
  3. Проведение тематических праздников и развлечений: «День города», «День матери», «День защитника Отечества», «День Победы», «День семьи», «День защиты детей», «День России», «День шахтёра».
  4. Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, изготовление сувениров для членов семьи, сотрудников детского сада, младших воспитанников. Родители принимают самое активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и прочее.

Система и последовательность работы
по патриотическому воспитанию дошкольников

Семья ---- Детский сад ---- Родная улица, родной город ---- Страна, её столица, символика ---- Права и обязанности (Конституция)

В нашем детском саду решение программных задач реализуется через тематическое планирование, которое способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей семье, детском саде, родном крае, той местности, где они живут, стране. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

Эти задачи решаются в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Успех патриотического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи. Такая целенаправленность, педагогическая работа способствует воспитанию у детей трудолюбия, гуманизма, патриотизма, формирует активную жизненную позицию. Родители активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в нашем детском саду: в экологических акциях, экскурсиях, развлечениях, викторинах. В работе с родителями используются домашние задания. Они совместно с детьми изготавливают кормушки для птиц, облагораживают территорию  ДОУ. В родительских уголках информация по патриотическому воспитанию представлена в форме периодически сменяемых фотовыставок на сайте, консультаций, папок – передвижек. Работы детей представлены в выставочных уголках.
     Наибольшую трудность вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что их окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к

пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и

маленьких, есть много общего:

  1. люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных, рыбаки ловят рыбу, строители строят дома, горняки добывают руду);
  2. везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;
  3. повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
  4. люди берегут и охраняют природу;
  5. есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края – Мурманской области и родного города - Кировска. Успешность познавательного  развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром через разные виды детской деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Чтобы развивать в детях способность наблюдения, научить их пользоваться своими чувствами, своим моторным аппаратом для последовательного накопления практического опыта, представлений и речевых умений необходимо организованное знакомство детей с окружающей их конкретной действительностью и оказание им систематической помощи в использовании её в интересах своего развития. Благодаря экскурсиям дети имеют возможность получить значительный объём информации, у них формируются способы мыслительной деятельности. Общаясь с участниками экскурсии ребёнок усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения.

В ходе экскурсии педагог и экскурсовод помогают дошкольникам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема, услышать о них необходимую информацию. Материал экскурсии, мастерство его изложения дают возможность детям анализировать, делать необходимые выводы.

Экскурсии с детьми проводятся как вне учреждения, так и в нём. Экскурсии по групповой комнате, наблюдение за трудом младшего воспитателя проводятся преимущественно с детьми раннего возраста с 1 года до 3 лет. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста (с 3 до 5 лет) экскурсии также проводятся внутри учреждения, но дети уже знакомятся с трудом большего количества сотрудников: медсестра, прачка, повар. Постепенно круг, охватываемый экскурсиями, расширяется: дети на прогулках наблюдают за трудом дворника, водителей продуктовых машин. Оказывают помощь дворнику в уборке территории сада: уборка мелкого мусора, уборка сухих листьев, поливка клумб, огорода, подметание дорожек. Всё это даёт представление о труде взрослых, вызывает у детей добрые чувства. Наше ОУ осуществляет взаимосвязь с краеведческим музеем. Организуются выезды в музей в посёлок Кукисвумчорр, где детей старшего дошкольного возраста знакомят с животным и растительным миром Кольского полуострова, историей и бытом русского народа, историей развития родного края. Также наши воспитанники посещают выставки, организованные краеведческим музеем «Мир женщины», «Профессии», «Бытовая техника 20-го века», выставка кировских художников, где детям представилась возможность приобщиться к миру искусства и нарисовать портрет своей мамы.

  В методическом кабинете имеется методическая литература по нравственно – патриотическому воспитанию, специальная литература по ознакомлению детей с народным творчеством, природой родного края, книги о Мурманске, Кировске, их достопримечательностях, жителях, наиболее распространенных и востребованных профессиях, аудиоматериалы, книги о природе родного края.

Уже с младшего дошкольного возраста (3,4 года) педагог воспитывает у детей любовь к

