Технологическая карта занятия по речевому развитию в средней группе
материал по развитию речи (средняя группа)

Коломиц Ольга Александровна

Технологическая карта занятия по  речевому развитию в средней группе

Ф.И.О. воспитателя – Коломиц Ольга Александровна

Тема занятия - В гости к трём медведям.

Форма организации занятия – Фронтальная

Возрастная группа - средняя группа

Цель занятия - Активизация словарного запаса у детей с помощью речевых дидактических игр.

Задачи занятия:

 Образовательные:

- Формировать навыки образования притяжательных и относительных прилагательных.

- Упражнять детей в создании описательных рассказов.

- Обогащать и активизировать словарный запас детей.

Развивающие:

- Развивать монологическую речь через описание игрушки и диалогическую речь.

- Совершенствовать мелкую, общую и артикуляционную моторику.

- Развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление и воображение у детей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к речевым играм.

Планируемый результат: Дети хорошо владеют устной речью, способны выражать свои мысли и желания, а также использовать речь для  формирования речевых высказываний. Они проявляют положительные эмоции и могут самостоятельно создать небольшой рассказ о персонаже.

Проектирование образовательной среды:

Предварительная работа - дидактические игры «Чей хвост», «Какое, какой, какая»; совместная деятельность на тему «Описание игрушки»; артикуляционные гимнастики.  

Материалы и оборудование -  конверт с письмом и фотографией героев сказки «Три медведя», игрушка медведя, картинки со следами животных, корзинка с шишками, картинки с изображением банок салатов и соков, рисунки для рисования по точкам.

 

Этапы и ход занятия

 

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность воспитателя

Предполагаемая деятельность детей

Диагностика достижения планируемых результатов

1.Организационно-мотивационный этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация целенаправленного внимания и создание положительного эмоционального фона.Приветствие, установление зрительного контакта

 

Детки, вы все такие красивые,

Удивительные, замечательные.

Посмотрите друг на друга

И улыбнитесь друг другу.

Посмотрите на гостей,

Поздоровайтесь с ними скорее.

Теперь все ко мне

И скажите, детвора:

Будем активно отвечать?

Хорошо себя вести?

Чтобы наши дорогие гости снова захотели прийти.

Ребята, чтобы правильно и красиво произносить все звуки и слова, разогреем наш язычок с помощью гимнастики «Язычок — хозяин в доме».

Открываем ротик –дом,

Кто хозяин в доме том?

В нём хозяин ЯЗЫЧОК,

Он удобно в доме лёг.

(Широко открывать рот)

В этом доме две стены.

Это ЩЁКИ нам видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом как шар раздуться.

(Надувать и втягивать щеки. Губы при этом сомкнуты).

Вход в дом двери запирают.

Двери разные бывают.

Двери – зубы. Осторожно.

Закрываются надежно.

(Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы).

Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

(Растянуть губы в улыбку).

Язычок наш не скучал,

На лошадке поскакал!.

Молодцы!

Встают полукругом, улыбаются друг другу и приветствуют гостей. Сидя на стульчиках, внимательно слушают воспитателя и отвечают на вопросы. Выполняют артикуляционную гимнастику.

Положительный эмоциональный настрой.

У детей правильное определённое положение органов артикуляционного аппарата.

2. Основной этап

 

 

 

 

2.1 Этап постановки проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети, сегодня в нашу группу пришло необычное письмо. Давайте прочитаем его и узнаем, кто нам пишет.

«Здравствуйте, ребята! Вам пишет ваше любимое герои — Медведи. Мы приглашаем вас в гости! С нетерпением ждем вас!»

Дети, от кого это письмо? Здесь еще есть и фотография! Давайте посмотрим.

Дети, вы помните, какое сейчас время года? А какая осень? Что медведи делают поздней осенью? Куда медведи уходят в спячку? Кто знает, что такое берлога?  

Как вы думаете, может, нам сегодня сходить к Михайло Потапычу, пока он не лёг в берлогу на всю зиму? Иначе нам придётся ждать до весны, пока он не проснётся.

Дети внимательно слушают, им интересно, кто же на самом деле написал им письмо.

 

Дети продолжают предложенное

 

Дети участвуют в диалоге и отвечают на вопросы воспитателя. Они сталкиваются с выбором, к кому пойти в гости, и помогают воспитателю найти решение ситуации.

 

Любознательность и активность. Умеют с интересом откликаться на просьбы сказочных героев. Проявляют инициативу в своих высказываниях.

 

 

 

Умеют отвечать полными предложениями.

 

Обогащение словарного запаса.

 

2.1 Этап ознакомление с материалом.

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определённого объёма знаний и представлений.

Чтобы попасть в лес, нужно закрыть глаза, хлопнуть в ладоши, повернуться вокруг и произнести волшебные слова: «Раз, два, три, повернись — в волшебном лесу очутись».  

