Педагогический опыт "Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Фабричнова Анна Викторовна

Тема «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_opyt_1666_2.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Представление

педагогического опыта работы

воспитателя

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»

обособленного подразделения

«Детский сад «Светлячок» комбинированного вида»

Ковылкинского муниципального района

Республики Мордовия

Фабричновой Анны Викторовны

I. Введение

1. Тема опыта : «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность».

2. Сведения об авторе: Фабричнова Анна Викторовна, высшее, г. Саранск ФГБОУ ВПО «МГУ им Н.П. Огарева», квалификация «Экономист» по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»,  КГ № 04756, 2013г.

Профессиональная переподготовка: воспитатель. г. Саранск УЦ «Результат» по программе «Педагогика и методика дошкольного образования в соответствии с ФГОС », в объеме 552 часа, июль 2018г., Диплом № 00711

Педагогический стаж:

- общий стаж: 13 лет;

- в образовательной организации – 7 года;

- в занимаемой должности (воспитатель детского сада) – 6 года.

3. Актуальность, проблема массовой практике, решаемая автором.

   

 Развитие речевоеречи детей дошкольногоуречевоевозраста одна из речевоеприоритетных задач в обучении речевоеи воспитании. Речь ребенка речевоеразвивается постоянно и сопровождает егоречевое в любой деятельности.

В наше время отмечается рост детей с отклонениями речевоев развитии речи. А ясная и правильная речь–это залог продуктивного речевоеобщения, уверенности в себе, успешного обучения в школе.

Речь ребенка речевоераннего возраста речевоене просто бурно речевоеразвивается — она формируется. Поэтому речевоепомощь малышу в её речевоеразвитии в этотречевое период особенно актуальна. Правильно речевоеорганизованное речевоеречевое общение и речевые занятия речевоене только  формируют речевоеречь ребенка, но и помогают компенсировать возможныеречевое нарушения, например, отставаниеречевое в речевом речевоеразвитии. 

В последнееречевое время на развитиеречевое речи детей речевоевлияет речевоерядречевое негативных факторов: 

-ухудшение речевоесостоянияречевое здоровья речевоедетей;

- снижение речевоеобъёма «живого» речевое общенияречевое родителейречевое и детей;

- глобальное речевоеснижение речевоеуровня речевоеречевойречевое культуры речевоев обществе.

 Дети речевоеосваивают речевоеродной речевоеязык, подражая речевоеразговорной речевоеречи речевоевзрослых. Современный речевоеребенок, редко речевоеили совсем не речевоеслышит рассказы, сказки и речевоепотешки из уст речевоесвоих речевоеродителей. Поэтомуречевое одним из своих направлений вречевое работе поречевое развитию речи речевоедетей раннего возраста я определиларечевоеречевоеформирование и речевоеразвитие детейречевое через театрализованную деятельность.

Как сделатьречевое так, чтобы обучение речевоепроходило речевоесвободноречевое и легко, без строгих правил, речевоенавязчивости? В этом вопросе мне помогла театрализованная деятельность. 

Театрализованная речевоедеятельность в дошкольномречевое учреждении включает:

- разыгрываниеречевое сказок, речевое стихотворений;

- сценок,

- ролевыеречевое диалоги поречевое иллюстрациям,

- самостоятельныеречевое импровизации речевоена темы, взятыеречевое из жизни (смешной случай, речевоеинтересное речевоесобытиеречевое и т.д.),

-  просмотр речевоекукольных речевоеспектаклей речевоеи беседы речевоепо ним,

- игры-драматизации.

 С самогоречевое начала своейречевое педагогическойречевое деятельности речевоея занимаюсь самообразованием, речевое нахожусьречевое в поиске речевоеновых форм, методов, речевое приемов обучения речевоеи воспитания.

Считаю, чторечевое развитие речи – одно речевоеиз важнейшихречевое направлений работы воспитателя, речевое которое обеспечиваетречевое своевременноеречевое психическое развитие ребенкаречевое дошкольногоречевое возраста.

4 Основная идеи опыта.

 Почемуречевое именноречевое театрализованнаяречевое деятельность?  

 Изучая психолого-педагогическую и методическуюречевое литературу, я пришла к выводу, речевоечто речевоетеатрализованная речевоеигра оказывает речевоебольшое речевоевлияние наречевое речевоеречевое развитие речевоеребенка.  Это одинречевое  из самыхречевое эффективныхречевое способов воздействияречевое на детей, в котором речевоенаиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.  

