Отчет по самообразованию Шрамковой Г.Д. за 2015– 2016 учебный год. Тема: «Обучение дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин»
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_samoobr.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа№1460» (дошкольное отделение)

Отчет по самообразованию Шрамковой Г.Д.  

2015– 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


Тема самообразования: «Обучение дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин»

1

Обоснование выбора.  (Почему была выбрана данная тема, ее актуальность?)

К.Д.Ушинский

«Учите ребенка,   каким – нибудь  неизвестным ему пяти  словам – он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать  таких слов с картинами, и он усвоит их на лету».

В старшем дошкольном возрасте у детей совершенствуется диалогическая речь: могут поддерживать беседу, учатся высказывать свою точку зрения, согласие, несогласие с ответом товарища.
  Главной задачей развития связной речи в этом возрасте является совершенствование монологической речи детей.

Эта задача решается через различные виды деятельности:
- пересказ литературных произведений;
- составление описательных рассказов о предметах, объектах  и явлениях природы;
- создание творческих рассказов;
- сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картин.

Все виды деятельности актуальны при работе над развитием связной речи.

Я выбрала эту тему, так как опыт многолетней работы с дошкольниками показывает, что подготовка и проведение занятий по серии сюжетных картин  бывает трудной, но интересной для детей и необходимой.  
         При рассматривании картины дети, отвечая на вопросы воспитателя, выполняют различные словарные упражнения. Данные занятия расширяют представления детей, запас слов, в том числе слов с противоположном значением,  учат правильно и грамотно строить предложения.

Предметом бесед по серийным картинкам чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Рассматривая сюжетную картину, маленький ребенок все время говорит.
Поступки оцениваются с точки зрения моральных норм как хорошие и плохие, правильные и неправильные. Дети знакомятся с моральными нормами. Беседы побуждают к осознанию поступков явлений, к их оценке детьми.

2

Предварительная работа  перед началом работы по теме самообразования

Подбор  литературы   по проблеме обучения детей рассказыванию  по серии сюжетных картин;
изучение  передового опыта работы  по теме и  интернет ресурсов;
анализ   программных  требования по развитию связной речи в ДОУ;
разработка  комплекса  занятий по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин,  подготовка  наглядного материала  серии сюжетных картин: «Настоящий друг», «Подружки спасают собачку», « Некрасивый поступок»,  «День рождения», «Разбитая чашка»,  «Спасибо солнышку», «Собака и вороны».

3

Программы, методики, технологии, изученные в процессе работы над методической темой.  Изучение передового педагогического опыта. Использование методических рекомендаций.

Примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
под редакцией:  Н.С.Вераксы,  Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
А.М. Бородич «Методика развития речи детей»;
Э.П.Короткова «Обучение рассказыванию в детском саду»;
О.Ушакова «Развитие речи детей», «Диагностика речевого развития дошкольников по редакцией  О.С.Ушаковой.
Статьи журналов «Дошкольное воспитание»

4

Способы практического применения теоретического материала. Формы работы, виды деятельности, использованные в процессе работы над темой. (На занятиях, вне занятий, в совместной деятельности педагога с детьми, в свободной самостоятельной деятельности  детей, в кружковой работе и пр.)

Решение  проблемных ситуаций, возникающих среди детей, закрепление умений и навыков по составлению рассказов по серии сюжетных картин вне занятий по утрам и вечерам; сотрудничество с родителями (придумывание с детьми экологических сказок, сообщений по теме педсоветов).

5

Пособия, которыми пользовался педагог при работе по данной методической теме. Методические пособия (игры, нетрадиционное оборудование и пр.), разработанные самостоятельно

Серии сюжетных картин, театрализованное обыгрывание сюжетов.

6

Способы отслеживания результатов работы по теме.  (Диагностика:  таблицы  результаты работы в %).

В сентябре оценила  уровень умений детей составлять рассказы по серии сюжетных картин;

уровень смысловой целостности и лексико-грамматического оформления рассказов по серии сюжетных картин;

умения и навыки по подбору синонимов и антонимов.

7

Выводы по теме. Указать, если наблюдается положительный результат. (Приложить диаграммы, сравнительный анализ.)

Сентябрь 25 человек                                    Май 24 человека

Высокий уровень: 3человека                            6 человек

Средний: 19 человек                                          18 человек

Низкий: 3   ребенка                                                    нет

8

Как перекликаются выбранная тема и цель с задачами ДОУ?

Готовили родители с детьми сообщения по годовым задачам, дети выступали в группе перед детьми

(навыки публичного выступления)

9

Проекция на будущее (предполагаемый результат).

 Что можно сделать еще, чтобы эта работа  была  более эффективной?

Какие формы,  методы  работы применить?

Продолжать работу по теме: знакомить с другими вариантами составления творческих  рассказов по теме,  обновлять наглядный материал,  оформить альбом детского творчества.

Заключение

Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

Уровень развития речи дошкольников очень  различен. Одни свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, другие при большом пассивном запасе слов пользуются небольшим активным словарем. Некоторые употребляют слова и выражения, даже если не знают их точного смысла.

При рассматривании картины дети, отвечая на вопросы воспитателя, выполняют различные словарные упражнения.  Данные  занятия   расширяют  представления детей,  запас слов, в том числе слов с противоположном значением,   учат правильно и грамотно строить предложения.

На занятиях с использованием серии сюжетных картин детей правильно и точно поставленные вопросы позволяют научить дошкольников давать распространенные ответы, рассуждать, использовать эти умения в самостоятельном рассказывании.

Занятия с использованием сюжетных картин позволяют накапливать знания о предметах, которые не всегда присутствуют в повседневной жизни ребенка.  Любая новая картинка,  рассказывающая об очередном событии из жизни знакомых  героев,  помогает детям овладеть навыками грамотного рассказывания, а  впоследствии,  грамотного построения монолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение к семинару по теме: «Методика обучения дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок»

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности,  в том числе и чере...

Презентация "Обучение дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок"

Презентация разработана для использования  на семинаре для воспитателей. При переводе презентации в ПДФ/ для опубликования , т.к. даже в сжатом виде презентация превышала допустимый объем) не сох...

Конспекты комплексных подгрупповых занятий по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин "Как щенок нашёл друзей"

Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматич...

Конспекты комплексных подгрупповых занятий по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин "Скворцы прилетели!"

Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматич...

Конспекты комплексных подгрупповых занятий по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин "Скворцы прилетели!"

Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматич...

Конспекты комплексных подгрупповых занятий по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин "Скворцы прилетели!"

Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматич...