Картотека скороговорок для развития речи
картотека по развитию речи
Полезная информация для родителей и воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека скороговорок для развития речи
Скороговорки – жанр устного народного творчества и самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру. Есть маленькая хитрость: если заставлять ребенка учить скороговорки, подчёркивать, что это упражнение для развития речи, для отработки «трудных» звуков, допустим, звука «р», – это будет скучно и не вызовет положительного отклика. А если ребенку дать понять, что, выучив скороговорку, он сможет делать то, что другие ребята вокруг не могут, соревновательный момент вызовет интерес и готовность учиться. Также ребенок обнаружит, что своим необычным навыком, он может развеселить сверстников, а у взрослых – восхищение. Ведь мало кто может с ходу быстро-быстро повторить: «В дебрях тундры выдра в гетрах тырит в вёдра ядра кедра».
Скороговорки помогут внести в занятия игровой элемент. Да и для взрослых они тоже окажутся интересной разминкой и полезным оттачиванием техники речи.
«Скороговорка – это словесная забава, быстрая речь. Скороговорку нужно говорить скоро, чётко и не путать слова».
Чем полезны скороговорки
Какую пользу несут скороговорки? Они: тренируют речевой аппарат, развивают фонематическую и артикуляционную память, обогащают словарный запас, ставят речевое дыхание, помогают сделать речь интонационно грамотной, подготавливают к формированию письменной речи. А ещё они дают возможность маме и малышу заниматься вместе весёлым делом. Чтобы убедиться, что ребёнок справился с заданием, можно даже устроить соревнование на произнесение скороговорок быстро и без ошибок.
Как разучивать скороговорки
Разучиваем скороговорки по правилам.
- Сначала мама читает скороговорку сама, медленно, вслух.
- Затем с малышом можно обсудить содержание, сделать акценты на интонации: как ребёнок понял услышанное?
- Потом вместе с ребёнком медленно проговорите скороговорку.
- Если скороговорка длинная, учите её по частям. Короткие лучше разучивать на одном дыхании.
- Когда ребёнок запомнил скороговорку, пусть начинает её произносить без помощи мамы. Сначала шёпотом, как будто «про себя», потом чуть громче. Темп тоже ускоряется постепенно.
- Выучил? Наступает время соревнования – кто чётче и быстрее?
Скороговорки (чистоговорки) появились в глубокой древности. Они видоизменялись, совершенствовались и существуют в самых разных редакциях. Педагогическая ценность скороговорок очевидна. Они улучшают работу артикуляционного аппарата и помогают преодолевать косноязычие, способствуют выработке ясной четкой дикции, тренируют фонематический слух. Даже простейшие скороговорки, состоящие из нескольких слов, проговорить очень быстро и отчетливо достаточно трудно. Иногда несуразица получается, что, кстати, забавно. Скороговорку следует 2-3 раза прочесть ребенку. Попросить повторить ее. Затем предложить прочесть быстрее, еще быстрее, очень-очень быстро. Попробовать посоревноваться (кто окажется победителем сегодня?). Запас скороговорок поможет взрослым включать их в сценарии домашних детских праздников, сделает родителей авторитетными у приятелей вашего ребенка.
ГОВОРИ НЕ ТОРОПИСЬ И СМОТРИ НЕ ОШИБИСЬ
Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать
Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
ВСЕХ СКОРОГОВОРОК НЕ ПЕРЕСКОРОГОВОРИШЬ, НЕ ПЕРЕВЫСКОРОГОВОРИШЬ
Звуки С—Сь
- У Сони и Сани в сетях сом с усами.
- У Саньки новенькие санки.
- У маленькой Сани сани едут сами.
- У маленькой Сани перевернулись сани.
- Сене всё бы спать на сене.
- На острую косу много покосу.
- Был бы покос, да настал мороз.
- Береги нос в сильный мороз.
- Сын Сени накосил стог сена.
- Мы гуляли в лесу и видели лису.
- Коси, коса, пока роса; роса долой, и мы домой.
- Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.
- Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня. У нас семеро саней. По семеро в сани мы уселись сами.
- До свиданья, сад, сад! Все осинки спят, спят.
И мы сами спать пойдём, Только песенку споём.
- Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась — в снег упасть она боялась.
Звуки 3—Зь
- У зайки Зубы заболели зубы.
- У маленькой Зины бузина в корзине.
- Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет.
- Вот весёлая затея — запускать на нитке змея.
- Все идут с базара, а Назар — на базар.
- Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.
- У Зины болит зуб, Зина перестала есть суп.
- За-за-за, капусту ест коза. Зо-зо-зо, дай откусить разок. Зы-зы-зы, злые глаза у козы. Зу-зу-зу, прогоните вы козу.
- Козу козлёнок обозлил, козе козлёнок надерзил. Но ты не злись, коза, не злись!
А ты, козлёнок, извинись.
