"Путешествие в страну Знаний"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте в форме игры - путешествия в подготовительной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК»
Конспект занятия по обучению грамоте
в форме игры – путешествия в подготовительной к школе группе
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ»
Разработчик: Н.Н. Кондрашова,
воспитатель высшей квалификационной категории
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ РАБОТЫ
Актуальность
Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.
В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются: возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что хорошо подготовленные к школе ребята чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
Игра – основной вид деятельности дошкольников и является самой привлекательной деятельностью для детей, увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.
Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит, и успешным.
Цель: | закрепление первоначальных навыков чтения и письма у детей 6-7 лет в форме игры – путешествия. |
Задачи | Развивающие:
Образовательные:
Воспитательные:
|
Интеграция областей | 1) ОО «Социально – коммуникативное развитие»: развивать у детей речь, умение полным ответом отвечать на вопросы, формировать умение выражать свои мысли и анализировать. 2)ОО «Речевое развитие»: развивать у детей умение грамотно отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения, расширять словарный запас дошкольника, умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. 3) ОО «Познавательное развитие»: овладение собственной речью, используя ее в качестве не только инструмента общения с другими людьми, но и культурного обогащения, пополнения собственного словарного запаса. 4) ОО «Физическое развитие»: развивать двигательную активность детей. 5) ОО «Художественно – эстетическое развитие»: развитие графических навыков. |
Основные понятия | Речь, предложение, слово, слог, звуки, буквы, гласные, согласные, схема предложения. |
Планируемые результаты | У детей повысится уровень мотивации к обучению в школе. |
Предварительная работа | Настольные и дидактические игры по обучению грамоте, речевые игры. |
Возрастная группа: 6-7 лет.
Форма совместной деятельности: игра - путешествие.
Форма организации: (групповая, подгрупповая, индивидуальная).
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.
Современные образовательные технологии: в реализации занятия осуществляется интеграция проблемно – диалогической технологии, IT- технология, игровая технология.
Методы и приемы:
- Словесные - диалог, объяснение, беседа, рассуждение.
- Наглядные – задания и упражнения.
- Практические - действия с дидактическим материалом.
Средства:
- наглядные плоскостные (иллюстрации);
- печатные (раздаточный материал).
Учебно – методическое обеспечение:
- письмо;
- карточки с заданиями;
- сундучок с угощением;
- карточки: солнышки и тучки на магнитах.
Место проведения занятия: групповое помещение.
Этапы совместной деятельности
Этапы совместной деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. Организационно-целевой этап | Постановка проблемной ситуации, мотивация к деятельности. | Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой. Создаёт проблемную ситуацию. | Сосредотачивают внимание на предстоящей деятельности, проявляют к ней интерес. Отвечают на поставленные вопросы. |
2. Содержательный этап | Выполнение заданий. Развивающая, познавательная, интеллектуальная деятельность. Проведение пальчиковой гимнастики. | Привлекает к обсуждению. Проявляет уважение и поощряет детей к высказываниям. Стимулирует любознательность и интерес к деятельности. Поощряет детей к правильным предположениям и выводам. Показывает последовательность действий. Наблюдает за детьми во время выполнения заданий. Задает вопросы стимулирующие процессы мышления. Поощрение детей к совместной деятельности. | Делают предположения, Активно участвуют при выполнении заданий, делают выводы. Рассматривают результаты своей деятельности. Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям. Наблюдают за действием других детей. Взаимодействуют со сверстниками. |
3. Итоговый этап (рефлексия) | Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов. | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с другими детьми деятельность. | Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. |
Ход занятия
Часть I. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель: Ребята, вы многому научились, многое умеете и знаете, и очень скоро пойдете в школу, станете настоящими учениками. И у нас сегодня с вами необычная встреча. Я пригласила в гости ваших родителей. Давайте мы поприветствуем их:
К солнышку руки мы потянули
Лучик, мы взяли, и к сердцу прижали
Мы улыбнулись, гостям лучик дали
Здравствуйте гости, мы вас всех ждали.
Дети остаются на ковре.
Воспитатель обращает внимание на подоконник, на котором лежит конверт.
Кто – то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может это воробьишка,
Пролетая обронил?
Может кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
Воспитатель: Давайте вскроем конверт и узнаем, от кого оно (распечатывает конверт, читает письмо).
«Мои дорогие юные друзья! Сегодня я приглашаю вас в гости, в страну Знаний к островам Грамматики! В стране Знаний вас ожидают интересные задания. Выполнив их, вы получите новые знания. Я желаю вам удачи! В добрый час!» Королева Знаний.
Воспитатель: Вот так сюрприз! Сама Королева Знаний пригласила нас в свою страну! Ну что, вы хотите отправиться в страну Знаний? Тогда отправляемся в путь. Закройте глаза, и медленно под музыку закружитесь (звучит волшебная музыка, дети медленно кружатся).
Воспитатель: Вот мы и в стране Знаний на островах Грамматики (в групповом помещении расставлены столы- «острова» в произвольном порядке). На каждом острове Королева Знаний приготовила для вас задания. Вы готовы их выполнить? (Да). Тогда приступаем.
Часть II. Практическая
1.Дети с воспитателем подходят к первому столу- острову.
Воспитатель: Первым заданием, которое приготовила для вас Королева Знаний будет игра «Вопрос – ответ» (на столе разложены листочки с вопросами, дети наугад берут листочек, воспитатель зачитывает вопрос, дети отвечают).
