Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе на тему: «Заучивание стихотворения М. И. Николаева «Родное село» по мнемотаблице»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Цель:  Формирование знаний детей о малой Родине. Развитие  у детей чувства патриотизма и любви  к своей малой Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Архангельская СШ»

группа дошкольного образования

Конспект занятия

 по развитию речи  

 с использованием ИКТ

в старшей группе (5-6 лет)

на  тему:

«Заучивание стихотворения

Михаила Ивановича Николаева «Родное село»

по мнемотаблице» (в сокращении).

F:\Открытое занятие Моя малая Родина - Архангельское\с. Архангельское\1529494.jpg

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

Медведева Наталья Александровна

Цель:  Формирование знаний детей о малой Родине. Развитие  у детей чувства патриотизма и любви  к своей малой Родине.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей  со стихотворением М. И. Николаева «Родное село»              (в сокращении).

- Помогать правильно строить предложения, опираясь на мнемотаблицу.

-  Расширять представления о родном крае, который является частью нашей большой страны.

- Закреплять знания о поэтах-земляках.

 

Развивающие:

-Развивать речь, внимание, ассоциативное мышление.

- Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.

- Активизировать и обогащать словарный запас по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», «большая Родина».

Воспитательные:

- Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине и бережное отношение детей к природе.

- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво и правильно.

Интеграция  образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое»,  «Физическое развитие».

Методы и приемы:

  • словесный: беседы, вопросы детям, заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы, слушание музыки.
  • наглядный: мультимедийная презентация, мнемотаблица, смайлики
  • игровой: словесная игра «Букет красивых слов», игровое упражнение с мячом «Подбери слово», физкультминутка «Дорогое село», дидактическая игра «Можно - нельзя». 
  • психологический приём: аутотренинг «Здравствуйте», подарки – смайлики

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, понавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Оборудование:  мультимедийная презентация, компьютер, магнитная доска,  мнемотаблица для заучивания стихотворения, портрет М. И. Николаева, плакат с вазой, цветы для игры «Букет красивих слов», письмо от Незнайки, флажки зеленого и красного цвета по количеству  детей.

Предварительная работа:

  • Рассматривание карт: России, Нижегородской области, Шатковского округа; фотографий с изображением России, села Архангельское.
  • Чтение художественных произведений по теме.
  • Рассматривание мнемотаблиц.
  • Экскурсии по селу.
  • Изготовление смайликов.

Ход занятия:

  1. Аутотренинг «Здравствуйте»

Звучит лёгкая тихая музыка

-Здравствуйте! — Ты скажешь человеку.

Здравствуй! — Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

- Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня.  Поздороваемся с гостями. Как вы думаете, какое у них настроение. А подарим им на весь день свои улыбки и хорошее настроение. (Дети дарят гостям смайлики).

-Что мы желаем человеку, когда говорим «Здравствуйте!»?  (Здоровья).

-Какие еще вежливее слова Вы знаете?  (Спасибо, пожалуйста, до свидания).

-Здравствуйте, маленькие россияне!

-Вы знаете, почему я так к вам обращаюсь? (Потому что, мы живем в России).

-Да, потому что всех, кто живет в России, называют Россиянами.

-Посмотрите вниметельно на карту нашей страны. 

 (Слайд 2)

  1. Беседа «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес наша страна».

  Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря.

-Что вы можете рассказать о нашей стране. Какая она? (Большая, красивая, огромная, могучая, величественная, необъятная, просторная, бескрайняя…)

- Ребята, мы только что проговорили, что страна у нас большая. И поэтому она делится на области. Как называется наша область? (Наша область называется Нижегородская)

- Области подразделяются на округи. В Нижегородской области  очень много округов. Например: Арзамасский, Лукояновский, Дивеевский др.

