Консультации по развитию речи дошкольников
консультация на тему
Подборка консультаций для воспитателей по развитию речи дошкольниковКонсультация для воспитателей.
Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 6 годам, то этот путь, как правило, тяжело проходит на более поздних возрастных этапах. Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непременным условием для его всестороннего развития является его общение с воспитателем. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития монологической речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку. Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.
1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.
2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.
Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?
1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.
При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми. "Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., — говорит воспитатель младшим детям. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: "Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд людей, которые стирают нам скатерти”.
2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: "Возьми со старшей группы” (здесь предлог "из” заменяется "со”). "Не ложи сюда” (вместо "не клади”). "Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь”.''Садися”(сядь).
3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка. Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры. Во время обеда в младшей группе воспитательница обращается к детям, которые медленно едят: "Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют. В этой же группе другая воспитательница совсем по-иному вызывает у детей положительное отношение к еде: "Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно?” Ребёнок соглашается. Или: "Наташа у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно”. "И я умею быстро”, — раздаются голоса детей. "Верно, Слава, у тебя зубки острые, они умеют быстро жевать”, — подтверждает воспитательница. Дети улыбаются и быстро справляются с обедом.
4. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя. Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей к тому, что говорит воспитатель. Речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи. Приобретённые на занятиях умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни. Между тем нередки случаи, когда воспитатель не продумывает своего обращения к детям. Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов. Если при рисовании зрительное восприятие образца (предмета или узора) сопровождается словесным пояснением, без которого дети с трудом выполняют задание, то на занятиях по овладению речью образец имеет ещё большее значение, потому что дети овладевают всеми сторонами речи только на основе слухового восприятия, на основе слышанного от воспитателя. Эмоциональная сторона образца повышает культуру слушания, воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать. Воспитатель проводит занятие гимнастикой и подвижными играми с детьми средней группы. Чтобы повысить у детей интерес к правильному выполнению движений, она прибегает к выразительным приёмам. "Зайчикам надо идти по прямой дорожке, лес густой, заблудиться можно, не отставайте друг от друга”. Дети-зайчики начинают прыгать быстрее. Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении.
Требования, предъявляемые к речи воспитателя в повседневном общении, обязательны и при проведении занятий. Речевой образец воспитателя на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач в работе над развитием речи. При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.
Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.
1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).
2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).
3.Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни, и на занятиях. Следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна.
Консультация для воспитателей
«Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду»
Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду.
Детскому саду вменено в обязанность создать такую конкретную обстановку, среди которой речь детей смогла бы развиваться правильно и беспрепятственно.
Развитие человека - физическое и психическое проходит следующие возрастные ступени: младенчество; ранний детский возраст; дошкольный (детство); младший школьный; подростковый (отрочество); юношеский возраст; зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом. Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном условии овладения речью.
Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенчества, у него развивается способность представлять, а затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера.
Наукой доказано, что без речевого общения, т.е. без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Истории известны случаи, когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих детей в возрасте после трех лет и возвращали в человеческое общество, то оказывалось, что они имели повадки вскормившего их животного и совершенно не обладали теми элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи.
Известны многочисленные случаи, менее трагические, но столь же печальные, происшедшие по невежеству взрослых: дети оказывались психически недоразвитыми, плохо усваивали речь (с трудом учились в школе), потому что в семье не занимались их речевым развитием, когда они были в младенческом, раннем детском и в дошкольном возрасте. Так, В.А. Сухомлинский описывает случай из своей практики директора школы. Ученик этой школы, сын железнодорожника, жившего на железнодорожном разъезде, воспитывался в дошкольные годы бабушкой, совершенно глухой женщиной. Из-за своего недуга она не могла реагировать на речевые действия внука, и он оказался почти немым. Усилия учительницы начальных классов развить речь мальчика не дали результата, нельзя было обучить его и грамоте. Хотя этот мальчик и родился с предпосылками для нормального развития, отсутствие речевого общения оказалось причиной того, что интеллект его не развился.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.
Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановится навсегда.
Для функции речевого творчества «таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливается большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Перед детским садом стоит задача - научить детей свободно пользоваться родным языком в непосредственном общении с окружающими людьми, правильно и понятно для слушателей выражать свои мысли в устной форме.
Речь ребенка служит надежным средством общения в том случае, если она понятна окружающим, а это зависит от последовательности, стройности и полноты выражения мысли в словах, от выбора точных слов, от чистоты и правильности произношения.
В той или иной мере эти качества при благоприятных условиях вырабатываются у ребенка и в семье в результате влияния родителей, чаще всего несистематического, иногда даже непреднамеренного. В детском саду связная речь, богатство словаря, чистота произношения вырабатывается у ребенка планомерным обучением, путем применения разнообразных методических приемов.
Воспитатель развивает мышление и все стороны речи детей на том содержании, которое дает им ознакомление с окружающей жизнью: бытом семьи и детского сада, трудом людей, общественными событиями и явлениями, живой природой, предметным миром. Познание ребенком окружающей действительности становится более четким, осознанным благодаря тому, что оно облекается в словесную форму, так как в языке регистрируется и закрепляется познавательная деятельность человека.
