Конспект беседы «Блокада Ленинграда»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Савкина Марина Сергеевна

Конспект беседы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект беседы  «Блокада Ленинграда»

Цель:

  • расширить представление детей о героическом подвиге жителей и защитников блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;
  • воспитывать у детей чувства гордости за защитников Отечества.

Задачи:

  • закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда.
  • расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду. 
  • воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
  • закрепить навыки речевой деятельности.
  • воспитывать любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ

чувство благодарности и уважения к его защитникам.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города; чтение художественных произведений по теме. 

Введение в тему

          27 января – памятная дата для нашего народа. В этот день был полностью освобождён город Ленинград от блокады. Сейчас этот город называется Санкт-Петербург. 

Рассказ о блокадном Ленинграде

 Много лет тому назад на нашу страну напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война.

   -Почему её так называют? 

       Потому что весь народ встал на защиту своей Родины. Это была жестокая война, страшная, беспощадная. Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Все мужчины уходили на фронт. Она  принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом.

    Фашисты считали, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов фашисты направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли.

    ВЫ знаете, что такое блокада?

Враги не просто подошли близко к Ленинграду. Им удалось окружить его. А из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. И приехать теперь никто не мог в окруженный Ленинград. А когда город окружен врагами, это и значит, что он в блокаде.

         Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты  города  и стрелять по ним. Памятники истории маскировали как могли. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зеленой краской. Скульптуры коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду.Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить.

         Окна в домах заклеили узкими полосками бумаги – чтобы осколки стёкол не ранили при взрывах. На всех окнах висели тёмные шторы – чтобы ни один лучик света не сверкнул ночью. Каждую ночь слышался  гул самолётов, разрывы бомб. 

       В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено много  громкоговорителей. По радио людям объявляли о налётах и воздушной тревоге. Жуткий вой сирены холодил кровь. От бомбёжек прятались в бомбоубежищах, которые располагались в подвалах, подходящих для этого домов, в подземной части метро. 

       Ленинград лишился всего — отопления, воды, электричества, но продолжал бороться. 

Ленинградцы не желали сдаваться врагу и боролись за свою свободу всеми силами.  И кроме фашистов на осажденный город наступала зима — в этот год неожиданно суровая и морозная. 

       Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах небольшие, нещадно дымящие железные печки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель и даже книги — все, что могло гореть. Но тепла все равно не хватало. Стены комнат покрывались инеем. 

        За водой приходилось ходить к Неве, к специально прорубленным полыньям. К самой полынье часто спускались дети. Набрав небольшой чайник воды, они спешили к ждущим их матерям, чтобы вылить добытую воду в ведро и вернуться назад. 

          Но все-таки главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой (125 граммов) кусочек в день. 

        Далеко за кольцом блокады было продовольствие –  мука, мясо, масло. Как же его достать? Ведь враг бомбил город и ночью и днем. 

         Лишь только одна дорога связывала блокадный город с большой землёй. Шла она по воде Ладожского озера. Под огнем в город на баржах привозили продукты и увозили детей, раненых.

          Единственным спасением стала дорога по замерзшему Ладожскому озеру.

         Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев. В город везли продовольствие, а из города по ледовой дороге вывозили детей. Поэтому её назвали «Дорогой жизни». 

   Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

      -Какой праздник мы отмечаем зимой?

       Население Ленинграда голодало и замерзало. Но наступил Новый Год – праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Взрослые  совершили настоящий подвиг – были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. Для ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник.

    После долгой, очень долгой зимы, наконец, в Ленинград пришла весна. Голодные люди ели свежие зеленые листочки с деревьев, листья растений. 

      В городских парках  и садах разбили  огороды. Они выращивали на них овощи, чтобы не умереть с голода. 

    Работали во время блокады все:старики,женщины ,дети. Дети  «чинили» одежду раненных, делали бинты, рубили дрова, разносили письма по домам и даже выступали в госпиталях с концертами. Мальчишки и девчонки тушили пожары, дежурили ночами на смотровых вышках.

       Ленинградцы выстояли. А наши солдаты делали всё возможное, чтобы   освободить город. И, наконец, этот день наступил – 27 января 1944г. 872 дня люди шли к этому событию!

       Радио объявило:

«Город Ленинград освобождён от вражеской блокады!»

Такого дня не видел Ленинград!

 Нет. Радости подобной не бывало!

Казалось, что всё небо грохотало…

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий.

Смеялись, пели, обнимались люди.

          Подвиг, совершённый в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». У подножия кольца выбиты строки Бронислава Кежуна:

Потомок, знай: в суровые года,

Верны народу, долгу и Отчизне,

Через торосы ладожского льда

Отсюда мы вели дорогу Жизни,

Чтоб жизнь не умирала никогда.

      Детям — юным героям Ленинграда   установлен памятник «Цветок жизни»

         За мужество и  героизм город Ленинград получил звание Город – герой.

Рефлексия

О чем мы сегодня говорили?

Где проходила Дорога жизни?

О каких памятниках вы узнали?

4.Что вам запомнилось из моего рассказа?

Итог   

   Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему?

    Мы должны сохранить память о героизме и стойкости героев Великой Отечественной войны, о мужестве  простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая беседа: Блокада Ленинграда

Тематическая беседа: Блокада Ленинграда...

Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в средней группе детского сада

Конспект беседы, посвященной «Дню снятия блокады» для среднего дошкольного возраста.Воспитатель: Жиенова У.Т., воспитатель МБДОУ Д/С №28 г. Троицк, Челябинской областиЦель:· Расшири...

Беседа "Блокада Ленинграда"

Прекрасный город Ленинград!Дворцы, каналы, Летний сад.В войну был окружен блокадой,И гибли люди Ленинграда.Да! Много лет тому назадВ блокаде был весь Ленинград.Со всех сторон, со всех сторонОн был вра...

Тематическая беседа Блокада Ленинграда

Тема: Беседа «Блокада Ленинграда»Цель беседы:-совершенствование духовно - патриотического развития детей;- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;-воспитывать уважительное о...

Конспект беседы - "Блокада Ленинграда" для детей подготовительной к школе группы № 5.

Конспект беседы - "Блокада Ленинграда"для детей подготовительной к школе группы № 5....

конспект тематической беседы "Блокада Ленинграда"

Цель: продолжать расширять знания детей о ВОВ Задачи: образовательные • формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны • систематизировать знания о ВОВ...

Конспект беседы «Блокада Ленинграда»

Цель: Расширять знания детей о героическом подвиге  жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Познакомить детей с понятием блокада. Пробудить в детях чувство сос...