Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе на тему: «Заучивание стихотворения М. И. Николаева «Родное село» по мнемотаблице»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Цель: Формирование знаний детей о малой Родине. Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей малой Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_zauchivanie_stihotvoreniya_nikolaeva_m_i_rodnoe_selo.docx | 173.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Архангельская СШ»
группа дошкольного образования
Конспект занятия
по развитию речи
с использованием ИКТ
в старшей группе (5-6 лет)
на тему:
«Заучивание стихотворения
Михаила Ивановича Николаева «Родное село»
по мнемотаблице» (в сокращении).
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории
Медведева Наталья Александровна
Цель: Формирование знаний детей о малой Родине. Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей малой Родине.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей со стихотворением М. И. Николаева «Родное село» (в сокращении).
- Помогать правильно строить предложения, опираясь на мнемотаблицу.
- Расширять представления о родном крае, который является частью нашей большой страны.
- Закреплять знания о поэтах-земляках.
Развивающие:
-Развивать речь, внимание, ассоциативное мышление.
- Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.
- Активизировать и обогащать словарный запас по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», «большая Родина».
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине и бережное отношение детей к природе.
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво и правильно.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое», «Физическое развитие».
Методы и приемы:
- словесный: беседы, вопросы детям, заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы, слушание музыки.
- наглядный: мультимедийная презентация, мнемотаблица, смайлики
- игровой: словесная игра «Букет красивых слов», игровое упражнение с мячом «Подбери слово», физкультминутка «Дорогое село», дидактическая игра «Можно - нельзя».
- психологический приём: аутотренинг «Здравствуйте», подарки – смайлики
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, понавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, магнитная доска, мнемотаблица для заучивания стихотворения, портрет М. И. Николаева, плакат с вазой, цветы для игры «Букет красивих слов», письмо от Незнайки, флажки зеленого и красного цвета по количеству детей.
Предварительная работа:
- Рассматривание карт: России, Нижегородской области, Шатковского округа; фотографий с изображением России, села Архангельское.
- Чтение художественных произведений по теме.
- Рассматривание мнемотаблиц.
- Экскурсии по селу.
- Изготовление смайликов.
Ход занятия:
- Аутотренинг «Здравствуйте»
Звучит лёгкая тихая музыка
-Здравствуйте! — Ты скажешь человеку.
Здравствуй! — Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
- Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Поздороваемся с гостями. Как вы думаете, какое у них настроение. А подарим им на весь день свои улыбки и хорошее настроение. (Дети дарят гостям смайлики).
-Что мы желаем человеку, когда говорим «Здравствуйте!»? (Здоровья).
-Какие еще вежливее слова Вы знаете? (Спасибо, пожалуйста, до свидания).
-Здравствуйте, маленькие россияне!
-Вы знаете, почему я так к вам обращаюсь? (Потому что, мы живем в России).
-Да, потому что всех, кто живет в России, называют Россиянами.
-Посмотрите вниметельно на карту нашей страны.
(Слайд 2)
- Беседа «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес наша страна».
Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря.
-Что вы можете рассказать о нашей стране. Какая она? (Большая, красивая, огромная, могучая, величественная, необъятная, просторная, бескрайняя…)
- Ребята, мы только что проговорили, что страна у нас большая. И поэтому она делится на области. Как называется наша область? (Наша область называется Нижегородская)
- Области подразделяются на округи. В Нижегородской области очень много округов. Например: Арзамасский, Лукояновский, Дивеевский др.
- Может кто-то из вас, ребята, скажет, как называется наш округ? (Наш округ называется Шатковский)
- Каждый округ делится на села. Мне очень интересно в каком селе мы живем? (Мы живем в селе Архангельское). Так, раз мы живем в селе Архангельское, так как же называют жителей нашего села? (архангельцы).
- Я предлагаю вам поговорить о нашем селе, какое оно.
- Словесная игра «Букет красивых слов».
- Мы подарим селу Архангельское «Букет красивых слов» и полюбуемся красотой нашего села. Ну, а какой же букет без цветов! (Звучит музыка). Посмотрите на необычную цветочную полянку, на каждом цветочке - знакомые места села. Каждый из вас кто пожелает, берет по очереди цветок, говорит, какое Архангельское у него на открытке, т.е. говорит прилагательное, и «ставит» свой цветок в вазу. (красивое, большое, чистое, родное, зеленое, любимое, солнечное, современное, удивительное, цветущее, гостеприимное, замечательное, прекрасное праздничное, спортивное, культурное, молодое, загадочное).
-Посмотрите, какая фотовыставка получилась о нашем селе, и вот какой букет красивых слов мы собрали.
-Ребята, это письмо под цветком лежало. Оно от Незнайки.
«Дорогие ребята! Здравствуйте! Пишут вам Незнайка и его друзья! Мы живем в Цветочном городке. У нас здесь изобилие цветов, много птиц, бабочек. Но нам хочется посмотреть мир, и мы с друзьями решили отправиться в путешествие на воздушном шаре. И просим вас, расскажите нам, пожалуйста, о вашем селе».
- Мы с вами часто ходим на экскурсии, бываем в разных красивых местах села. Где мы были, чем вам нравятся места села, которыми гордятся жители нашего села. Расскажем?
