Игра-занятие "День ручного письма"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Вещунова Елена Владимировна

Цели данного игрового занятия: познакомить детей с праздником «День ручного письма», расширить словарный запас, способствовать развитию речи и графомоторных навыков.

          Задачи:

1. Способствовать развитию у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

2. Развивать мелкую моторику, зрительно-пространственную ориентировку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл День ручного письма16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-занятие «День ручного письма»

Цели занятия: познакомить детей с праздником «День ручного письма», расширить словарный запас, способствовать развитию речи и графомоторных навыков.

Задачи:

1. Способствовать развитию у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

2. Повышать речевую коммуникативную культуру и коммуникативные навыки.

3. Развивать мелкую моторику, зрительно-пространственную ориентировку.

Включаются слайды. 1 слайд – Заставка.

Ребята, мы собрались сегодня вместе, чтобы отправится в путешествие во времени. А знаете почему? Потому что сегодня праздник – 23 января, День ручного письма. А писать люди начали очень давно! Хотите узнать, откуда пошло письмо? (Да!) Тогда отправляемся в прошлое!

2 слайд – «Пещера и наскальные рисунки»

Когда-то очень давно, когда люди еще жили в пещерах и охотились на диких животных, они хотели общаться и уметь передавать то, что с ними происходило. Но писать никто не умел – буквы еще не были придуманы. И люди рисовали, выражая в рисунках то, что мы с вами можем написать. Рисовали на стенах пещер камнями, краской из растений и глиной.

Хотите превратиться в древних людей и попробовать нарисовать такую же картинку? (Дети по очереди подходят и мелками рисуют на меловой доске «наскальный рисунок», комментируя рисование.)

Ну что ж, перенесемся на несколько веков вперед! Что же было дальше?

3 слайд – «Глиняная табличка и палочка-стилус»

А дальше люди решили, что нужно придумать какие-нибудь знаки для обозначения слов. И писать на чем-то, что можно взять с собой. Люди стали использовать таблички из глины, на которых с помощью палочек выдавливали значки, обозначающие звуки и слова. Хотите попробовать древнее письмо? (Дети получают картонные карточки, покрытые слоем пластилина, и стеки и учатся аккуратно выдавливать узоры, сохраняя строчку.)

4 слайд – «Папирус» и «Берестяная грамота»

Такие таблички было тяжело носить с собой, и люди придумали писать на кусочках коры деревьев и растений, это было намного легче.

5 слайд – «Бумага, перо и чернила»

Постепенно папирус и береста сменились бумажными листами и на них стали писать перышками, макая их как кисточку в черную краску – чернила.

Физ.минутка:

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперед,

Путешествие нас ждет.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Остановились, потянулись

И обратно все вернулись.

6 слайд – «Старославянская азбука»

Наша страна, Россия, раньше называлась красивым словом «Русь», а народ, живший на Руси – «славяне». Были придуманы славянские буквы. Похожи ли они на наши, современные?

Детям раздаются листы с буквами. Игра-задание «Найди буквы, обведи или раскрась их» (Дети находят буквы на «зашумленных» картинках и раскрашивают их.)

7 слайд – «Современный алфавит – печатный и письменный»

Чтобы легче было запоминать буквы – придумали наш, современный алфавит.

8-19 слайды – «Загадки»

На странице букваря Белый камешек растаял,
Тридцать три богатыря. На доске следы оставил.
Мудрецов-богатырей
(Мел)
Знает каждый грамотей.
(Буквы)

Палочка волшебная Стоит дом,
Есть у меня, друзья, Кто в него войдет,
Палочкою этой Тот и ум приобретет.
Могу построить я
(Школа)
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход!
(Карандаш).

Белое поле, У сосны и елки
Черное семя, Листики – иголки.
Кто его сеет, А на каких листочках
Тот разумеет, Растут слова и строчки?
Кто его знает,
(Тетрадь)
Тот разгадает.
(Письмо, чтение).

Чтобы в тетради было всегда красиво – надо научиться писать аккуратно. Давайте попробуем!

Детям раздаются листы с напечатанными буквами, дети по пунктиру обводят письменные буквы.

Какие у вас красивые буквы! Какое слово можно собрать из букв З,И,М,А?

Дети: Зима!

20 слайд «ЗИМА» (письменными буквами)

Давайте попробуем самостоятельно красиво и аккуратно записать это слово письменными буквами.

У детей на столах карточки, на которых «от руки» написано слово «зима» обычным шрифтом и пунктирным. Дети по образцу обводят слово и ниже пишут его самостоятельно.

Наше путешествие закончилось.

История ручного письма исчисляется тысячелетиями, и каждое старшее поколение передает навыки красивого письма младшему. Ведь почерк может рассказать о человеке все – какой у него характер, как он образован, о его талантах и способностях или наоборот – о его неграмотности и невежестве.

Давайте будем учиться писать красиво и аккуратно, чтобы письма, написанные вами, радовали ваших друзей, мам и пап, бабушек и дедушек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Ум...

Влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма.

В данной статье рассматривается проблема влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма связана с увеличением числа школьников страдающ...

Подготовка руки к письму: развитие ручной умелости.

Развитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста. Упражнения для развития "ручной умелости"входили в систему заданий для детей, разработанную М.Монтессо...

ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ: РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ

ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ: РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИРазвитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста. Интересные «ручные работы» для детей при...

Культурное просвещение педагогов на тему: «23 января – международный День ручного письма (день почерка)»

Ежегодно во всём мире принято отмечать День почерка, который также называется Днём ручного письма. Этот праздник был учреждён, чтобы напоминать человечеству о таком уникальном явление как ручная письм...

23 января - День ручного письма

Сегодня с моей помощью дети написали короткое письмо с вопросом, кем бы они хотели стать, когда вырастут.Будет интересно посмотреть, смогут ли дети спустя годы осуществить свои детские мечты....