конспект ООД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение
Детский сад №220 городского округа г.Уфа Республики Башкортостан
Конспект ОД по развитию речи:
«Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»»
Выполнила: воспитатель Валиуллина А.С
Уфа – 2021
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи.
Тема: Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»
Цель занятия:
-Учить детей выразительно пересказывать рассказ Е.Чарушина «Лисята»
Задачи:
Образовательные:
- закреплять умения последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники.
-учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя; учить придумывать загадки: подбирая по смыслу названия качеств (прилагательных) и действий (глаголы);
-учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
-учить пользоваться восклицательной интонацией.
Развивающие:
-Развивать диалогическую связную речь, образное представление
-Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх
Воспитательные:
-Воспитывать внимание к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
Материалы:
-Демонстрационный материал: Книга Е. Чарушина «Лисята», проектор с презентацией, картина" Лиса с лисятами", мнемодорожка к рассказу.
-Раздаточный материал: мнемокартинки к рассказу.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня пришли в детский сад, и наверное рады видеть друг друга. Давайте возьмемся за руки и скажем слова приветствия.
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Давайте подарим свою улыбку нашим гостям.
II. Основная часть.
Воспитатель:Ребята, у нас в группе есть столик удивления. Давайте посмотрим, чем он нас удивит. (Воспитатель снимает салфетку)
-Смотрите - какая необычная коробка. Вам, наверное, интересно узнать, что в ней. Попробуйте отгадать. Предлагаю вам поиграть в игру «Да – нетка». Вы мне будете задавать вопросы об этом предмете, а я буду отвечать «да» или «нет». (Дети задают вопросы, перечисляют все возможные варианты.)
Воспитатель: У меня есть для вас подсказка (если дети не угадают) загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга).
Воспитатель: Молодцы, это книга.
После отгадывания загадки, воспитатель достает из коробки книгу.
Знакомство с автором.
Воспитатель: эту книгу написал Евгений Иванович Чарушин. (показ портрета писателя). В детстве он любил читать книги о путешествиях, о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных. Давайте познакомимся с одним из них (Дети садятся на свои места ). Рассказ называется «Лисята»(чтение).
Воспитатель: О каких диких животных идёт речь в рассказе? (О лисятах).
- Как Вы думаете, почему лисята поселились у охотника дома? (Возможно, он принёс их из тайги, потому что животные остались без матери. Если бы охотник не взял к себе лисят, они бы погибли от голода.)
- Как вели себя лисята в человеческом жилище? (Они много играли, баловались и озорничали)
- Как играли лисята? (Лисята бегали по хозяину, лазали по шторам, забирались на шкаф.)
- Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи).
-Что значит ловкачи? (Это подвижные, ловкие живые существа)
- Какое происшествие произошло однажды? (Лисята потерялись)
- Почему охотник испугался? (Он не мог понять, куда исчезли лисята. А испугался он, потому что сапог вдруг "ожил".)
- Чем заканчивается рассказ? (лисята отыскались)
(физминутка)
Повторное чтение.
Ребята, сейчас вы послушаете рассказ еще раз, только запомнить его нам поможет мнемодорожка. работа над мнемодорожкой, дети вместе с воспитателем "расшифровывают" картинки.
Варианты пересказа:
1-2 ребенка пересказывают текст, используя мнемодорожку.
Затем еще две пары детей пересказывают сказку без схем. Один ребенок начинает пересказывать, второй продолжает.
Анализ пересказа.
Дети садятся на стульчики.
Придумывание загадок.
- Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её… (Лиса).
- Правильно, лиса.
Дети отгадывают. Воспитатель показывает картину «Лиса с лисятами». Он предлагает детям самим придумать загадку про лису.
Вызывает для ответа двух-трех детей. Если дети затрудняются, воспитатель напоминает, какая лиса (хитрая, рыжая, пушистая, какие у нее повадки (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек) .
А сейчас давайте попробуем с вами придумать загадки.
Речевые упражнения: «Один – много», «Какой - какая»
Послушайте, об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу:
шустрый…
озорные…
шаловливые…
пушистый
весёлые
смешные
А это слово о ком: хитрая - … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе.
Лиса хитрая, а лисёнок … хитрый (подчеркнуто произносит окончания).
"Хитрая лисёнок" – можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, веселый.
-Подумайте, о чём ещё можно сказать весёлый. (День, праздник, человек, танец, рассказ и т. д.)
-А о ком или о чём можно сказать слово весёлая? (Песня, музыка, игра, сказка, книга, пляска.)
-О ком или о чём мы скажем весёлые? (Ребята, дети, танцы и др.)
Подведение итогов
1. Как называется рассказ, который мы прочитали на сегодня на занятии? (Лисята)
2. Кто автор этого рассказа? (Е. Чарушин)
3. Кто главные герои этого рассказа?
Ребята, а сейчас я хочу узнать, понравилось вам занятие или нет. На этой поляне вы разместите цветы. Если вам понравилось, то красного и жёлтого цвета, если нет, то синего. (Дети берут цветы)
Рефлексия. Что понравилось? Почему?
Почему не понравилось, что было трудно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/11/picture-568987-1431369189.jpg)
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/10/picture-780057-1460295215.jpg)
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/10/picture-780057-1460295215.jpg)
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/10/picture-780057-1460295215.jpg)
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/10/picture-780057-1460295215.jpg)
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/09/picture-184337-1362845985.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/20/picture-1226417-1584700417.jpg)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...