В детском саду не только учат детей свободно владеть родным языком в непосредственном общении, но и воспитывают умение вежливо разговаривать с товарищами и взрослыми в разных условиях: высказываться на занятиях, разговаривать друг с другом в повседневной жизни, отвечать на вопросы взрослых, выполнять словесные поручения, например спросить, который час, узнать, что будет на завтрак и т.п.
Детей учат общепринятым вежливым формам речевого общения: знакомых взрослых называть по имени и отчеству, на «вы», друг друга называть по имени (Катя, Катюша, Петя, Володя и т. п.); во всех необходимых случаях использовать общепринятые вежливые формы обращения (спасибо, пожалуйста, до свидания, здравствуйте, с добрым утром и т.п.): приучают детей во время разговора со взрослым не опускать голову, а смотреть им в лицо, отвечать, разговаривать без крика, но достаточно громко, так, чтобы собеседнику было слышно, не «мямлить»; совершенно недопустима развязность ребенка по отношению ко взрослым, поэтому воспитатель учит детей не вмешиваться в разговор взрослых, не прерывать их речи, быть общительным приветливым без ненавязчивости.
Воспитание культуры речи тесно связано с воспитанием чувств, морального облика детей. Вежливость, культура речи должны выражать подлинное отношение к людям – дружеское расположение к товарищам, любовь к родным и близким, уважение к старшим.
Учитывая индивидуальные особенности поведения детей, воспитатель приучает их слушать и понимать речь взрослых, обращенную не только лично к отдельному ребенку, но и ко всей группе, запоминать то, что говорится на занятиях, слушать речь своих товарищей в играх и на общих занятиях, сдерживать себя, говорить тихо, когда другие занимаются или отдыхают. Всеми этими качествами ребенок, приходящий в детский сад, еще не обладает, воспитание их требует кропотливого и настойчивого труда педагога в течении всего пребывания ребенка в детском саду.
Перед детским садом стоит еще одна важная задача: воспитать у детей интерес и любовь к художественному слову.
Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, и вместе с тем она является одним из могучих средств развития и обогащения их речи. В дошкольные годы жизни ребенка его нужно ввести в прекрасный мир народного творчества, познакомить с лучшими книгами детских писателей (русских, украинских, белорусских и др.), с некоторыми доступными этому возрасту произведениями классиков отечественной литературы, а также зарубежных детских писателей. Благодаря художественной литературе, детям становится ближе и понятнее внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям, природе.
Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы.
Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность человека воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна, и эту способность помогает развивать художественная книга.
Ребенок видит, слышит, осязает, обоняет, вкушает, взвешивает, сравнивает, и совокупность всех чувственных впечатлений образует в первые же годы его жизни тот фундамент, на котором мало-помалу будет расти здание его представлений и знаний, а стало быть и богатство языка. Степень ясности и определенности этих представлений, а в связи с этим устойчивости и точности языка находится в зависимости от двух условий: меры участия в образовании этих представлений возможно большего числа внешних чувств и мер активности, проявляемой самим ребенком в процессе наблюдения и постижения окружающей его действительности.
Воспитательница следит за тем, чтобы каждое чувственное завоевание связывалось со словом. Она стремится к тому, чтобы дети называли предметы, их признаки, действия, соотношения, чтобы они умели описать то, что видят, умели сравнивать.
Воспитательница в совершенстве владеет родным для детей языком, выдвигая в своем языке тот образец, которому дети могут следовать, владеет всеми методами развития языка ребенка, признанными педагогикой. Формы живого слова, которыми она пользуется, служат не только для осмысления наглядного материала, но и для воздействия на высшие чувства.
Обучение языку идет рука об руку с развитием любви к лучшим образцам родной литературы, потребности быть в общении с ними, черпать в них радость и вдохновение.
Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное стихотворение, народная песня царят в детском саду, как и в семье, и готовят ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятием.
Ребенок живо, всем существом своим отзывается на эти эстетические впечатления; он подражает и матери, и воспитательнице и сам рассказывает, декламирует, поет, жестикулирует, импровизирует. Его литературные вкусы слагаются на лучших образцах.
Обучение ребенка начинается задолго до того времени, когда его засаживают за букварь и перо. Руководить именно этим обучением и есть основная задача детского сада. Расширяя методически, шаг за шагом, число представлений детей, неизменно памятуя, что отнюдь не глаза и не руки, а ухо является краеугольным камнем развития их языка, влияя путем обдуманно подобранного, ценного литературного материала на их чувства, на выработку художественных вкусов, детский сад совместно с семьей готовят школе именно тех учеников, за которых она всегда скажет им горячее спасибо.
Итак, какова же роль детского сада в развитии речи ребенка? Ее трудно переоценить. В детском саду учат детей правильно говорить на родном языке в непосредственном общении с окружающими людьми (элементарным формам диалогической и монологической устной речи), воспитывают навыки организованной речевой деятельности, обогащают словарь, воспитывают любовь к художественному слову. Все это осуществляется воспитателем в соответствии с программой каждой возрастной группы в течении всего пребывания в детском саду.