Ребята, открываем глаза. Посмотрите, мы с вами в воображаемом лесу. Давайте пойдём по дорожке. Как много разных следов в лесу!

Игровой метод (дидактическая игра «Чей?»

Это след волка. Чей это след?

Это след лисы. Чей это след?

Это след белки. Чей это след?

Как вы думаете, чей это след?

Это след зайца. Чей это след?

Это след медведя. Чей это след?

Да тут очень много следов! Чьи это следы?

 

По-моему, мы пришли. Посмотрите, кто нас встречает. Давайте поздороваемся с Михайло Потапычем.  

Ой, ребята, посмотрите, сколько запасов на зиму Михайло Потапыч приготовил для своих друзей. Как называется сок из моркови?  

Салат из капусты?  

Салат из огурцов?  

Сок из тыквы?  

Варенье из клубники?  

Варенье из малины?  

Салат из свёклы?  

Сок из яблок?  

Компот из вишни?  

А кто знает, как называется сок из помидоров? Томатный. Давайте скажем хором: томатный.

 

Михайло Потапыч предлагает нам сделать специальную зарядку, которую он всегда делает.

 

Потапыч вылез из берлоги

Огляделся на пороге,

Наклонился взад-вперед,

Вот он по двору идет.

К грядочке медведь подходит,

Вот он с грядки глаз не сводит,

Мышцы дружно напрягает,

Урожай свой собирает!

 

Ребята, у Потапыча нет зеркала. И он не знает, как он выглядит. Давайте сделаем ему приятное и расскажем о нем. Какой он? Как можно его назвать ласково? Где живет медведь? Как называется его дом? Что любит мишка?

 

Посмотрите, медведь для нас целую корзину шишек приготовил. А я знаю игру с шишками. Хотите научу?

Мишка по лесу ходил,                      

Много шишек находил,

В детский сад нам приносил.

Раз, два, три, четыре, пять!                

Будем с шишкой мы играть!                   

Между ручками катать!                   

В ручку правую возьмём                

И сильней её сожмём!

В ручку левую возьмём                

И сильней её сожмём!

Руку быстро разжимаем,

Между ручками катаем

Мы закончили катать,                        

Будем пальчики считать!

Раз, два, три, четыре, пять!                

Мы закончили играть.

 

Понравилась вам игра с шишками? Научим играть всех детей в группе?

А теперь, ребята, пора прощаться с Потапычем. Скажем ему до свидания, до новых встреч. Сладких ему всю зиму снов. Возвращаемся по дорожке, по которой мы шли.

 

Закроем глаза, хлопнем в ладоши, повернемся  вокруг себя и скажем волшебные слова: « Раз, два, три, повернись в детском саду очутись».

 

 

Дети активно выполняют игровое упражнение

 

 

 

 

 

 

Это след волчий.

Это след лисий.

Это след беличий.

Это опять волчий след.

Это след заячий.

Это медвежий след.

Это медвежьи следы.

 

 

 

 

 

 

Салат из капусты – капустный.

Салат из огурцов- огуречный

Сок из тыквы - тыквенный

Варенье из клубники – клубничное.

Варенье из малины- малиновое.

Салат из свёклы – свекольный.

Сок из яблок – яблочный.

Компот из вишни – вишневый.

 

 

 

 

Дети выполняют физкульминут-ку совместно с воспитателем

 

 

 

 

 

 

Дети составляют описательный рассказ

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют игровой самомассаж шишками совместно с воспитателем

 

 

 

 

 

 

Могут образовывать притяжательные прилагательные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могут образовывать относительные прилагательные.

Пополняют активный словарь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умеют выполнять движения по показу воспитателя

 

 

 

 

 

Используют активный словарь.

У детей осознанное построение речевого высказывания.

 

 

 

 

 

 

Получение нового игрового опыта

3. Рефлексивный этап

 

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

 

Ребята, к кому вы ходили в гости?

Что интересного было в гостях у Потапыча?

А вы узнали для себя что-нибудь новое? Вам понравилось?

Дети, а в конверте оказывается еще есть рисунки, которые надо обвести по точкам.

И если мы правильно все обведем, то узнаем, к какому герою мы пойдем в гости в следующий раз. Я предлагаю вам взять рисунки и пройти в группу.

 

Сидя на стульях, дети отвечают на вопросы

 

Умеют делать обобщенные выводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по  речевому развитию в средней группе

Ф.И.О. воспитателя – Коломиц Ольга Александровна

Тема занятия - В гости к трём медведям.

Форма организации занятия – Фронтальная

Возрастная группа - средняя группа

Цель занятия - Активизация словарного запаса у детей с помощью речевых дидактических игр.

Задачи занятия:

 Образовательные:

- Формировать навыки образования притяжательных и относительных прилагательных.