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена иролевые может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь Все ихролевые становитсяролевые более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ролевыеситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вераролевые в свои силыролевые повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, ролевые учатся размышлять, анализировать свое поведение иролевые поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Ихролевые игровая деятельность активизируется, ролевыеприобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность. В душе каждогоролевые ребенка таится желание свободной театрализованной игры, ролевыев которой онролвыевоспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует егоролевые мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем ролевыебольше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”. Воспитательные возможности театрализованной ролевыедеятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенк

  Как ролевыевоспитатель группы раннего ролевыевозраста, считаю, что данная тема актуальна и достойна внимания.

5. Теоретическая база опыта, опора на современные педагогические теории; заимствование новаторских систем или их элементов.

 О задачах ролевыеречевого ролевыеразвития ролевыедетей Е. И. Тихеева Все ролевыеписала: «Прежде всего, и Все главнейшим Все образомролевые надо заботиться ролевыео Все том, чтобы ролевыевсеми мерами при поддержке слова содействовать ролевыеформированию в сознании детей богатого и прочного ролевыевнутреннего содержания, ролевыеспособствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ролевыеценности мыслей, представлений и ролевыетворческой способности комбинировать их. При отсутствии Все Все всего этого язык утрачивает Все свою цену и значение. …Сущность слова Все слагается Все из ролевыеего содержания и ролевыеформы. Гармоническое ролевыеединение того и другого ролевыеобусловливает ролевыеценность слова».

Интерес к ролевыедетской речи не ролевыеослабевает в ролевыетечение ролевыемногих ролевыелет.

Большой вклад ролевыев разработку ролевыеметодики ролевыеразвития ролевыеречи ролевыевнесли: К.Д. Ушинский, Ф.А. ролевыеСохин, ролевыеЕ.А. Флёрина, ролевыеА.А.Леонтьев, ролевыеМ.М.Конина  и   многие другие.

Исследования, ролевыепроведённые психологами, Все ролевыепедагогами, ролевыелингвистами, Е.А.Тихеевой, ролевыеЕ.А. Флёриной, Ф.А. Сохиной, ролевыесоздали ролевыепредпосылки для комплексного ролевыеподхода к ролевыерешению ролевыезадач ролевыеречевого ролевыеразвития выедошкольников.

В классической ролевыедошкольнойролевые педагогике ролевыеидея ролевыесоединения ролевыеобучения с игрой принадлежитролевые немецкому ролевыепедагогу Ф. Фребелю. Теория ролевыеигрового обучения ролевыеполучила ролевыесвоё развитие ролевыев работах ролевыемногих зарубежных и отечественных учёных – М. Монтессори, А.П.Усова, В.Н. ролевыеАванесова, Е.Н. Водовозова.  Влияние словарной работыролевые на связную речь подробно описаны Струниной Е.М. и Ушаковой О.С. Шохова О.А. представила ролевыедва направления ролевыеработы с дошкольниками: сказкотерапиюролевые и занятия по развитию связной монологической речи. 

6. Новизна,   автора.

Я ролевыеработаю над Все тем, чтобыролевые у детей Все быларолевые развита Все речь посредством театрализованной деятельности. Для того, чтобы малыши сами импр овизир овали, ин сцен ир овали какой-н ибудь ролевыеготовый литер атур н ый матер иал, возн икларолевые н еобходимость в Все создании центра театр ализован н ой деятельн ости. Разработаныролевые  ролевые и приемы   способностей  ролевыедошкольного Все возраста.

II. .

 ролевыеразные ролевые, ролевые ролевыепособия ролевыеролевые опыт по Все  я выбрала и Все  на  формы  и  Все приемы,  Все воспитательно – Все  .

Начавролевые , я ролевые Все цель,  Все иролевые .

Главная цель:

-создатьролевые условия дляролевые развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

Задачи:

- вызывать эмоциональный ролевыеотклик ролевыеребенка ролевыепосредством театрализованной ро левыедеятельности;

- целенаправленно обогащать словарь Все ролевыедетей, посредством  развитияролевые  пассивного Все и Все активного словаря;

формировать:

- потребности детей в театрализованной деятельности, понимания  речи с наглядным сопровождением;

- способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения Все детской Все художественной литературы;

- поддерживать Все у детей познавательное отношение к театрализованным действиям Все(поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки);

- побуждать Все детей Все к разнообразным действиям с куклами разнообразных Все театров, с Все целью ознакомления с ними;

- формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного Все поведения, Все уважительное Все отношение Все к сверстникам.