К концу дошкольного возраста большинство детей полностью усваивает звуковую сторону родного языка, значительную часть словаря и грамматический строй устного разговорного языка; к семи годам речь детей стоит на уровне бытового разговорного языка окружающих их взрослых.
Консультация для воспитателей
«Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»
В любые времена, человек рождаясь и взрослея уже не мог представить себя без общества его окружающего. И во многом на становление личности всё же влияет социум, в котором он вращается.
Если раньше большую часть составляло речевое общение, то в наше время, следуя по пятам развития всевозможных современных технологий, снижается уровень речевого развития, как в его объёме, так и в качестве.
Наши дети с младшего возраста испытывают недостаток в общении. Родным некогда поиграть, позаниматься, а иной раз и просто поговорить со своим ребёнком. Конечно же проще включить компьютер, телевизор, поставить мультфильмы и пр. В некоторых семьях ситуация доходит до абсурда: члены семьи находясь в разных комнатах общаются друг с другом с помощью современных гаджетов, вместо того, чтобы подойти и просто пообщаться. А потом мы удивляемся, почему так беден словарь у наших детей, а откуда ему взяться?
Результаты печальны… Дети зачастую не могут элементарно описать какой-либо даже знакомый предмет, не хватает словарного запаса, присутствуют многочисленные аграмматизмы. Дети не могут в полной мере выразить свои чувства, им трудно найти общий язык со сверстниками и взрослыми, тяжело объясниться. И выходом из конфликтных ситуаций всё чаще становится проявление агрессии. А всё почему? Как одна из причин, так называемая подводная часть айсберга – это бедный, ограниченный словарь. Вспомним Эллочку-Людоедочку из замечательного произведения И.Ильфа и В.Петрова. В её активном словаре было всего несколько слов, и как она расстраивалась, когда её не понимали с первого раза. Хотя ей и этого небольшого запаса вполне хватало.
Но давайте не будем забывать, что речь – это одна из самых важных психических функций человека, это возможность развития собственной личности, своего внутреннего «Я», а также возможность взаимодействия при помощи диалога с другими личностями, осознание себя в обществе.
Одни из самых главных задач речевого развития – стараться научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств. Это всё имеет очень важное значение для формирования личностных качеств, а в дальнейшем и для успешного обучения в школе, позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Одни из главных задач педагогов дошкольных учреждений – помочь ребёнку адаптироваться в коллективе; грамотно подавать и закреплять новые знания и умения; расширять активный словарь; развивать связную речь. Все эти задачи можно решить посредством игры, как ведущей деятельности ребёнка в дошкольном учреждении.
В данной статье я хочу уделить внимание словесным играм, используемым в ходе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Пример таких игр: «Ладушки», «Коза рогатая», «Испорченный телефон», «Краски» и пр. Преимущество словесных игр в том, что они не требуют особой подготовки, наглядного материала, оформления; могут проводиться в любые режимные моменты. И помимо развития связной речи учат детей взаимодействовать в коллективе, общаться друг с другом в различных игровых ситуациях.
Теперь давайте коснёмся методики проведения словесных игр. Можно выделить общие советы:
1.Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.
2.Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок, вводных хороводов и пр.
3.Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям.
4.Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды.
5.Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от занятий и дидактических упражнений, соответствовали возрасту.
6.Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры.
7.При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.
8.Словесные игры могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке и пр.
Теперь остановимся непосредственно на особенностях проведения словесных игр для каждой возрастной группы.
- Для младших групп важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки. Например, «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси».
Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.
Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. Например, если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. В ходе проведения игры желательно, чтобы воспитатель находился на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст воспитатель должен произносить наизусть. Воспитателю нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано.
- Средний дошкольный возраст ещё называют возрастом «почемучек». Дети более активно интересуются окружающим миром, более открыты к усвоению новых знаний. В этом возрасте добавляются словесные игры, в которых используются сравнения предметов («Что бывает широкое, высокое, низкое и пр.»), описательные признаки («Что подарили Наташе», «Чудесный мешочек»), формирование элементарных обобщений («Что сажают в огороде») и пр.
Учим детей сравнивать предметы, описывать их опираясь на накопленный личный опыт, расширяем активный словарь, развиваем лидерские качества, ответственность.
В средней группе воспитатель ещё руководит ходом игры, но уже возможно вовлечение на роль ведущих в известных играх и самих детей.
Консультация для педагогов «Игровые приёмы, используемые в работе с детьми»
Одной из актуальных проблем современности является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению школьной неуспеваемости. Эффективность работы в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень ее инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения, чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям.
В работе очень часто используются различные игры и упражнения по развитию речи детей. Игры и упражнения используются как на занятиях, так и индивидуально, используются дидактические игры, сделанные своими руками, кукольный и пальчиковые театры. Можно использовать логопедические куклы: Колобок – желтый бок, Душечка – Марфушечка (с двойным лицом) и др. Можно сделать пособие «Царевна – Лягушка» (особенность этого пособия заключается в том, что дети могут самостоятельно “управлять” языком этой игрушки, так как язык сшит по принципу широкой варежки). Это позволяет детям:
- легко усвоить правильное положение органов артикуляции при произношении необходимого звука;
- выработать ловкость и умение управлять своим языком;
- самостоятельно без труда находить допущенные ошибки при выполнении артикуляционных упражнений;
- повысить интерес к выполнению артикуляционной гимнастики;
- сократить сроки подготовительного этапа;
- воспитывать уверенность;
- развивать память, внимание, самоконтроль и заинтересованность в достижении конечного результата.
