"Говоруша"
методическая разработка по развитию речи

Окотэтто Светлана Андреевна

Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду, завтра будут строить наше общество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govorusha_okotetto_s.a.docx43.38 КБ
Файл Картотека по развитию речи218.85 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации МО Майминский район

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Майминский районный центр дополнительного образования

имени В.Г.Софронова

Согласовано:

Заведующая МБДОУ «Детский сад

«Родничок» с. Соузга»

________________________________

М.П.

Утверждаю:

Директор МБУ ДО «МРЦ ДО им.

В.Г. Софронова»

____________________А.В. Боксгорн

Приказ от «____»___________2024 г.

№______

Принято на заседании педагогического

Совета от «___»____________2024 г.

протокол №____________

                

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности

«Говоруша»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик: Окотэтто Светлана Андреевна

Педагог дополнительного образования

с. Майма, 2024г

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

  1. Пояснительная записка

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка.

Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук, О.С.Ушакова и др.) и отмечают необходимость целенаправленно обновления и систематизации речевой работы в дошкольных образовательных организациях. Данное обстоятельство диктует необходимость рассмотрения классического подхода к организации работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

     Актуальность

      Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.

Федеральные- правовые акты 

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовой  базой:

  •  Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от31.03.2022 г. № 678-р);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России о 18.11.2015 г. № 09 3242)  
  •  Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Родничок» с.Соузга.

Краткая характеристика обучающихся по возрастной физической классификации:

Данная программа предусматривает 1 годичный цикл обучения и рассчитана на ребят дошкольного возраста (6 - 7 лет). Занятия проводится 2 раза в неделю по 1 учебному часу, продолжительностью - 30 минут. Количество детей в группе составляет 24 человека. Место проведения - в дошкольном образовательном учреждении (д/с «Родничок» с. Соузга), в группе, оснащенной необходимым оборудованием.

   Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста (6 - 7 лет).

   Каждое ОД (занятие) состоит из нескольких частей.

         Вводная часть: цель вводной части ОД (занятия) - настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.

         Основная часть: цель основной части ОД (занятия) - развивать у воспитанников все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи).

Завершающая часть: целью этой части ОД (занятия) является создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе.

Набор детей в группу – свободный. Состав - постоянный.

Форма занятий – групповая, т.к. возраст детей дошкольный. При этом материал отбирается в соответствии с возрастом детей.    

Срок  реализации программы: 1 год.

 Программа «Говоруша» реализуется на основании договора о сетевом взаимодействии, в рамках социального заказа.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: Создание условий для овладения нормами и правилами родного языка и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

-Учить детей овладевать родным языком.

-Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

-Развивать у воспитанников всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи).

-Развитие коммуникативных способностей.

-Развивать связную речь (диалогической и монологической форм).

-Воспитание звуковой и лексической культуры речи.

1.3. Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

«Наш детский сад»

8

4

4

Беседа

2

«Знакомимся с речевыми играми»

8

5

3

Беседа

3

«Пересказ (инсценирование)»

9

5

4

Беседа

4

«Зимние говорушки»

9

5

4

Беседа

5

«Дидактические игры»

7

3

4

Беседа

6

«Я умею говорить (описательные рассказы)»

7

3

4

Беседа

7

«Играем со сказкой»

8

4

4

Беседа

8

«Пересказ рассказов»

8

4

4

Беседа

9

«Сказка в гости к нам пришла»

8

5

3

Беседа

10

Итого:

72

38

34

Организация ООД: проводится 2 раза в неделю -  среда, пятница.

Форма организации: групповая.

Форма обучения по программе – очная.

При реализации программы используются следующие методы обучения:

- словесные (беседа, объяснение, инструктаж);

- наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций);

 - практические (упражнения, игры, тренинги)

1.4. Планируемые результаты

В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие дошкольников предполагает достижение целевых ориентиров: овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. К концу дошкольного возраста ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью. У ребёнка складываются предпосылки к овладению грамотности.

Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности. Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки. Проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия «слово» и «звук». Вычленяет первый звук в слове, слышит слова с заданным первым звуком. Различает на слух гласные и согласные звуки.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

Месяц

Дата

Тема занятия

Форма занятий

Форма контроля

4.09.24г

Составления рассказа «Как я провел лето». 

ИЗО деятельность «Как я провел лето»

Беседа

Рисование

Выставка рисунков Контроль за выполнением

6.09.24г

 Присказки «Начинаются наши сказки...»

Беседа

Обобщение Контроль за выполнением

11.09.24г

 Посмотри и расскажи свою историю.

 Небылицы-перевертыши.

Беседа.

