"Картотека игр по речевому развитию для детей раннего возраста"
консультация по развитию речи (младшая группа)
Картотека по развитию связной речи содержит различные группы дидактических игр, направленных на развитие речи детей: игры на развитие словаря, игры по формированию грамматического строя речи, игры на речевые процессы и т.д. Данная картотека помогает нам вести планомерную работу с детьми по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 117.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр
по речевому развитию
для детей раннего возраста
Картотека по развитию связной речи содержит различные группы дидактических игр, направленных на развитие речи детей: игры на развитие словаря, игры по формированию грамматического строя речи, игры на речевые процессы и т.д. Данная картотека помогает нам вести планомерную работу с детьми по развитию речи.
Карточка № 1« Кто что делает» Цель: уточнить названия отдельных действий, связанных с животными, птицами, насекомыми. Материал: Мяч. Ход игры: дети встают в круг. Педагог бросает мяч одному из детей и произносит; кот. Ребёнок отвечает: мяукает и т.д. Например, корова мычит, собака-лает, конь-ржёт, петух-кукарекает, утка-крякает, голубь-воркует, кукушка –кукует, птичка-поёт, ворона –каркает. |
Карточка № 2 «Возьмем Мишку на прогулку» Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь. Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка). Ход игры. Педагог сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике, лежит одежда мишки. Педагог, читая стихотворение, не спеша, одевает мишку. Последнее слово в каждой строчке досказывают дети. Я надену Мишке теплые ...штанишки. Теплые... штанишки я надену Мишке. Валенки-малышки я надену... Мишке. Так, так и вот так —валенки-малышки. Я надену... Мишке валенки-малышки, Я надену... Мишке красное... пальтишко, Красное ... пальтишко я надену... Мишке. А когда иду гулять, надо шапку надевать. Мишку мы возьмем гулять, Будем в саночках ... катать! Педагог усаживает одетого мишку в игрушечные санки. Когда дети пойдут на прогулку, они возьмут его с собой. |
Карточка № 3 «Что звучит» Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных инструментов. Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать их. Содержание: Вариант №1. Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочерёдно и демонстрирует, как они звучат. Затем предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки. Вариант №2. Воспитатель показывает разные предметы и демонстрирует, как они звучат. Закрывает ширму и действует разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат эти звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по – своему. |
Карточка № 4 «Подбери по цвету». Цель: Учить детей слитно произносить фразу из двух-трех слов. Выработка плавного речевого выдоха. Подготовительная работа. Подобрать предметные картинки основных цветов, воспитатель делает из картона кубики тех же цветов без одной грани (можно мешочки, ведерки) Содержание: Детям раздают картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета. Показывая кубик, педагог говорит: «У кого картинки такого же цвета, как кубик, подойдите сюда». Дети выходят, показывают свои картинки, называют их («Красная машина», «Красный шар» и т. д.) и складывают в этот кубик. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои картинки в кубики. |
Карточка № 5 «Конь» Цель: Развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении. Ход игры: Дети становятся друг за другом и изображают скачущих лошадок. Педагог становится так, чтобы дети его видели, и вместе с ними произносит слова потешки (слова заранее заучиваются на занятие.) Слова: Топ-Топ-Топ! Ты скачи в галоп. Ты лети, конь, скоро-скоро, Через реки, через горы. Всё в галоп, в галоп, в галоп. Гоп- гоп-гоп! Тпру!- говорит воспитатель. Игру можно повторить, меняя ребёнка. Движения: дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки бег лошадки всё убыстряется. Дети останавливаются и тоже произносят « Тпру…». |
Карточка № 6 «Еду-Еду» Цель: Развивать у детей речевую активность, упражнять их в умении соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении. Ход игры: Воспитатель читает детям стихотворение, спрашивает, понравилось ли оно, предлагает поиграть - всем поехать к бабушке и дедушке. Но перед тем, как повторить стихотворение, воспитатель спрашивает: Как цокают копыта у лошадей? Дети цокают «Цок-цок-цок». Как мы остановим лошадку? «Тпр-р-р», произносят дети. Затем воспитатель ставит детей в круг друг за другом, читаем им стихотворение, а дети, «натянув вожжи», движутся по кругу, производя действия в соответствии со стихотворения и стараясь произносить текст вместе с воспитателем. Еду- еду (дети скачут галопом) К бабе, к деду, На лошадке В красной шапке. По ровной дорожке, На одной ножке. (Скачут на одной ножке) В старом лапоточке, По рытвинам, по кочкам. (Прыгаю на двух ногах с кочки на кочку) Всё прямо и прямо, А потом вдруг…, В яму! Бух! (Останавливаются) |