- Упражнять детей в создании описательных рассказов.

- Обогащать и активизировать словарный запас детей.

Развивающие:

- Развивать монологическую речь через описание игрушки и диалогическую речь.

- Совершенствовать мелкую, общую и артикуляционную моторику.

- Развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление и воображение у детей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к речевым играм.

Планируемый результат: Дети хорошо владеют устной речью, способны выражать свои мысли и желания, а также использовать речь для         формирования речевых высказываний. Они проявляют положительные эмоции и могут самостоятельно создать небольшой рассказ о персонаже.

Проектирование образовательной среды:

Предварительная работа - дидактические игры «Чей хвост», «Какое, какой, какая»; совместная деятельность на тему «Описание игрушки»; артикуляционные гимнастики.  

Материалы и оборудование -  конверт с письмом и фотографией героев сказки «Три медведя», игрушка медведя, картинки со следами животных, корзинка с шишками, картинки с изображением банок салатов и соков, рисунки для рисования по точкам.

Этапы и ход занятия

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность воспитателя

Предполагаемая деятельность детей

Диагностика достижения планируемых результатов

1.Организационно-мотивационный этап

Организация целенаправленного внимания и создание положительного эмоционального фона.Приветствие, установление зрительного контакта

Детки, вы все такие красивые,

Удивительные, замечательные.

Посмотрите друг на друга

И улыбнитесь друг другу.

Посмотрите на гостей,

Поздоровайтесь с ними скорее.

Теперь все ко мне

И скажите, детвора:

Будем активно отвечать?

Хорошо себя вести?

Чтобы наши дорогие гости снова захотели прийти.

Ребята, чтобы правильно и красиво произносить все звуки и слова, разогреем наш язычок с помощью гимнастики «Язычок — хозяин в доме».

Открываем ротик –дом,

Кто хозяин в доме том?

В нём хозяин ЯЗЫЧОК,

Он удобно в доме лёг.

(Широко открывать рот)

В этом доме две стены.

Это ЩЁКИ нам видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом как шар раздуться.

(Надувать и втягивать щеки. Губы при этом сомкнуты).

Вход в дом двери запирают.

Двери разные бывают.

Двери – зубы. Осторожно.

Закрываются надежно.

(Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы).

Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

(Растянуть губы в улыбку).

Язычок наш не скучал,

На лошадке поскакал!.

Молодцы!

Встают полукругом, улыбаются друг другу и приветствуют гостей. Сидя на стульчиках, внимательно слушают воспитателя и отвечают на вопросы. Выполняют артикуляционную гимнастику.

Положительный эмоциональный настрой.

У детей правильное определённое положение органов артикуляционного аппарата.

2. Основной этап

2.1 Этап постановки проблемы.

Создание проблемной ситуации.

Дети, сегодня в нашу группу пришло необычное письмо. Давайте прочитаем его и узнаем, кто нам пишет.

«Здравствуйте, ребята! Вам пишет ваше любимое герои — Медведи. Мы приглашаем вас в гости! С нетерпением ждем вас!»

Дети, от кого это письмо? Здесь еще есть и фотография! Давайте посмотрим.

Дети, вы помните, какое сейчас время года? А какая осень? Что медведи делают поздней осенью? Куда медведи уходят в спячку? Кто знает, что такое берлога?  

Как вы думаете, может, нам сегодня сходить к Михайло Потапычу, пока он не лёг в берлогу на всю зиму? Иначе нам придётся ждать до весны, пока он не проснётся.

Дети внимательно слушают, им интересно, кто же на самом деле написал им письмо.

Дети продолжают предложенное

Дети участвуют в диалоге и отвечают на вопросы воспитателя. Они сталкиваются с выбором, к кому пойти в гости, и помогают воспитателю найти решение ситуации.

Любознательность и активность. Умеют с интересом откликаться на просьбы сказочных героев. Проявляют инициативу в своих высказываниях.

Умеют отвечать полными предложениями.

Обогащение словарного запаса.

2.1 Этап ознакомление с материалом.

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определённого объёма знаний и представлений.

Чтобы попасть в лес, нужно закрыть глаза, хлопнуть в ладоши, повернуться вокруг и произнести волшебные слова: «Раз, два, три, повернись — в волшебном лесу очутись».  

Ребята, открываем глаза. Посмотрите, мы с вами в воображаемом лесу. Давайте пойдём по дорожке. Как много разных следов в лесу!

Игровой метод (дидактическая игра «Чей?»

Это след волка. Чей это след?

Это след лисы. Чей это след?

Это след белки. Чей это след?

Как вы думаете, чей это след?

Это след зайца. Чей это след?

Это след медведя. Чей это след?

Да тут очень много следов! Чьи это следы?

По-моему, мы пришли. Посмотрите, кто нас встречает. Давайте поздороваемся с Михайло Потапычем.  

