Методическая разработка:"Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста "
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

       

Игра-это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. 

Все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида:

  • игры с предметами (игрушками, природным материалом),
  •  настольно-печатные
  •  словесные игры.

1. С помощью  игр с предметами дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки.

Игры с куклой: «Уложим куклу спать», «День рождения куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает» и т.д. использую как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть ее сюжет. В сюжетно-ролевых играх  заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей.

Используя  игры с предметами, мне удается вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

 Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности детей имеют игры с природным материалом (листья, камушки, ракушки и т.д.), которые я организую во время прогулок, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, семенами- «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных  листочков (камушков)?», «Собери букет из осенних листьев» и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Давтян А.Г., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 39 Кировского района

Санкт-Петербурга

Тема выступления

Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Игра-это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. 

Все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида:

  • игры с предметами (игрушками, природным материалом),
  •  настольно-печатные
  •  словесные игры.

1. С помощью  игр с предметами дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки.

Игры с куклой: «Уложим куклу спать», «День рождения куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает» и т.д. использую как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть ее сюжет. В сюжетно-ролевых играх  заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей.

Используя  игры с предметами, мне удается вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

 Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности детей имеют игры с природным материалом (листья, камушки, ракушки и т.д.), которые я организую во время прогулок, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, семенами- «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных  листочков (камушков)?», «Собери букет из осенних листьев» и т.д.

2. Среди всего разнообразия дидактических игр особое внимание уделяю словесным играм. Словесные игры построены на словах и действиях окружающих.  Большинство произведений устного народного творчества (песенки, стихи, потешки)  как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. В играх «Угадай, кто позвал»,

«Коза рогатая», «Конь», «Петушок», «Хохлатка», «Сова», «Уточка» и др. я приучала детей действовать в соответствии со словами стихотворений, развивала  речевую активность детей, слуховое внимание и учила их правильному звукопроизношению.

3. Исходя из опыта работы, хотелось бы акцентрировать внимание на роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.   Большое стимулирующее влияние функций руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность головного мозга, центральную нервную систему, психику детей.

Чем выше развита двигательная и координаторная активность руки, тем лучше развивается речь, тем меньше ребёнок будет испытывать, когда будет учиться писать.

        Для определения уровня развития речи детей нужно использовать следующий метод: ребёнка попросить показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаётся изолированные движения пальцев - говорящие дети. Если движения напряжённые, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и мышления будет затруднено.

 Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками: с правой рукой- левое полушарие, а с левой- правое.

Пальчиковые игры я провожу в свободное время утром, во время утренней гимнастики, во второй половине дня. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

Для родителей мною подготовлена «Домашняя игротека» игр с пальчиками, чтобы родители могли в домашней обстановке поиграть со своими детьми.

Выполняя пальчиками различные упражнения,  дети достигают хорошего развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию, а в дальнейшем и к письму. В предметно-развивающей среде  для детей младшей группы у меня лежат пособия для шнуровки, мелкая и крупная мозаика, разнообразные мелкие игрушки, бусы и пуговицы различной величины, пазлы, различные виды застежек: молнии, кнопки, крючки; трафареты, массажные мячики и т.д.

4. Активно использую в своей работе дидактические игры с мячом, которые являются уникальной формой развития грамматического строя речи. Играя в игры: «Скажи ласково», «Подскажи словечко», «Кто как разговаривает?», «Кто как передвигается?» и др., увлеченные игрой, дети  как бы и не замечают, что они учатся.

5. Исходя из опыта работы, трудно переоценить значение музыкальных игр, которые я использую в своей работе. Малыши  с удовольствием подпевают, двигаются под разнообразную музыку (классическую, современную), самостоятельно извлекают звуки из музыкальных инструментах, играют в «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение со взрослым, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения....

Методическая разработка "пальчиковые игры" для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка для развития речи детей младшего  дошкольного возраста....

"Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

laquo;Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.СухомлинскийИгра-это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ...

Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Одной из главных задач, которую решают в ДОУ, является развитие речи. Актуальность изучения проблемы развития речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы ...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Развитие связной речи у детей до настоящего времени представляет собой актуальную проблему, это обусловлено значимостью для социализации будущих школьников. Развитие связной речи детей  неразрывн...

"Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

       О роли игры в жизни ребенка писали великие педагоги прошлого: Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко. Один из выдающихся русских психологов  Л.С.Выготский подче...