Консультация о развитии речи дошкольников
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Развитие речи дошкольников в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО»
ФГОС ДО. Образовательная область «Речевое развитие».
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В рамках речевого развития аналитико-синтетическая активность предполагает формирование элементарного осознания явлений языка и речи, связанного с различением звуков, определением их места, количества и последовательности в слове. Обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом, который предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки (анализ), вместе с этим осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т. д.
Аналитико-синтетический метод — это методика обучения чтению, при которой обучение идёт последовательно: вначале ребёнок учится различать звуки, впоследствии буквы, далее слоги, слова, фразы и предложения.
Такая последовательность предполагает развитие фонематического слуха, который в дальнейшем обеспечивает грамотное письмо.
В основе метода лежат приёмы анализа и синтеза, которые рассматриваются в единстве. Анализ включает следующие шаги: ученики знакомятся с предложением как основной коммуникативной единицей речи и учатся вычленять из его состава слова, в составе слов выделяются звуки и их сочетания, каждый выделенный звук характеризуется с точки зрения его акустических и артикуляционных признаков. Синтез включает путь от минимальных единиц к наиболее сложно организованным формам: образование из исходных звуков или букв слогов и словоформ, слоговое чтение по карточкам и (или) таблицам с последующим переходом к чтению целых лексем и предложений.
ФОП ДО.
Планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам):
ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может обращаться с вопросами и просьбами; ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;
Планируемые результаты в дошкольном возрасте. К 4-м годам
ребёнок произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных, согласовывает слова в предложении в роде, числе и падеже, повторяет за педагогом рассказы из 3-4 предложений, пересказывает знакомые литературные произведения, использует речевые формы вежливого общения;
ребёнок понимает содержание литературных произведений и участвует в их драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах, запоминает небольшие потешки, стихотворения, эмоционально откликается на них;
ребёнок демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения; проявляет речевую активность в общении со сверстником;
ребёнок совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие стихи.
К 5 годам:
ребёнок инициативен в разговоре, использует разные типы реплик и простые формы объяснительной речи, речевые контакты становятся более длительными и активными;
ребёнок большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности;
ребёнок самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки;
ребёнок проявляет словотворчество, интерес к языку, с интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст;
К 6 годам:
ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания загадок, сказок, рассказов, владеет первичными приемами аргументации и доказательства, демонстрирует богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями, самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра;
Планируемые результаты на этапе завершения освоения Федеральной программы (к концу дошкольного возраста):
ребёнок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;
ребёнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;
Задачи образовательной деятельности с детьми по речевому развитию:
В раннем возрасте делится (1-2 года) на:
1. Развитие понимания речи
2. Развитие активной речи
От 2 до 3 лет
В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:
1) Формирование словаря:
2) Звуковая культура речи: упражнять детей в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний, отельных слов.
3) Грамматический строй речи:
формировать у детей умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составлять фразы из 3-4 слов.
4) Связная речь:
продолжать развивать у детей умения понимать речь педагога, отвечать на вопросы; рассказывать об окружающем в 2-4 предложениях.
5) Интерес к художественной литературе.
В дошкольном возрасте (3-7 лет):
- формирование словаря (обогащение и активизация)
- звуковая культура речи
- грамматический строй речи
- связная речь
- подготовка к обучению грамоте (с 3-4 лет): формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами "слово", "звук" в практическом плане. (5-6): формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.
- интерес к художественной литературе
6-7 лет: упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами; знакомить детей с буквами; читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов.
Содержание в подготовительной группе : в описательных рассказах педагог формирует у детей умения передавать эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности; формирует умение составлять повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек, закрепляет у детей умение строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования, составлять рассказы-контаминации (сочетание описания и повествования; описания и рассуждения);
- педагог продолжает формировать у детей интерес к языку, осознанное отношение к языковым явлениям, помогает освоить звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов; закрепляет умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику, составлять схемы слова, выделять ударный гласный звука в слове; определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентироваться на листе, выполнять графические диктанты; штриховку в разных направлениях, обводку; знать названия букв, читать слоги.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области "Речевое развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Культура" и "Красота", что предполагает:
владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения;
воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»
Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...

Практическая консультация по развитию речи дошкольников.
Практическая консультация на тему: "Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста" содержит в себе творческие задания, которые помогут активному формированию монол...

Консультации по развитию речи дошкольников
Подборка консультаций для воспитателей по развитию речи дошкольниковКонсультация для воспитателей.Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду.Овладение родным языком ка...

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»
развитие речи...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....