Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (младшая группа)
Овладение речью - это сложный процесс, который начинается с момента рождения ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с ребенком, что является предпосылкой речевых форм коммуникации. С первых дней пребывания ребенка в детском саду, мы постоянно стимулируем речевую активность специальными методами и приемами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Развитие речи - одна из важнейших, специфически человеческих форм коммуникации. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Язык представляет собой грандиозную по своей сложности систему средств, предназначенных для общения и выработанных человечеством в ходе исторического развития, - считал Д.Б. Эльконин.- Он составляет для ребенка такую же реальную действительность, как и все другие предметы, действительность, которой ребенок овладевает в принципе так же, как и другими предметами, т. е. практически употребляя средства языка в своей речевой деятельности. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребенка на самотек. А количество детей, имеющих речевые проблемы, резко увеличилось.
Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:
•речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;
•значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;
•постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;
•существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
•глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.
Важно помнить про взаимосвязь речевых и воспитательно-образовательных задач!!!
•Формирование словаря и развитие связной речи в процессе ООД.
•Усвоение речевого материала на основе объектов художественного творчества.
•Развитие диалогической речи во время совместной игровой деятельности.
•Расширение представлений и речевых суждений во время прогулок, наблюдений и экскурсий.
•Использование речевого сопровождения в повседневной жизни в детском саду и дома.
•Активизация речи во время выполнения спортивных упражнений и игр
Овладение речью – это сложный процесс, который начинается с момента рождения ребёнка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с ребёнком, что является предпосылкой речевых форм коммуникации.
С первых дней пребывания ребёнка в детском саду, мы постоянно стимулируем речевую активность специальными методами и приёмами.
Методы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста:
Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами -кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок других групп, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.
Практические (в том числе и игровые) методы: дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; хороводные игры; игры–драматизации; инсценировки; игры –сюрпризы; игры с правилами.
Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности, рассказ по увиденному, по картине.
Реальную и полноценную помощь малышу могут оказать те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности и речевого общения:
Приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста:
1.Диалог-образец.
2. Разговор с самим собой.
3. Параллельный разговор.
4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.
5. Распространение.
6.Использование малых форм фольклора.
7.Звукоподражание.
8.Упражнения на развитие речевого дыхания.
9. Выбор.
10. Поручения.
11. Опосредованное общение.
12.Продуктивные виды деятельности.
13. Замещение.
14. Музыкальные игры.
15.Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук.
16.Игры с природным материалом
17. Игровой прием
Рассмотрим подробнее некоторые приемы:
1. Диалог-образец
Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.
– что я взяла? – чашку.
– что это такое? – чашка.
– что поставила? – чашку. и т. д.
2. Разговор с самим собой.
Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое» и т.п. При этом, важно говорить медленно (но не растягивая слова) и отчетливо.
3. Параллельный разговор.
Этот прием отличается от предыдущего тем, что описываются все действия ребенка: что он видит, слышит, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.
4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.
Не спешить сразу же выполнить желание малыша: дайте другую игрушку, а не ту, на которую он молчаливо указывает. Взрослый временно становится «глухим», «глупым»: «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». «Непонятливость» взрослого будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.
5. Распространение.
Продолжаем и дополняем все сказанное ребенком, но не принуждаем его к повторению –вполне достаточно того, что он нас слышит. Отвечая ребенку распространенными предложениями, постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения связной речью.
Ребёнок: «Сок».
Взрослый: «Да, сок», «Яблочный сок очень вкусный».
6.Использование малых форм фольклора. Использование народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Цель большинства произведений устного народного творчества – развитие двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Подражая взрослым, дети начинают играть словами, звуками.
7.Звукоподражание -эффективный прием активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание
8.Упражнения на развитие речевого дыхания:« Сдуй снежинку», « Бабочка, лети», «Забей гол», « Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.
9. Выбор. Это еще один прием –предоставляем возможность выбора ребенку. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить – молоко или чай?». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.
10. Поручения.
Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? –Дай куклу… ».
11. Опосредованное общение.
В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т.п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».
Дети с большим интересом играют в элементарные сюжетно-ролевые игры, организованные взрослым. «Телефон», «Поезд», «Магазин игрушек» и др. стимулируют речевое развитие малышей.
12.Продуктивные виды деятельности.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование (конструкторы ЛЕГО) способствуют появлению речевой активности ребёнка. Проблемные ситуации, возникающие во время продуктивных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш), вынуждают ребёнка просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.
13. Замещение.
Дети к трем годам способны представить себя самолетом, кошечкой, мишкой и т. д. Такая игровая форма развивает у ребенка способность анализировать свои действия, поступки, сочувствовать, сопереживать.
Игры, типа «Представь, что мы…» или «Угадай, что я делаю», вызывают у ребёнка большой интерес, побуждают малыша к использованию речевых средств, стимулируют его речевую активность.
14. Музыкальные игры.
Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.
15.Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.
16.Игры с природным материалом
Например, Пескотерапия- это игра с песком как способ развития ребенка. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом. Уже на первом году жизни ребёнок проявляет интерес к песку, воде, глине, дереву, бумаге. В этом заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его функции и т.п., то есть стремится к саморазвитию. Это оказывает огромное влияние на рост речевой деятельности.
17. К группе практических методов относится игровой прием. Этот прием предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой.
Создание условий для речевого развития детей дошкольного возраста.
В группе созданы условия для речевого развития детей дошкольного возраста. В игровой комнате насыщенная предметно-развивающая среда. Все игрушки расположены по соответствующим центрам, доступны детям для самостоятельной деятельности.
Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности.
Дети познают мир с помощью органов чувств, поэтому созданы центры речевого, игрового и сенсорного развития, которые включают в себя:
- наборы картинок (животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек);
- наборы парных картинок (предметные) для сравнения;
- разрезные картинки из двух частей по прямой;
- серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации);
- сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребёнку – сказочной, социально – бытовой), крупного формата;
- разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками;
- звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукового извлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки);
- уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.
Таким образом, мы должны помнить, что без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка. Ребенок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для педагогов "Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста"
Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становле...
Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста
laquo;Методы и приемы стимулирования речевой деятельностиу детей младшего дошкольного возраста» Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной.Поэтому важно ...
«Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»...
Выступление «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»
педагогам о методах и приёмах стимулирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста...
Консультация для педагогов «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Консультация...
Мастер – класс Тема: «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Мастер - класс...
Консультации для воспитателей "Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста"
Консультации для воспитателей...