Игра-занятие "День ручного письма"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цели данного игрового занятия: познакомить детей с праздником «День ручного письма», расширить словарный запас, способствовать развитию речи и графомоторных навыков.
Задачи:
1. Способствовать развитию у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
2. Развивать мелкую моторику, зрительно-пространственную ориентировку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-занятие «День ручного письма»
Цели занятия: познакомить детей с праздником «День ручного письма», расширить словарный запас, способствовать развитию речи и графомоторных навыков.
Задачи:
1. Способствовать развитию у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
2. Повышать речевую коммуникативную культуру и коммуникативные навыки.
3. Развивать мелкую моторику, зрительно-пространственную ориентировку.
Включаются слайды. 1 слайд – Заставка.
Ребята, мы собрались сегодня вместе, чтобы отправится в путешествие во времени. А знаете почему? Потому что сегодня праздник – 23 января, День ручного письма. А писать люди начали очень давно! Хотите узнать, откуда пошло письмо? (Да!) Тогда отправляемся в прошлое!
2 слайд – «Пещера и наскальные рисунки»
Когда-то очень давно, когда люди еще жили в пещерах и охотились на диких животных, они хотели общаться и уметь передавать то, что с ними происходило. Но писать никто не умел – буквы еще не были придуманы. И люди рисовали, выражая в рисунках то, что мы с вами можем написать. Рисовали на стенах пещер камнями, краской из растений и глиной.
Хотите превратиться в древних людей и попробовать нарисовать такую же картинку? (Дети по очереди подходят и мелками рисуют на меловой доске «наскальный рисунок», комментируя рисование.)
Ну что ж, перенесемся на несколько веков вперед! Что же было дальше?
3 слайд – «Глиняная табличка и палочка-стилус»
А дальше люди решили, что нужно придумать какие-нибудь знаки для обозначения слов. И писать на чем-то, что можно взять с собой. Люди стали использовать таблички из глины, на которых с помощью палочек выдавливали значки, обозначающие звуки и слова. Хотите попробовать древнее письмо? (Дети получают картонные карточки, покрытые слоем пластилина, и стеки и учатся аккуратно выдавливать узоры, сохраняя строчку.)
4 слайд – «Папирус» и «Берестяная грамота»
Такие таблички было тяжело носить с собой, и люди придумали писать на кусочках коры деревьев и растений, это было намного легче.
5 слайд – «Бумага, перо и чернила»
Постепенно папирус и береста сменились бумажными листами и на них стали писать перышками, макая их как кисточку в черную краску – чернила.
Физ.минутка:
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед,
Путешествие нас ждет.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Остановились, потянулись
И обратно все вернулись.
6 слайд – «Старославянская азбука»
Наша страна, Россия, раньше называлась красивым словом «Русь», а народ, живший на Руси – «славяне». Были придуманы славянские буквы. Похожи ли они на наши, современные?
Детям раздаются листы с буквами. Игра-задание «Найди буквы, обведи или раскрась их» (Дети находят буквы на «зашумленных» картинках и раскрашивают их.)
7 слайд – «Современный алфавит – печатный и письменный»
Чтобы легче было запоминать буквы – придумали наш, современный алфавит.
8-19 слайды – «Загадки»
На странице букваря Белый камешек растаял,
Тридцать три богатыря. На доске следы оставил.
Мудрецов-богатырей (Мел)
Знает каждый грамотей.
(Буквы)
Палочка волшебная Стоит дом,
Есть у меня, друзья, Кто в него войдет,
Палочкою этой Тот и ум приобретет.
Могу построить я (Школа)
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход!
(Карандаш).
Белое поле, У сосны и елки
Черное семя, Листики – иголки.
Кто его сеет, А на каких листочках
Тот разумеет, Растут слова и строчки?
Кто его знает, (Тетрадь)
Тот разгадает.
(Письмо, чтение).
Чтобы в тетради было всегда красиво – надо научиться писать аккуратно. Давайте попробуем!
Детям раздаются листы с напечатанными буквами, дети по пунктиру обводят письменные буквы.
Какие у вас красивые буквы! Какое слово можно собрать из букв З,И,М,А?
Дети: Зима!
20 слайд «ЗИМА» (письменными буквами)
Давайте попробуем самостоятельно красиво и аккуратно записать это слово письменными буквами.
У детей на столах карточки, на которых «от руки» написано слово «зима» обычным шрифтом и пунктирным. Дети по образцу обводят слово и ниже пишут его самостоятельно.
Наше путешествие закончилось.
История ручного письма исчисляется тысячелетиями, и каждое старшее поколение передает навыки красивого письма младшему. Ведь почерк может рассказать о человеке все – какой у него характер, как он образован, о его талантах и способностях или наоборот – о его неграмотности и невежестве.
Давайте будем учиться писать красиво и аккуратно, чтобы письма, написанные вами, радовали ваших друзей, мам и пап, бабушек и дедушек!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-124646-1476209060.jpg)
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».
Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/04/picture-569933-1709559545.jpg)
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Ум...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/11/picture-786034-1491935069.jpg)
Влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма.
В данной статье рассматривается проблема влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма связана с увеличением числа школьников страдающ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/29/picture-191205-1359475723.jpg)
Подготовка руки к письму: развитие ручной умелости.
Развитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста. Упражнения для развития "ручной умелости"входили в систему заданий для детей, разработанную М.Монтессо...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/13/picture-53742-1457889518.jpg)
ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ: РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ
ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ: РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИРазвитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста. Интересные «ручные работы» для детей при...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-329627-1513513195.jpg)
Культурное просвещение педагогов на тему: «23 января – международный День ручного письма (день почерка)»
Ежегодно во всём мире принято отмечать День почерка, который также называется Днём ручного письма. Этот праздник был учреждён, чтобы напоминать человечеству о таком уникальном явление как ручная письм...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/19/picture-1445060-1671453150.jpg)
23 января - День ручного письма
Сегодня с моей помощью дети написали короткое письмо с вопросом, кем бы они хотели стать, когда вырастут.Будет интересно посмотреть, смогут ли дети спустя годы осуществить свои детские мечты....