Рассказывание по картинке

Оценка детской речи, Практическая работа

13.09.24г

Составления рассказа «Осень золотая». Пальчиковая  игра «Осень».

Беседа

Практическая работа

18.09.24г

Инсценирование русской народной сказки «Рукавичка»

Беседа

Инсценирование

Практическая работа

20.09.24г

 Заучивание стихотворения «Осень» Н.Кончаловской.

Беседа.

Заучивание

Практическая работа Контроль за выполнением

25.09.24г

Драматизация сказки «Красная шапочка». 

Беседа. 

Контроль за выполнением Практическая работа

27.09.24г

Чтение рассказов и стихов о осени.

Беседа.

                                       

04.10.24г

Дидактическая игра «Что происходит в природе?»

Беседа.

Игра.

Указание. Контроль за выполнением

09.10.24г

Заучивание стихотворение А.Фета «Ласточки пропали»

Беседа.

Заучивание

Практическая работа Контроль за выполнением

11.10.24г

 Беседа о А. Пушкине

Дидактическая игра «Кто может совершать эти действия» 

Беседа.

Игра

Контроль за выполнением

16.10.24г

Заучивание чистоговорок.

Беседа.

Заучивание.

Контроль за выполнением

18.10.24г

Беседа «Для чего нужны стихи»

Беседа.

Контроль за выполнением

23.10.24г

Пересказ русской народной сказки «Сивка-Бурка».

Беседа.

Пересказ.

практическая работа Контроль за выполнением

25.10.24г

Дидактическая игра «Лови бросай-цвета называй».

Беседа.

Игра.

Оценка детской речи Контроль за выполнением

30.10.24г

Словесные игры.

Беседа.

Оценка детской речи Практическая работа Контроль за выполнением

01.11.24г

Инсценирование русских народных потешек.

Беседа.

Практическая работа Контроль за выполнением

06.11.24г

Вечер загадок.

Беседа.

Оценка детской речи

08.11.24г

Чтение и пересказ итальянской сказки в обр.Дж.Родари «Как осел петь перестал».

Беседа.

Контроль за выполнением

13.11.24г

Чтение сказки «Лиса и волк».

Беседа.

15.11.24г

Сочинения рассказа по сюжетной картине.

Беседа.

Практическая работа Контроль за выполнением

20.11.24г

Дидактическая игра «Я задумала предмет».

Беседа.

Оценка детской речи Контроль за выполнением

22.11.24г

 Дидактическая игра «Волшебный кубик».

Беседа

Контроль за выполнением

27.11.24г

Чтение стихов о поздней осени.

Беседа.

Практическая работа

29.11.24г

Пересказ японской сказки  «Самый красивый наряд на свете».

Беседа.

Практическая работа

04.12.24г

Русские народные сказки (Выяснить какие русские народные сказки знают дети).

Беседа.

Оценка детской речи

06.12.24г

Составление описательного рассказа о зиме.

Беседа.

Практическая работа

11.12.24г

Скороговорки

Беседа.

Речевой образец

13.12.24г

Дидактическая игра

 «Закончи предложение».

Знакомство с сказкой «Как собака себе хозяина нашла».

Беседа.

Практическая работа Контроль за выполнением

18.12.24г

Чтение рассказов Л.Толстого.

Беседа.

Контроль за выполнением

20.12.24г

Дидактическая игра «Лишнее слово»

Составление рассказа по картине «Мы лепим снеговика»

Беседа.

Рассказывание по картине.

Контроль за выполнением Практическая работа

25.12.24г

Скоро, скоро Новый год!

Беседа.

Обобщающая беседа

27.12.24г

Составление рассказа на тему «Игры зимой»

Дидактическая игра «Объясни почему».

Беседа.

Контроль за выполнением

10.01.25г

 Дидактическая игра «Добавь слово».

Беседа.

Контроль за выполнением

15.01.25г

«Комментаторы»

Беседа

Контроль за выполнением

17.01.25г

Дидактическая игра «Закончи слово»

Беседа.

Контроль за выполнением

22.01.25г

Инсценирование сказки «Волк и лиса»

Беседа.

Контроль за выполнением

24.01.25г

Дидактическая игра «Образуй слова»

Беседа.

Контроль за выполнением

29.01.25г

Заучивание чистоговорок.

Беседа.

Заучивание.

Контроль за выполнением

31.01.25г

 Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Дидактическая игра «Я начну, вы продолжите?»    

Беседа.

Контроль за выполнением

05.02.25г

Беседа по былине в обр. К. Ушинского «Садко»

Беседа.

Контроль за выполнением Обобщающая беседа

07.02.25г

Составление описательного рассказа по сюжетной картине

Беседа, рассказыва-

ние детьми

Контроль за выполнением

12.02.25г

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Беседа.

