Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Голумина Людмила Александровна

«Чтение сказки «Про зайца – длинные уши косые глаза, короткий хвост» Д.Мамина-Сибиряка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Воскресенский детский сад №2 «Семицветик»

Конспект занятия по чтению художественной литературы

в подготовительной к школе группе

Тема: «Чтение сказки «Про зайца – длинные уши косые глаза, короткий хвост» Д.Мамина-Сибиряка»

Выполнили:

Голумина Л.А.

Образовательная область: речевое развитие.

Виды деятельности детей: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель: ознакомление детей с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка через чтение сказки «Сказка про Храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Программное содержание: познакомить детей с творчеством писателя, с его сказкой, помочь давать правильную оценку главному персонажу, обогащать словарь, развивать речь, упражнять в правильном употреблении сложноподчиненных предложений, закреплять знания об особенностях жанра сказки, упражнять в подборе синонимов (при объяснении фразеологизмов, учить замечать средства художественной выразительности, развивать интерес к художественной литературе.

Предварительная работа: чтение сказок о животных, рассматривание иллюстраций в книге про храброго зайца, словарная работа: «забавно», «кубарем прокатился»; объяснить, почему зайца называют «косой».

Материалы и оборудование: портрет писателя, игрушка-заяц, книга «Аленушкины сказки»

Планируемые результаты: знакомство с творчеством писателя Д.Мамина-Сибиряка через чтение сказки «Сказка про Храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Длительность занятия 30 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

- Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Ответы детей.)

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы. (Заяц.)

- Правильно, дети, это заяц. (Показывает зайца.)

- Как мы назовем маленьких зайцев? (Зайчик, заинька, заюшка, зайчишка, зайчонок.)

- А как мы назовем больших зайцев? (Заяц, зайчище, зайчиха.)

- Как в заячьей семье называют папу? А маму? А деток? (Заяц, зайчиха, зайчата.)

- А какие у зайчиков уши? (Длинные.)

- А хвостик? (Короткий.)

- Как вы думаете, заяц смелый или трусливый? (Трусливый.)

- Кого боится заяц? (Волка, лису.)

- Как спасается заяц от своих врагов? (Убегает.)

-Кто может назвать сказки, одним из персонажей которых является заяц? («Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Заяц –хваста», «У страха глаза велики» и др.)

- Каким показан заяц в этих сказках? Как о нем можно сказать? (Слабый, маленький, трусливый, пугливый.)

- Про кого мы сегодня будем читать? (Про зайца.)

II. Основная часть

1. Чтение сказки

-Послушайте сказку, в которой заяц является главным героем. Она называется «Сказка про храброго зайца…». А написал ее Дмитрий Наркисович Мамин–Сибиряк (показ портрета). Наиболее известен его сборник «Аленушкины сказки». Это была любимая книга автора, потому что сказки он сочинял для своей больной дочери Аленушки. Дмитрий Наркисович растил и воспитывал ее один, без матери и рассказывал ей сказки перед сном.

-Давайте вместе повторим название сказки, чтобы нам лучше запомнилось описание храброго зайца.

(Дети повторяют название сказки)

ЧТЕНИЕ СКАЗКИ.

2. Беседа

-Понравилась вам сказка? Что вам особенно запомнилось?

-Каким был зайчишка, когда был маленьким? (Трусливым, пугливым.)

- На что он был похож? С чем его тогда можно было сравнить?

-Расскажите, как хвастал заяц, когда вырос.

-А как случилось, что все зайцы поверили в храбрость зайца?

-Что вы можете сказать о герое сказки? Какой он? Если трусливый, почему? Если храбрый, почему?

- А действительно ли заяц был храбрым? (На самом деле он так и остался трусишкой.)

-А если бы он снова встретился с волком, поступил бы он так же, как в этот раз, как вы думаете? (Наверное, нет, в первый раз у него вышло это случайно, он сам испугался.)

- Почему же тогда писатель назвал свою сказку «Сказка про храброго зайца»? (Он наоборот, хотел показать, что заяц трусишка и хвастунишка к тому же.)

- Да, хвастливость его подвела

- Ребята, а вам было жалко зайца? В какой момент? Почему?

- Вспомните, какими разными словами автор говорит о том, как собирались зайцы на полянку послушать хвастунишку: маленькие зайчата сбежались, старые зайчихи приплелись. Подумайте, почему именно так сказал писатель? Можно ли было так сказать: сбежались старые зайчихи? Почему нет?

- Как вы думаете, какими словами можно сказать о том, как шли на полянку взрослые зайцы? (Важно, не спеша, солидно.)

- А как зайца –хвастуна слушали другие зайцы? (Они над ним смеялись, все думали, что он смешной и глупый.)

- А как описывается веселье зайцев? (Молодые зайчата хихикнули, старушки –зайчихи засмеялись, старые зайцы улыбнулись.)

3. Физкультминутка «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит, и ушами шевелит,

Вот так, вот так, и ушами шевелит!

(Дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Вот так, вот так, надо лапочки погреть!

(Дети хлопают ладошку об ладошку).

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!

Скок - скок — скок - скок, надо зайке поскакать!

(Дети прыгают на двух ногах, прижав руки к груди)

Кто - то зайку напугал, зайка прыг и убежал.

Игра повторяется два раза.

4. Игра «Скажи по –другому»

«Задал стрекача» - когда та говорят? (очень быстро, стремительно побежал)

«Душа в пятки ушла» - очень сильно испугался

«Гонится по пятам» - догоняет, уже очень близко

«Выбился из сил» - очень устал бежать, нет больше сил

«Замертво свалился под куст» -не мог больше двигаться, упал и лежал не шевелясь, как мертвый.

5. Упражнение «На что похоже?»

Воспитатель предлагает одному ребенку изобразить сначала хвастливого зайца, затем перепуганного. Ребенок должен выражать образ мимикой и жестами, а остальные дети – разгадывать.

III. Рефлексия

- А вы запомнили, как называлась сказка, которую мы с вами читали?

- Кто написал эту сказку?

- Кто вам понравился в сказке? Почему?

- Кто вам не понравился? Почему?

- Ребята, как вы думаете, хвастаться хорошо или плохо?

- Хотите еще раз посмотреть иллюстрации к этой сказке?

Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группы по теме "Книга-величайшее из чудес, созданное человеком" (М. Горький)

  ЦЕЛЬ: Показать значение книги в человеческой жизни. Развивать интерес к чтению художественной литературы, книгам. Закрепить правила сохранения зрения при чтении....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в подготовительной к школе группе по тем

Цель. Ввести в круг чтения детей произведения современной детской литературы; представить современный детский журнал; расширить знания детей об окружающем мире. Продолжать развивать у детей эмоциональ...

методическая разработка занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе "В.Драгунский "Друг детства"

конспект занятия по чтению художественной литературы для детей 6-7 лет на тему "В.Драгунский "Друг детства"...

Конспект НОД по развитию речи и чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе № 4 на тему: «Путешествие по миру литературы»

Данный конспект поможет педагогам выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.Так...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Тема: «О чем печалишься, осень? Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное разв...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное разв...