Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста
картотека по развитию речи
Предварительный просмотр:
Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
«Именно на игре словом ребёнок учиться тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».
М.Горький
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку». Игра- это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Игра нравиться самому играющему, она – самоцель, и поэтому выбирается свободно, «по наитию».
Умение играть – это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению действительности. Игра необходима ребёнку, как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий процесс, формирующий интересы ребёнка, созидающий его личность. Интерес рождается там, где есть место удивлению. Удивление – это всегда встреча с неожиданным, загадочным, таинственным. Интересы ребёнка тесно связаны с верой в чудо. «Нет ничего прекраснее,- считает А.Дусавицкий, - чем мир таинственного, в которым ребёнок вступает с замиранием сердца. В этом мире его подстерегают в «чистом» виде добро и зло, прекрасное и безобразное. Но ещё важнее то, что в этом мире ребёнок ничем не скован: никакими предрассудками, правилами, законами. Там он всесилен и всемогущ. И это ощущение безграничного могущества полнее и точнее отражает его сущность, чем самая «точная» научная теория человеческих способностей, объясняющая нам, что человек может, а что ему недоступно. Лишая ребёнка тайны, сказки, чуда, мы оказываем ему «медвежью услугу», так как, отвергаем его безумные гипотезы и переводим тему разговора на язык реальных, «земных» фактов. Стремление взрослых ввести ребёнка в мир рациональный, практической жизни, лишить его игры, сказки, фантазии формирует у него чувство ущербности, блокирует развитие целостного познания, творческого воображения, речевой и интеллектуальной активности. Играя, ребёнок познаёт мир, удивляясь его полноте и многообразия. Нет более важной задачи в искусстве воспитания, чем сохранение удивлённого взгляда ребёнка на мир!
От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения и речи. Играя, ребёнок заменяет отсутствующие объекты предметами-заместителями, иногда даже воображаемыми. И это не просто игра, это становление функции замещения, с которой ребёнок в последующем будет встречаться постоянно. В игре он учиться планировать и регулировать свои действия, а также действия партнёров по игре. Но чтобы игра стала действительно развивающей для малышей, его надо учить играть – сначала просто оперировать игрушками, подражая реальным действиям, их логике, их последовательности. Потом, когда ребёнок уже умеет самостоятельно действовать, осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное – отражение отношений между людьми. На этом этапе действия уже могут стать чисто символическими, а реальные предметы заменяться другими, с помощью которых можно изображать нужное действие, а в дальнейшем и вовсе лишь словом, обозначающим действие. Когда ребёнок пройдёт весь этот игровой путь, он приобретёт очень многое, значительно продвинувшись в своём развитии. Сначала формируются и осмысливаются сами действия с предметами, потом – отношения между людьми, окружающими ребёнка, их взаимозависимость, собственное место ребёнка в этих взаимоотношениях. Дальше –нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на плохое и хорошее. Нужно также учить малыша рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать, ведь продуктивные виды деятельности оказывают своё специфическое влияние на развитие детской речи. Учёные давно заметили, что речь и ручные действия очень тесно связаны между собой, а рисование есть особая –«графическая» - речь, успешное освоение которой является важнейшей предпосылкой овладения письменной речью в период школьного обучения.
Игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы ребёнка на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности. Наблюдение за поведением ребёнка во время игры очень многое может поведать взрослому об индивидуальности ребёнка и предоставить возможность направить воспитательные усилия в нужное русло.
К четырём годам у детей впервые отмечается пристрастие к лингвистическим играм – играм в слова. Это естественное желание ребёнка необходимо всячески поощрять, так как приобщение к словесному творчеству активизирует потребность в выражении собственных мыслей словами, понятными для окружающих; способствует формированию у него множества ценных человеческих качеств, таких, как изобретательность, наблюдательность, жизнерадостность, компетентность, общительность и т.п. Не следует думать, что малыш сразу же начнёт использовать морфологически, грамматически и синтаксически правильные формы и конструкции, свойственные речи взрослых: это происходит постепенно и длительно, но освоение их осуществляется самозабвенно и творчески. «Ребёнок- труженик слова. Овладение речью – одно из величайших чудес детской психической жизни»,- так, восхищаясь лингвистическим мастерам ребёнка, писал К.И. Чуковский. Любимый писатель детворы не только изучал природу и специфику творчества детей, но и создал уникальный по своему содержанию и функциональной направленности учебник по активизации речевой деятельности – книгу «От двух до пяти».
