Конспект беседы «Блокада Ленинграда»
методическая разработка (старшая группа)
Цель: Расширять знания детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Познакомить детей с понятием блокада. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за народ проявивший отвагу. Познакомить детей со страшными днями пережитыми людьми.
Задачи:
- воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ;
– формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны;
– обогащать знания детей о героическом прошлом города Ленинграда;
- воспитывать уважение к старшему поколению пережившего тяготы войны;
- воспитывать умение сочувствовать, сопереживать;
- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
- активизировать словарный запас детей;
Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”
Оборудование: Мультимедиа оборудование, аудиозаписи, карта-схема «блокадного кольца».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada_leningrada.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект беседы «Блокада Ленинграда»
Цель: Расширять знания детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Познакомить детей с понятием блокада. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за народ проявивший отвагу. Познакомить детей со страшными днями пережитыми людьми.
Задачи:
- воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ;
– формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны;
– обогащать знания детей о героическом прошлом города Ленинграда;
- воспитывать уважение к старшему поколению пережившего тяготы войны;
- воспитывать умение сочувствовать, сопереживать;
- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
- активизировать словарный запас детей;
Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”
Оборудование: Мультимединое оборудование, аудиозаписи, карта-схема «блокадного кольца».
Ход занятия:
«Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть… (Д.Попов)
Воспитатель: Воскресенье 22 июня 1941 года выдалось солнечным и теплым. Люди радовались наступившему лету и выходному дню. Одни уезжали на дачу, другие собирались в парки. И вдруг…
голос Левитана объявляет о начале войны
- 22 июня в 4 часа утра, когда все спали, без объявления войны Фашистские войска начали бомбить наши города. Все изменилось сразу, отошла в прошлое мирная жизнь. Началась война! Вой воздушных сирен, непрекращающиеся бомбежки. Свистящие пули, раненые, умершие людей, недавно мечтавших о счастье. Искаженные от ужаса лица. Грохот орудий. Все это война.
Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты, они разрушали города и сёла, убивал мирных жителей.
Наш народ как один поднялся на защиту своей Родины. Нелегко пришлось советским солдатам на этой войне. Они стояли насмерть, чтобы отстоять каждый клочок нашей земли. Это были жестокие бои за города и сёла, за деревни, за каждый дом.
Одним из самых трудных испытаний для нашего народа в те далёкие дни Великой Отечественной Войны была блокада Ленинграда, которая началась 8 сентября 1941г.
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. По - этому один из основных ударов фашисты направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли.
Враг подступал к городу. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики В городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт.
Фашисты хотели уничтожить не только город, но и жителей. Они окружили город со всех сторон. Гитлер приказал начать долговременную осаду. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет…». Но город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты.
Город оказался блокированным с суши и с моря. Посмотрите, на карту. Давайте проведем указкой по линии окружения. На что она похожа? Правильно на кольцо. Это кольцо называли блокадным. Началась блокада Ленинграда.
Над городом сомкнулось кольцо блокады. Начались постоянные бомбежки и артобстрелы. Была подтянута тяжелая осадная артиллерия, фашисты начали методично разрушать город. За время блокады немцы обрушили на Ленинград 100 тыс. бомб и 150 тыс. снарядов.
В город нельзя было подвозить продукты.
Страна, как могла, помогала Ленинграду. С Большой земли в блокадный город доставляли продукты и топливо.
На Ладожском озере оставалась узкая полоска воды, по которой летом на баржах доставляли продукты в осажденный город. К осени Ладога замерзла и эта единственная ниточка, оборвалась.
Тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу.22 ноября 1941 года на тонкий лед Ладожского озера вышли первые грузовики с мукой. Эту дорогу называли «Дорога жизни». До 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей.
Под постоянной бомбежкой и артобстрелами водители, несмотря на огромные потери, доставляли по «дороге жизни» лишь небольшое количество необходимых продуктов. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым. По этой трассе доставляли продукты в город, а из города вывозили раненых, женщин, детей и доставляли оружие на фронт. Но Дорога жизни не могла накормить всех. От голода во время блокады погибли 642 тыс. человек.
Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод. Самой тяжелой оказалась первая блокадная зима. Немцам удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего Ленинград оказался без запасов продовольствия. Хлеб выдавали по карточкам. На целый день выдавали маленький кусочек черного хлеба. С 20 ноября ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей - вдвое меньше. Это был маленький, липкий, сырой кусочек, состоящий из отрубей и небольшой части муки (показать размеры блокадной нормы хлеба). Только этот маленький кусочек хлеба и вода – это все, что люди смогли съесть за день.
– Как вы думаете, можно наесться таким кусочком хлеба?
(Ответы детей).
Люди голодали и умирали от голода. В городе не было ни топлива, ни электричества, транспорт не ходил, замерзли водопровод и канализация. За водой приходилось ходить на набережную Невы, делать там прорубь и набирать воду и все это под обстрелами. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в плохо отапливаемых домах, комнаты отапливали печками-буржуйками сжигая в них мебель и книги, жили с наглухо завешенными окнами, потому что стекла были выбиты взрывами, почти в полной темноте.
900 дней в огненном кольце, в тисках беспощадного голода, три зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнем ленинградцы выстояли, и чем могли помогали фронту.
Под лозунгом «Все для фронта, все для победы» не на час, не прекращали работы заводы: люди умирали голодной смертью, но не покидали рабочих мест. Стояли насмерть бойцы.
Во время блокады города на домах были размещены 1500 громкоговорителей для того, чтобы люди всегда слышали голос диктора и сигналы о начале бомбардировок. Громкоговорители работали днем и ночью. А когда не было радиопередач и бомбежки, по радио раздавался стук метронома ( звук метронома в аудиозаписи) Медленный - все спокойно.
Быстрый ритм - «воздушная тревога».
Трудно было и взрослым и детям. Многие дети тем временем очень часто оставались одни. Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде осталось почти 400 тысяч детей. Им было страшно и неуютно оставаться дома в нетопленных комнатах. Некоторым из них помогали пережить часы ожидания родителей их любимые игрушки. Дети разговаривали с ними, и им казалось, что с ними кто есть рядом.
Дети старались ни в чем не уступать взрослым. Не было таких дел,в которых они бы не участвовали. Дети помогали взрослым тушить пожары, заливать зажигательные бомбы. Это было важно, так как в городе крыши домов были деревянные и легко загорались.
Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, более 15 тыс. мальчиков и девочек были награждены медалью «За оборону Ленинграда»
На Ладоге есть удивительный памятник. Он называется “Цветок жизни” Памятник стоит высоко над дорогой, над речкой и полем, здесь проходила Дорога жизни, по которой в осажденный город везли хлеб.
Этот памятник, поставлен в память о погибших детях блокадного Ленинграда.
На лепестках 15-ти метровой каменной ромашки — лицо улыбающегося мальчика и слова детской песни «Пусть всегда будет солнце».
Блокада города длилась 900 дней. Благодаря силе наших войск кольцо блокады удалось разорвать.
18 января 1943 советские войска прорвали блокадное кольцо.
24 января 1944 г. силами Волховского и Ленинградского фронтов было предпринято наступление, в результате которого
27 января была полностью снята блокада. В городе к этому времени остались в живых в 5 раз меньше, чем в начале блокады.
«Голод и холод.
Война и разруха.
Сильный был город,
Не падал он духом!
Дыхание смерти было повсюду,
Но выжили, выжили люди!
Блокадный паёк,
Стакан кипятка.
Вот жизни глоток,
Потом темнота.
А город прорвался!
А город воскрес!
А город стоит!
Никуда не исчез!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая беседа: Блокада Ленинграда
Тематическая беседа: Блокада Ленинграда...
Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в средней группе детского сада
Конспект беседы, посвященной «Дню снятия блокады» для среднего дошкольного возраста.Воспитатель: Жиенова У.Т., воспитатель МБДОУ Д/С №28 г. Троицк, Челябинской областиЦель:· Расшири...
Беседа "Блокада Ленинграда"
Прекрасный город Ленинград!Дворцы, каналы, Летний сад.В войну был окружен блокадой,И гибли люди Ленинграда.Да! Много лет тому назадВ блокаде был весь Ленинград.Со всех сторон, со всех сторонОн был вра...
Тематическая беседа Блокада Ленинграда
Тема: Беседа «Блокада Ленинграда»Цель беседы:-совершенствование духовно - патриотического развития детей;- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;-воспитывать уважительное о...
Беседа "Блокада Ленинграда"
Конспект творческого мероприятия, посвященногоДню снятия блокады Ленинграда«Подвиг города» ...
Конспект беседы - "Блокада Ленинграда" для детей подготовительной к школе группы № 5.
Конспект беседы - "Блокада Ленинграда"для детей подготовительной к школе группы № 5....
конспект тематической беседы "Блокада Ленинграда"
Цель: продолжать расширять знания детей о ВОВ Задачи: образовательные • формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны • систематизировать знания о ВОВ...