- Роза везла на возу козлёнка, козла и козу. Роза в лесу потеряла козлёнка, козла и козу.
- У меня живёт козлёнок, я сама его пасу.
Я козлёнка в сад зелёный завтра утром отвезу.
- Зима
Зябнет нос, идет зима,
В зимней сказке лес, дома. Все поземкой замело — Землю, поле и село.
Звук Ц (Ц-С-3)
- Зайка серый умывается. Видно, в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо.
- Цы-цы-цы, бегут ко мне птенцы.
Звук Ш
- Наша Маша — малышка, на ней шубка коротышка.
- Тише, мыши, кот на крыше, а котята ещё выше.
- Шапка да шубка — вот и наш Мишутка.
- Я по камешкам пошёл, шубу шёлкову нашёл.
- Шапкой Миша шишки сшиб.
- Наша дорожка усыпана горошком.
- Возьми ложку да покушай горошку.
- Плюшевому мишке Даша штопает штанишки.
- На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.
- Яша в фуражке едет на черепашке.
Звуки Ш—С
- Саша любит сушки, а Соня — ватрушки.
- В тишине лесной глуши шёпот к шороху спешит.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Шишки на сосне, шашки на столе.
- В шалаше шесть шалунов.
- Мамаша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.
- Наша серая кошка сидела на крыше, А ваша серая кошка сидела выше.
- Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.
- Слушали старушки, как куковали кукушки на опушке.
- Шёл Фрол по шоссе к Саше играть в шашки.
- Вымыли мышки миски для мишки
- Мишка косолапый по лесу идёт, Шишки собирает, песенки поёт.
Шишка отскочила прямо мишке в лоб, Мишка рассердился и ногою — топ.
Больше я не буду шишки собирать, Сяду на машину и поеду спать.
Звук Ж
- Жа-жа-жа-жа, жили-были два ежа. Жу-жу-жу-жу, подлетает жук к ежу. Жо-жо-жо-жо, мы дадим им пирожок. Жи-жи-жи-жи, убежали все ежи.
- Жук упал и встать не может, ждёт он, кто ему поможет?
- В живом уголке жили-поживали ужи и ежи — ели и спали.
- Жук жужжит:
Жу-жу-жу!
Я живу, не тужу. Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу.
Звуки Ч—С
- Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. Черепаха всех смешит, потому что не спешит.
А куда спешить тому, кто всегда в своём дому?
- Коробок со спичками, спичками-сестричками.
Звуки Р—Рь
- Тара-тара-тара-ра!
У крыльца растёт трава. Ай, тари-тари-тари!
Куплю Рае янтари.
- Тара-тара-тара-ра!
Как из каждого двора выезжают трактора.
- Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
- Жили-были раки, раки-забияки, Жили раки дружно, не хотели драки.
- Три тропки, на тропке травка, на травке тропка, травка на тропке.
- Трое трубачей трубили в трубы.
- Все бобры добры для своих бобрят.
- На горе Арарат растёт крупный красный виноград.
- На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на краю двора.
Игры со скороговорками
- «Испорченный телефон» играют две команды. Капитан каждой получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и последний представитель которой лучше и точнее произнесет ее вслух.
- «Ручной мяч» — ведущий подбрасывает мяч и называет имя какого-либо ребенка. Тот должен быстро подбежать, поймать мяч и произнести скороговорку и т.д. Вариант «ручного мяча» — дети стоят в кругу, в центре — ведущий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку, тот должен его поймать и быстро произнести скороговорку. Если ребенок не сумел поймать мяч или не смог четко произнести скороговорку, он получает штрафное очко или выбывает из игры.
- «Змейка с воротцами» — дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят через воротики, образованные двумя последними детьми. Тот ребенок, перед которым воротики захлопнулись, должен произнести любую скороговорку. Если он сделает это хорошо, воротики открываются, и игра продолжается, в противном случае ребенок повторяет скороговорку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения.
для детского сада...

Дидактический материал: "Картотека скороговорок по развитию речи для старших дошкольников"
Дидактический материал по развитию речи содержит скороговорки, которые помогут педагогам в работе с детьми при дифференциации различных звуков....

Картотека скороговорок по развитию речи для дошкольников.
Картотека скороговорок для дошкольников....

Картотека детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения.
Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Используется для тренировки дикции и произношения. Скороговорки ...

Картотека скороговорок для развития речи
Шутливые фразы - "скороговорки, помогают развивать связную речь, дикцию детей....

Картотека скороговорок для развития речи дошкольников
Скороговорки учат четко и внятно говорить, помогают овладеть техникой речи, тренируют память, развивают артикуляционный аппарат....
"Картотека скороговорок для развития речи"
Представляю Вашему вниманию готовую картотеку скороговорок для развития речи и дикции детей....