Карточка № 7« Курочка – рябушечка» Цель игры: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении. Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему её называют «рябушечкой» затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя; - Курочка - рябушечка, куда ты пошла? - На речку. - Курочка – рябушечка, зачем ты пошла? - За водичкой. - Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка? - Цыпляток поить. - Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить? - Пи –пи-пи –пи! ( Это произносят все дети.), куда При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла? Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка – рябушечка, куда ты пошла?» и т. д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых. |
Карточка № 8«Накроем стол к чаю» Цель: Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды. Дать обобщающее понятие «посуда» Оборудование: Набор детской посуды. Описание: Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребёнок выполняет поручение взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки? |
Карточка № 9«Лягушка и лягушка» Цель: Развивать речевое внимание детей. Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают) Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). « Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется. |
Карточка № 10«Чудесный мешочек» Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам. Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек. Ход игры: Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка – побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.) - Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. - Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.) Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный». - Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. |
Карточка № 11 « Громко – тихо» Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса. Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки. Ход игры: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот. |
Карточка № 12 «Терем-теремок» Цель: Игра развивает речь, познавательные и творческие способности, умение общаться. Прочитайте малышу сказку «Теремок» и рассмотрите вместе с ним картинки. Сделайте из картона домик и несколько игрушек: мышку, петушка, зайчика, лису. Скажите: «Давай посмотрим, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет!» — «Пи-пи! Я мышка-норушка! А ты кто?» Спросите у малыша: «Кто это?», чтобы он ответил: «Пи-пи». Когда малыш запомнит названия всех зверушек, их можно заменить другими. В «теремке» могут жить все игрушки, которые есть дома. |
Карточка № 13 «Как зовут зверят?» Цель: Игра развивает память и речь. Ход игры: Задайте малышу вопросы. Если ребенок говорит хорошо, он будет отвечать сам. Если он говорит неуверенно, предложите ему повторять ваши слова: Как зовут детенышей собачки? — Щенки! Как зовут детенышей кошечки? — Котята! Как зовут детенышей коровы? — Телята! Как зовут детенышей курочки? — Цыплята! Как зовут детенышей овечки? — Ягнята! Как зовут детенышей утки? — Утята. |
Карточка № 14 «Тепло, еще теплее» Цель: Развивает сообразительность, реакцию и речь. Ход игры: Спрячьте какой-нибудь предмет. Малыш должен найти его по вашим указаниям: если предмет находится далеко от малыша, говорите «холодно», если ближе — «теплее», «горячо», «совсем жарко». Когда малыш найдет спрятанную вещь, похвалите и вознаградите его за догадливость. В следующий раз поменяйтесь ролями — вы «с огромным трудом» ищете спрятанный ребенком предмет. |
Карточка № 15 «Путаница» Цель: Игра развивает речь, логику, внимание. Предложите ребенку угадать, правильно ли вы говорите, и, если нет, — поправить вас. Фразы должны быть смешными: «Пол стоит на столе», «Диван лежит на папе», «Потолок висит на лампочках» и т. п. Малыш сразу же заметит несоответствие и скажет, как нужно правильно говорить. После нескольких неправильных фраз скажите одну правильную: «Мишка сидит на полу». Проверьте, насколько внимателен малыш. А теперь поменяйтесь ролями. Пусть малыш составляет перепутанные фразы, а вы будете из этих слов составлять правильные предложения. После 3 лет усложняйте игру. Скажите, например: «На улице очень жарко, поэтому мы наденем пальто, шапку и валенки». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук,как средство речевого развития у детей раннего возраста"
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять св...
«Развитие младенческого возраста» Основные этапы предречевого и речевого развития у детей раннего возраста.
СБОРНИК ИГР И УПРАЖНЕНИЙ (РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ) &laq...
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей раннего возраста
Дидактические игры по речевому развитию для детей раннего возраста , систематизированные в единую картотеку...
«Задержка речевого развития и примеры речевого развития у детей раннего возраста»
laquo;Задержка языкового развития (по другой терминологии — «временная»,«простая» задержка развития речи) — это отставание в сроках усвоения языковы...
«Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей раннего возраста.»
laquo;Кто как кричит?» Цель: Развивать речевое внимание детей.Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик -...
Картотека подвижных речевых игр для детей раннего возраста
Картотека подвижных речевых игр для детей раннего возраста...