Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Города-герои»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: создать условия для знакомства детей с городами-героями, Брестской крепостью, Москвой, Ленинградом (Санкт-Петербургом)

Задачи:

  1. Формировать интерес к героическому прошлому своего народа.
  2. Расширить понятие «Родина», «страна», «столица».
  3. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе исторических фактов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goroda-geroi.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе

 «Города-герои».

Цель: создать условия для знакомства детей с городами-героями, Брестской крепостью, Москвой, Ленинградом (Санкт-Петербургом)

Задачи:

  1. Формировать интерес к героическому прошлому своего народа.
  2. Расширить понятие «Родина», «страна», «столица».
  3. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе исторических фактов.

Словарная работа: пополнить словарный запас словами: оборона, городиться, сражаться, фашисты, таран, блокада, окопы, траншеи, орден, героическая народная война, главнокомандующий.

развивающие: развивать познавательный интерес, мыслительную активность, память, речь;

воспитательные: воспитывать чувство гордости за защитников, победивших в годы войны; чтить память о погибших; воспитывать стремление интересоваться и самостоятельно получать знания о героическом прошлом нашей страны у старшего поколения.

Образовательные области: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «художественно- эстетическое развитие», «физическое».

Методические приёмы: беседа, художественное слово (чтение пословиц), д/и «Назови качество героя», д/и «Собери военную технику», физкультминутка, пальчиковая гимнастика, конструирование (оригами).

Словарная работа: блокада, подвиг, герой, эвакуация.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Города – герои», «Военная техника», беседы, заучивание стихотворений, пословиц.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами продолжим говорить о Великой Отечественной войне и познакомимся с городами-героями.

Воспитатель: Как вы думаете, могут города быть героями? (ответы детей).

Что значит город-герой? (ответы детей). В годы Великой Отечественной войны не только военные, но и мирные жители городов и даже дети сражались с врагами, напавшими на нашу Родину. После войны такие города были награждены высокой наградой страны – золотой Звездой Героя, и стали носить гордое звание город-герой. Всего таких городов 13.

Воспитатель: Какие города-герои вы знаете? (ответы).

Сегодня о некоторых великих городах – героях наш рассказ.

 Скажите, за что воевали наш народ? (ответы детей).

- Верно, они сражались за Родину.

Воспитатель: А что такое Родина? (ответы детей).

Родина – это наш город Нижний Новгород, наша страна Россия.

Это то место, где нам все родное и близкое, где люди говорят на родном нам русском языке.

Воспитатель: Кто скажет, сколько лет прошло после войны? (ответы).

Да в этом году исполняется 80 лет после окончания Великой Отечественной войны.

- А с кем мы воевали? (ответы детей).

Воспитатель: Летом 22 июня, в 4 часа утра фашистские войска внезапно напали на нашу страну. Посмотрите на этот плакат. «Родина-мать зовет!». Как вы думаете, к чему она всех призывает?

Защищать родину. Эта женщина – мать зовёт своих сыновей и дочерей вступить в ряды армии, быть честными, храбрыми бойцами, до последнего вздоха быть преданными своему народу.

Воспитатель: Первыми встретили врагов бойцы Брестской крепости, которая стояла на границе нашей Родины. Фашисты  рассчитывали захватить Брест за несколько часов стремительным ударом и закончить войну с СССР за 2-3 месяца.

Но, защитники крепости не сдавались, они истекали кровью, но ни одно полковое знамя не попало фашистам в руки. Около месяца продолжалась героическая оборона Брестской крепости. Обстрелы и бомбёжки крепости продолжались днем и ночью, от огня плавился кирпич. Герои-пограничники сражались до последнего патрона. Крепость была полностью разрушена. Уже после войны на стене одной из казарм нашли нацарапанную запись «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина!  20 VII 1941 г.».  В ознаменование 20-летия Победы Брестской крепости было присвоено звание «Крепость-герой». На месте Брестской крепости-героя построен большой мемориал (показ иллюстраций). Здесь  можно увидеть руины крепости и огромные скульптуры – памятники бойцам – пограничникам.

Физкультминутка:

-Как солдаты на параде

Мы шагаем ряд за рядом.

-Левый – раз, левый раз

Посмотрите все на нас.

Мы захлопаем в ладоши.

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки

Громче и быстрей.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише!

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше!

Завертелись наши ручки

Снова опустились

Мы на месте покружились

И остановились.

Воспитатель: 

Мы уже говорили с вами о том, как фашисты напали на нашу Родину. Изо всех сил старались они дойти до Москвы и завладеть ею.

Как вы думаете почему?

(Москва – не просто город – это столица нашей Родины, не даром ее называют Сердцем России. Фашисты думали, что захватив Москву, им легко будет завладеть Россией.) Высокое звание «Город-герой» с гордостью носит столица нашей Родины – Москва. Битва под Москвой была самой тяжелой в Великой Отечественной войне.

Захватить столицу страны для фашистов означало победить, но они не дошли до Москвы 30 км. На защиту своего города встали москвичи от мала до велика, встали на защиту родного города.

Они рыли траншеи, окопы, заваливали дороги, строили баррикады. Под Москвой завязался жаркий бой. Бойцы сражались за каждый клочок земли, не уступая ее врагам: «Велика Россия – а отступать некуда – позади Москва» - эти слова стали символом московской битвы. Все москвичи, у которых были силы, вышли на оборону Москвы.

 На заводах днем и ночью выпускали снаряды, орудие для фронта.

Стойко сражались защитники Москвы. Имена многих героев, оборонявших город, помнит вся страна.  Героем первого ночного тарана был Виктор Тололихин. Произошло это 7 августа 1941 года. Сбив немецкий бомбардировщик, летчик приземлился на парашюте. Этот подвиг повторили600 наших летчиков.

        Сотни героев лежат под Москвой. Фронтом и обороной Москвы руководил главнокомандующий Георгий Константинович Жуков, четырежды герой советского союза. «Все мы городимся нашей страной. Наша столица – город-герой!».

Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»

Пальцы эти — все бойцы, удалые молодцы.

Два — больших и крепких малых.

Два — гвардейца-храбреца,

Два — героя безымянных, но в работе очень рьяных,

Два мизинца-коротышки — очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять — будем молодцев считать.  

Пальцы встали дружно в ряд — десять крепеньких солдат.

       Воспитатель: Тяжелейшие испытания выпали на долю северной столицы России, города Санкт-Петербурга, тогда носившего имя Ленинград. Враги окружили Ленинград, стремясь захватить его и полностью уничтожить.

Они взяли его в кольцо, началась блокада. Город был полностью отрезан от других городов, закончилось продовольствие, не было тепла, электричества, воды.

Но жители блокадного города готовы были умереть, но не сдаваться фашистам. Особенно тяжело пришлось ленинградцам в холодную, лютую зиму 1941-1942 годов. Ленинградцы получали лишь крошечные кусочки хлеба на целый день (125 грамм для тех, кто не работал (старики и дети) и 225 грамм для работающих). Единственная связь была со страной через Ладожское озеро.

И называлась «дорогой жизни». На грузовиках, телегах по льду озера везли продукты, но их не хватало для большого города.

За водой приходилось ходить под обстрелом зимой к реке Неве, к специально прорубленным полыньям. После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой. Она писала «Сегодня умер дедушка, сегодня умерла мама, сегодня умер брат». Вся семья, шесть человек погибли от голода, осталась одна Таня, её спасли от голода, но она все же умерла.

Блокада Ленинграда длилась 900 дней. Только через два с половиной года Ленинград был освобожден от вражеской блокады. Несмотря на все трудности, люди находили в себе силы работать на заводах и фабриках, выпускали для фронта танки, мины, гранаты и другое оружие. «Все для фронта, все для победы!» Гитлеровская армия не смогла сломить ленинградцев. Ленинграду присвоено звание «Город-герой».

Это самые знаменитые города.

Прошло уже много времени с того дня, но все люди помнят о героях, не вернувшихся с войны. Много жизней унесла война. Люди не теряли веры в победу даже в самые тяжелые времена. «Враг будет разбит, победа будет за нами» – эти слова звучали повсюду. После войны было сложено много пословиц о мире и войне. Давайте их вспомним.

 (Дети называют пословицы и объясняют, как они их понимают).

- Мир строит, а война разрушает.

- Храбрый побеждает, трус погибает.

- Смелость – города берет.

- Один за всех, и все за одного.

- За правое дело стой смело.

Воспитатель: А еще есть города-герои: Волгоград (Сталинград) битва за город длилась более 200 дней.

 Керчь дважды был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. Севастополь- крупнейший порт на Черном море и главная военно-морская база СССР. Одесса – на его взятие фашисты бросили силы в пять раз превосходящие по численности его защитников.

Тула – оборона длилась 43 дня фашисты бросили на взятие города свои отборные войска.

 Мурманск – линия фронта оставалась неизменной до 1944года, порт продолжал принимать суда, грузы, снабжать фронт провиантом.

Минск – с первых дней оказался в центре событий, создавались подпольные группы, на счету которых было свыше 1500 диверсий.

 Смоленск – знаменитая «Битва на Смоленской дуге».

 Киев – уничтожено более 200000 мирных жителей, 100000 отправлено в Германию.

Благодаря мужеству, стойкости, отваге и большой любви к своей земле наш народ прогнал фашистов.В войне погибло более 20 миллионов. Ребята, мне бы хотелось, чтобы Вы всегда помнили о тех людях, которые отдали свою жизнь, силу для того, чтобы мы с Вами сейчас жили мирно и спокойно. В нашем городе тоже есть памятники Войнам, погибшим в годы ВОв, вы обязательно побывайте с родителями и поклонитесь их памяти. А память о всех тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, принято чтить минутой молчания.

- Что мы сегодня узнали нового?  Что больше всего запомнилось?  Что бы вы хотели рассказать дома своим близким, друзьям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга в подготовительной группе "Города-герои".

Дошкольный возраст обладает потенциальными возможностями для формирования нравственных чувств и, конечно же, патриотизма....

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Путешествие в зоопарк»

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группеТема занятия: «Путешествие в зоопарк» Форма проведения занятия: Фронтальная. Цель занятия: Формирова...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Города-герои»

Цель: Познакомить детей с городами-героями, Брестской крепостью, Москвой, Ленинградом (Санкт-Петербургом).Задачи: Формировать интерес к героическому прошлому своего народа.Расширить понятие «Род...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи:Формировать представление о внутреннем строении человека (кости, кожа, мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, мышцы).Формировать...

Сценарий праздника День Победы для старшей и подготовительной группы - «Города – герои России».

Сценарий и презентация к празднику День Победы для дошкольников. Содержание сценария: города, получившие почетное звание города - героя и города трудовой доблести....

Мультимедийная презентация для детей подготовительной группы "Города-герои"

Мультимедийная презентация для детей подготовительной группы "Города-герои"...

Беседа с детьми подготовительной группы "Города-герои. Тула"

43 дня Тула находилась практически в окружении, подвергалась артиллерийскому и минометному обстрелам, воздушным налетам и танковым атакам. Но фашистам не удалось захватить Тулу и осуществить прорыв к ...