НОД по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
«Сказка в гости к нам приходит»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе:
«Сказка в гости к нам приходит»
Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы
Задачи:
Образовательные:
-уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;
- продолжать учить определять тип и вид сказки;
- продолжать учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;
- продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи;
-содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;
-учить подбирать слова антонимы, определяющие героев.
Развивающие:
- развивать у детей артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление, внимание.
- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.
- воспитывать у детей бережное отношение к чувству сопереживания к животным, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам.
Словарная работа:
Проговаривание физминутки, пересказ сказок, заучивание стихотворений,
активизировать словарь: хитрая, злая, добрые, хорошие.
Ход занятия.
Вводная часть
Дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Я желаю вам хорошего настроения, и того же пожелаем нашим гостям.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг нас сколько сказочных героев и сегодня мы с вами отправимся в мир Сказок! А вы любите сказки? А что такое сказка?
Дети: необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.
Воспитатель: Сказка - это рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Сказки бывают народные и авторские.
Воспитатель: А что вы можете сказать про авторские сказки?
Дети: Это сказки, у которых есть автор.
Воспитатель: А что такое народные сказки? Народными называются те сказки, у которых нет автора. Их создали ещё давным давно.
Дети: Их сочиняли люди и рассказывали друг другу.
Воспитатель: Да сказочные истории дошли и до нас. Они бывают веселые и грустные, страшные и смешные. Ребята мы с вами сегодня на занятии познакомимся с видом русских народных сказок: Это волшебные, бытовые и детские сказки о животных.
Воспитатель: Первый вид который мы с вами рассмотрим это - сказки о животных они вам самые известные и знакомые по содержанию. А какие именно сказки сейчас мы узнаем. Я буду загадывать загадки а вы будете отгадывать, Ну что начнем?
Игра: «Угадай и назови»
- Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла. (Волк и семеро козлят)
- Эта рыжая плутовка
Обманула меня ловко.
Хвать – и кинула в мешок.
Хорошо, что спас дружок. («Кот, лиса и петух»)
- Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала, - А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла! («Три медведя»)
- Что за домик на опушке
Дал приют Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик — ... (Теремок)
- Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.
Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.
(«Лисичка-сестричка и серый волк)».
Воспитатель: Кто герои этих сказок?
Дети: ЖИВОТНЫЕ
Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.
Животные в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.
Какие вы еще знаете сказки о животных?
Дети: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот петух лиса», «Лиса и волк», «Бобовое зернышко». «Теремок». Давайте вспомним сказку о Теремке.(ответы детей).
Молодцы! А давайте, ребята, мы тоже построим свой теремок с помощью
физ. минутки.
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
и Зайчонок (прыжки)
И лягушка (присели)
С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались т(бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
Воспитатель: Молодцы! Ребята в сказках лиса какая? а волк? медведь? зайчик?
Дети:
- Лиса хитрая, лживая, хитрая обманщица.
- Волк глупый и жадный.
- Медведь - Он бывает добрый, сильный, защитник слабых, а бывает и не такой уж добродушный и справедливый. Но всегда вызывает к себе уважение.
- Заяц, лягушка, мышь выступают в сказках в роли слабых.
А вот кот и петух выступают в роли положительных героев.
Воспитатель: Теперь познакомимся с таким видом как Бытовые сказки. Они похожи на сказки о животных. Бытовые сказки — это сказки, в которых содержится описание народного быта, реальная жизнь, без чудес и волшебства. Основная идея бытовых сказок – умение быть честным, смелым и умелым.
Воспитатель: Ребята давайте с вами с играем в игру вам надо собрать пазл сказки, кто быстрее справится тот сможет угадать свою сказку, тот и победил ….раз, два, три игру начинаем!!!
Эти все сказки относятся к бытовым.
К бытовым сказкам относятся:
- Каша из топора «Каша из топора»
- Репка
- Как Иван дурак стерёг дверь
- Барин и мужик
- Вершки - корешки
- Иванушка - дурачок
- Барин и кузнец
В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.
Воспитатель - молодцы ребята, справились и с этим заданием!
А какой остался последний вид сказки? Это - Волшебные сказки
Воспитатель: А кто знает почему волшебные?
Дети: в этих сказках волшебство.
Воспитатель: Так давайте проверим. Найдите среди этих картин, книг волшебные сказки?
- Царевна-лягушка
- Гуси-Лебеди ...
- Иван-царевич и серый волк ...
- Морозко ...
- Крошечка–Хаврошечка
Воспитатель: Расскажите по очереди в чём волшебство в этих сказках?
Воспитатель: Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: « В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение, чудеса, волшебство, чародейство.
А теперь давайте немножко отдохнем, проведем физ. Минутку для глаз:
«Смотрят глазки вправо-влево,
Смотрят глазки вверх и вниз.
Отдохнули наши глазки
Смело можем продолжать».
Воспитатель: Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки.
Вот мы и побывали с вами в сказочном мире.
Мы на занятии познакомились с такими видами сказок как сказки о животных, бытовые, волшебные. Сказки о животных учат нас не обижать слабых, бытовые сказки учат нас быть смелыми, добрыми и отзывчивыми, а волшебные – верить в чудеса .
Воспитатель:
Я хочу пожелать всем вам, дети, чтобы вы выросли такими же
-удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич,
- обаятельными, как Чебурашка,
- хозяйственными, как Матроскин,
- трудолюбивыми, как Золушка,
- находчивыми, как Кот в сапогах.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе:
«Сказка в гости к нам приходит»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...