Колесо истории.Встреча с резчиком по дереву Пошехоновым Геннадием Михайловичем.
план-конспект занятия по теме
Конспект занятия-игры для детей подготовительной к школе группы. В гости к детям приходит Мастер резчик по дереву. Дети в игре "Колесо истории" показывают свои знания по теме "Русь деревянная", рассказываюткакое значение в жизни наших предков славян имело дерево, как к нему относились, что из него изготавливали. В коспекте занятия используется устное народное творчество: частушки, колядки, игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gostevaya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Колесо истории. »
Образовательные задачи:
через игру «Колесо истории» обобщить и закрепить знания детей по теме
«Русь деревянная»
Продолжать воспитывать интерес и любовь к истории и традициям своего народа.
Развивать в играх сообразительность и ловкость.
Подготовка к занятию:
- выставка изделий из дерева, с которой дети знакомятся заранее;
- «колесо истории» ( прялка с прикрепленными к ней вопросами);
- «древо жизни» (на листе ватмана);
- картина с изображением леса (береза, сосна, липа);
- фланелеграф.
Ход занятия:
Гость приходит в горенку до прихода детей. Хозяйка встречает его и усаживает в красный угол.
Дети приходят в горенку, здороваются и рассаживаются по лавкам.
ХОЗЯЙКА: В тереме расписном я живу. К себе в избу всех детей и гостей приглашу. Сегодня у меня в гостях мастер – Геннадий Михайлович. Всякая работа у него в руках спорится. Но особенно он любит дерево. Геннадий Михайлович в каждой палке, коряге видит игрушку, либо маску, либо посуду какую. (Обращаясь к выставке). Вот эти деревянные замысловатые вещи сделал Геннадий Михайлович своими руками, конечно с помощью инструмента. Он вложил в них свою душу и потому от них веет теплом и чем-то таинственным и радостным. А еще дядя Гена украсил нашу избу затейливой резьбой, причудливым растительным орнаментом. Вот какой у нас сегодня желанный гость. Споем ему величальную песню.
Вы послушайте-ка, стары старики,
Вы послушайте, что люди говорят,
Говорят, поговаривают.
Про такого – то про белого царя,
Про Геннадия Михайловича.
Как пришел он попозже всех,
Посадили повыше всех,
Величали погромче всех,
Подливали почаще всех.
Угощают гостя квасом. Гость благодарит детей за Величальную песню: «Я рад, что вам понравилась моя работа. Я с детства люблю лес, чувствую его и мне хочется, чтобы мои работы радовали глаз и поднимали настроение людей, прививали любовь к родной природе»
ХОЗЯЙКА: «Наши дети знают много о деревьях, об их значении в жизни предков. Я предлагаю вам, дети, показать свои знания в игре «Колесо истории».
ИГРА: «Колесо истории».
Дети делятся на две команды:
- «Вятичи» - амулет медведь, который дети предварительно вылепили из глины.
- «Древляне» - амулет барсук.
Хозяйка вращает колесо прялки и дети выполняют задание, на которое укажет стрелка на колесе. За правильные ответы команда получает фишки. Побеждает та команда, которая больше наберет фишек.
ЗАДАНИЯ:
№1. «Почему Русь в древности назвали деревянной?»
(Потому, что любую вещь и ту, что кормит и ту, что забавляет и все постройки от избы до бани, делали из дерева)
Задание: Кто больше назовет предметов и построек из дерева в древней Руси.
№2. «Перед вами две фотографии: на одной – наличники, на другой прялка. И наличники и прялка украшены резьбой. Для чего наносилась резьба на эти изделия? (Как украшения, как оберег)
Задание: «Прочитать», что «написал» резчик своими узорами на прялке и наличниках.
№3.
- Какие еще обереги вы знаете?
- Нарисовать солярные знаки. (по листу на каждую команду и по набору фломастеров)
№4. 1-ой команде: Как называется обрядовая поздравительная песенка, которая пелась на святки? (Колядка). Спойте и обыграйте её.
2-ой команде: Как называются маленькие, озорные шуточные песенки, которые поются на Масленицу? (Частушки). Спойте и обыграйте их.
№5. (Поставить на фланелеграф Древо жизни и положить картинки с изображением солнца, месяца, ветра, птиц, коня, людей).
«Что общего между строением дерева и мироустройства по представлениям наших предков праславян?»
Задание: от каждой команды нужно по одному человеку для того чтобы, распределить данные картинки по трехчастному миру. (Явъ, правъ, навъ)
№6. Игра «Золотые ворота».
Вопрос: «В этой игре присутствует ветка березы. В каких обрядах используется это дерево на Руси?»
№7. Инсценировка. Мальчик берет топор и идет в лес. (Там «растут» липа, сосна, береза). Мальчик говорит: «надо избу построить. Пойду я в лес, деревьев наготовлю. А вот какое дерево срубить? Липу? Сосну? Березу? Срублю я липу».
Замахивается топором. Слышен голос Лешего: «Если ты липу срубишь на избу, то в лес потом не ходи. Лыком запутаю, закружу, из леса не выпущу.»
Вопрос: «Почему нельзя липу брать на избу? Из какого дерева строили жилье и надворные постройки? Для чего использовали липу?»
Хозяйка: Вот и подошла к концу наша игра. Давайте посчитаем, кто больше набрал фишек. (Подводят итоги, называют победителей).
А сейчас мы нальём чару нашему гостю и попросим его сказать слово.
Дети поют гостевую. Гость пьет квас и говорит ответное слово.
Гостевая: Кому чару пить?
Слово говорить?
Свет Геннадию да
Михайловичу.
Геннадий
Михайлович: «Мне очень понравилось у вас в гостях. Вы порадовали
всех своими знаниями. Вот эту чашу я вырезал сам и дарю ее вам, в память о нашей встрече»
Гостевая: За твои слова.
За твои дела
Прокричим ура
Трижды: Ура!Ура!Ура!
Хозяйка дарит гостю самотканый косой пояс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папка - передвижка Цыферов Геннадий Михайлович
Для привлечения родителей к деятельности сада, придумали этот материал, дабы ознакомить родителей с писателем и сценаристом Цыферовым Геннадием Михайловичем...
«Наш земляк – космонавт Геннадий Васильевич Сарафанов»
Презентация о человеке с большой буквы, летчике-космонавте, Герое Советского Союза, нашем земляке - Сарафанове Г.В....
Цикл "Сказки о музыке и музыкантах" .Цыферов Геннадий Михайлович. "Тайна запечного сверчка"
Хочу поделиться книжкой о "Чуде ХХ века , великом австрийском композиторе Вольфганге Амадее Моцарте...
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста, посвященное жизни и творчеству Геннадия Никандровича Волкова
Генна́дий Ника́ндрович Во́лков (31 октября 1927, Большие Яльчики, Яльчикский район, Чувашская АССР, СССР — 27 декабря 2010, Чебоксары, Российская Федераци...
Подвиг артиллериста Геннадия Горохова. В рамках сотрудничества Комплексно-краеведческого музея "Исток" с музеем Победы, г. Москва
10 Тигров прорвались в тыл, его дивизион принял неравный бой....
Подвиг артиллериста Геннадия Горохова. В рамках сотрудничества Комплексно-краеведческого музея "Исток" с музеем Победы, г. Москва
10 Тигров прорвались в тыл, его дивизион принял неравный бой....