Контроль за выполнением

14.02.25г

Чтение сказки «Слепая лошадь»

Беседа.

Обобщающая беседа

19.02.25г

«Рифма, рифма»

Беседа.

Речевой образец

21.02.25г

Составление рассказа по картине «Зима»

Беседа.

Рассказывание по картине.

Контроль за выполнением Практическая работа

26.02.25г

Сочинение рассказов Заяц Баяка

Беседа.

Творческие рассказы

Практическая работа Контроль за выполнением

28.02.25г

Дидактическая игра «Веселый поезд»

Беседа.

Контроль за выполнением

05.03.25г

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко»

Беседа.

Практическая работа Контроль за выполнением

07.03.25г

  Заучивание стихотворение и повторение о маме.

Беседа.

Заучивание.

Практическая работа Контроль за выполнением

12.03.25г

Беседа «Я мечтал…»

Беседа.

Творческие рассказы

Оценка детской речи Контроль за выполнением

14.03.25г

 Дидактическая игра «Кто может совершать эти действия» 

Дидактическая игра «Объясни, покажи»      

Беседа.

Контроль за выполнением Практическая работа

19.03.25г

Сказка  «Василиса прекрасная»

Беседа.

Обобщающая беседа

21.03.25г

 Дидактическая игра «Нарисуем сказку словами»

Беседа.

Практическая работа Контроль за выполнением

26.03.25г

 Дидактическая игра «Из чего сделано»

Беседа.

Практическая работа Контроль за выполнением

28.03.25г

Сочинение на тему «Золушка»

Беседа.

Творческие рассказы.

Контроль за выполнением

02.04.25г

 Пересказ сказки «Лиса и козел»

Беседа.

Пересказывание.

Контроль за выполнением

04.04.25г

Обучение рассказыванию «Моя любимая игрушка»

Беседа.

Контроль за выполнением Практическая работа

09.04.25г

Пересказ сказки «Садко»

Беседа.

Контроль за выполнением

11.04.25г

Сказки Н.Носова - викторина.

Беседа.

Практическая работа

16.04.25г

Пересказ рассказа по картине «Большая вода»

Беседа.

Рассказывание по картине.

Практическая работа

23.04.25г

Рассматривание сюжетной картины «Зайцы весной».

Беседа.

Рассказывание по картине.

Обобщающая беседа

25.04.25г

  Дидактическое упражнения «Кто кем был».

Беседа.

Практическая работа

30.04.25г

Чтение скороговорок

Беседа.

Контроль за выполнением

07.05.25г

Беседа о весне. Чтение стихотворений о весне.

Беседа.

Контроль за выполнением

14.05.25г

Сказки Г.Х.Андерсен

Беседа.

Речевой образец

16.05.25г

Мой любимый мультфильм

Беседа.

Оценка детской речи

21.05.25г

 Чтение русской народной сказки «Не плюй в колодец- пригодится воды напиться»

Беседа.

Обобщающая беседа

23.05.25г

Придумай сказку

Беседа.

Творческие рассказы.

Контроль за выполнением

28.05.25г

 Чтение сказки И.Карнауховой «Семь Семионов- семь работников»

Беседа.

Обобщающая беседа

30.05.25г

Досуг «Расскажи сказку»

Практическая работа

Практическая работа

2.2. Условия реализации программы

Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями.

     Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий воспитатель должен иметь книги, журналы, различные карточки по темам, материал для игр, макеты денежных купюр различных стран, рекламные буклеты, игрушечные деньги, картинки с ситуациями, др. материалы для показа их детям.

     Для реализации программы необходимо дидактическое обеспечение:

     а) наглядные пособия, образцы работ, сделанные воспитанниками;

     б) слайды, видео-аудио пособия;

     в) индивидуальные карточки.

Кадровое обеспечение осуществляет педагог:

     Окотэтто Светлана Андреевна, образование средне-специальное, профессиональное, соответствии занимаемой должности, стаж педагогической работы - 2года.

2.3. Формы аттестации

       На протяжении всего периода обучения по программе «Говоруша» результаты отслеживаются через выполнение итогового занятия самостоятельно ребёнком. Результаты аттестации фиксируются отметкой в журнале.

2.4. Методические материалы

Особенности реализации образовательного процесса

     Работа строится на основе главных методических принципов: учёт возрастных особенностей детей, доступность, преемственность, индивидуальность материала, постепенность его усложнения, результативность.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

- игровой.

Формы работы с детьми:

 - групповые,

- индивидуальные,

-подгрупповые,

 -интегрированные.

