Колесо истории.Встреча с резчиком по дереву Пошехоновым Геннадием Михайловичем.
план-конспект занятия по теме

Конспект занятия-игры для детей подготовительной к школе группы. В гости к детям приходит Мастер резчик по дереву. Дети в игре "Колесо истории" показывают свои знания по теме "Русь деревянная", рассказываюткакое значение в жизни наших предков славян имело дерево, как к нему относились, что из него изготавливали. В коспекте занятия используется устное народное творчество: частушки, колядки, игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gostevaya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Колесо истории. »

Образовательные задачи:

                                      через игру «Колесо истории» обобщить и закрепить       знания детей по теме          

«Русь деревянная»

 Продолжать воспитывать интерес и любовь к истории и традициям своего народа.

Развивать в играх сообразительность и ловкость.

Подготовка к занятию:

  1. выставка изделий из дерева, с которой дети знакомятся заранее;
  2. «колесо истории» ( прялка  с  прикрепленными к ней вопросами);
  3. «древо жизни» (на листе ватмана);
  4. картина с изображением  леса (береза, сосна, липа);
  5. фланелеграф.

Ход занятия:

Гость приходит в горенку до прихода детей. Хозяйка встречает его  и усаживает в красный угол.

Дети приходят в горенку, здороваются и рассаживаются по лавкам.

ХОЗЯЙКА: В тереме расписном я живу. К себе в избу всех детей и гостей приглашу. Сегодня у меня в гостях мастер – Геннадий Михайлович.  Всякая работа у него в руках спорится. Но особенно он любит дерево. Геннадий Михайлович в каждой палке, коряге видит игрушку, либо  маску, либо посуду какую. (Обращаясь к выставке). Вот эти деревянные замысловатые вещи сделал Геннадий Михайлович своими руками,  конечно с помощью инструмента. Он вложил в них свою душу и потому от них веет теплом и  чем-то таинственным и радостным. А еще дядя Гена украсил нашу избу затейливой резьбой, причудливым растительным орнаментом. Вот какой у нас сегодня желанный гость. Споем ему величальную песню.

Вы послушайте-ка, стары старики,

Вы послушайте, что люди говорят,

Говорят, поговаривают.

Про такого – то про белого царя,

Про Геннадия Михайловича.
Как пришел он попозже всех,

Посадили повыше всех,

Величали  погромче всех,

Подливали почаще всех.

Угощают гостя квасом. Гость благодарит детей за Величальную песню: «Я рад,  что вам понравилась  моя работа. Я с детства люблю лес, чувствую его и мне хочется, чтобы мои работы радовали глаз и поднимали настроение людей, прививали любовь к родной природе»

ХОЗЯЙКА: «Наши дети знают много о деревьях, об их значении в жизни предков. Я предлагаю вам, дети, показать свои знания в игре «Колесо истории».

ИГРА: «Колесо истории».

 Дети делятся на две команды:

  1. «Вятичи» - амулет медведь, который дети предварительно вылепили из глины.
  2. «Древляне» - амулет барсук.

Хозяйка вращает колесо прялки и дети выполняют задание, на которое укажет стрелка на колесе. За правильные ответы команда получает фишки.  Побеждает та команда, которая больше наберет фишек.

ЗАДАНИЯ:

№1. «Почему Русь в древности назвали деревянной?»
(Потому, что любую вещь и ту, что кормит и ту, что забавляет и все постройки от избы до бани, делали из дерева)

Задание: Кто больше назовет предметов и построек из дерева в древней Руси.

№2. «Перед  вами две фотографии: на одной – наличники, на другой прялка. И наличники и прялка украшены резьбой. Для чего наносилась резьба на эти изделия? (Как украшения, как оберег)

Задание: «Прочитать», что «написал» резчик своими узорами на прялке и наличниках.

№3.

- Какие еще обереги вы знаете?

- Нарисовать солярные знаки. (по листу на каждую команду и по набору фломастеров)

№4. 1-ой команде:  Как называется  обрядовая поздравительная песенка, которая пелась на святки? (Колядка). Спойте и обыграйте её.

       

       2-ой команде:  Как называются маленькие, озорные  шуточные песенки, которые поются на Масленицу? (Частушки). Спойте и обыграйте их.

№5. (Поставить на фланелеграф Древо жизни и положить картинки с  изображением солнца, месяца, ветра, птиц, коня, людей).

«Что  общего между строением дерева и  мироустройства по представлениям  наших предков праславян?»

Задание: от каждой команды нужно по одному  человеку  для того чтобы,  распределить данные картинки по трехчастному миру. (Явъ, правъ, навъ)

№6. Игра «Золотые ворота».

Вопрос: «В этой игре присутствует ветка березы.  В каких обрядах используется это дерево на Руси?»

№7. Инсценировка. Мальчик берет топор и идет в лес. (Там «растут» липа, сосна, береза). Мальчик говорит: «надо избу построить. Пойду  я в лес, деревьев наготовлю. А вот какое дерево срубить? Липу? Сосну? Березу? Срублю я липу».

Замахивается топором. Слышен голос Лешего: «Если ты липу срубишь на избу, то в лес потом не ходи. Лыком запутаю, закружу, из леса не выпущу.»

Вопрос: «Почему нельзя липу брать на избу? Из какого дерева строили жилье и надворные постройки? Для чего использовали липу?»

Хозяйка:  Вот и подошла к концу наша игра. Давайте посчитаем, кто больше набрал фишек. (Подводят итоги, называют победителей).

А сейчас мы нальём чару нашему гостю и попросим его сказать слово.
Дети поют гостевую. Гость пьет квас и говорит ответное слово.

Гостевая:    Кому чару пить?

Слово говорить?

Свет Геннадию да

Михайловичу.

Геннадий

Михайлович:         «Мне очень понравилось у вас в гостях. Вы порадовали

всех своими знаниями. Вот эту чашу я вырезал сам и  дарю ее вам, в память о нашей встрече»

Гостевая:            За твои слова.

За твои дела

Прокричим ура

Трижды: Ура!Ура!Ура!

Хозяйка дарит гостю самотканый косой пояс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка - передвижка Цыферов Геннадий Михайлович

Для привлечения родителей к деятельности сада, придумали этот материал, дабы ознакомить родителей с писателем и сценаристом Цыферовым Геннадием Михайловичем...

«Наш земляк – космонавт Геннадий Васильевич Сарафанов»

Презентация о человеке с большой буквы, летчике-космонавте, Герое Советского Союза, нашем земляке - Сарафанове Г.В....

Цикл "Сказки о музыке и музыкантах" .Цыферов Геннадий Михайлович. "Тайна запечного сверчка"

Хочу поделиться книжкой о "Чуде ХХ века , великом австрийском композиторе Вольфганге Амадее Моцарте...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста, посвященное жизни и творчеству Геннадия Никандровича Волкова

Генна́дий Ника́ндрович Во́лков (31 октября 1927, Большие Яльчики, Яльчикский район, Чувашская АССР, СССР — 27 декабря 2010, Чебоксары, Российская Федераци...