«Сухое» объяснение артикуляции и скучные тренировочные упражнения утомительны и малодоходчивы для детей. Поэтому артикуляционные движения преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый язычок. Образцы артикуляции звуков, даваемые детям, доступны их пониманию и соответствуют действительности. «Песенки» связываются со зрительными картинками-символами, так как это эффективные вспомогательные средства. Рассказы Веселого Язычка стимулируют развитие правильного звукопроизношения по подражанию. Игры и игровые упражнения помогают детям развивать умение правильно, длительно произносить изолированный звук (кроме взрывных, которые произносятся кратко), четко произносить и выделять его голосом в слове, говорить в нормальном темпе фразы с этим звуком.
Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него снижается интерес к занятиям. Отсутствие заинтересованности, в свою очередь, ведет к снижению результативности. Чтобы повысить интерес детей к занятиям, нужны разнообразные творческие задания, достаточное количество дидактического материала. Использование различных игровых приемов и упражнений позволит решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать глазодвигательные функции;
- формировать графомоторные навыки;
- формировать навыки ориентировки (в схеме тела, в пространстве, на плоскости);
- оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
Игровые приемы на занятии подбираются с учетом здоровье сбережения ребенка:
- чередование работы на горизонтальной и вертикальной поверхностях,
- расположение материала вблизи и вдали,
- частая смена динамических поз,
- работа в движении.
Занятия нужно начинать с элементов игры, сюрпризных моментов — неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. Это заинтересовывает и активизирует малышей. Однако, когда впервые выделяют какое-то свойство и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать.
При чтении и рассказывании художественных произведений можно использовать такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами и грамматическими формами, т.е. дают им новые знания об окружающем мире.
Эти приемы следующие:
1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
2) введение слов — этических оценок поступков героев;
3) привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями;
4) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.
В работе следует применять и использовать приёмы: игровые, наглядные, словесные.
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
> рассматривание;
> наблюдение;
> экскурсия;
> образец воспитателя;
> показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя:
> беседу;
> рассказ, искусствоведческий рассказ;
> использование образцов педагога;
> художественное слово.
Методы и приемы обучения должны не только соответствовать интересам детей, их потребностям в игре, но и обеспечивать интеллектуальное развитие ребенка, тренировку его мысли и ума.
Наглядные приемы - показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий - способствуют формированию элементарных понятий, расширению знаний об окружающем мире и развитию способности к обобщению.
В практике используется прием одновременного произношения звука и написания буквы, обозначающей этот звук (писание и говорение). Детям, не умеющим писать, предлагается произносить звук и совершать простые действия. Например, произносить звук [ж] и шевелить пальчиками («летит жучок, жужжит и машет крылышками»), произносить звук [р] и быстро барабанить пальчиками по столу (так стучит наш язычок по «бугорочкам»), произношение звука [ш] сочетать с движением согнутой ладони («ползет и шипит змея»).
Из словесных приемов можно выделить следующие: словесный образец; одновременное произнесение звука ребенком и логопедом; повторение; объяснение; указание; словесные упражнения; вопрос как стимул речевой активности ребенка; оценка детской речи.
Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценировании (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные взрослым или каким-либо персонажем, учить сказочных гостей выступать в какой-либо роли.
Занятия должны содержать максимум информации, которая способствует обогащению памяти детей образами и представлениями. Разнообразие заданий, быстрый темп проведения занятий препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания и позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия.
Для успешного преодоления неблагоприятных моментов, большую помощь может оказать использование игровых приемов и форм работы. Поэтому лучше всего объединить игровой материал по коррекции звукопроизношения с одновременной тренировкой тонких движений пальцев рук, позволяющих многократно повторять поставленный звук изолированно, в слогах и словах, и обогащением словаря. Чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции “сдвинул” речевое развитие в позитивном направлении, можно использовать игровой прием “Пианино”. Записать чистоговорку, набросать рисунок к ней и нарисовать пять “клавиш”. Ребенок, четко артикулируя, неоднократно произносит чистоговорку, последовательно прижимая пальцы рук к “клавишам”. А затем раскрашивает и “клавиши”, и рисунок.
Используются игры на развитие речевого дыхания и воспитания воздушной струи, сказочные истории по артикуляционной гимнастике, “компьютерные” игры по автоматизации поставленных звуков изолированно в словах и слогах, включением в занятия игр - сказок, воспитывающих выразительность речи и умение изменять тембр голоса.
Опыт показывает, что использование игровых приёмов в работе с детьми способствует наилучшему усвоению знаний детей, а более успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_pechat.docx | 35.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 6 годам, то этот путь, как правило, тяжело проходит на более поздних возрастных этапах. Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непременным условием для его всестороннего развития является его общение с воспитателем. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития монологической речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку. Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.
1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.
2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.
Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?
- Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.
