конспект ООД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Валиуллина Аделина Сергеевна

конспект ООД по развитию речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_r.r.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение

Детский сад №220 городского округа г.Уфа  Республики Башкортостан


Конспект ОД по развитию речи:

«Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»»

Выполнила:  воспитатель  Валиуллина А.С

Уфа – 2021

Конспект  НОД в старшей группе по развитию речи.

Тема: Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»


Цель занятия:

-Учить детей выразительно пересказывать рассказ Е.Чарушина «Лисята»

Задачи:

Образовательные: 

- закреплять умения последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники.

-учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя; учить придумывать загадки: подбирая по смыслу названия качеств (прилагательных) и действий (глаголы);

-учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

-учить пользоваться восклицательной интонацией.

Развивающие: 

 -Развивать диалогическую связную речь, образное представление

-Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх

Воспитательные:  

-Воспитывать  внимание к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

Материалы:

 -Демонстрационный материал: Книга Е. Чарушина «Лисята», проектор с презентацией, картина" Лиса с лисятами", мнемодорожка к рассказу.

-Раздаточный материал: мнемокартинки к рассказу.

Оборудование:  интерактивная  доска, ноутбук.

 Ход занятия: 

I. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня пришли в детский сад, и наверное рады видеть друг друга. Давайте возьмемся за руки и скажем слова приветствия.

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Давайте подарим свою улыбку нашим гостям.

II. Основная часть.

Воспитатель:Ребята, у нас в группе есть столик удивления. Давайте посмотрим, чем он нас удивит. (Воспитатель снимает салфетку)

-Смотрите - какая необычная коробка. Вам, наверное, интересно узнать, что в ней. Попробуйте отгадать. Предлагаю вам поиграть в игру «Да – нетка». Вы мне будете задавать вопросы об этом предмете, а я буду отвечать «да» или «нет». (Дети задают вопросы, перечисляют все возможные варианты.)

Воспитатель: У меня есть для вас подсказка (если дети не угадают) загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает(книга).

Воспитатель: Молодцы, это книга.

После отгадывания загадки, воспитатель достает из коробки книгу.

Знакомство с автором.

Воспитатель: эту книгу написал Евгений Иванович Чарушин(показ портрета писателя). В детстве он любил читать книги о путешествиях, о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных. Давайте познакомимся с одним из них (Дети садятся на свои места )Рассказ называется «Лисята»(чтение).

Воспитатель: О каких диких животных идёт речь в рассказе(О лисятах).

- Как Вы думаете, почему лисята поселились у охотника дома? (Возможно, он принёс их из тайги, потому что животные остались без матери. Если бы охотник не взял к себе лисят, они бы погибли от голода.)

- Как вели себя лисята в человеческом жилище? (Они много играли, баловались и озорничали)

- Как играли лисята? (Лисята бегали по хозяину, лазали по шторам, забирались на шкаф.)

- Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи).

-Что значит ловкачи? (Это подвижные, ловкие живые существа)

- Какое происшествие произошло однажды? (Лисята потерялись)

- Почему охотник испугался? (Он не мог понять, куда исчезли лисята. А испугался он, потому что сапог вдруг "ожил".)

- Чем заканчивается рассказ(лисята отыскались)

(физминутка)

Повторное чтение.

Ребята, сейчас вы послушаете рассказ еще раз, только запомнить его нам поможет мнемодорожка. работа над мнемодорожкой, дети вместе с воспитателем "расшифровывают" картинки.

Варианты пересказа:

1-2 ребенка пересказывают текст, используя мнемодорожку.

Затем еще две пары детей пересказывают сказку без схем. Один ребенок начинает пересказывать, второй продолжает.

Анализ пересказа.

Дети садятся на стульчики.

Придумывание загадок.

- Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут её… (Лиса).

- Правильно, лиса.

Дети отгадывают. Воспитатель показывает картину «Лиса с лисятами». Он предлагает детям самим придумать загадку про лису.

Вызывает для ответа двух-трех детей. Если дети затрудняются, воспитатель напоминает, какая лиса (хитрая, рыжая, пушистая, какие у нее повадки (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек) .

А сейчас давайте попробуем с вами придумать загадки.

Речевые упражнения«Один – много»«Какой - какая»

Послушайте, об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу:

шустрый…

озорные…

шаловливые…

пушистый

весёлые

смешные

А это слово о ком: хитрая - … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе.

Лиса хитрая, а лисёнок … хитрый (подчеркнуто произносит окончания).

"Хитрая лисёнок" – можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, веселый.

-Подумайте, о чём ещё можно сказать весёлый. (День, праздник, человек, танец, рассказ и т. д.)

-А о ком или о чём можно сказать слово весёлая? (Песня, музыка, игра, сказка, книга, пляска.)

-О ком или о чём мы скажем весёлые? (Ребята, дети, танцы и др.)

Подведение итогов

1. Как называется рассказ, который мы прочитали на сегодня на занятии(Лисята)

2. Кто автор этого рассказа(Е. Чарушин)

3. Кто главные герои этого рассказа?

Ребята, а сейчас я хочу узнать, понравилось вам занятие или нет. На этой поляне вы разместите цветы. Если вам понравилось, то красного и жёлтого цвета, если нет, то синего. (Дети берут цветы)

Рефлексия. Что понравилось? Почему?

Почему не понравилось, что было трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...