Лингвистические игры во всех их многообразии и игры, основу которых составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесными приговорами, музыкальные, театрализованные (подражания, пантомимы, драматизации, режиссёрские, фантазии, представления, имитации, образные и т.п), сюжетно-ролевые, настольно-печатные и другие, - способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Именно благодаря им, у малыша происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность речи, ее темпо-ритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими: развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует речевую активность ребёнка. Но ни в коем случае игровая деятельность не должна целиком подменяться речью и подавать эмоции ребёнка. Если в процессе общения мы забываем о его эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угасает, а сама речь перестаёт быть опорой мысли и чувства. Поэтому, используя лингвистические игры, как средство организации общения и совместной деятельности, сотворчества ребёнка и взрослого, мы должны чутко следить за настроением малыша, хорошо знать и учитывать его речевые возможности. Там, где ребёнок не может найти подходящего слова, надо сочетать речевые и неречевые средства общения – жесты, мимику, пластику.
Ниже я предлагаю систему игр и игровых упражнений, направленных на активизацию речевого развития детей. Организуя ту или иную игру, не стоит стремиться к тому, чтобы ответы ваших детей полностью совпадали с ответами, предлагаемыми в играх. Творческие задания потому и творческие, что не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача взрослых состоит не в том, чтобы «вытягивать» из ребёнка нужный ответ или навязать ему свое мнение, видение, а в том, чтобы научить его мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!». Поэтому не торопитесь сказать малышу: «Нет! Так не бывает, не правильно думаешь», - а попытайтесь в каждом детском ответе обнаружить рациональное зерно. Ведь то или иное решение, формулировка всегда может иметь место в зависимости от тех или иных обстоятельств.
«ОДИН - МНОГО»
Цель: закрепить представление о множественном числе существительных.
Эта игра упражняет детей в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; (учить их подбирать к словам определения и действия, согласовать их.
- Это…стол, сто….(столы). Здесь много….(столов).Какие столы? (Деревянные, письменные, обеденные)
-Это…ромашка, а это….(ромашки). В букете много…(ромашек).Какие они? (Белые, с жёлтой серединкой). Что ещё бывает белым? Жёлтым? Как ты понимаешь выражение «Скатерть бела вест мир одела?» Где, встречаются такое выражение? (В сказках, загадках) В каких сказках? (О зиме)
-Отгадай загадку: Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. Это…(лук). Какой он? (Жёлтый, сочный, горький, полезный). В корзине много чего? (Лука).
Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображено много предметов, например: лыжи, коньки, предметы мебели, одежды и т.п.
- Чего здесь много?
- А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Лыж, коньков, столов, платьев)
Очень важно показать детям, как от изменения слова с помощью аффиксов (суффиксов и приставок) меняется его смысл. Используются упражнения, включающие лексические и грамматические задания. Различая оттенки слова, дети по-иному воспринимают смысл его в том или ином контексте. Приведём примеры таких упражнений.
«БРАТ-БРАТЕЦ-БРАТИК»
Цель: различать смысловые оттенки имён существительных со значением ласкательности, уменьшительности, глаголов, образованных аффиксальным способом, и прилагательных, образованных суффиксальным способом.
- Послушайте слова, которые я вам назову, и скажите, чем они отличаются: мама- мамочка-мамуля; брат-братец-братик; дерево-деревце; заяц- заинька –зайчишка – зайчище; дом- домик- домище (Многие слова звучат ласково) Какие из этих слов встречались вам в сказках? (Братец в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Заинька, зайчишка во многих сказках о животных)
-Придумайте короткую сказку про зайчишку.
-Чем отличаются слова: бежать- подбежать- выбежать, писать- переписать- подписать,играть-выиграть-проиграть.
Составьте предложение с любыми двумя словами, которые вы услышали. ( Мы играли в домино. Вова выиграл, а я проиграл)
«БЕЖАТЬ-МЧАТЬСЯ»
Цель: учить детей объяснять оттенки значения глаголов и имен прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов.