Данный опыт работы Все основывается на принципах:

• от Все простого Все к сложному.

• возрастная Все адресованность (доступность).

• наглядность.

• поощрение.

Чтобы р еализовать главн ую цель р аботы и р ешить поставлен н ые задачи, я Все р азр аботала пер спективн ый Все план  пр оведен ия Все театр ализован н ых игр  и р азвлечен ий и досугов с р одителями, котор ый включает в себя р азн ообр азн ые фор мы и методы.

Р азр аботала и Все подобр ала Всеигр ы Все н а Все р азвитие слуха, звукоподр ажан ие, фор мир ован ие р ечи, пальчиковая, ар тикуляцион н ая и дыхательн ая гимн астика). Подготовила и пр овела Все р одительские Все собр ан ия по темам «Р оль семьи Все в р ечевом р азвитии р ебён ка», «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность», доклад к р одительскому собр ан ию н а тему: «Театр Все наш Все друг и помощник». Собр ала р яд пословиц и поговор ок, скор оговор ок, сделала подбор ку сказок.

При ор ган изации Все театр ализован н ых игр  шир око использовала пр актические методы обучен ия: игр а, метод игр овой импр овизации, упр ажн ен ия, Все метод действен н ого ан ализа (этюдн ая методика), ин сцен ир овки и др аматизация.

Из словесн ых методов пр имен яла р ассказ, чтен ие, р ассказ детей, беседы, р азучиван ие Все пр оизведен ий Все Все устн ого н ар одн ого Все твор чества.

Все методы Все и пр иемы Все использовала в Все комплексе, р азвивала Все вн иман ие, память, твор ческое вообр ажен ие.

Пр и этом Всепр оцесс Вс воспитан ия получается естествен н ым. Ин тер ес Все р ебят Все усиливается, когда Все в сцен ках пр ин имали Все участие постор он н ие люди (воспитатели, р одители и дети Все др угих гр упп). Большое Все зн ачен ие Все имеет также использован ие р азн ообр азн ых Все техн ических Все ср едств - это видео и аудиозаписи.При проведении Все театрализованных игр я опиралась на ранее приобретенный опыт и знания детей.

В жизн и р ебён ка должн а обязательн о пр исутствовать сказка. Сказка, котор ая обучает, р азвлекает, Все успокаивает и даже лечит. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. С раннего ролев Все ыевозраста приучаю детей вслушиваться в Все художественное слово, ролевыеэмоционально Все откликаться на него. Всегда ро Все левыеиспользую потешки, пестушки, попевки. Следила за своей речью: слова произносила интонационно выразительно, четко.

В группе создала условия для организации театрализованной деятельности:

• Пополняла и обновляла атрибуты, вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизирующий Все его речь.

• Ежедневно ролевыевводила в образовательную и в Все совместную деятельность игры - инсценировки с Все сюжетными Все игрушками, игры- ситуации Все используя при Все этом Все фольклорный Все материал (потешки).

• Ежемесячноролевые планировала Все демонстрацию сказки с использованием разных видов театрализованной деятельности («Курочка Ряба», «Теремок», «В гостях у кота Баюна»)

Привлекала детей к совместному участию в инсценировках, беседовала ними по содержанию произведения. Детям ролевыераннего возраста сложно произнести текст роли Все полностью, Все Все поэтомуролевые Все они проговаривали Все отдельные фразы, сопровождаяролевые Все жестами действия персонажей. Так в инсценированной сказке "Репка" Все малыши Все "тянут" репку; при Все Все разыгрывании сказки "Теремок" показывают, как зайчик Все прыгает, ходит Все медведь, Все голосом изображают кваканье лягушки, Все рычание медведя, Все писк мышки. Игра Все с детьми Все в театр очень помогла Все нам в Все адаптационный период. Все Персонажи Все кукол Все дали возможность Все малышам Все расслабиться, Все снять ролевы Все енапряжение, Все создать радостную, Все добрую Все атмосферу.

Фор мир ован ие у дошкольн иков устойчивого Все ин тер еса к театр альн о-игр овой Всдеятельн ости н евозможн о ролевыебез тесн ого кон такта с семьями воспитан н иков. Р одители являются главн ыми помощн иками. ролевыеС целью пр ивлечен ия Все р одителей Все к р ешен ию ролевыеэтой пр облемы, я Всеиспользую р азличн ые фор мы Все взаимодействия:

-  Папки-пер едвижки Все по Все р азвитиюролевые диалогической Все мон ологической р ечи;

- Ин дивидуальн ые Все кон сультацииролевые «Как р азвить ин тер ес у дошкольн ика к театр альн о-игр овой Все деятельн ости»;

- Р азр аботки памяток «Домашн ий театр »,ролевые Все «Р азвиваем р ечь детей чер ез театр ализован н ые игр ы»;

-Р азр аботкаролевые р екомен даций р одителям о р азличн ых пр иемах и методах  по фор мир ован ию р ечи детей.

   

III. Результативность опыта.

У Все детей наметилась положительная динамика в Все развитии речи.  Средствами Все театрализованных Все игрролевые я Все вовлекала Все детей в диалог, обогащала активный словарь Все детей, Все развивала навыки фразовойролевые речи, что благоприятно повлияло на развитие детей. Кролевые 3 годам моиролевые воспитанники узнают персонажи сказок, знаютролевые их содержание «Курочка Ряба»«Репка»,  «Колобок»«Теремок»,  «Волк и семеро козлят».

Таким образом, влияниеролевые театрализованнойролевые деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью Все театрализованных Все занятийролевые можно решать практически всеролевые задачи программы ролевыеразвития речиролевые и наряду с основными методами и приемами ролевыеречевого развитияролевые детей ролевыеможно и Все нужно использовать этот Все богатейший Все ролевыематериал Все словесного творчества народа.

Доступность (возможность воспроизведения в других условиях и трудности в освоении опыта).

Особых ролевыетрудностей Все приролевые использованииролевые данного опыта не возникало, т.к. вролевые настоящее время  много литературы по даннойролевые теме. Трудноролевые было обобщитьролевые всеролевые это и найти свою изюминку.

В Все нашем Все детском Все садуролевые имеетсяролевые многоролевые оборудованияролевые для проведения праздников Все и ролевыеразвлечений. Изготовленыролевые пособияролевые и сшиты костюмыролев. Все это Все способствовалоролевые активному включению дошкольника в Все различные виды культурных практик.

И если Все есть такиеролевые условия в другихролевые детскихролевые садах, то Все данныйролевые опыт можноролевые использоватьролевые в работе.

Перспективы применения опыта  в массовой практике.

Данный опытролевые могут использовать воспитатели дошкольных образовательных учреждений дляролевые организацииролевые работы поролевые развитию речи детей через театрализованную деятельность.

          Список литературы.

1.Ар тёмова Л.В. Театр ализован н ые игр ы дошкольн иков. Кн ига для воспитателя детского сада. М.: Пр освящен ие, 1990.

2.Ар ушан ова А.О. Ор ган изация диалогического общен ия дошкольн иков со свер стн иками // Дошкольн ое воспитан ие. – 2001.

3.Кор откова Э.Л. Обеспечен ие р ечевой пр актики пр и взаимодействии р аботы н ад р азвитием диалогической и мон ологической р ечи. // Хр естоматия по теор ии и методике р азвития р ечи детей дошкольн ого возр аста / Сост. М.М. Алксеева. – М., Академия, 1999.

4.Лисин а М.И. Р азвитие общен ия у дошкольн иков / Под. Р ед. А.В. Запор ожца, М.И. Лисин ой – М.: «Педагогика», 1974

5.Статья Акуловой О.В. «Театр ализован н ые игр ы детей» // Дошкольн ое воспитан ие , 2006. — N4

6.Ушакова О.С. Р азвитие р ечи дошкольн ика. – М.: Изд-во ин ститута психотер апии, 2001.

Наглядные приложения.

Видеоматериалы, фотоматериалы, компьютерная презентация опыта, методическое пособие, выступление на методических мероприятиях, мастер класс, публикации представлены на личном сайте.

https://nsportal.ru/fabrichnova-a-v

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»

« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....