При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми. "Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., — говорит воспитатель младшим детям. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: "Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд людей, которые стирают нам скатерти”.
2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: "Возьми со старшей группы” (здесь предлог "из” заменяется "со”). "Не ложи сюда” (вместо "не клади”). "Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь”.''Садися”(сядь).
3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка. Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры. Во время обеда в младшей группе воспитательница обращается к детям, которые медленно едят: "Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют. В этой же группе другая воспитательница совсем по-иному вызывает у детей положительное отношение к еде: "Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно?” Ребёнок соглашается. Или: "Наташа у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно”. "И я умею быстро”, — раздаются голоса детей. "Верно, Слава, у тебя зубки острые, они умеют быстро жевать”, — подтверждает воспитательница. Дети улыбаются и быстро справляются с обедом.
4. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя. Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей к тому, что говорит воспитатель. Речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи. Приобретённые на занятиях умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни. Между тем нередки случаи, когда воспитатель не продумывает своего обращения к детям. Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов. Если при рисовании зрительное восприятие образца (предмета или узора) сопровождается словесным пояснением, без которого дети с трудом выполняют задание, то на занятиях по овладению речью образец имеет ещё большее значение, потому что дети овладевают всеми сторонами речи только на основе слухового восприятия, на основе слышанного от воспитателя. Эмоциональная сторона образца повышает культуру слушания, воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать. Воспитатель проводит занятие гимнастикой и подвижными играми с детьми средней группы. Чтобы повысить у детей интерес к правильному выполнению движений, она прибегает к выразительным приёмам. "Зайчикам надо идти по прямой дорожке, лес густой, заблудиться можно, не отставайте друг от друга”. Дети-зайчики начинают прыгать быстрее. Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении.
Требования, предъявляемые к речи воспитателя в повседневном общении, обязательны и при проведении занятий. Речевой образец воспитателя на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач в работе над развитием речи. При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.
Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.
1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).
2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).
3.Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни, и на занятиях. Следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна.
Консультация для воспитателей
«Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду»
Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду.
Детскому саду вменено в обязанность создать такую конкретную обстановку, среди которой речь детей смогла бы развиваться правильно и беспрепятственно.
Развитие человека - физическое и психическое проходит следующие возрастные ступени: младенчество; ранний детский возраст; дошкольный (детство); младший школьный; подростковый (отрочество); юношеский возраст; зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом. Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном условии овладения речью.
Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенчества, у него развивается способность представлять, а затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера.
Наукой доказано, что без речевого общения, т.е. без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Истории известны случаи, когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих детей в возрасте после трех лет и возвращали в человеческое общество, то оказывалось, что они имели повадки вскормившего их животного и совершенно не обладали теми элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи.
Известны многочисленные случаи, менее трагические, но столь же печальные, происшедшие по невежеству взрослых: дети оказывались психически недоразвитыми, плохо усваивали речь (с трудом учились в школе), потому что в семье не занимались их речевым развитием, когда они были в младенческом, раннем детском и в дошкольном возрасте. Так, В.А. Сухомлинский описывает случай из своей практики директора школы. Ученик этой школы, сын железнодорожника, жившего на железнодорожном разъезде, воспитывался в дошкольные годы бабушкой, совершенно глухой женщиной. Из-за своего недуга она не могла реагировать на речевые действия внука, и он оказался почти немым. Усилия учительницы начальных классов развить речь мальчика не дали результата, нельзя было обучить его и грамоте. Хотя этот мальчик и родился с предпосылками для нормального развития, отсутствие речевого общения оказалось причиной того, что интеллект его не развился.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.
Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановится навсегда.
Для функции речевого творчества «таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливается большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Перед детским садом стоит задача - научить детей свободно пользоваться родным языком в непосредственном общении с окружающими людьми, правильно и понятно для слушателей выражать свои мысли в устной форме.
Речь ребенка служит надежным средством общения в том случае, если она понятна окружающим, а это зависит от последовательности, стройности и полноты выражения мысли в словах, от выбора точных слов, от чистоты и правильности произношения.
В той или иной мере эти качества при благоприятных условиях вырабатываются у ребенка и в семье в результате влияния родителей, чаще всего несистематического, иногда даже непреднамеренного. В детском саду связная речь, богатство словаря, чистота произношения вырабатывается у ребенка планомерным обучением, путем применения разнообразных методических приемов.
Воспитатель развивает мышление и все стороны речи детей на том содержании, которое дает им ознакомление с окружающей жизнью: бытом семьи и детского сада, трудом людей, общественными событиями и явлениями, живой природой, предметным миром. Познание ребенком окружающей действительности становится более четким, осознанным благодаря тому, что оно облекается в словесную форму, так как в языке регистрируется и закрепляется познавательная деятельность человека.
В детском саду не только учат детей свободно владеть родным языком в непосредственном общении, но и воспитывают умение вежливо разговаривать с товарищами и взрослыми в разных условиях: высказываться на занятиях, разговаривать друг с другом в повседневной жизни, отвечать на вопросы взрослых, выполнять словесные поручения, например спросить, который час, узнать, что будет на завтрак и т.п.