- Может кто-то из вас, ребята, скажет, как называется наш округ? (Наш округ называется Шатковский)

- Каждый округ делится на села. Мне очень интересно в каком селе мы живем? (Мы живем в селе Архангельское). Так, раз мы живем в селе Архангельское,  так как же называют жителей нашего села? (архангельцы).

- Я предлагаю вам поговорить о нашем селе, какое оно.

  1. Словесная игра «Букет красивых слов».

-  Мы подарим селу Архангельское  «Букет красивых слов» и полюбуемся красотой нашего села. Ну, а какой же букет без цветов! (Звучит музыка).  Посмотрите на необычную цветочную полянку, на каждом цветочке - знакомые места села. Каждый из вас кто пожелает, берет по очереди цветок, говорит, какое Архангельское у него на открытке,  т.е. говорит прилагательное, и «ставит» свой цветок в вазу.  (красивое, большое, чистое, родное, зеленое, любимое, солнечное, современное, удивительное, цветущее, гостеприимное, замечательное, прекрасное праздничное,  спортивное, культурное, молодое, загадочное).

-Посмотрите, какая фотовыставка получилась о нашем селе, и вот какой букет красивых слов мы собрали.

-Ребята, это письмо под цветком лежало. Оно от Незнайки.

«Дорогие ребята! Здравствуйте! Пишут вам Незнайка и его друзья! Мы живем в Цветочном городке. У нас здесь изобилие цветов, много птиц, бабочек. Но нам хочется посмотреть мир, и мы с друзьями решили отправиться в путешествие на воздушном шаре. И просим вас, расскажите нам, пожалуйста, о вашем селе».

- Мы с вами часто ходим на экскурсии, бываем в разных красивых местах села. Где мы были, чем вам нравятся места села, которыми гордятся жители нашего села. Расскажем?

  1. Динамическая пауза (под музыку) «Мы по селу  гуляем…»: 
    Мы по селу гуляем, 
    дети идут по кругу, взявшись за руки                                                      Всё вокруг мы замечаем: остановились                                                                                     В центре – парк тенистый, руками показывают в центр круга                                        В парке – дуб ветвистый . разводят руки над головой                                                          По дороге мы пойдем      идут по кругу                                                                                   К обелиску попадем – руками показывают в центр круга                                                  Он о прошлом говорит.                                                                                                  Память о павших хранит.    руки на сердце                                                                                                    В нашем селе любимом сгибают и разгибают ладони                                                                             Есть дом культуры, магазины, школа, поочерёдно загибают    пальцы                                               Садик, аптека, библиотека.                                                                                                        Село Архангельское зовётся, хлопают в ладоши                                                                               Хорошо нам в нём живётся! показывают большие пальцы рук                                                 
  2. Заучивание стихотворения М. И. Николаева «Родное село».

- Среди жителей села, ребята, есть поэты, которые написали много стихов о нашем селе. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Михаила Ивановича Николаева «Родное село» (сокращенное). Он работал учителем в нашей школе. А  учить стихотворение мы будем наизусть по мнемотаблице (условные обозначения, по которым рассказывают слева направо, используя все рисунки; одна клеточка – это одна строчка), чтобы легче было запомнить стихотворение.

Стоит село красивое

Над речкой небольшой

И люди там счастливые

Живут одной семьей.

Уж сотни лет красуется

Архангельское там,

А сердце разволнуется-

Мы просим в гости к нам.

Природа несравненная

У нас вокруг села.

И Ключ, и грязь лечебная,

Есть школа, клуб и храм.

Округу обойдите

И, чтоб вам повезло,

Попробуйте, найдите

Такое же село!

  1. Беседа по стихотворению,  рассматривание  мнемотаблицы.

- Как называется стихотворение, и кто его написал?

- Какое настроение было у поэта, когда он создавал это стихотворение?

 - Какое настроение у вас при прослушивании стихотворения?

- О чем это стихотворение? А как называется село?

- Как поэт говорит о селе? Какое наше село? (Стоит село красивое)

- Где стоит наше село? (Над речкой небольшой)

- А знаете ли вы, как называется река?