Родине. Это выражается в интересе к тому, что их окружает, в добрых чувствах к людям, с которыми он общается, поэтому формирование у маленьких детей любви к Родине взрослый начинает именно с воспитания чувств привязанности, любви к семье, к воспитателю, младшему воспитателю. Так же  эмоциональные переживания пробуждают у малышей и музыкальные занятия, развлечения. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) у детей впервые отчётливо проявляется интерес к явлениям общественной жизни. Об это свидетельствуют вопросы детей к воспитателю и друг к другу. Углубление представлений детей о родной стране происходит в процессе ознакомления с главным городом нашей страны - Москвой. Рассматривая иллюстрации, слушая чтение книг, дети узнают и запоминают, что в Москве есть Кремль, Красная площадь. Закрепляют полученные знания дети в конструктивной, продуктивной, коммуникативной  и игровой деятельности. В старшей дошкольном возрасте (5-7 лет) знания о родной стране приобретают более широкий и глубокий характер. Дети должны знать, что наша страна Россия, в ней  много городов, деревень, сёл. Необходимо расширять знания детей о Москве, Санкт-Петербурге. При отборе содержания для ознакомления с Родиной, воспитатели учитывают наиболее ценное для формирования у детей положительного отношения к общественным явлениям, к своей стране. ».  Планируя работу по патриотическому воспитанию, педагоги МБДОУ № 14 придерживаются календарно-тематического плана, который  был разработан в соответствии с общественными и календарными праздниками: «День народного единства», «День матери», «День защитника Отечества», «День Победы», «День семьи», «Международный день защиты детей», «Международный день друзей», «День России». Также был учтён региональный компонент при ознакомлении детей с родным краем: «Наш город», «День шахтёра». Знакомству с Родиной помогают следующие методы и приёмы: беседы о пользе труда человека для блага Родины, о хороших людях, о природе; чтение художественных произведений на патриотические темы, слушание песен, классических произведений, стихотворений для заучивания, просмотр видеофильмов, тематических презентаций, личный пример воспитателей и родителей. Знакомя детей с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых, с произведениями искусства, живописи, литературы, педагоги одновременно формирует у них оценочное отношение к окружающей действительности. Была создана презентация «Город, в котором я живу», в проекте создать презентации «Животный и растительный мир нашего края», «Москва – столица нашей Родины», «Детство – это смех и радость».

        В помощь педагогам ДОУ для работы по патриотическому воспитанию в методическом кабинете имеется:

  1. подборка народных игрушек для демонстрации, альбомы с образцами народного художественного творчества, материалы о быте и жизни многонационального народа России.
  2. в музыкальном зале представлены народные инструменты: трещотки, деревянные ложки, дудочки, балалайка, созданы картотеки народных подвижных и хороводных игр. В групповых музыкальных уголках так же представлены музыкальные инструменты.
  3. в двигательной деятельности детей широко используются народные считалки, загадки.

Физкультурные досуги, праздники, культурно-досуговая деятельность  проводятся с учетом календарно-тематического плана.

  1. в дошкольных группах имеются патриотические уголки, наполняемость и содержание которых соответствуют программным задачам по возрастам.   В этих зонах дети могут самостоятельно рассмотреть книги, иллюстрации по теме, найти на глобусе или карте свою страну, город, ознакомиться с символикой родного города, края, страны, родного края.
  2. в каждой группе есть книжный уголок с русскими народными сказками, сказками народов мира, иллюстрациями к ним. Педагоги организуют тематические выставки к праздникам и знаменательным датам, авторские выставки. В театрально-речевых зонах

 представлены различные виды театров, где ребёнку предоставляется свобода выбора и возможность драматизации произведений устного народного творчества.

  1.    в зонах детского творчества ДОУ имеются образцы народных игрушек, альбомы –

     раскраски с образцами народных узоров, альбомы по искусству, образцы русских

     народных и саамских узоров.

Важным составляющим моментом работы по патриотическому воспитанию является приобщение детей  к народным традициям: боевым, трудовым. Дети старшего дошкольного возраста с большим интересом слушают серьёзные песни о войне, с удовольствием исполняют танцы на военные темы «Синий платочек», «Огонёк», поют песни «Смуглянка», «Катюша». Слушание таких песен, когда оно сочетается с усвоением в образовательной деятельности определённых представлений, очень важно для возбуждения гражданских чувств детей. Ежегодно в нашем ДОУ проводятся тематические вечера, посвящённые Дню Победы. Дети принимают активное участие в украшении музыкального зала, разучивании стихотворений о подвиге советского солдата в жестокой войне. Был создан видеофильм о войне «Долгая дорога к победе». Дети старшего дошкольного возраста нашего ДУ в этом году принимали участие в передаче народного телевидения «Хибины» «Глас народа. Детский час», в которой отвечали на вопросы о войне, её победителях. Ежегодно в сотрудничестве с краеведческим музеем им. С.М.Кирова наши воспитанники ходят на возложение к стеле, куда приносят живые цветы, посвящают погибшим солдатам стихи.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Поэтому трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая проводится в нашем ДОУ по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях организации ФГТ

Методические рекомендации по организации воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях организации ФГТ.(утренний отрезок времени)...

Модель организации модель организации среды МАДОУ «Детский сад № 238» соответствии приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП дош

презентация к приказу  Министерства образования и науки Российской Федерации  № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП ДОУ...

Презентация "Организация образовательной работы по организации досуговой деятельности в детском саду".

В презентации рассматриваются все виды досуга, реализуемые в образовательном пространстве детского сада. Материал презентации разработан в ГБОУ детском саду № 2027 для методического объединения воспит...

Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».

Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...

Особенности организации культурно-досуговой деятельности в образовательных организациях. Тема : Организация социокультурной среды по средствам досуговой деятельности дошкольников

В системе дошкольного образовательного учреждения деятельность, организуемая в свободное время, определяется как культурно-досуговая. Задачи, гипотеза исследования; проблема подготовки специалистов; в...

Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».

Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...