Конспект занятия по равитию речи и обучению грамоте "Животный мир морей и океанов"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Четвертных Татьяна Валентиновна

Данное занятие по теме "Животный мир морей и океанов" направлено на развитие речи и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные задачи: уточнение и актуализация словаря; совершенствование грамматического строя речи.

Развивающие задачи: развитие связной речи; слухового и зрительного внимания и восприятия; развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза; развитие мелкой моторики; координации речи с движением.

Воспитательные задачи: воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности и инициативы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «Животный мир морей и океанов»

Образовательные задачи:

  • Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Животный мир морей и океанов» (животное, океан, рыба, акула, дельфин, скат, рыба-меч, обитатель, подводный, глубоководный, нападать)
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных)

Развивающие задачи:

  • Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия.
  • Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, мелкой моторики, координации речи с движением, вкусовой и тактильной чувствительности.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности и инициативы.

Оборудование:

  • Мольберт, магнитная доска, плоскостные изображения морских животных;
  • Альбом «Морские животные;
  • Интерактивная доска, СD-проигрыватель, CD с записью звуков океана;
  • Надувные и мягкие игрушки – животные морей и океанов;
  • Морские звезды, раковины, сосуды с пресной и соленой водой, пластиковые стаканчики двух цветов, маркеры, карандаши по количеству детей.

Предварительная работа:

  • Посещение дельфинария, океанариума, магазина «Природа» с родителями
  • Просмотр телепередач о животных морей и океанов, слайдов, картинок из альбома «Живая природа»;
  • Чтение «морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина;
  • Разучивание стихов о морских животных, подвижной игры «Летучая рыба»

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей в зал, оформленный под морской берег. Слышны звуки морского прибоя, крики чаек.

Воспитатель: «Мы с вами оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. Сегодня мы будем говорить об обитателях моря и опустимся в его глубины, чтобы узнать много нового о жизни животных и рыб».

Воспитатель: «Что мы слышим, сидя на берегу моря?»

(шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек)

(воспитатель включает проигрыватель).

Воспитатель: «Верно, а теперь вставайте. Давайте наденем костюмы для подводного плавания и опустимся под воду».

(Воспитатель и дети показывают, как надевать костюмы)

На экране изображение морского дна.

Воспитатель: «Вот мы и оказались на морских глубинах. Расскажите стихи о жителях, которые нас окружают».

1.

Что за звезды в глубине

На песке лежат на дне?

На вопрос ответить просто:

На песке морские звезды.

2.

Ну что то за рыбы?

По морю ходят толки

Не рыбы, а булавки

Не рыбы, а иголки.

3.

Электрические скаты

Неуклюжи простоваты

Но любого ненароком

Сильно ударяют током

4.

Краб забился меж камней

Там спокойней и видней

Кто собрался на охоту,

Кто желает съесть кого-то.

Игра: «Веселые дельфинчики». Составление и чтение слов с пройденными буквами

Воспитатель: «Возьмите в руки дельфинчиков и пусть они проплывут от буквы к букве, чтобы получилось название морского животного. Получившееся слово впишите в клеточки в нижней части карточки».

Упражнение: «Определи на ощупь». Тактильное восприятие.

Воспитатель: «А сейчас новая интересная игра. Опустите руки под воду, которую изображает эта ткань, найдите животного и на ощупь попробуйте его узнать, но сразу не вытаскивайте, а скажите, почему вы уверены, что в руках именно то животное, которое назвали».

Физкультминутка: «Летучие рыбки». Координация речи с движением. Развитие общей моторики.

Воспитатель: «А теперь мы превратимся в летучих рыбок и порезвимся в морских волнах.

Я летучая, прыгучая (двигаются по кругу подскоками)

Улетела бы за тучу я (прыжок вверх и взмах руками, как крыльями)

Да соскучилась бы вскоре (вновь двигаются по кругу, совершая подскоки)

До того люблю я море.

Упражнение: «Скажи наоборот». Пополнение словаря словами антонимами, развитие вкусовой чувствительности.

Воспитатель: «Нам пора возвращаться на сушу. Выходите на берег и снимайте костюмы. (снимают костюмы).

Воспитатель: «Теперь мы поиграем на морском берегу, но сначала я хочу угостить вас водопроводной и морской водой» (Предлагается детям взять два стаканчика и определить на вкус – где вода морская, а где водопроводная).

Воспитатель: «Какой вода была в синем стаканчике?» (соленой)

«А в зеленом?» (не соленой).

«Верно, она была пресной. Морская вода – соленая, а питьевая – пресная».

Воспитатель берет в руки мяч и предлагает поиграть в игру «Скажи наоборот».

«Я буду начинать предложение, и бросать вам мяч, вы будете ловить мяч и заканчивать предложение, подобрав слово наоборот».

Воспитатель: «Морская вода соленая, а водопроводная…? (пресная)

 «Морская вода теплая, а водопроводная…? (холодная)

«Водопроводная вода мягкая, а морская…? (жесткая)

«Морская вода мутная, а водопроводная…? (прозрачная)

«Водопроводная вода полезная для растений, а морская…? (вредная)

Воспитатель предлагает детям пройти за столы и выполнить звуковой анализ слова «Медуза» (один ребенок выполняет на доске). Развитие навыков звукового и слогового анализа слов.

Игра «Кто живет в океане» Развитие мелкой моторики.

Воспитатель предлагает взять по одному изображению животного и заштриховать, как показано стрелками.

Итог занятия, оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАВИТИЮ РЕЧИ В МЛАДШЕЙ ГРУПЕ « ПОДАРИ ТАНЕ МЯЧ»

« ПОДАРИ ТАНЕ МЯЧ» Программное содержание:Учить детей различать и называть цвета (красный, синий, зеленый, желтый).Развивать у детей количественные представления: много — мало; величин: большой — мал...

Конспект занятия в подготовительной группе. Лепка по представлению «Обитатели морей и океанов.Морская звезда».

Учить детей во время лепки  передавать форму морской звезды,  пропорциональное соотношение частей; лепить мелкие детали ; плотно скреплять части; создавать устойчивую форму ; закреплять знак...

Конспект занятия по формированию основ экологического сознания дошкольников "Обитатели морей и океанов"

Конспект занятия по формированию основ экологического сознания дошкольников "Обитатели морей и океанов"...

Конспект занятий для старшей группы по познавательному развитию "Обитатели морей и океанов"

Конспект НОД на тему: "Обитатели морей и океанов" познавательное развитие...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Обитатели морей и океанов»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Обитатели морей и океанов»Цель: закрепить знания детей об обитателях морей и океанов, н6а основе систематизации ранее сформированны...