Детей учат общепринятым вежливым формам речевого общения: знакомых взрослых называть по имени и отчеству, на «вы», друг друга называть по имени (Катя, Катюша, Петя, Володя и т. п.); во всех необходимых случаях использовать общепринятые вежливые формы обращения (спасибо, пожалуйста, до свидания, здравствуйте, с добрым утром и т.п.): приучают детей во время разговора со взрослым не опускать голову, а смотреть им в лицо, отвечать, разговаривать без крика, но достаточно громко, так, чтобы собеседнику было слышно, не «мямлить»; совершенно недопустима развязность ребенка по отношению ко взрослым, поэтому воспитатель учит детей не вмешиваться в разговор взрослых, не прерывать их речи, быть общительным приветливым без ненавязчивости.
Воспитание культуры речи тесно связано с воспитанием чувств, морального облика детей. Вежливость, культура речи должны выражать подлинное отношение к людям – дружеское расположение к товарищам, любовь к родным и близким, уважение к старшим.
Учитывая индивидуальные особенности поведения детей, воспитатель приучает их слушать и понимать речь взрослых, обращенную не только лично к отдельному ребенку, но и ко всей группе, запоминать то, что говорится на занятиях, слушать речь своих товарищей в играх и на общих занятиях, сдерживать себя, говорить тихо, когда другие занимаются или отдыхают. Всеми этими качествами ребенок, приходящий в детский сад, еще не обладает, воспитание их требует кропотливого и настойчивого труда педагога в течении всего пребывания ребенка в детском саду.
Перед детским садом стоит еще одна важная задача: воспитать у детей интерес и любовь к художественному слову.
Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, и вместе с тем она является одним из могучих средств развития и обогащения их речи. В дошкольные годы жизни ребенка его нужно ввести в прекрасный мир народного творчества, познакомить с лучшими книгами детских писателей (русских, украинских, белорусских и др.), с некоторыми доступными этому возрасту произведениями классиков отечественной литературы, а также зарубежных детских писателей. Благодаря художественной литературе, детям становится ближе и понятнее внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям, природе.
Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы.
Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность человека воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна, и эту способность помогает развивать художественная книга.
Ребенок видит, слышит, осязает, обоняет, вкушает, взвешивает, сравнивает, и совокупность всех чувственных впечатлений образует в первые же годы его жизни тот фундамент, на котором мало-помалу будет расти здание его представлений и знаний, а стало быть и богатство языка. Степень ясности и определенности этих представлений, а в связи с этим устойчивости и точности языка находится в зависимости от двух условий: меры участия в образовании этих представлений возможно большего числа внешних чувств и мер активности, проявляемой самим ребенком в процессе наблюдения и постижения окружающей его действительности.
Воспитательница следит за тем, чтобы каждое чувственное завоевание связывалось со словом. Она стремится к тому, чтобы дети называли предметы, их признаки, действия, соотношения, чтобы они умели описать то, что видят, умели сравнивать.
Воспитательница в совершенстве владеет родным для детей языком, выдвигая в своем языке тот образец, которому дети могут следовать, владеет всеми методами развития языка ребенка, признанными педагогикой. Формы живого слова, которыми она пользуется, служат не только для осмысления наглядного материала, но и для воздействия на высшие чувства.
Обучение языку идет рука об руку с развитием любви к лучшим образцам родной литературы, потребности быть в общении с ними, черпать в них радость и вдохновение.
Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное стихотворение, народная песня царят в детском саду, как и в семье, и готовят ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятием.
Ребенок живо, всем существом своим отзывается на эти эстетические впечатления; он подражает и матери, и воспитательнице и сам рассказывает, декламирует, поет, жестикулирует, импровизирует. Его литературные вкусы слагаются на лучших образцах.
Обучение ребенка начинается задолго до того времени, когда его засаживают за букварь и перо. Руководить именно этим обучением и есть основная задача детского сада. Расширяя методически, шаг за шагом, число представлений детей, неизменно памятуя, что отнюдь не глаза и не руки, а ухо является краеугольным камнем развития их языка, влияя путем обдуманно подобранного, ценного литературного материала на их чувства, на выработку художественных вкусов, детский сад совместно с семьей готовят школе именно тех учеников, за которых она всегда скажет им горячее спасибо.
Итак, какова же роль детского сада в развитии речи ребенка? Ее трудно переоценить. В детском саду учат детей правильно говорить на родном языке в непосредственном общении с окружающими людьми (элементарным формам диалогической и монологической устной речи), воспитывают навыки организованной речевой деятельности, обогащают словарь, воспитывают любовь к художественному слову. Все это осуществляется воспитателем в соответствии с программой каждой возрастной группы в течении всего пребывания в детском саду.
К концу дошкольного возраста большинство детей полностью усваивает звуковую сторону родного языка, значительную часть словаря и грамматический строй устного разговорного языка; к семи годам речь детей стоит на уровне бытового разговорного языка окружающих их взрослых.
Консультация для воспитателей
«Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»
В любые времена, человек рождаясь и взрослея уже не мог представить себя без общества его окружающего. И во многом на становление личности всё же влияет социум, в котором он вращается.