Форма подведения итогов:

- выставки детских работ в детском саду (тематические, праздничные);

- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);

-составление альбома лучших работ.

Мониторинг

Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в октябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.

Работа с родителями:

   Родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни.

  Форма работы:

Консультации;

папки – передвижки;

индивидуальная беседа;

родительские собрания;

размещение наглядной информации;

анкетирование с целью изучения удовлетворенности родителей дополнительными  образовательными услугами.

Список использованных источников и литературы

1.В.В.Гербова Развитие речи в детском саду 6-7 лет, Мозайка – Синтез Москва,2022г.

2.Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 6-7 лет, Мозайка – Синтез Москва 2017г.

3.Ушаковой О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. / Под ред.— 2012.

4.Ушаковой. О.С. Развитие речи дошкольника: Сб. научн. трудов./ Под ред.- М., 2012.

 5.Ушакова О.С. Струнина Е.М., Развитие речи детей дошкольного возраста Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

6.Ушакова. О. С. «Развитие речи детей 5-7 лет». ТЦ Сфера 2017 г.    

 

        



Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию речи

Дидактическая игра «Звуковые шапочки»

Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».            

 «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .
 «Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

 

«Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

«Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)».

Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

«Волшебные кубики»

Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.

Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].


 «Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

«Нужные знаки»

Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.

Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.

«Найди братца»

Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: Предметные картинки

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.

Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

«Красный – белый»

Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.

Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.

Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].


«Кто как разговаривает?»

Цель:  расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

Корова  мычит

Тигр  рычит

Змея шипит

Комар пищит

Собака лает

Волк воет

Утка крякает

Свинья хрюкает

Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

«Кто где живёт?»

 

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом  «в».

Ход: Бросая  мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.

педагог: – Дети:

Кто живёт в дупле? -Белка.

Кто живёт в скворечнике? -Скворцы.

Кто живёт в гнезде? -Птицы.

Кто живёт в будке?-Собака.

Кто живёт в улье? -Пчёлы

Кто живёт в  норе? -Лиса.

Кто живёт в логове? -Волк.

Кто живёт в берлоге? -Медведь.

Вариант 2.

педагог: -Дети:

Где живёт медведь? -В берлоге.

Где живёт волк ?-В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

  

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

– Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица?

– Лягушка квакает, а лошадь?

– У коровы телёнок, а у овцы?

– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

 «Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

педагог: -Дети:

Солнце – что делает? -Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

Снег – что делает? -Темнеет, тает.

Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? -Звенит, капает.

Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто как передвигается?»

 Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

педагог: -Дети:

Собака -стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

 «Горячий – холодный»

 Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.

педагог: -Дети:

Горячий -холодный

Хороший -плохой

Умный -глупый

Весёлый -грустный

Острый -тупой

Гладкий -шероховатый

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Педагог :-Дети:

Солнце – что делает? -Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

Снег – что делает? -Темнеет, тает.

Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? -Звенит, капает.

Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.

 «Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

педагог:- Дети:

Идёт -человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит -ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

 «Из чего сделано?»

 Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

педагог: -Дети:

Рукавички из меха -меховые

Таз из меди -медный

Ваза из хрусталя -хрустальная

Рукавички из шерсти -шерстяные

«Кто кем был?»

 Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом                                           Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком                                     Шкаф – доской

Корова – телёнком                                            Велосипед – железом

Дуд – жёлудем                                                    Рубашка – тканью

Рыба – икринкой                                               Ботинки – кожей

Яблоня – семечкой

Дом – кирпичём

Лягушка – головастиком                                 Сильный – слабым

Бабочка – гусеницей                                         Взрослый – ребёнком

 

«Что звучит?»

 Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

«Что бывает осенью?»

Цель: учить временам года, их последовательности и  основным признакам.

Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

 

«Лови да бросай – цвета называй»

 

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

педагог:- Дети:

Красный -мак, огонь, флаг

Оранжевый -апельсин, морковь, заря

Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа

Зелёный-огурец, трава, лес

Голубой  -небо, лёд, незабудки

Синий- колокольчик, море, небо

Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

 «Чья голова?»

 Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:

У рыси голова – рысья

У рыбы – рыбья

У кошки – кошачья

У сороки – сорочья

У лошади – лошадиная

У орла – орлиная 

 « Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый.

Кабачок, огурец, тыква, лимон.

Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Пример:

Стол – столы             стул – стулья

Гора – горы               лист – листья

Дом – дома                носок – носки

Глаз – глаза              кусок – куски

День – дни                прыжок – прыжки

Сон – сны                  гусёнок – гусята

Лоб – лбы                 тигрёнок – тигрята

 

 «Подбери признаки»

 

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос  и находят картинку  к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

 «Животные и их детёныши»

 

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.

Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

 «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)