-Как вы понимаете слова? Чем они отличаются? Засмеялись- захихикали, бежать- мчаться, пришли – приплелись, плакать- рыдать, разговаривать- болтать, думать- размышлять, открыть- отворить, отыскать- найти, зябнуть- мёрзнуть, поразить –увидеть, шалить- баловать, забавлять- развлекать, прощать –извинять, звать- приглашать, вертеться –кружиться, греметь – грохотать, опасаться – бояться, бросать –кидать, вертеть – крутить.
-Придумай предложения с любой парой слов.
«КТО ХИТРЕЕ?»
Цель: подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени имён прилагательных, образовывать новые слова (имена прилагательные) с помощью суффиксов еньк-оньк, оват- Ёват, ущ- ющ, енн- ейш.
-Вспомни сказку « Лиса и журавль». Какой показана в сказке лиса? ( Зубки острые, шубка тёпленькая, она красивая). А какой характер у лисы? ( Она хитрая, лукавая, коварная)
- Какой был журавль в сказке? Если лиса хитрая, то журавль оказался ещё….(хитрее) или…(хитрющий). Лиса умная, журавль (ещё умнее, умнейший).
-Волк злой, а волчище…(ещё злее, злющий). Заяц труслив, а зайчишка…(ещё трусливее, трусоватый). Этот человек худой, а этот….(ещё худее, худющий). Один человек полный, а другой не совсем полный, а….(полноватый). Этот человек толстый, а тот ещё….(толще, толстенный).
-Будьте внимательны! ЭТОТ Дом большой, а этот….(ещё больше, большущий). Этот платок синий, а этот не совсем синий, а….(синеватый). Этот лист зелёный, а этот…((ещё зеленее). Этот лист зелёный, а этот не совсем зеленый, слегка….(зеленоватый). Это платье красное, а это не совсем красное, а…(красноватое):
-Бабушка старая. А как сказать ласково? (Старенькая). Умный щенок. А как сказать по-другому? (Умненький). Рисунок плохой или…(плоховатый).
«ЧТО ВЫ ВИДИТЕ ВОКРУГ?»
Цель: уточнить представление детей о названии предметов.
-Назовите предметы, которые вы видите вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? - За столом сидят, занимаются, едят, на столе сидят).
-Перед вами две девочки Они обе в красных платьях с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам)
-Что значит слово, мяч, кукла, ручка?
-У меня в руке ручка. Что ею делают? (Пишут) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом?( Их держат руками,) Что значит слово ручка, обозначающее этот предмет (педагог показывает авторучку)? (Ею пишут). А что обозначает слово ручка здесь ( педагог показывает на дверную ручку)?(Ею открывают и закрывают дверь).
-Можете ли вы назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушайте стихотворение И.Токмаковой «Плим»
Ложка-это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка- это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка- это шапка,
Оделся и пошёл.
А я придумал слово,
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова-
Плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет –
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
Придумайте и вы такие слова, которые ничего не значат (Трам-татам, ту-руру)
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Цель: учить детей называть не только предмет, но, и его признаки, качества, действия; обогащать речь именами прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.
- Когда вы хотите рассказать о предмете, какой он, какие слова вы называете?
-Послушайте стихотворение М.Щеловановой «Утро»
Какое сегодня утро?
Сегодня плохое утро,
Сегодня скучное утро,
И, кажется, будет дождь.
-Почему же плохое утро?
Сегодня хорошее утро,
Сегодня весёлое утро?
И тучи уходят прочь.
Сегодня не будет солнца,
Сегодня не будет солнца,
Сегодня будет хмурый,
Серый, пасмурный день.
-Почему же не будет солнца?
Наверное, будет солнце,
Обязательно будет солнце
И прохладная синяя тень.
-О чём говориться в этом стихотворении? ( О солнечном и пасмурном утре).Как сказано про первый день в стихотворении, какой он?(Хмурый, серый).Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу. (Дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно ещё сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу. (Весёлое, радостное, голубое, безоблачное).
Что ещё может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек). Что может быть солнечным?
- Есть ещё слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по – другому? (Грустит, печалиться, расстроился, обиделся).
- А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как дети говорили ; Папа, иди шепотом; Я ботинки наизнанку надел; Можно ли сказать? Как надо сказать правильно?
«НАЙДИ ТОЧНОЕ СЛОВО»
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
-узнайте, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное - что это?» Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме. Дополните другими словами, то что я начну: «Снег белый, холодный….ещё какой? Сахар сладкий, а лимон….(кислый). Весной погода теплая, а зимой….(холодная).
