Развиваем речь играючи! Игры, упражнения, рекомендации для развития речи детей 2-3 лет.
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Игры, упражнения, рекомендации для развития речи детей 2-3 лет, которые будут полезны родителям и педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_rech_igrayuchi_dlya_detey_2-3_let.docx63.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение города Москвы

 ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ДОНМ

Развиваем речь играючи!

 Игры, упражнения, рекомендации для развития речи детей 2-3 лет.

Рекомендации родителям и педагогам

Учитель-логопед: Шувалова Анна Сергеевна

                                                             Педагог-психолог: Титова Мария Сергеевна

Москва 2025

Речь является одним из самых важных инструментов общения, который формируется у ребенка с первых дней его жизни. Она позволяет детям выражать свои мысли, желания и эмоции, а также взаимодействовать с окружающим миром. В процессе общения ребенок не только передает информацию, но и учится понимать других, что является основополагающим для его социализации. Однако многие родители сталкиваются с вопросом: как помочь своему ребенку начать говорить, если речь задерживается или развивается не так, как ожидалось?

Наиболее интенсивный и благоприятный период для развития речи у детей приходится на первые три года жизни. Именно в этот период все функции центральной нервной системы находятся на стадии активного формирования, что делает их более восприимчивыми к научению и обучению.

В трехлетнем возрасте речь ребенка должна быть не менее, чем на 70%, понятна незнакомым людям. Анализируя количественные показатели роста лексического запаса детей в этом возрасте, можно привести следующие данные: полтора года - 10-15 слов, к концу второго года — 30 слов, к трем годам -примерно 100 слов. Конечно, вышеназванные этапы не имеют четких границ и могут варьироваться в зависимости от особенностей развития конкретного ребенка.

В ситуации, когда у малыша 2-2,5 лет отсутствует активная речь, перед родителями встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать?

В случае отсутствия активной речи у малыша 2-3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов – логопеда, психолога, дефектолога, психоневролога, отоларинголога, провести ряд медицинских обследований, и при необходимости организовать занятия с ребенком.

Задержка речевого развития может быть связана с различными причинами: от индивидуальных особенностей до влияния внешней среды. Но в большинстве случаев своевременные меры, такие как домашние игры и упражнения для запуска речи, помогают стимулировать и активизировать её развитие.

Своевременное вовлечение родителей в процесс речевого развития, использование развивающих методов и наблюдение за динамикой помогают ответить на вопрос: как научить ребенка говорить, если его развитие отстает. Важно помнить, что регулярное общение, внимание и игры стимулируют интерес к речи и создают прочную основу для уверенного освоения навыков коммуникации.

Чтобы эффективно поддерживать речевое развитие ребенка, родителям стоит придерживаться данных рекомендаций: «Как разговаривать с ребенком?»

1. Общайтесь с ребенком как можно чаще. Задавайте ему вопросы, обсуждайте происходящее вокруг, делитесь своими впечатлениями.

2.         Говорите с малышом медленно, громко, выразительно, короткими предложениями (из 3-4 слов). Неоднократно повторяйте сказанное. Устанавливайте контакт «глаза в глаза» при разговоре с ребёнком. Требования к речевому общению с ребенком для всех близких взрослых едины!

3. Играйте (занимайтесь) с малышом каждый день по 10-20 минут. Помните! Ребёнку должно быть интересно.

4. Искренне радуйтесь и поощряйте произнесение ребенком любых звуков. Улыбайтесь ему, повторяйте вслед за ним звуки, берите его на руки. У ребенка должно возникнуть потребность подражать слову взрослого.

5. Очень важно – сократить времяпровождение ребенка у телевизора, с телефоном или планшетом, а лучше на время запуска речи вообще исключить! У ребенка речь развивается только при живом общении с взрослым по подражанию в совместной деятельности!

6. Обеспечьте ребенка богатой языковой средой: читайте книги, слушайте аудиосказки, смотрите развивающие передачи.

7. Совершенствуйте умение ребенка понимать смысл обращенной к нему речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. Обсуждайте с ним то, что вы видели на прогулке. Вспомните самые интересные моменты. Обязательно давайте ему поручения по дому, благодарите за помощь.

         8. Если у вас есть серьезные опасения по поводу речевого развития ребенка, не стесняйтесь обратиться за помощью к логопеду. Специалист сможет дать ценные рекомендации и провести необходимые занятия.