- Как поэт описывает в стихотворении людей, живущих в селе? (И люди там счастливые живут одной семьей).

- О каких достопримечательностях поэт напоминает в стихотворении? (И Ключ, и грязь лечебная, есть школа, клуб и храм).

- Молодцы.

  1. Физкультминутка
  • Ребята, давайте немножко разомнемся.

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Влево, вправо повернитесь,

Сядте-встаньте и садитесь.

Вы, надеюсь, не устали?

- Молодцы. Продолжаем дальше.

- Ребята, сейчас я прочту стихотворение ещё раз, а вы постарайтесь его запомнить,  затем попробуйте рассказать его сами. Обратите  внимание на то, с каким настроением и каким голосом я его буду читать.

- Итак, слушайте, я прочитаю стихотворение с помощью подсказки – мнемотаблицы. (читать стихотворение с показом соответствующей схемы)

-А теперь попробуйте рассказать стихотворение  по-одному.

(Первым спросить ребенка с хорошей памятью. Затем, еще 2 -3, если ребенок затрудняется, помочь ему, читая вполголоса.)

- Молодцы!

- Ребята, чтобы наше село было красивым и уютным, мало его любить, о нем еще нужно и заботиться – соблюдать чистоту, поддерживать порядок, украшать, строить, озеленять. Что и делают наши односельчане. А мы с детства должны беречь то, что сделано руками взрослых, гордится своим селом и родным краем.

(Слайд 4)

  1. Дидактическая игра «Можно - нельзя». 

 Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Можно - нельзя». Для этого вам необходимо взять в правую руку зеленый флажок, а в левую – красный. Я вам буду задавать вопросы, а вы будите отвечать, используя флажки определенного цвета. Если «можно» поднимаете зеленый флажок, если «нельзя» - красный.

- 1. Рвать цветы на клумбе?

- 2. Любоваться цветущей клумбой?

-3.  Бросать фантики от конфет?

- 4. Сажать деревья и цветы?

- 5. Кричать, шуметь в общественном месте?

- 6. По газонам ходить?

-7.  Разговаривать в спокойном, вежливом тоне?

- 8. Разорять птичьи гнезда?

- 9. Оборудовать кормушки для зимующих птиц?

-  Вы хорошо справились!

  1.  Рефлексия:

- Ребята, чем мы сегодня занимались?  (ответы детей)

- Постарайтесь дома рассказать стихотворение своим близким: маме, папе или бабушке. А если вам захочется узнать еще  что-то о нашем селе, тогда вечером обратитесь к родителям, чтобы они вам рассказали об истории села.

- Почему мы любим свою малую Родину?  (ответы детей.)

- Да, ребята, любите и  берегите свою Родину. А когда  вы станете взрослыми, не забывайте о своём родном  селе.

- Какие вы сегодня молодцы, с вами было весело работать, и поэтому возьмите на память значки с эмблемой нашего села.

Награждение детей значками с изображением села.

  1. Сюрпризный момент. (Слайд 5) (звук sms)

Незнайка: Ребята, мы пролетаем над вашим селом. Оно такое большое и очень красивое.   Спасибо вам большое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе "Маша идет в школу"

Занятие по развитию речи в старшей группе "Маша идет в школу» Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление),...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе

НОД  в старшей группе по развитию речи ,с использованием ТРИЗ....

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «По следу жадных медвежат»

Цель: развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы с использованием технологий моделирования.Задачи: Обучающие:- Формировать умение пересказывать худож...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «Эки карам айучак»

Цель: развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы с использованием технологий моделирования.Задачи: Обучающие:- Формировать умение пересказывать худож...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Программное содержание:Учить использовать в речи слова и выражения, не...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе "В поисках сокровищ"

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохраниение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе "Веселое приключение". Мнемотаблицы

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе "Веселое приключение".Мнемотаблицы...