-Назовите, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
- Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона…(летает), рыба…(плавает), кузнечик..(прыгает), уж…(ползает). Кто из животных как голос подаёт? Петух…(кукарекает), тигр..(рычит), мышь..(пищит), корова…(мычит).
-Помогите мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Родари «Прощальная игра»
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь,(низко),
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь..(близко).
Скажу я слово трус,
Ответишь ты…(храбрец).
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай…(конец).
-Теперь вы сами придумайте слова, противоположные по значению.
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: научить детей использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения.
-Закончи начатые мною предложения: Мальчик сначала подошёл к дому, а потом от него…(отошёл). Утром ребята пошли в гости, а вечером…(ушли). Мальчик вошёл в комнату, вскоре он- (вышел). Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они…(перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом. Их долго не находили, а они…(выбежали).
- Придумай предложения, со словами: шёл- перешёл- пошёл- подошёл- вошёл- вышел-отошёл.
-Замените словосочетание другими словами: ползёт муравей- движется, передвигается: ползёт поезд- едет очень медленно; плывёт человек- плавает; плывёт лодка – движется по воде; плывёт облако – движется по небу; сложить дрова – уложить их; сложить песню- написать; бить посуду – разбить что-то; свет бьёт в глаза – ярко светит.
- Какие слова, связанные с движением людей, животных, транспорта, вы заете? (Идти, бежать, мчаться, нестись, лететь, двигаться, ползти). Придумайте короткий рассказ на тему «Лететь стрелой»
Игра «Измени слово» или придумай похожие слова.
Цель: Упражнять детей в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.
Материал: Предметная или сюжетная картинка по теме, фишки.
Ход игры: - Ребята сегодня мы с вами будем играть в интересную игру. Игру со словами. Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (лес) Скажите, какие слова можно ещё придумать, похожие на слово «лес»? (лесник, лесовичок, лесная, лесовик и т.д.)
За каждый ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Игра «Один – много».
Цель: закреплять умения детей в образовании множественного числа.
Материал: Мячик
Ход игры: - Ребята, сегодня мы будем играть со словами. Я вам буду называть предмет, бросать мячик, вы должны поймать мяч и ответить мне, как это слово будет звучать во множественном числе. Потом вернуть мячик. Например: я говорю «дом», а вы должны ответить «дома». Вариант: я говорю один «кубик», а вы должны сказать как будет, если их много на столе - «кубики».
Игра может усложняться. Воспитатель говорит предложение, где подлежащее в единственном числе, а дети должны сказать это же предложение уже во множественном числе.
Например: «На дереве сидит черная ворона», Дети: «На деревьях сидят черные вороны». Эта игра может проводиться по любой теме. Воспитателю надо подобрать лексический материал по теме, над которой работают.
Игра «Что можно делать с этим предметом?»
Цель: закреплять знания детей в правильном употреблении несклоняемых имен существительных.
Материал: Картинки с изображением предметов ( несклоняемых имен существительных), фишки.
Ход игры: Ребята, русский язык очень необычный. В нем есть слова, которые могут меняться, например «кошка». Если их много, то скажем? «кошки» А если мы понесем им рыбу, то кого мы будем кормить? (кошек). Видите, каждый раз слово «кошка» звучит по-разному. Но в русском языке есть волшебные слова, которые звучат одинаково, о чем бы мы ни говорили. Одно из таких слов – слово «пальто». Давайте придумаем про пальто самые разные предложения, но будем помнить, что слово это не должно меняться. (У меня есть пальто. Мы купили пальто. Есть пальто зимнее, а есть осеннее. Я сняла пальто с вешалки. Мы вешаем пальто на вешалку и т. д.)
Игра « От каждого по словечку» или «Дополни предложение».
Цель: Развивать умение детей составлять сложные предложения . Упражнять в употреблении предлогов.
Материал: Сюжетные картинки.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку, произносит предложение и предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному-два слова, например: Мы играем.> Мы играем в футбол.> Мы играем в футбол на стадионе.> Мы играем в футбол на школьном стадионе. (Выигрывает тот, кто придумал самое длинное предложение).
Игра «Скажи наоборот».
Цель: Упражнять детей в употреблении антонимов. Игра может проводиться по любой теме.
Материал: Мяч или предметные картинки.