Если раньше большую часть составляло речевое общение, то в наше время, следуя по пятам развития всевозможных современных технологий, снижается уровень речевого развития, как в его объёме, так и в качестве.
Наши дети с младшего возраста испытывают недостаток в общении. Родным некогда поиграть, позаниматься, а иной раз и просто поговорить со своим ребёнком. Конечно же проще включить компьютер, телевизор, поставить мультфильмы и пр. В некоторых семьях ситуация доходит до абсурда: члены семьи находясь в разных комнатах общаются друг с другом с помощью современных гаджетов, вместо того, чтобы подойти и просто пообщаться. А потом мы удивляемся, почему так беден словарь у наших детей, а откуда ему взяться?
Результаты печальны… Дети зачастую не могут элементарно описать какой-либо даже знакомый предмет, не хватает словарного запаса, присутствуют многочисленные аграмматизмы. Дети не могут в полной мере выразить свои чувства, им трудно найти общий язык со сверстниками и взрослыми, тяжело объясниться. И выходом из конфликтных ситуаций всё чаще становится проявление агрессии. А всё почему? Как одна из причин, так называемая подводная часть айсберга – это бедный, ограниченный словарь. Вспомним Эллочку-Людоедочку из замечательного произведения И.Ильфа и В.Петрова. В её активном словаре было всего несколько слов, и как она расстраивалась, когда её не понимали с первого раза. Хотя ей и этого небольшого запаса вполне хватало.
Но давайте не будем забывать, что речь – это одна из самых важных психических функций человека, это возможность развития собственной личности, своего внутреннего «Я», а также возможность взаимодействия при помощи диалога с другими личностями, осознание себя в обществе.
Одни из самых главных задач речевого развития – стараться научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств. Это всё имеет очень важное значение для формирования личностных качеств, а в дальнейшем и для успешного обучения в школе, позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Одни из главных задач педагогов дошкольных учреждений – помочь ребёнку адаптироваться в коллективе; грамотно подавать и закреплять новые знания и умения; расширять активный словарь; развивать связную речь. Все эти задачи можно решить посредством игры, как ведущей деятельности ребёнка в дошкольном учреждении.
В данной статье я хочу уделить внимание словесным играм, используемым в ходе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Пример таких игр: «Ладушки», «Коза рогатая», «Испорченный телефон», «Краски» и пр. Преимущество словесных игр в том, что они не требуют особой подготовки, наглядного материала, оформления; могут проводиться в любые режимные моменты. И помимо развития связной речи учат детей взаимодействовать в коллективе, общаться друг с другом в различных игровых ситуациях.
Теперь давайте коснёмся методики проведения словесных игр. Можно выделить общие советы:
1.Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.
2.Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок, вводных хороводов и пр.
3.Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям.
4.Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды.
5.Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от занятий и дидактических упражнений, соответствовали возрасту.
6.Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры.
7.При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.
8.Словесные игры могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке и пр.
Теперь остановимся непосредственно на особенностях проведения словесных игр для каждой возрастной группы.
- Для младших групп важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки. Например, «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси».
Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.
Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. Например, если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. В ходе проведения игры желательно, чтобы воспитатель находился на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст воспитатель должен произносить наизусть. Воспитателю нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано.
- Средний дошкольный возраст ещё называют возрастом «почемучек». Дети более активно интересуются окружающим миром, более открыты к усвоению новых знаний. В этом возрасте добавляются словесные игры, в которых используются сравнения предметов («Что бывает широкое, высокое, низкое и пр.»), описательные признаки («Что подарили Наташе», «Чудесный мешочек»), формирование элементарных обобщений («Что сажают в огороде») и пр.
Учим детей сравнивать предметы, описывать их опираясь на накопленный личный опыт, расширяем активный словарь, развиваем лидерские качества, ответственность.
В средней группе воспитатель ещё руководит ходом игры, но уже возможно вовлечение на роль ведущих в известных играх и самих детей.
Консультация для педагогов «Игровые приёмы, используемые в работе с детьми»
Одной из актуальных проблем современности является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению школьной неуспеваемости. Эффективность работы в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень ее инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения, чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям.
В работе очень часто используются различные игры и упражнения по развитию речи детей. Игры и упражнения используются как на занятиях, так и индивидуально, используются дидактические игры, сделанные своими руками, кукольный и пальчиковые театры. Можно использовать логопедические куклы: Колобок – желтый бок, Душечка – Марфушечка (с двойным лицом) и др. Можно сделать пособие «Царевна – Лягушка» (особенность этого пособия заключается в том, что дети могут самостоятельно “управлять” языком этой игрушки, так как язык сшит по принципу широкой варежки). Это позволяет детям:
- легко усвоить правильное положение органов артикуляции при произношении необходимого звука;
- выработать ловкость и умение управлять своим языком;
- самостоятельно без труда находить допущенные ошибки при выполнении артикуляционных упражнений;
- повысить интерес к выполнению артикуляционной гимнастики;
- сократить сроки подготовительного этапа;
- воспитывать уверенность;
- развивать память, внимание, самоконтроль и заинтересованность в достижении конечного результата.