- Динамическая пауза (под музыку) «Мы по селу гуляем…»:
Мы по селу гуляем, дети идут по кругу, взявшись за руки Всё вокруг мы замечаем: остановились В центре – парк тенистый, руками показывают в центр круга В парке – дуб ветвистый . разводят руки над головой По дороге мы пойдем идут по кругу К обелиску попадем – руками показывают в центр круга Он о прошлом говорит. Память о павших хранит. руки на сердце В нашем селе любимом сгибают и разгибают ладони Есть дом культуры, магазины, школа, поочерёдно загибают пальцы Садик, аптека, библиотека. Село Архангельское зовётся, хлопают в ладоши Хорошо нам в нём живётся! показывают большие пальцы рук - Заучивание стихотворения М. И. Николаева «Родное село».
- Среди жителей села, ребята, есть поэты, которые написали много стихов о нашем селе. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Михаила Ивановича Николаева «Родное село» (сокращенное). Он работал учителем в нашей школе. А учить стихотворение мы будем наизусть по мнемотаблице (условные обозначения, по которым рассказывают слева направо, используя все рисунки; одна клеточка – это одна строчка), чтобы легче было запомнить стихотворение.
Стоит село красивое
Над речкой небольшой
И люди там счастливые
Живут одной семьей.
Уж сотни лет красуется
Архангельское там,
А сердце разволнуется-
Мы просим в гости к нам.
Природа несравненная
У нас вокруг села.
И Ключ, и грязь лечебная,
Есть школа, клуб и храм.
Округу обойдите
И, чтоб вам повезло,
Попробуйте, найдите
Такое же село!
- Беседа по стихотворению, рассматривание мнемотаблицы.
- Как называется стихотворение, и кто его написал?
- Какое настроение было у поэта, когда он создавал это стихотворение?
- Какое настроение у вас при прослушивании стихотворения?
- О чем это стихотворение? А как называется село?
- Как поэт говорит о селе? Какое наше село? (Стоит село красивое)
- Где стоит наше село? (Над речкой небольшой)
- А знаете ли вы, как называется река?
- Как поэт описывает в стихотворении людей, живущих в селе? (И люди там счастливые живут одной семьей).
- О каких достопримечательностях поэт напоминает в стихотворении? (И Ключ, и грязь лечебная, есть школа, клуб и храм).
- Молодцы.
- Физкультминутка
- Ребята, давайте немножко разомнемся.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Влево, вправо повернитесь,
Сядте-встаньте и садитесь.
Вы, надеюсь, не устали?
- Молодцы. Продолжаем дальше.
- Ребята, сейчас я прочту стихотворение ещё раз, а вы постарайтесь его запомнить, затем попробуйте рассказать его сами. Обратите внимание на то, с каким настроением и каким голосом я его буду читать.
- Итак, слушайте, я прочитаю стихотворение с помощью подсказки – мнемотаблицы. (читать стихотворение с показом соответствующей схемы)
-А теперь попробуйте рассказать стихотворение по-одному.
(Первым спросить ребенка с хорошей памятью. Затем, еще 2 -3, если ребенок затрудняется, помочь ему, читая вполголоса.)
- Молодцы!
- Ребята, чтобы наше село было красивым и уютным, мало его любить, о нем еще нужно и заботиться – соблюдать чистоту, поддерживать порядок, украшать, строить, озеленять. Что и делают наши односельчане. А мы с детства должны беречь то, что сделано руками взрослых, гордится своим селом и родным краем.
(Слайд 4)
- Дидактическая игра «Можно - нельзя».
Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Можно - нельзя». Для этого вам необходимо взять в правую руку зеленый флажок, а в левую – красный. Я вам буду задавать вопросы, а вы будите отвечать, используя флажки определенного цвета. Если «можно» поднимаете зеленый флажок, если «нельзя» - красный.
- 1. Рвать цветы на клумбе?
- 2. Любоваться цветущей клумбой?
-3. Бросать фантики от конфет?
- 4. Сажать деревья и цветы?
- 5. Кричать, шуметь в общественном месте?
- 6. По газонам ходить?
-7. Разговаривать в спокойном, вежливом тоне?
- 8. Разорять птичьи гнезда?
- 9. Оборудовать кормушки для зимующих птиц?
- Вы хорошо справились!
- Рефлексия:
- Ребята, чем мы сегодня занимались? (ответы детей)
- Постарайтесь дома рассказать стихотворение своим близким: маме, папе или бабушке. А если вам захочется узнать еще что-то о нашем селе, тогда вечером обратитесь к родителям, чтобы они вам рассказали об истории села.
- Почему мы любим свою малую Родину? (ответы детей.)
- Да, ребята, любите и берегите свою Родину. А когда вы станете взрослыми, не забывайте о своём родном селе.
- Какие вы сегодня молодцы, с вами было весело работать, и поэтому возьмите на память значки с эмблемой нашего села.
Награждение детей значками с изображением села.
- Сюрпризный момент. (Слайд 5) (звук sms)
Незнайка: Ребята, мы пролетаем над вашим селом. Оно такое большое и очень красивое. Спасибо вам большое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе "Маша идет в школу"
Занятие по развитию речи в старшей группе "Маша идет в школу» Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление),...
Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе
НОД в старшей группе по развитию речи ,с использованием ТРИЗ....
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «По следу жадных медвежат»
Цель: развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы с использованием технологий моделирования.Задачи: Обучающие:- Формировать умение пересказывать худож...
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «Эки карам айучак»
Цель: развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы с использованием технологий моделирования.Задачи: Обучающие:- Формировать умение пересказывать худож...
Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»
Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Программное содержание:Учить использовать в речи слова и выражения, не...
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе "В поисках сокровищ"
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохраниение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе "Веселое приключение". Мнемотаблицы
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе "Веселое приключение".Мнемотаблицы...