Ход игры: - Ребята, я вам буду говорить слово, бросать мячик, а вы должны придумать слово «наоборот». Например: я говорю вам мелкая речка, а вы мне должны ответить глубокая речка и бросить мячик обратно.
Игра может проводиться с картинками. Воспитатель показывает картинку, например, длинный карандаш, а дети должны сказать короткий карандаш. Кто отвечает правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто наберёт больше картинок.
Игра «Кто больше назовёт действий».
Цель: Закрепить умение детей соотносить действия людей с их профессиями. Воспитывать умение быстро думать. Активизировать словарь детей за счет слов действий (глаголов).
Ход игры: - Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Мама Артёма лечит больных, она – врач. Это её профессия. Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что делает повар? Дети – варит, печет, жарит, чистит овощи и др.
Что делает врач? Дети – осматривает людей, слушает, дает лекарство, делает уколы. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Побеждает тот, кто наберёт больше фишек.
Игра «Узнай на вкус».
Цель: Упражнять детей в употреблении качественных прилагательных: сладкий, кислый, соленый и т.д.
Материал: Овощи, фрукты, знакомые детям, тарелочки, вилки.
Ход игры: - Ребята, сегодня мы с вами будем дегустировать еду. Дегустатор – это человек, который пробует на вкус продукты, напитки и говорит, вкусно это или нет, стоит эти продукты покупать или нет. Но мы с вами будем не простыми дегустаторами, а с закрытыми глазами. Я вам поднесу на вилочке кусочек фрукта или овоща, а вы должны тщательно прожевать его и сказать, какой он на вкус.
(Я съел огурец, он хрустящий, твердый, соленый. Это яблоко, сочное, вкусное и т.д.)
Игра «Пропавшее слово».
Цель: Пополнить словарь детей словами разных частей речи. Умение согласовывать слова в роде, числе, падеже.
Ход игры: Воспитатель говорит какую-либо фразу или предложение, пропуская слово, обозначая его либо интонацией, либо бессмысленными слогами, а дети отыскивают из предложенных вариантов пропавшее слово и возвращают его на место. Инициатива должна постепенно переходить к детям.
Игра «Что в нём».
Цель: Закрепить название частей предмета.
Материал: На первых этапах игры – предметные картинки, далее - словесные варианты, мяч.
Ход игры: Воспитатель бросает мяч и говорит слово, а ребёнок должен в ответ вернуть мяч и назвать часть этого предмета. Например: дом – дети: крыша, труба, стенка, окно и т.д.
Игра «Лавина».
Цель: Развивать память, умение классифицировать предметы по группам.
Ход игры: Ведущий сообщает участникам тему игры, на основе которой им предстоит называть существительные, при этом запоминая и воспроизводя все слова, названные предыдущим участником игры. Тот, кто не может назвать свое слово или пропустит сказанное ранее, выбывает из игры (или пропускает ход). Например: окунь; окунь, карась; окунь, карась, щука и т.
Игра «Придумай слова, в которых звук – будет в начале (в середине, в конце)».
Цель: Формировать умения детей придумывать слова с определенным звуком в начале слова, в середине слова и в конце слова.
Материал: Игра проводится в словесном варианте.
Ход игры: Эта игра может проводиться по любой теме: овощи, транспорт, посуда, мебель и т.д. Воспитатель предлагает детям задание: «Придумайте и скажите, в названии каких овощей и фруктов есть звук «к» в начале слова. (Картофель, капуста, кукуруза, кабачок и т.д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в середине. (Редька, репка, свекла, морковка и т.д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в конце слова. (Лук, чеснок).
Аналогично игра проводится по другим темам.
Игра «Два дома».
Цель: развивать умения детей называть слова с заданным звуком.
Материал: Предметные картинки, в названии которых есть заданный звук.
Ход игры: - Ребята посмотрите, что вы видите? (Два дома). В синем домике живут слова, в названии которых есть звук «с», а в зеленом живут слова, в названии которых есть звук «сь». Давайте, посмотрим, что нарисовано на картинках, назовем этот предмет словом и поселим его в нужный дом. Например, слово «коса» мы поселим в синий дом, а слово «сено» - в зеленый дом. «С» - роса, сова, нос, сом.
«Сь» - поросенок, сирень и т.д.
Игра «Цепочка слов».
