Главные вкладки
Педагогический опыт "Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Тема «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление
педагогического опыта работы
воспитателя
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»
обособленного подразделения
«Детский сад «Светлячок» комбинированного вида»
Ковылкинского муниципального района
Республики Мордовия
Фабричновой Анны Викторовны
I. Введение
1. Тема опыта : «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность».
2. Сведения об авторе: Фабричнова Анна Викторовна, высшее, г. Саранск ФГБОУ ВПО «МГУ им Н.П. Огарева», квалификация «Экономист» по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», КГ № 04756, 2013г.
Профессиональная переподготовка: воспитатель. г. Саранск УЦ «Результат» по программе «Педагогика и методика дошкольного образования в соответствии с ФГОС », в объеме 552 часа, июль 2018г., Диплом № 00711
Педагогический стаж:
- общий стаж: 13 лет;
- в образовательной организации – 7 года;
- в занимаемой должности (воспитатель детского сада) – 6 года.
3. Актуальность, проблема массовой практике, решаемая автором.
Развитие речевоеречи детей дошкольногоуречевоевозраста одна из речевоеприоритетных задач в обучении речевоеи воспитании. Речь ребенка речевоеразвивается постоянно и сопровождает егоречевое в любой деятельности.
В наше время отмечается рост детей с отклонениями речевоев развитии речи. А ясная и правильная речь–это залог продуктивного речевоеобщения, уверенности в себе, успешного обучения в школе.
Речь ребенка речевоераннего возраста речевоене просто бурно речевоеразвивается — она формируется. Поэтому речевоепомощь малышу в её речевоеразвитии в этотречевое период особенно актуальна. Правильно речевоеорганизованное речевоеречевое общение и речевые занятия речевоене только формируют речевоеречь ребенка, но и помогают компенсировать возможныеречевое нарушения, например, отставаниеречевое в речевом речевоеразвитии.
В последнееречевое время на развитиеречевое речи детей речевоевлияет речевоерядречевое негативных факторов:
-ухудшение речевоесостоянияречевое здоровья речевоедетей;
- снижение речевоеобъёма «живого» речевое общенияречевое родителейречевое и детей;
- глобальное речевоеснижение речевоеуровня речевоеречевойречевое культуры речевоев обществе.
Дети речевоеосваивают речевоеродной речевоеязык, подражая речевоеразговорной речевоеречи речевоевзрослых. Современный речевоеребенок, редко речевоеили совсем не речевоеслышит рассказы, сказки и речевоепотешки из уст речевоесвоих речевоеродителей. Поэтомуречевое одним из своих направлений вречевое работе поречевое развитию речи речевоедетей раннего возраста я определиларечевоеречевоеформирование и речевоеразвитие детейречевое через театрализованную деятельность.
Как сделатьречевое так, чтобы обучение речевоепроходило речевоесвободноречевое и легко, без строгих правил, речевоенавязчивости? В этом вопросе мне помогла театрализованная деятельность.
Театрализованная речевоедеятельность в дошкольномречевое учреждении включает:
- разыгрываниеречевое сказок, речевое стихотворений;
- сценок,
- ролевыеречевое диалоги поречевое иллюстрациям,
- самостоятельныеречевое импровизации речевоена темы, взятыеречевое из жизни (смешной случай, речевоеинтересное речевоесобытиеречевое и т.д.),
- просмотр речевоекукольных речевоеспектаклей речевоеи беседы речевоепо ним,
- игры-драматизации.
С самогоречевое начала своейречевое педагогическойречевое деятельности речевоея занимаюсь самообразованием, речевое нахожусьречевое в поиске речевоеновых форм, методов, речевое приемов обучения речевоеи воспитания.
Считаю, чторечевое развитие речи – одно речевоеиз важнейшихречевое направлений работы воспитателя, речевое которое обеспечиваетречевое своевременноеречевое психическое развитие ребенкаречевое дошкольногоречевое возраста.
4 Основная идеи опыта.
Почемуречевое именноречевое театрализованнаяречевое деятельность?
Изучая психолого-педагогическую и методическуюречевое литературу, я пришла к выводу, речевоечто речевоетеатрализованная речевоеигра оказывает речевоебольшое речевоевлияние наречевое речевоеречевое развитие речевоеребенка. Это одинречевое из самыхречевое эффективныхречевое способов воздействияречевое на детей, в котором речевоенаиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена иролевые может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь Все ихролевые становитсяролевые более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ролевыеситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вераролевые в свои силыролевые повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, ролевые учатся размышлять, анализировать свое поведение иролевые поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Ихролевые игровая деятельность активизируется, ролевыеприобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность. В душе каждогоролевые ребенка таится желание свободной театрализованной игры, ролевыев которой онролвыевоспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует егоролевые мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем ролевыебольше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”. Воспитательные возможности театрализованной ролевыедеятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенк
Как ролевыевоспитатель группы раннего ролевыевозраста, считаю, что данная тема актуальна и достойна внимания.
5. Теоретическая база опыта, опора на современные педагогические теории; заимствование новаторских систем или их элементов.
О задачах ролевыеречевого ролевыеразвития ролевыедетей Е. И. Тихеева Все ролевыеписала: «Прежде всего, и Все главнейшим Все образомролевые надо заботиться ролевыео Все том, чтобы ролевыевсеми мерами при поддержке слова содействовать ролевыеформированию в сознании детей богатого и прочного ролевыевнутреннего содержания, ролевыеспособствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ролевыеценности мыслей, представлений и ролевыетворческой способности комбинировать их. При отсутствии Все Все всего этого язык утрачивает Все свою цену и значение. …Сущность слова Все слагается Все из ролевыеего содержания и ролевыеформы. Гармоническое ролевыеединение того и другого ролевыеобусловливает ролевыеценность слова».
Интерес к ролевыедетской речи не ролевыеослабевает в ролевыетечение ролевыемногих ролевыелет.
Большой вклад ролевыев разработку ролевыеметодики ролевыеразвития ролевыеречи ролевыевнесли: К.Д. Ушинский, Ф.А. ролевыеСохин, ролевыеЕ.А. Флёрина, ролевыеА.А.Леонтьев, ролевыеМ.М.Конина и многие другие.
Исследования, ролевыепроведённые психологами, Все ролевыепедагогами, ролевыелингвистами, Е.А.Тихеевой, ролевыеЕ.А. Флёриной, Ф.А. Сохиной, ролевыесоздали ролевыепредпосылки для комплексного ролевыеподхода к ролевыерешению ролевыезадач ролевыеречевого ролевыеразвития выедошкольников.
В классической ролевыедошкольнойролевые педагогике ролевыеидея ролевыесоединения ролевыеобучения с игрой принадлежитролевые немецкому ролевыепедагогу Ф. Фребелю. Теория ролевыеигрового обучения ролевыеполучила ролевыесвоё развитие ролевыев работах ролевыемногих зарубежных и отечественных учёных – М. Монтессори, А.П.Усова, В.Н. ролевыеАванесова, Е.Н. Водовозова. Влияние словарной работыролевые на связную речь подробно описаны Струниной Е.М. и Ушаковой О.С. Шохова О.А. представила ролевыедва направления ролевыеработы с дошкольниками: сказкотерапиюролевые и занятия по развитию связной монологической речи.
6. Новизна, автора.
Я ролевыеработаю над Все тем, чтобыролевые у детей Все быларолевые развита Все речь посредством театрализованной деятельности. Для того, чтобы малыши сами импр овизир овали, ин сцен ир овали какой-н ибудь ролевыеготовый литер атур н ый матер иал, возн икларолевые н еобходимость в Все создании центра театр ализован н ой деятельн ости. Разработаныролевые ролевые и приемы способностей ролевыедошкольного Все возраста.
II. .
ролевыеразные ролевые, ролевые ролевыепособия ролевыеролевые опыт по Все я выбрала и Все на формы и Все приемы, Все воспитательно – Все .
Начавролевые , я ролевые Все цель, Все иролевые .
Главная цель:
-создатьролевые условия дляролевые развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.
Задачи:
- вызывать эмоциональный ролевыеотклик ролевыеребенка ролевыепосредством театрализованной ро левыедеятельности;
- целенаправленно обогащать словарь Все ролевыедетей, посредством развитияролевые пассивного Все и Все активного словаря;
формировать:
- потребности детей в театрализованной деятельности, понимания речи с наглядным сопровождением;
- способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения Все детской Все художественной литературы;
- поддерживать Все у детей познавательное отношение к театрализованным действиям Все(поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки);
- побуждать Все детей Все к разнообразным действиям с куклами разнообразных Все театров, с Все целью ознакомления с ними;
- формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного Все поведения, Все уважительное Все отношение Все к сверстникам.
Данный опыт работы Все основывается на принципах:
• от Все простого Все к сложному.
• возрастная Все адресованность (доступность).
• наглядность.
• поощрение.
Чтобы р еализовать главн ую цель р аботы и р ешить поставлен н ые задачи, я Все р азр аботала пер спективн ый Все план пр оведен ия Все театр ализован н ых игр и р азвлечен ий и досугов с р одителями, котор ый включает в себя р азн ообр азн ые фор мы и методы.
Р азр аботала и Все подобр ала Всеигр ы Все н а Все р азвитие слуха, звукоподр ажан ие, фор мир ован ие р ечи, пальчиковая, ар тикуляцион н ая и дыхательн ая гимн астика). Подготовила и пр овела Все р одительские Все собр ан ия по темам «Р оль семьи Все в р ечевом р азвитии р ебён ка», «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность», доклад к р одительскому собр ан ию н а тему: «Театр Все наш Все друг и помощник». Собр ала р яд пословиц и поговор ок, скор оговор ок, сделала подбор ку сказок.
При ор ган изации Все театр ализован н ых игр шир око использовала пр актические методы обучен ия: игр а, метод игр овой импр овизации, упр ажн ен ия, Все метод действен н ого ан ализа (этюдн ая методика), ин сцен ир овки и др аматизация.
Из словесн ых методов пр имен яла р ассказ, чтен ие, р ассказ детей, беседы, р азучиван ие Все пр оизведен ий Все Все устн ого н ар одн ого Все твор чества.
Все методы Все и пр иемы Все использовала в Все комплексе, р азвивала Все вн иман ие, память, твор ческое вообр ажен ие.
Пр и этом Всепр оцесс Вс воспитан ия получается естествен н ым. Ин тер ес Все р ебят Все усиливается, когда Все в сцен ках пр ин имали Все участие постор он н ие люди (воспитатели, р одители и дети Все др угих гр упп). Большое Все зн ачен ие Все имеет также использован ие р азн ообр азн ых Все техн ических Все ср едств - это видео и аудиозаписи.При проведении Все театрализованных игр я опиралась на ранее приобретенный опыт и знания детей.
В жизн и р ебён ка должн а обязательн о пр исутствовать сказка. Сказка, котор ая обучает, р азвлекает, Все успокаивает и даже лечит. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. С раннего ролев Все ыевозраста приучаю детей вслушиваться в Все художественное слово, ролевыеэмоционально Все откликаться на него. Всегда ро Все левыеиспользую потешки, пестушки, попевки. Следила за своей речью: слова произносила интонационно выразительно, четко.
В группе создала условия для организации театрализованной деятельности:
• Пополняла и обновляла атрибуты, вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизирующий Все его речь.
• Ежедневно ролевыевводила в образовательную и в Все совместную деятельность игры - инсценировки с Все сюжетными Все игрушками, игры- ситуации Все используя при Все этом Все фольклорный Все материал (потешки).
• Ежемесячноролевые планировала Все демонстрацию сказки с использованием разных видов театрализованной деятельности («Курочка Ряба», «Теремок», «В гостях у кота Баюна»)
Привлекала детей к совместному участию в инсценировках, беседовала ними по содержанию произведения. Детям ролевыераннего возраста сложно произнести текст роли Все полностью, Все Все поэтомуролевые Все они проговаривали Все отдельные фразы, сопровождаяролевые Все жестами действия персонажей. Так в инсценированной сказке "Репка" Все малыши Все "тянут" репку; при Все Все разыгрывании сказки "Теремок" показывают, как зайчик Все прыгает, ходит Все медведь, Все голосом изображают кваканье лягушки, Все рычание медведя, Все писк мышки. Игра Все с детьми Все в театр очень помогла Все нам в Все адаптационный период. Все Персонажи Все кукол Все дали возможность Все малышам Все расслабиться, Все снять ролевы Все енапряжение, Все создать радостную, Все добрую Все атмосферу.
Фор мир ован ие у дошкольн иков устойчивого Все ин тер еса к театр альн о-игр овой Всдеятельн ости н евозможн о ролевыебез тесн ого кон такта с семьями воспитан н иков. Р одители являются главн ыми помощн иками. ролевыеС целью пр ивлечен ия Все р одителей Все к р ешен ию ролевыеэтой пр облемы, я Всеиспользую р азличн ые фор мы Все взаимодействия:
- Папки-пер едвижки Все по Все р азвитиюролевые диалогической Все мон ологической р ечи;
- Ин дивидуальн ые Все кон сультацииролевые «Как р азвить ин тер ес у дошкольн ика к театр альн о-игр овой Все деятельн ости»;
- Р азр аботки памяток «Домашн ий театр »,ролевые Все «Р азвиваем р ечь детей чер ез театр ализован н ые игр ы»;
-Р азр аботкаролевые р екомен даций р одителям о р азличн ых пр иемах и методах по фор мир ован ию р ечи детей.
III. Результативность опыта.
У Все детей наметилась положительная динамика в Все развитии речи. Средствами Все театрализованных Все игрролевые я Все вовлекала Все детей в диалог, обогащала активный словарь Все детей, Все развивала навыки фразовойролевые речи, что благоприятно повлияло на развитие детей. Кролевые 3 годам моиролевые воспитанники узнают персонажи сказок, знаютролевые их содержание «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят».
Таким образом, влияниеролевые театрализованнойролевые деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью Все театрализованных Все занятийролевые можно решать практически всеролевые задачи программы ролевыеразвития речиролевые и наряду с основными методами и приемами ролевыеречевого развитияролевые детей ролевыеможно и Все нужно использовать этот Все богатейший Все ролевыематериал Все словесного творчества народа.
Доступность (возможность воспроизведения в других условиях и трудности в освоении опыта).
Особых ролевыетрудностей Все приролевые использованииролевые данного опыта не возникало, т.к. вролевые настоящее время много литературы по даннойролевые теме. Трудноролевые было обобщитьролевые всеролевые это и найти свою изюминку.
В Все нашем Все детском Все садуролевые имеетсяролевые многоролевые оборудованияролевые для проведения праздников Все и ролевыеразвлечений. Изготовленыролевые пособияролевые и сшиты костюмыролев. Все это Все способствовалоролевые активному включению дошкольника в Все различные виды культурных практик.
И если Все есть такиеролевые условия в другихролевые детскихролевые садах, то Все данныйролевые опыт можноролевые использоватьролевые в работе.
Перспективы применения опыта в массовой практике.
Данный опытролевые могут использовать воспитатели дошкольных образовательных учреждений дляролевые организацииролевые работы поролевые развитию речи детей через театрализованную деятельность.
Список литературы.
1.Ар тёмова Л.В. Театр ализован н ые игр ы дошкольн иков. Кн ига для воспитателя детского сада. М.: Пр освящен ие, 1990.
2.Ар ушан ова А.О. Ор ган изация диалогического общен ия дошкольн иков со свер стн иками // Дошкольн ое воспитан ие. – 2001.
3.Кор откова Э.Л. Обеспечен ие р ечевой пр актики пр и взаимодействии р аботы н ад р азвитием диалогической и мон ологической р ечи. // Хр естоматия по теор ии и методике р азвития р ечи детей дошкольн ого возр аста / Сост. М.М. Алксеева. – М., Академия, 1999.
4.Лисин а М.И. Р азвитие общен ия у дошкольн иков / Под. Р ед. А.В. Запор ожца, М.И. Лисин ой – М.: «Педагогика», 1974
5.Статья Акуловой О.В. «Театр ализован н ые игр ы детей» // Дошкольн ое воспитан ие , 2006. — N4
6.Ушакова О.С. Р азвитие р ечи дошкольн ика. – М.: Изд-во ин ститута психотер апии, 2001.
Наглядные приложения.
Видеоматериалы, фотоматериалы, компьютерная презентация опыта, методическое пособие, выступление на методических мероприятиях, мастер класс, публикации представлены на личном сайте.
https://nsportal.ru/fabrichnova-a-v
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт
Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»
По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»
« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...

Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания»
Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка....

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»
Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....