НОД по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Чоома Айлана Доруг-ооловна

«Сказка в гости к нам приходит»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе:

«Сказка в гости к нам приходит»

Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы

Задачи:

Образовательные:

-уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;

- продолжать учить определять тип и вид сказки;

- продолжать учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;

- продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи;

-содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;

-учить подбирать слова антонимы, определяющие героев.

Развивающие: 

- развивать у детей артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление, внимание.

- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.

- воспитывать у детей бережное отношение к чувству сопереживания к животным, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам.

Словарная работа:

Проговаривание физминутки, пересказ сказок, заучивание стихотворений,

активизировать словарь: хитрая, злая, добрые, хорошие.

Ход занятия.

Вводная часть

Дети входят в зал.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся.

        Собрались все дети в круг.

        Я – твой друг, и ты – мой друг

        Крепко за руки возьмёмся,

        И друг другу улыбнёмся.

Я желаю вам хорошего настроения, и того же пожелаем нашим гостям.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг нас сколько сказочных героев и сегодня мы с вами отправимся в мир Сказок! А вы любите сказки? А что такое сказка?   

Дети: необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.

Воспитатель: Сказка - это  рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Сказки бывают народные и авторские.

Воспитатель: А что вы можете сказать про авторские сказки?

Дети: Это сказки, у которых есть автор.

Воспитатель: А что такое народные сказки? Народными называются те сказки, у которых нет автора. Их создали ещё давным давно.

Дети: Их сочиняли люди и рассказывали друг другу.

Воспитатель: Да сказочные  истории дошли и до нас. Они бывают веселые и грустные, страшные и смешные.  Ребята мы с вами  сегодня на занятии познакомимся с видом русских народных сказок: Это волшебные, бытовые и детские сказки о животных.

Воспитатель: Первый вид который мы с вами рассмотрим это - сказки о животных они вам самые известные и знакомые по содержанию.  А какие именно сказки сейчас мы узнаем. Я буду загадывать загадки а вы будете отгадывать, Ну что начнем?

Игра: «Угадай и назови»

  1. Жили-были семь ребят
    Белых маленьких козлят.
    Проник обманом серый в дом.
    Коза потом его нашла,
    Перехитрить его смогла.
    И всех детей своих спасла.  
    (Волк и семеро козлят)

  1. Эта рыжая плутовка

Обманула меня ловко.

Хвать – и кинула в мешок.

Хорошо, что спас дружок.   («Кот, лиса и петух»)

  1. Что за гостья в дом пришла 
    К трём лесным медведям?
    Там поела, попила,
    В трёх кроватях поспала,
  2. А хозяева вернулись – 
    Еле ноги унесла!
    («Три медведя»)

  1. Что за домик на опушке

Дал приют Лягушке,

Мышке, Зайцу, Петуху?

Дом с трубою наверху,

Из трубы идёт дымок.

Этот домик — ... (Теремок)

  1. Хитрая плутовка отправила его  ловить рыбу хвостом.

Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.

(«Лисичка-сестричка  и серый волк)».

Воспитатель: Кто  герои этих сказок? 

 Дети: ЖИВОТНЫЕ

Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются  сказками  о животных.

Животные в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью. 

Какие вы еще знаете сказки о животных?

Дети: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот петух лиса», «Лиса и волк», «Бобовое зернышко». «Теремок». Давайте вспомним сказку о Теремке.(ответы детей).

Молодцы! А давайте, ребята,  мы тоже  построим свой теремок с помощью

физ. минутки.

В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок 
(присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили 
(поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках) 
и Зайчонок  (прыжки)
И лягушка (присели)
С лисонькой –подружкой 
(повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. 
(поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый 
(изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. 
(кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались т
(бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. 
(сели на стульчики)

Воспитатель: Молодцы! Ребята в сказках лиса какая? а волк? медведь? зайчик?

Дети: 

- Лиса хитрая, лживая, хитрая обманщица.

- Волк глупый и жадный. 

- Медведь - Он бывает добрый, сильный, защитник слабых, а бывает и не такой уж добродушный и справедливый. Но всегда вызывает к себе уважение.

- Заяц, лягушка, мышь выступают в сказках в роли слабых.

А вот кот и петух выступают в роли положительных героев.

Воспитатель: Теперь познакомимся с таким видом как Бытовые сказки. Они похожи на сказки о животных. Бытовые сказки — это сказки, в которых содержится описание народного быта, реальная жизнь, без чудес и волшебства. Основная идея бытовых сказок – умение быть честным, смелым и умелым.

Воспитатель: Ребята давайте с вами с играем в игру вам надо собрать пазл сказки, кто быстрее справится тот сможет угадать свою сказку, тот и победил ….раз, два, три игру начинаем!!!

Эти все сказки  относятся к бытовым.

К бытовым сказкам относятся:

  • Каша из топора «Каша из топора»
  • Репка
  • Как Иван дурак стерёг дверь
  • Барин и мужик
  • Вершки - корешки
  • Иванушка - дурачок
  • Барин и кузнец

В этих сказках  злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора.   Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.

Воспитатель - молодцы ребята, справились и с этим заданием!

А какой остался последний вид сказки? Это - Волшебные сказки

Воспитатель: А кто знает почему волшебные?

Дети: в этих сказках волшебство.

Воспитатель: Так давайте проверим. Найдите среди этих картин, книг волшебные сказки?

  • Царевна-лягушка
  • Гуси-Лебеди ...
  • Иван-царевич и серый волк ...
  • Морозко ...
  • Крошечка–Хаврошечка

Воспитатель: Расскажите по очереди в чём волшебство в этих сказках?

Воспитатель: Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: « В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение, чудеса, волшебство, чародейство.

А теперь давайте немножко отдохнем, проведем физ. Минутку для глаз:

«Смотрят глазки вправо-влево,

Смотрят глазки вверх и вниз.

Отдохнули наши глазки

Смело можем продолжать».

Воспитатель: Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки.

Вот мы и побывали с вами в сказочном мире.

Мы на занятии познакомились с такими видами сказок как сказки о животных, бытовые, волшебные. Сказки о животных учат нас не обижать слабых, бытовые сказки учат нас быть смелыми, добрыми и отзывчивыми, а волшебные – верить в чудеса .

Воспитатель:

Я хочу пожелать всем вам, дети, чтобы вы выросли такими же

-удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич,

- обаятельными, как Чебурашка,

- хозяйственными, как Матроскин,

- трудолюбивыми, как Золушка,

- находчивыми, как Кот в сапогах.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе:

«Сказка в гости к нам приходит»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...