Цель: Закреплять правильное произношение звука в словах, определять его местоположение в слове.
Материал: Предметные картинки, мяч. Игра может проводиться в словесном варианте.
Ход игры: - Ребята, сегодня мы с вами будем играть в «Цепочку слов». Я начну первая. Мое слово – кот. Какой последний звук в слове кот? (Ответ детей: звук «т»). Воспитатель бросает мяч по кругу следующему ребёнку и говорит: Значит, теперь ты должен придумать слово, которое начинается со звука «т». Так продолжается игра другими детьми по очереди.
Если игра проводится с картинками, то картинки выкладываются одна за другой: кот – тигр – репа – арбуз и т.д.
Игра «Для чего нужен предмет?»
Цель: Закреплять умение детей в правильном произношении определенного звука в слогах и словах.
Материал: Тексты чистоговорок.
Ход игры: - Ребята, есть такие весёлые стишки, которые ни о чем не рассказывают, они просто весёлые. Давайте я начну их рассказывать, а вы продолжите:
«Са-са-са – живет в лесу…(оса, лиса)
Со-со-со – катилось…(колесо)
Су-су-су – я беру…(косу)
Сы-сы-сы – жало у …(осы)».
Игра «Кто откуда?»
Цель: Научить детей выявлять закономерности, связи и отношения между объектами, отражать свои наблюдения в речи.
Ход игры: Детям показывают два рисунка (на одном из которых изображен лес, а на другом – море) и картинки с изображениями животных, живущих в разных местах обитания (медведь, лиса, синица, тюлень и т.д.) Их необходимо отнести к какому либо рисунку, аргументировав свой ответ.
Игра «Рисунки по кругу».
Цель: Развивать детское творчество (во время рисования и при составлении рассказов).
Ход игры: В этой игре предполагается участие как минимум 3-5 детей. Каждый ребёнок получает чистый лист бумаги и простой карандаш. По сигналу воспитателя дети начинают рисовать. Через 1-2 минуты подается сигнал и каждый из детей передает свой лист сидящему справа от него ребёнку. Получив от соседа начатый рисунок, ребёнок продолжает его в течение 1-2 минут и передает дальше. Выполненные таким круговым способом рисунки служат великолепной опорой для придумывания фантастических рассказов, небылиц и прочих «продуктов» литературного творчества.
Игра «Снежный ком».
Цель: Развивать воображение, мышление, связную речь и формировать здоровое чувство юмора.
Ход игры: Ведущий наугад называет два слова, например, «коробка» и «апельсин». Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию возникшую на эти слова. Например, «из открытой коробки выкатился огромный апельсин». Следующий игрок называет свое слово, например «Яйцо». Третий участник игры связывает второе слово (апельсин) с третьим (яйцо) также при помощи возникшей ассоциации, например, «под кожурой апельсина оказалось яйцо», и задает следующее слово и т.д.
По окончании игры можно предложить детям нарисовать то, что запомнилось им или рассмешило их.
Игра «Что лишнее?»
Цель: Совершенствовать доказательную форму речи.
Материал: Предметные картинки.
Ход игры: Воспитатель выкладывает на столе картинки, относящиеся к одному понятию и одну лишнюю (например: кошка, собака, корова, воробей, лошадь).
- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая картинка лишняя и почему?
Дети: лишняя картинка с изображением воробья. Кошка, собака, корова и лошадь – это домашние животные, а воробей – это птица.
Подобная игра может проводиться по многим темам: овощи, фрукты, транспорт, игрушки, посуда, мебель, птицы и т.д.
Игра «Если бы…»
Цель: Развивать формы мышления: анализ, синтез, прогнозирование, творческую связную речь.
Ход игры: Предложите детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был волшебником…» (каким, зачем? Что делал бы? И т.п.)
«Если бы вдруг исчезло время…» (Что в этом хорошего и плохого?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР - РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» Доклад на тему:«Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...

Роль моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Обоснование актуальности и перспективности педагогического опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса....

Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."
"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...

«Роль дидактической игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Доклад на тему:«Роль дидактической игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...

Доклад на тему: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Доклад на тему: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов: «Роль воспитателя в развитии связной речи детей дошкольного возраста».
Консультация для педагогов:«Роль воспитателя в развитии связной речи детей дошкольного возраста»....

Статья для родителей на тему: «Роль родителей в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, ...