Ой, ребята, посмотрите, сколько запасов на зиму Михайло Потапыч приготовил для своих друзей. Как называется сок из моркови?  

Салат из капусты?  

Салат из огурцов?  

Сок из тыквы?  

Варенье из клубники?  

Варенье из малины?  

Салат из свёклы?  

Сок из яблок?  

Компот из вишни?  

А кто знает, как называется сок из помидоров? Томатный. Давайте скажем хором: томатный.

Михайло Потапыч предлагает нам сделать специальную зарядку, которую он всегда делает.

Потапыч вылез из берлоги

Огляделся на пороге,

Наклонился взад-вперед,

Вот он по двору идет.

К грядочке медведь подходит,

Вот он с грядки глаз не сводит,

Мышцы дружно напрягает,

Урожай свой собирает!

Ребята, у Потапыча нет зеркала. И он не знает, как он выглядит. Давайте сделаем ему приятное и расскажем о нем. Какой он? Как можно его назвать ласково? Где живет медведь? Как называется его дом? Что любит мишка?

Посмотрите, медведь для нас целую корзину шишек приготовил. А я знаю игру с шишками. Хотите научу?

Мишка по лесу ходил,                      

Много шишек находил,

В детский сад нам приносил.

Раз, два, три, четыре, пять!                

Будем с шишкой мы играть!                  

Между ручками катать!                  

В ручку правую возьмём                

И сильней её сожмём!

В ручку левую возьмём                

И сильней её сожмём!

Руку быстро разжимаем,

Между ручками катаем

Мы закончили катать,                        

Будем пальчики считать!

Раз, два, три, четыре, пять!                

Мы закончили играть.

Понравилась вам игра с шишками? Научим играть всех детей в группе?

А теперь, ребята, пора прощаться с Потапычем. Скажем ему до свидания, до новых встреч. Сладких ему всю зиму снов. Возвращаемся по дорожке, по которой мы шли.

Закроем глаза, хлопнем в ладоши, повернемся  вокруг себя и скажем волшебные слова: « Раз, два, три, повернись в детском саду очутись».

Дети активно выполняют игровое упражнение

Это след волчий.

Это след лисий.

Это след беличий.

Это опять волчий след.

Это след заячий.

Это медвежий след.

Это медвежьи следы.

Салат из капусты – капустный.

Салат из огурцов- огуречный

Сок из тыквы - тыквенный

Варенье из клубники – клубничное.

Варенье из малины- малиновое.

Салат из свёклы – свекольный.

Сок из яблок – яблочный.

Компот из вишни – вишневый.

Дети выполняют физкульминут-ку совместно с воспитателем

Дети составляют описательный рассказ

Выполняют игровой самомассаж шишками совместно с воспитателем

Могут образовывать притяжательные прилагательные

Могут образовывать относительные прилагательные.

Пополняют активный словарь.

Умеют выполнять движения по показу воспитателя

Используют активный словарь.

У детей осознанное построение речевого высказывания.

Получение нового игрового опыта

3. Рефлексивный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

Ребята, к кому вы ходили в гости?

Что интересного было в гостях у Потапыча?

А вы узнали для себя что-нибудь новое? Вам понравилось?

Дети, а в конверте оказывается еще есть рисунки, которые надо обвести по точкам.

И если мы правильно все обведем, то узнаем, к какому герою мы пойдем в гости в следующий раз. Я предлагаю вам взять рисунки и пройти в группу.

Сидя на стульях, дети отвечают на вопросы

Умеют делать обобщенные выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по ФЭМП в средней группе

Технологическая карта занятия по ФЭМП в средней группе...

Технологическая карта по физическому развитию в средней группе

Технологическая картаОбразовательный квест на основе интеграции различных видов  по физическому развитию в средней  группеТема: «Современное путешествие по сказке Колобок»...

технологическая карта занятия по математике в средней группе "Звездочет"

умение работать по определенному алгоритму, схеме; закрепление счета до пяти....

Технологическая карта НОД по развитию речи (средняя группа)

Цель занятия: закрепить представление детей об образе жизни диких животных в зимнее время года....

"Путешествие по сказке" технологическая карта НОД (Познавательное развитие РЭМП) средняя группа

quot;Путешествие по сказке" технологическая карта НОД (Познавательное развитие РЭМП) средняя группа...

Технологическая карта ОО "Речевое развитие" в средней группе тема: "Овощи и фрукты"

Закрепление умения детей правильно классифицировать овощи и фрукты, умение описывать форму, цвет, размер, вкус. Активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Воспитывать бережное отношение к...

Технологическая карта занятия по ФЭМП в средней группе: "Знакомство с цилиндром"

Технологическая карта к занятию по ФЭМП в средней группе: "Знакомство с цилиндром"...