"Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи (старшая группа)
Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры являются эффективным средством для речевого развития дошкольников. Систематическое использование дидактических игр способствует лучшему усвоению материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактически игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст- период активного развития речи. Овладение родным языком - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Как писал Л.С. Выготский: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Как известно, любимая детская деятельность это-игра. Во время игры дети общаются между собой, познают новое и приобретают навыки общения, мышления, развивают речь. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский
Речевое развитие детей является одной из главных задач, реализуемых в детском саду. Для лучшего усвоения материала и формирования грамотной речи, необходимо использовать такие средства и приемы, которые будут способствовать лучшему усвоению знаний в данной области. Лучшим помощником в речевом развитии дошкольников является дидактическая игра. Использование в педагогическом процессе детского сада дидактических игр повышают эффективность воспитания и обучения.
Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры являются эффективным средством для речевого развития дошкольников. Систематическое использование дидактических игр способствует лучшему усвоению материала.
В процессе игры у детей дошкольного возраста:
- повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
- обогащается и активизируется словарь детей;
- развивается речевое дыхание и правильная артикуляция, логика речи, связная и образная речь;
- совершенствуется диалогическая речь, ее грамотный строй;
- развивается внимание, память, мышление, воображение;
- дети запоминают большее количество речевого материала;
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Примером игры с предметом является игра «Кубики историй», которая очень понравился моим воспитанникам и которую я активно использую в своей работе. В основе данной игры лежит технология сторителлинг («рассказывание историй»). В её состав входят 9 кубиков с предметными изображениями, на основе которых строится рассказ (сказка, детектив или др.). Первый ребёнок кидает кубик, рассматривает изображение и начинает рассказывать историю, начиная со слов: «Однажды …», «Жили-были …» и т.д. Затем следующий игрок бросает кубик, продолжая историю. На первоначальном этапе можно начать с использования 4 кубиков, затем постепенно увеличивая их количество. Можно выкладывать кубики в один ряд или вертикально (в виде башни). Если дети испытывают сложности в продолжении составления истории, то я предлагаю делать ход через одного игрока (вариант «Что дальше?»), таким образом направлять рассказчиков. Также я использую игры в индивидуальной работе: ребёнок может для начала потренироваться на одном кубике (вариант «История на одном кубике»), кидая его и рассматривая все его грани по очереди, сочиняя при это историю. В процессе игры помогаю детям находить нужные слова, выражения, поощряю использование точных названий предметов, действий, качеств. Вызывает интерес у детей вариант создания начала истории «Как зовут героя?», где понадобятся два кубика: первый для определения имени, второй- фамилии (Иван Кроссовкин или Дом Котов). Постепенно дети учатся вести повествование в логической последовательности, с достаточной полнотой и законченностью. Игровых вариантов множество. К основному составу изображений я добавила картинки по определенным темам: «Мои эмоции», «Животные, «Времена года». В апреле я планирую, чтобы дети сами нарисовали иллюстрации к определенному рассказу (выберем рассказ совместно с детьми), закрепим их на кубиках, что облегчит пересказ, а затем сочинить свою историю по собственным картинкам. Детям очень нравится вариант - «Двигайся и играй!». Перед началом игры мы договариваемся кидать кубики на пол и придумать каким образом будут добираться до них (прыгать, бегать, ползком, пятиться и т.д.). В ходе реализации технологии я применяла «Кубики историй» в совместной и индивидуальной деятельности с детьми, в различных режимных моментах (например, история о правилах поведения в группе перед вечерней прогулкой «Когда я была маленькой, со мной произошёл один случай…»-классический вид на основе вымышленной истории с целью донести до воспитанников нормы поведения). Игра показала свою эффективность в ООД в различных образовательных областях. Охотно ребята играют и самостоятельно.
Удачные рассказы детей как варианты игры в подгрупповой и индивидуальной работе («Весёлая лягушка», «Рекламное агентство», «Мышка Лариса») мы записали на аудионоситель. Это даёт возможность использовать их в качестве примера.
В заключении хочется отметить, что использование дидактических позволяет педагогу в игровой форме работать над составлением рассказов, формированием грамматического состава речи. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.
Список литературы представлен на данном слайде:
1.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991.
2.Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.
3.Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.
Интернет ресурсы:
4.Развитие речи дошкольников 4-5 лет [Электронный ресурс]. – https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-razvitie-rechi-doshkolnikov-4-5-let-sredstvami-teatralizovanoi-dejatelnosti.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”
Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...

Консультация "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
консультация для педагогов...

Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО....