Картотека игр по речевому развитию для детей дошкольного возраста.
картотека по развитию речи

Перевозкина Людмила Борисовна

Игры по речевому развитию для детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Брусничка»

Картотека игр по речевому развитию для детей дошкольного возраста.

        

Подготовила воспитатель:

Перевозкина Л.Б.

Сургут, 2024

Игры по речевому развитию для детей дошкольного возраста.

1. Д/и «Кто как голос подает?»

Дидактическая задача: обогащать глагольный словарь по теме.

Игровая задача: развивать память и речь детей.

Игровой материал: карточки с изображением диких и домашних птиц.

Слова для обогащения словаря:

воробей – чирикает

ворона – каркает

голубь – воркует

синица – свистит

утка – крякает

соловей - поет

кукушка – кукует

петух – кукарекает.

2. Д/и «Овощи»

Дидактическая задача: обогащать словарь детей существительными множественного        числа по теме «Овощи».

Игровая задача: помощь товарищу соотнести картинки один – много.

Игровые правила: найти картинку по названию (один овощ, подобрать пару к этой картинке пару с большим количеством (много) изображения этих овощей, назвать изображения.

Игровой материал: кукла Маша.

 Игровые действия: Воспитатель показывает куклу Машу, говорит: «Маше подарили       игру «Один овощ – много овощей», ей надо найти картинки с одинаковым изображением овощей. Например: один лук – много лука».

Слова для обогащения словаря:

Лук – много лука;

Картошка – много картошки;

Свекла – много свеклы;

Капуста – много капусты;

Тыква – много тыквы;

Кабачок – кабачки – много кабачков;

Морковка – морковки – много морковок;

Помидор – помидоры – много помидоров.

3. Д/и «Угадай игрушку»

Дидактическая задача: обогащать предметный словарь, словарь прилагательных, ориентируясь на его признаки и действия.

Игровая задача: узнать по описанию игрушку.

Игровой материалигрушки: медвежонок, заяц, лиса, утенок.

Игровые правила: рассмотреть, послушать, узнать игрушку и сказать, как называется.

Игровые действия: Воспитатель приносит волшебную коробку с игрушками, показывает игрушки и называет их. Затем рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши

длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, дети называют их.

Предложить ребенку описать одну из игрушек.

4. Д/и «Кто, что делает?»

Дидактическая задача: обогащать глагольный словарь детей.

Игровой материал: мяч.

Игровые правила: поймать мяч и сказать, что делает представитель этой профессии.

Игровые действия: Взрослый бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок возвращает мяч и говорит, что делает представитель этой профессии.

Слова для обогащения словаря:

Врач — лечит. Учитель — учит. Продавец — продает. Маляр — красит.

Портной — шьет. Дворник — подметает. Музыкант — играет. Парикмахер — подстригает. Воспитатель — воспитывает. Балерина — танцует.

5. Д/и «Деревья и их плоды»

Дидактическая задача: обогащать словарь детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Игровая задача: узнать плоды деревьев.

Игровой материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен); картинки (шишка, рябина, каштан, кленовая крылатка).

Игровые правила: узнать дерево, назвать его и подобрать плоды.

Игровые действия: Воспитатель загадывает загадку.

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят. (Осень)

Воспитатель: «Ребята о чем эта загадка? Про какое время года? А вы хотели бы узнать больше о деревьях и о плодах? Предлагаю отправиться в сад, где растут деревья». Рассматривают, проговаривают названия деревьев, затем находят их плоды.

Слова для обогащения словаря: ель, рябина, каштан, липа, клен, шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка.

6. Игра с мячом «Животные и их детеныши».

Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление

навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч педагогу, называет детеныша этого животного.

У тигра -, у льва —, у слона -, у оленя -, у лося —, у лисы — .,.  У медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок, у коровы — теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок, у курицы — цыпленок, у собаки — щенок.

.

7. «Скажи ласково»

Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч педагог; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — шапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко.

8. «Один — много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Ход игры. Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: Стол столы, двор — дворы, нос — носы, гора — горы, нора — норы, мост — мосты, дом — дома, глаз — глаза, луг — луга, город — города, провод — провода, холод — холода, день — дни, пень — пни, сон — сны, лоб — лбы, ухо — уши, стул — стулья, кол — колья, лист — листья, перо — перья, крыло — крылья, дерево — деревья, носок — носки, чулок — чулки, кусок — куски, кружок — кружки, дружок — дружки, прыжок — прыжки, утенок — утята, гусенок — гусята, цыпленок — цыплята, тигренок — тигрята, слоненок — слонята.

9. «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям, педагог задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

· 1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)

· 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)

· 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто, дом, шкаф.)

· 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)

· 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь.)

· 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)

· 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)

· 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка.)

· 9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.) и тд.

10. «Чья голова?»

Целью игры является расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Игра проводилась после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигалось путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

В ходе игры педагог, бросая мяч кому-либо из детей, говорит«У вороны голова.», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает«. воронья» и т. д. Примеры: у рыси голова рысья, у рыбы — рыбья, у кошки — кошачья, у сороки — сорочья, у зайца — заячья, у кролика — кроличья, у верблюда — верблюжья, у лошади — лошадиная, у утки — утиная. у лебедя — лебединая, у оленя — оленья, у лисы — лисья, у собаки — собачья, у птицы — птичья, у овцы — овечья, у белки — беличья, у медведя — медвежья, у тигра — тигриная, у курицы — куриная, у голубя — голубиная, у орла — орлиная.

Усложнение: составить предложения с этими прилагательными.

11. Кто где живёт?

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Педагог: – Дети:

Кто живёт в дупле? - Белка.

Кто живёт в скворечнике? - Скворцы.

Кто живёт в гнезде? - Птицы.

Кто живёт в будке?- Собака.

Кто живёт в улье? - Пчёлы

Кто живёт в норе? - Лиса.

Кто живёт в логове? - Волк.

Кто живёт в берлоге? - Медведь.

11. «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

– Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица?

– Лягушка квакает, а лошадь?

– У коровы телёнок, а у овцы?

– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

12. «Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.

педагог: - Дети:

Горячий - холодный

Хороший - плохой

Умный - глупый

Весёлый - грустный

Острый - тупой

Гладкий – шероховатый.

13. «Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в  предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Педагог:-Дети:

Солнце – что делает? -Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

Снег – что делает? -Темнеет, тает.

Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? -Звенит, капает.

Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.

14. «Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок,        возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской

Корова – телёнком Велосипед – железом

Дуб – жёлудем Рубашка – тканью

Рыба – икринкой Ботинки – кожей

Дом – кирпичём   Бабочка – гусеницей   Взрослый – ребёнком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей дошкольного возраста...

Коррекция речевого развития у детей дошкольного возраста - основа их полноценного психического развития

Своевременное овладение речью перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему осознанно воспринимать действительность.Поэтому необходимо  вовремя заботится о развитии речи детей в дошкольном воз...

Консультация для родителей на тему: «Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста».

Функция кисти руки уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением,  с переживаниями, трудом, что стала вспомогательн...

картотека физминуток с речевым сопровождением для детей дошкольного возраста

физминутки  по лексичеким темам для проведения динамических пауз во время занятий...

Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей дошкольного возраста

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общ...

"Картотека игр по речевому развитию для детей раннего возраста"

Картотека по развитию связной речи содержит различные группы дидактических игр, направленных на развитие речи детей: игры на развитие словаря, игры по формированию грамматического строя речи, игры на ...