«Значение дидактических игр для речевого развития детей»
консультация по развитию речи (старшая группа)

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

А.А. ГОЛОВАЧЁВА и С.Ф. ШУТОВА»

(ГБОУ ШКОЛА № 460)

109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. 8 (495) 358-03-12, 8 (495) 359-35-36

e-mail: ,

ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001

Консультация учителя – логопеда для воспитателей и родителей

Тема: «Значение дидактических игр для речевого развития детей».

Подготовила и провела:

учитель-логопед Топчевская Т.Б.

ГБОУ Школа № 460 ДГ-1

2021 – 2022 учебный год

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры - занятия и дидактические игры.

В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы. Дидактическая игра используется при обучении математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка включает в себя умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание.

В дошкольной педагогике все дидактические игры делятся на три основных вида: игры с предметами, настольно- печатные и словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач, формируются мыслительные процессы: анализ и синтез.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся углублять знания о предметах. Они самостоятельно решают разнообразные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам; находят алогизмы в суждениях.

В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как они способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Как отобрать словесную игру для решения той или иной задачи!

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основных группы:

Игры для формирования умения выделять существенные признаки предметов, явлений / « Отгадай - ка», « Магазин», « Да - нет» и др.

Игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения / «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др./

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам / «Кому что нужно?», «Назови одним словом!» и др./

Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора / «Испорченный телефон», «Летает - не летает», «Белого и черного не называй» и др./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игровой деятельности в речевом развитии детей.

В статье описывается опыт работы в младших группах. Какие методы и приемы можно применять в занятиях с детьми по развитию речи....

Значение пальчиковых игр в речевом развитии детей!

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентриров...

Методика организации обобщающей (итоговой) беседы с детьми. Виды бесед, их значение для познавательного и речевого развития детей.

Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов. В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которы...

Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии детей..

Развитие речи детей раннего возраста ....

Значение дидактических игр в речевом развитии детей раннего возраста

laquo;Игра — это огромное светлое пятно, через котороев духовный мир ребенка вливается живительныйпоток представлений и понятий об окружающеммире. Игра — это искра, зажигающая огонёкпытли...