- Из чего состоит наша речь? (из предложений)
- С какой буквы пишется любое предложение? (с большой)
- Что ставится в конце предложения? (точка, восклицательный знак, вопросительный знак)
- Из чего состоят предложения? (из слов)
- Из чего состоит слово? (из слогов)
- Из чего состоят слоги? (из звуков и букв)
- Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем)
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили на все вопросы, можем отправиться к следующему острову (переходят к следующему столу – острову).
2. На столе разложены листы, на которых написано слово. Каждый ребенок берет себе один лист.
Воспитатель: Перед вами написаны слова. Под каждой буквой клеточка. Сколько букв, столько и клеточек. Нужно постараться прочитать слово. Вы знаете, что буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим. Звуки, которые мы обозначаем красным цветом называются….(гласные). Звуки, которые мы обозначаем синим и зеленым цветом называются…(согласные). Синим цветом обозначаются твердые согласные, зеленым – мягкие согласные.
Ваша задача раскрасить клеточку под буквой нужным цветом. Если звук гласный – раскрашиваем красным карандашом, если согласный – синим или зеленым карандашом.
СОК, ЛЕС, МАМА, ПАПА, КОТ, КИТ, МАК, ЛУК, ОСА, МАША, САША, ЛУНА, ЛИСА, ЛИСТ, КАША, НОС, ВАЗА, ЗИМА, СОН, СЫН.
Но прежде чем вы начнете выполнять это задание, сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Вот висит замок (руки сцепить в замок, раскачиваем замком вверх – вниз в такт словам)
Крепкий такой.
Постучали (пальцы сомкнуты в замок, стучим по коленке),
Покрутили (пальцы в замке, волнообразные движения кистями рук)
Потянули (пальцы в замке, тянем кисти в разные стороны)
И открыли! (расцепляем руки, раскрываем замок и разводим руки широко в стороны).
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, можем отправляться на следующий остров.
3. На столе лежат карточки со словами.
Воспитатель: Ребята, перед вами на столе лежат картинки. Сейчас каждый из вас выберет любую понравившуюся картинку. Далее вы произносите, что на ней изображено. А потом, вы должны разбить это слово на слоги.
Дети выбирают картинку и разбивают на слоги.
МЫЛО, РЫБА, БЕЛКА, САПОГИ, СТОЛ, ЛОПАТА, ГУСЕНИЦА, САМОЛЕТ, ВЕЛОСИПЕД, КАРАНДАШ, ПИЛА, НОЖНЦЫ, ДОМ.
Воспитатель: Молодцы! Вперед за новыми знаниями! Отправляемся снова в путь! (переходят к следующему острову).
4. На столе разложены схемы предложений.
Ответьте на вопросы:
- что вы видите на столе? (схемы предложений)
- с чего начинается каждое предложение? (ответы детей)
- чем заканчивается каждое предложение? (ответы детей)
Все верно. Ваша задача придумать предложения по предложенным схемам (дети придумывают по схемам предложения).
Воспитатель: интересные получились предложения, можем отправляться на последний остров.
5. Дети вместе с воспитателем переходят к следующему столу - острову.
В следующем задании, которое приготовила для вас Королева Знаний, слова перепутались местами нужно переставить их так, чтобы получилось правильное предложение.
1. Наступила, вот, и, зима. (Вот и наступила зима).
2. Пушистый , покрыл, землю, снег. (Пушистый снег покрыл землю).
3. Катаются, на , дети, коньках. (Дети катаются на коньках).
4. Мне, рукавички, связала, теплые, мама. (Мне мама связала теплые рукавички).
5. Люблю, зиму, я, как. (Как я люблю зиму!)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями, которые придумала для вас Королева Знаний. Настало время вернуться назад в группу. Давайте закроем глаза, медленно под музыку закружимся и перенесемся в нашу группу. Дети кружатся под музыку.
Часть III. Итоги занятия:
Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись в нашу группу. Давайте поговорим о наших невероятных приключениях.
- Вам понравилось путешествовать по островам Грамматики? (ответы детей)
- Мне тоже очень понравилось.
-Ребята, какое задание было самым интересным? (ответы детей)
-Какое задание вам показалось самым сложным? (ответы детей)
-А какое было самым легким? (ответы детей)
-А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? (ответы детей)
- Я вас всех благодарю за активное участие.
- За ваши замечательные ответы, отличные знания Королева Знаний оставила вам этот сундучок. Посмотрим, что внутри? (Да).
(В сундучке угощение, воспитатель раздает его детям).
Рефлексия. Ребята, перед вами две коробочки, в которых лежат солнышки и тучки. Если вам понравилось наше сегодняшнее путешествие, то возьмите солнышко и прикрепите на доску, если нет, то прикрепите тучку (дети выбирают солнышки или тучки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну Знаний». Сценарий праздника «День знаний»
Сценарий для разновозрастной группы детей...

Сценарий, посвященный дню знаний "Путешествие в страну знаний"
Данныйм атериал поможет организовать детей на начало учебного года....

Праздник, посвященный Дню знаний "Путешествие в страну знаний"
Цель: создать весёлое настроение, принести детям радость, удовольствие, показать результат музыкального образования детей и их достижения.Задачи:Образовательная:Развивающая: развивать музыкальные, арт...

Праздник ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний и игр»
Цель: создать веселое праздничное настроение, воспитать положительного отношения к детскому саду и школе.Задачи:Обучающие: обобщить знания детей о празднике День Знаний, учить быстро переключаться с о...

Сценарий праздника ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний» для детей 6-7 лет
Сценарий может быть интересен для музыкальных руководителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. Материал предназначен для детей 6-7 лет...

Сценарий праздника ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний»
Цель: Создать у детей радостное, праздничное настроение.Задачи.- Развивать музыкально-исполнительские способности детей, координацию движений.- Воспитывать эстетическое восприятие, дружеские взаимоотн...

Сценарий ко Дню знаний в детском саду "Путешествие в страну Знаниий".
Создание праздничного настроения в начале учебного года...