Одним из наиболее эффективных способов стимулирования речевого развития являются игры. Они не только развлекают детей, но и способствуют активному усвоению новых слов и фраз. Начинайте с самых простых игр и упражнений, чтобы ребенок мог легко их освоить и постоянно находился в ситуации успеха. Вот несколько примеров игр, которые помогут развить речь у детей 2-3 лет:

Игры и упражнения на развития слухового восприятия

Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. При этом развитие слуха у ребенка идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков (физический слух), с другой — восприятие звуков человеческой речи, т.е. формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте. Предлагаем несколько игр для формирования и улучшения этого навыка:

  • Постучим, погремим!

    Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, прошуршите пакетиком, ударьте деревянными или металлическими ложками друг об друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т.п. После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал. Можно производить звук за ширмой или за спиной у ребенка, а тот слушает и затем показывает предмет — источник звука. Поначалу взрослый и ребенок договариваются, какие предметы будут использованы в игре, в дальнейшем можно использовать любые предметы в комнате — манипулировать ими, издавая звуки. В этой игре полезно время от времени меняться ролями.

  • Найди такую же коробочку

Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы — горох, рис, гречневую и манную крупы. В качестве коробочек удобно использовать, например, непрозрачные контейнеры от яиц киндер сюрприза. Коробочек с одинаковой крупой должно быть по две, чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала. Один набор коробочек положите перед ребенком, а другой перед собой. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

  • Слушай и выполняй!

Взрослый объясняет правила ребёнку:

-Я буду давать тебе команды, а ты внимательно слушай и выполняй: Походи по комнате. Выгляни в окошко. Попрыгай. Садись на диван. Покружись. Похлопай в ладоши.

Команды могут быть самыми разными. Можно использовать команды из игр

«Делаем зарядку!» и «Потанцуй со мной!», но не показывать движения, а только называть их.

Усложнять задание можно, меняя силу голоса: произносить слова команд

шепотом или увеличивая расстояние между говорящим и слушающим. Можно закрыть лицо, чтобы ребенок не видел движения губ говорящего.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

Правильное дыхание — залог громкой, чёткой речи. При проведение таких игр важно помнить:

-выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот — «набираем полную грудь воздуха»;

-выдох происходит плавно, а не толчками;

-во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

-во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

-выдыхать следует, пока не закончится воздух; во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

  • Вертушка

 Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку.

Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:

Давай сделаем ветер подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее вертушка вертится быстрее. 

Воздушный шарик

Для этой игры нужно повесить обычный воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку. Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее! 

Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.

  • Плыви, кораблик!

На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.

Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш. корабль. А теперь ты попробуй. Молодец! 

Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.

  • Перышко, лети!

Для этой игры нам понадобится перышко. Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

  • Мыльные пузыри

Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку — подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка — не позволяйте пробовать и пить жидкость.

  • Свистульки  

Перед началом игры следует подготовить свистульки. Дайте ребенку свистульку и предложите подуть в неё.  

-Посмотри, какие красивые у нас игрушки-свистульки! У меня - птичка, а у тебя - олень. Давай устроим лесной концерт - каждый из зверей и птиц поёт свою песенку! 

Пальчиковые игры с различными материалами

Известно, что развитие мелкой моторики тесно связано с активацией речевых зон мозга. Пальчиковые игры помогают малышу освоить координацию движений, что стимулирует речь. Существуют самые разнообразные формы работы по развитию мелкой моторики рук:

  • Статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира (фигуры из пальчиков).
  • Серенький зайка

Предложите ребенку поиграть за столом или на полу.

-Давай поиграем в зайчиков. 

Зайка серенький сидит, и ушами шевелит.  

Вот так, вот так  

Он ушами шевелит!

 Делаем «зайку» — прижимаем мизинец, безымянный и большой пальцы к ладони, а средний и указательный выпрямляем.

  • Движения пальцев, передающие динамические образы.
  • Птички

Предлагаем ребенку поиграть и повторять за взрослым.

Вот птички летают, машут крылышками. 

(скрещиваем руки на уровне запястий, симметрично поднимаем и опускаем кисти)

Приземлились птички, крылышки сложили. 

(соединяем ладони вместе)

Покормим птичек насыплем им зернышек! 

(складываем пальцы одной руки в щепоть и легко шевелим ими) —Вот как птички зернышки клюют! 

(тихонько барабаним по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью)

Наелись птички, поднялись и улетели. 

