"Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи (старшая группа)

Матвеева Олеся Александровна

Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры являются эффективным средством для речевого развития дошкольников. Систематическое использование дидактических игр способствует лучшему усвоению материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_didakticheskie_igry.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактически игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст- период активного развития речи. Овладение родным языком - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Как писал Л.С. Выготский: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Как известно, любимая детская деятельность это-игра. Во время игры дети общаются между собой, познают новое и приобретают навыки общения, мышления, развивают речь. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский

Речевое развитие детей является одной из главных задач, реализуемых в детском саду. Для лучшего усвоения материала и формирования грамотной речи, необходимо использовать такие средства и приемы, которые будут способствовать лучшему усвоению знаний в данной области. Лучшим помощником в речевом развитии дошкольников является дидактическая игра. Использование в педагогическом процессе детского сада дидактических игр повышают эффективность воспитания и обучения.

Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры являются эффективным средством для речевого развития дошкольников. Систематическое использование дидактических игр способствует лучшему усвоению материала.

В процессе игры у детей дошкольного возраста:

  • повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
  • обогащается и активизируется словарь детей;
  • развивается речевое дыхание и правильная артикуляция, логика речи, связная и образная речь;
  • совершенствуется диалогическая речь, ее грамотный строй;
  • развивается внимание, память, мышление, воображение;
  • дети запоминают большее количество речевого материала;

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Примером игры с предметом является игра «Кубики историй», которая очень понравился моим воспитанникам и которую я активно использую в своей работе. В основе данной игры лежит технология сторителлинг («рассказывание историй»). В её состав входят 9 кубиков с предметными изображениями, на основе которых строится рассказ (сказка, детектив или др.). Первый ребёнок кидает кубик, рассматривает изображение и начинает рассказывать историю, начиная со слов: «Однажды …», «Жили-были …» и т.д. Затем следующий игрок бросает кубик, продолжая историю. На первоначальном этапе можно начать с использования 4 кубиков, затем постепенно увеличивая их количество. Можно выкладывать кубики в один ряд или вертикально (в виде башни). Если дети испытывают сложности в продолжении составления истории, то я предлагаю делать ход через одного игрока (вариант «Что дальше?»), таким образом направлять рассказчиков. Также я использую игры в   индивидуальной работе: ребёнок может для начала потренироваться на одном кубике (вариант «История на одном кубике»), кидая его и рассматривая все его грани по очереди, сочиняя при это историю. В процессе игры помогаю детям находить нужные слова, выражения, поощряю использование точных названий предметов, действий, качеств. Вызывает интерес у детей вариант создания начала истории «Как зовут героя?», где понадобятся два кубика: первый для определения имени, второй- фамилии (Иван Кроссовкин или Дом Котов). Постепенно дети учатся вести повествование в логической последовательности, с достаточной полнотой и законченностью. Игровых вариантов множество. К основному составу изображений я добавила картинки по определенным темам: «Мои эмоции», «Животные, «Времена года». В апреле я планирую, чтобы дети сами нарисовали иллюстрации к определенному рассказу (выберем рассказ совместно с детьми), закрепим их на кубиках, что облегчит пересказ, а затем сочинить свою историю по собственным картинкам. Детям очень нравится вариант - «Двигайся и играй!». Перед началом игры мы договариваемся кидать кубики на пол и придумать каким образом будут добираться до них (прыгать, бегать, ползком, пятиться и т.д.). В ходе реализации технологии я применяла «Кубики историй» в совместной и индивидуальной деятельности с детьми, в различных режимных моментах (например, история о правилах поведения в группе перед вечерней прогулкой «Когда я была маленькой, со мной произошёл один случай…»-классический вид на основе вымышленной истории с целью донести до воспитанников нормы поведения). Игра показала свою эффективность в ООД в различных образовательных областях. Охотно ребята играют и самостоятельно.

Удачные рассказы детей как варианты игры в подгрупповой и индивидуальной работе («Весёлая лягушка», «Рекламное агентство», «Мышка Лариса») мы записали на аудионоситель. Это даёт возможность использовать их в качестве примера.

В заключении хочется отметить, что использование дидактических позволяет педагогу в игровой форме работать над составлением рассказов, формированием грамматического состава речи. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

Список литературы представлен на данном слайде:

1.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991.

2.Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.

3.Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

Интернет ресурсы:

4.Развитие речи дошкольников 4-5 лет [Электронный ресурс]. – https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-razvitie-rechi-doshkolnikov-4-5-let-sredstvami-teatralizovanoi-dejatelnosti.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...

Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО....