Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста через инновационy технологию "друдлы".
статья по развитию речи (подготовительная группа)

БОРЗОВА АЛЬБИНА ЮРЬЕВНА

Статья посвящена использованию техники "друдлы" в формированию у старших дошкольноков функциональной грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок функциональной грамотности детей  

дошкольного возраста через современную инновационную технологию «друдлы»

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                     

           Одной из важнейших задач современного образования является формирование функционально грамотных личностей, способных применять усвоенные знания и умения для решения разнообразных задач в различных сферах жизни, общений и социальных отношений. Эта задача актуальна и для дошкольного образования. Еще на стадии дошкольного  возраста необходимо создать предпосылки для формирования  функциональной грамотности, чтобы в дальнейшем каждый ребенок на последующих этапах своего развития и становления смог качественно овладеть всеми видами функциональной грамотности, закрепляя их в навыках личности ХХI века.

Но чтобы такого человека выпустить в «жизнь»,  необходимо уже сейчас,  на этапе дошкольного образования, планируя результаты освоения программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО, руководствуясь «Целевыми ориентирами» на этапе завершения дошкольного образования, использовать все возможные формы и средства, современные технологии, направленные на оптимизацию образовательного процесса.

            Одним из таких технологий является техника – друдлы, которая способствует достижению поставленных ФГОС ДО задач по формированию «Навыков 21 века» у дошкольников: функциональная грамотность, компетенции (социально-коммуникативная, деятельностная, познавательная) и личностные качества человека.

Друдлы представляют собой графические головоломки, составленные  из различных  видов линий (прямая, ломаная, кривая, замкнутая, незамкнутая, лучь, отрезок) и плоских геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, полукруг), нарисованные чёрным карандашом на белой бумаге (этот фон наиболее благоприятен для развития воображения и для полёта фантазии). На первый взгляд, на картинке нет ничего определенного, но при более внимательном рассмотрении она начинает вызывать ассоциации с различными объектами, предметами или событиями, даже немыслимыми, необычными и предмет кажется очевидной для всех. Единого правильного ответа на интерпретацию друдлов не существует. Друдлы предполагают  множество вариантов ответа. Это зависит от  возрастных и индивидуальных особенностей, от степени воображения, мышления ребенка. Если у ребенка получится увидеть в картинке-друдле то, чего не видят другие – это показатель  оригинального творческого мышления! 

Друдлы обладают уникальным свойством стимулировать воображение и расширять сферы познания, развивать образное и логическое мышление, повышать  интеллектуальный уровень. Они побуждают мозг анализировать обилие информации для того, чтобы соотнести изображение на бумаге с тем, что видит человек. Они стимулируют детей  к решению задач с точки зрения креативного мышления, творчества, подталкивает детей к нестандартному мышлению и  принятию собственного решения. Техника «друдлы»   уникальна тем, что способствует снижению уровня тревожности из-за боязни неправильных ответов ( все ответы принимаются), боязни проявлять инициативу, развитию коммуникативных навыков и речи.

Использование  техники «друдлы» в образовательном процессе дошкольников соответствует задачам ФГОС и ФОП ДО. Данную технику  можно с успехом  применять для решения задач всех образовательных областей. Например, в  игре в парах  «Дорисуйте друдлы и придумайте сказку», у дошкольников развивается социально-коммуникативные (формируются  навыки общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе общих дел), познавательные (расширяется и углубляется понимание мира, развивается  логическое и креативное  мышление, творческое воображения, внимание и память,  развиваются сенсорные представления), речевые (развивается умение вести диалог, расширяется  словарный запас, улучшается овладение монологической речью, вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь). художественно-эстетическое (развиваются графические навыки) способности.

При внедрении техники "друдлы" в педагогическую практику необходимо  придерживаюсь стратегии последовательного усложнения, начиная с простых задач и постепенно переходя к более сложным; обеспечивая игровые задания новыми элементами; увеличивая количество друдлов с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка; обязательно учитывать содержание основной образовательной  программы детского сада;  учитывать интересы и запросы каждого ребёнка, вызывать удивление и интерес к предлагаемому материалу, с любовью и пониманием относиться ко всем детям. Этот подход играет важную роль в процессе обучения

   Работа с друдлами проводятся в несколько этапов.
         1 этап: Знакомство детей  с техникой «Друдлы»:  нужно  начинать  с такой игры, , как  «На что похожа геометрическая фигура?», где дети называют свои варианты (детали), а педагог  дорисовывает эти недостающие детали.

2 этап:  "Дорисуй, превращай, объясняй", где детям предлагается завершить рисунок самостоятельно и объяснить то, что нарисовал. Например, в игре «Дорисуй зверя» необходимо объяснить, почему дети решили, что картинка похожа на данный предмет. При необходимости картинку можно перевернуть вверх ногами  и фантазийные высказывания ребенка продолжатся.

3 этап:  «Карточки-друдлы». После того как дети научатся видеть в недорисованной фигуре, какой-либо предмет, работа  ведется с помощью карточек- друдлов.

4 этап:  «Создай рассказ». Дети придумывают рассказы по уже известным (отгаданным) друдлам.

5. этап: На данном этапе дети создают свои собственные друдлы на заданную тему, играют в парах, в группах, что позволяет развивать воображение, креативное мышление, творчество и активно взаимодействовать и общаться между собой.
         Друдлы - картины можно использовать как организационный момент занятия для  
привлечения внимания детей и мотивации их к взаимодействию. Они могут быть представлены в виде карточек с упражнениями на внимание, память и закрепление пройденного материала.  Они могут быть использованы в заключительной части занятия для организации рефлексии и самоанализа по итогам деятельности, могут использоваться в совместной и самостоятельной деятельности детей, во время прогулки. Кроме того, они могут стать основой для создания обучающих традиций в группе. Например, дети могут выбирать "Друдл дня" и в течении дня  стараться придумать как можно больше ассоциаций с ним,  связанные с режимными моментами в детском саду.  

Таким образом, использование техники «Друдлы»  способствует приобретению начал ключевых компетентностей уже на этапе дошкольного детства и, следовательно,  создает условия для формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста и успешной адаптации детей к современным вызовам.

Список источников:

1.  Рубанцев  В.  «Друдлы, пятна  Роршаха и другие загадочные картинки»; Издательство: БХВ-Петербург; 2017г, 128 с.

Интернет-ресурсы:

http://ds-uporovo.ru/menu/2023/PEDAGOG23/metod_musina/igry_s_drudlami_dlja_detej_5-6_let.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством квест-технологии»

изучение и применение квест - технологию в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

Выступление для педагогов ДОО Республики Адыгея: "Использование игровой технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста"

Использование игровой технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста...

"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"

quot;Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"...

"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"

quot;Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"...