(скрещиваем руки на уровне запястий, симметрично поднимаем и опускаем кисти)

  • Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме.
  • Сорока-ворона

На внутренней стороне ладошки пальцем чертим кружочек: «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила.» Затем по очереди загибаем пальчики ребенка: «Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала. Он дров не колол, воды не носил, печку не топил, кашу не варил. Не получит ничего!»

  • Движения пальцев с предметами.

В этих играх мы предлагаем использовать разнообразные предметы такие как карандаши, орехи, маленькие резиновые или массажные мячики, шнурками, резиновыми кольцами, прищепками, бусинками и игры с мозаикой;

  • Пальчиковы игры с пластилином.

 Лепить можно из пластилина, массы для лепки или глины.

Подойдет любой материал, главное, чтобы он не был слишком твердым, чтобы малыш имел возможность работать с ним сам. В этом возрасте важно научить кроху:

ощипывать кусочки;

катать колбаску или шарик между ладошками;

сплющивать кусочки и разминать их пальцами.

Нарисуйте на отдельных листах различные изображения.

Например, божью коровку, курочку и дерево. Попросите налепить курочке зернышек,

божьей коровке пятнышек, а дереву яблочек. Покажите, как прикрепить их на

изображение.

  • Сенсорные игры
  • Игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, сминание в какую-либо форму (бабочку), скатывание в шарик;
  • Игры с крупой, семенами (пересыпание, перемешивание) при помощи различных предметов (ложечек,палочек,пинцетов).
  • Действие с водой в тазу  (переливание , игры с лейками, с поролоновыми мячами;
  • Игры с песком, мукой, тестом;
  • игры  с пуговицами(застегивание, расстегивание, выкладывание);
  • Рисование на бумаге пальчиками;
  • Показ сказок пальчиками.

Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики.

Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата.

Начав пользоваться активной речью, дети тренируют свой артикуляционный аппарат. Можно применять специальные упражнения для развития движений языка, губ, нижней челюсти. С их помощью укрепляются мышцы органов артикуляции, и звуки появляются быстрей и звучат более четко. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, обязательно с показом движений. Ребенок должен сидеть перед зеркалом.

  • Упражнения для губ

 «Трубочка-улыбка» - вытянуть губы трубочкой и быстро улыбнуться, показав зубы.

«Останови лошадку» - произнести «Тпру!»

  • Упражнения для языка

«Как котенок молоко лакает» - выполнять быстрые движения языком: высовывать и прятать язык.

«Иголочка» - дотронуться кончиком языка до внутренних поверхностей щек.

«Лошадка цокает копытом» - пощелкать языком, приподнимая его к верхнему небу.

  • Упражнение для нижней челюсти

«Ворота открыты» - широко открывать и закрывать рот.

Имитация жевания с закрытым и открытым ртом. 

  • Упражнение для щек

Покусывание, похлопывание и растирание щек.

« Сытый хомячок» - губы сомкнуты, можно даже придержать их руками, зубы разомкнуты, «набрать полный рот воздуха» - надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.  Удерживать щеки надутыми 3-5 сек (учитывайте возможности ребенка).

«Голодный хомячок» - губы сомкнуты, зубы разомкнуты, втянуть щеки внутрь, сначала можно помочь руками.

Развитие речи у детей в возрасте 2-3 лет — это важный процесс, который требует внимания, терпения и вовлеченности родителей. Используя игры, упражнения и следуя рекомендациям, вы сможете создать благоприятную среду для речевого развития вашего малыша. Помните, что каждый ребенок уникален, и его развитие идет своим путем. Главное — это поддержка и любовь, которые помогут ему уверенно шагать по пути освоения языка и общения с окружающим миром.

Список использованной литературы

1. Датешидзе Т.А. Система работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого

развития. – СПб.: Речь, 2004

2. Григорьева Г.Г Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего

возраста: Пособие для воспитателей ДОУ и родителей. М.: Просвещение, 2003

3. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего 1–3 года : [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей]  — М. : Издательство ВЛАДОС, 2018

4. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.— М.: Теревинф, 2007. — 232 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе Тема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группеТема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса....

Развитие речи дошкольников - самый ответственный период в развитии речи детей.

   В жизни ребёнка Новый год значит, пожалуй, больше, чем в жизни взрослых. Детали этого праздника чаще всего стираются, но остаются ощущения – атмосфера волшебства, оживления и...