«Сухое» объяснение артикуляции и скучные тренировочные упражнения утомительны и малодоходчивы для детей. Поэтому артикуляционные движения преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый язычок. Образцы артикуляции звуков, даваемые детям, доступны их пониманию и соответствуют действительности. «Песенки» связываются со зрительными картинками-символами, так как это эффективные вспомогательные средства. Рассказы Веселого Язычка стимулируют развитие правильного звукопроизношения по подражанию. Игры и игровые упражнения помогают детям развивать умение правильно, длительно произносить изолированный звук (кроме взрывных, которые произносятся кратко), четко произносить и выделять его голосом в слове, говорить в нормальном темпе фразы с этим звуком.
Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него снижается интерес к занятиям. Отсутствие заинтересованности, в свою очередь, ведет к снижению результативности. Чтобы повысить интерес детей к занятиям, нужны разнообразные творческие задания, достаточное количество дидактического материала. Использование различных игровых приемов и упражнений позволит решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать глазодвигательные функции;
- формировать графомоторные навыки;
- формировать навыки ориентировки (в схеме тела, в пространстве, на плоскости);
- оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
Игровые приемы на занятии подбираются с учетом здоровье сбережения ребенка:
- чередование работы на горизонтальной и вертикальной поверхностях,
- расположение материала вблизи и вдали,
- частая смена динамических поз,
- работа в движении.
Занятия нужно начинать с элементов игры, сюрпризных моментов — неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. Это заинтересовывает и активизирует малышей. Однако, когда впервые выделяют какое-то свойство и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать.
При чтении и рассказывании художественных произведений можно использовать такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами и грамматическими формами, т.е. дают им новые знания об окружающем мире.
Эти приемы следующие:
1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
2) введение слов — этических оценок поступков героев;
3) привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями;
4) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.
В работе следует применять и использовать приёмы: игровые, наглядные, словесные.
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
> рассматривание;
> наблюдение;
> экскурсия;
> образец воспитателя;
> показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя:
> беседу;
> рассказ, искусствоведческий рассказ;
> использование образцов педагога;
> художественное слово.
Методы и приемы обучения должны не только соответствовать интересам детей, их потребностям в игре, но и обеспечивать интеллектуальное развитие ребенка, тренировку его мысли и ума.
Наглядные приемы - показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий - способствуют формированию элементарных понятий, расширению знаний об окружающем мире и развитию способности к обобщению.
В практике используется прием одновременного произношения звука и написания буквы, обозначающей этот звук (писание и говорение). Детям, не умеющим писать, предлагается произносить звук и совершать простые действия. Например, произносить звук [ж] и шевелить пальчиками («летит жучок, жужжит и машет крылышками»), произносить звук [р] и быстро барабанить пальчиками по столу (так стучит наш язычок по «бугорочкам»), произношение звука [ш] сочетать с движением согнутой ладони («ползет и шипит змея»).
Из словесных приемов можно выделить следующие: словесный образец; одновременное произнесение звука ребенком и логопедом; повторение; объяснение; указание; словесные упражнения; вопрос как стимул речевой активности ребенка; оценка детской речи.
Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценировании (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные взрослым или каким-либо персонажем, учить сказочных гостей выступать в какой-либо роли.
Занятия должны содержать максимум информации, которая способствует обогащению памяти детей образами и представлениями. Разнообразие заданий, быстрый темп проведения занятий препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания и позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия.
Для успешного преодоления неблагоприятных моментов, большую помощь может оказать использование игровых приемов и форм работы. Поэтому лучше всего объединить игровой материал по коррекции звукопроизношения с одновременной тренировкой тонких движений пальцев рук, позволяющих многократно повторять поставленный звук изолированно, в слогах и словах, и обогащением словаря. Чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции “сдвинул” речевое развитие в позитивном направлении, можно использовать игровой прием “Пианино”. Записать чистоговорку, набросать рисунок к ней и нарисовать пять “клавиш”. Ребенок, четко артикулируя, неоднократно произносит чистоговорку, последовательно прижимая пальцы рук к “клавишам”. А затем раскрашивает и “клавиши”, и рисунок.
Используются игры на развитие речевого дыхания и воспитания воздушной струи, сказочные истории по артикуляционной гимнастике, “компьютерные” игры по автоматизации поставленных звуков изолированно в словах и слогах, включением в занятия игр - сказок, воспитывающих выразительность речи и умение изменять тембр голоса.
Опыт показывает, что использование игровых приёмов в работе с детьми способствует наилучшему усвоению знаний детей, а более успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: "Развитие речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре".
Добрый день, уважаемые коллеги! Я – Башарова Светлана Явдатовна, воспитатель детского сада № 6, представляю вашему вниманию свою консультацию: "Развитие речи дошкольников в с...
Консультация"Характеристика речи дошкольника 4-5 лет"
Консультация "Характеристика речи дошкольника 4-5 лет"...
Консультация "Развитие рече дошкольников, через экологическое воспитание"
Конспекты логопедической образовательной деятельности...
Консультация:Развитие речи дошкольников в игровой деятельности!
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, о...
Консультация "Развитие речи дошкольников"
Консультация...
Консультация: "Развитие речи дошкольников "
Консультация для молодых специалистов....