Картотека "Пальчиковая гимнастика"
картотека по развитию речи (младшая группа)
Значение пальчиковой гимнастики заключается в следующем:
- Развитие мелкой моторики. Постоянно повторяя упражнения, малыш развивает гибкость кистей и пальцев, их подвижность. Улучшается координация движений.
- Внимание. Играя с пальцами, ребёнок тренирует устойчивость внимания, его объём, умение концентрироваться.
- Речь. В процессе пальчиковых игр малыш прислушивается к речи взрослых и начинает повторять слова, которые слышит. Параллельно в коре головного мозга активизируются речевые центры, увеличивается словарный запас ребёнка.
- Память. Все движения в пальчиковых играх сопровождаются рассказами, считалками или стихами. Малыш следит за словами и постепенно запоминает их, ассоциируя с движениями собственных пальцев.
- Воображение и творческие способности. Стихи и любые рассказы, сопровождающие игру с пальчиками, пробуждают творческий потенциал малыша.
Кроме того, пальчиковая гимнастика способствует социализации ребёнка и созданию благоприятной эмоциональной атмосферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ "Детский сад № 31"
Картотека пальчиковой гимнастики в стихах для детей
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
УТЁНОК:
Ты, утенок, не пищи! (Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.)
Лучше маму поищи. (Можно использовать резиновые игрушки.)
ПОГЛАДИМ КОТЕНКА:
«Киса, кисочка, кисуля! — (Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.)
Позвала котенка Юля. —
Не спеши домой, постой!» —
И погладила рукой.
МОЯ СЕМЬЯ:
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, на слова «а вот и вся семья» второй рукой охватить весь кулачок.)
ВЕЕР:
Солнце светит очень ярко, (Соединить прямые пальцы рук).
И ребятам стало жарко. (Расслабить руки от локтя)
Достаем красивый веер — (превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.)
Пусть прохладою повеет.
ДЕТКИ:
Раз, два, три, четыре, пять! (Поднять кисть правой руки вверх, широко раздвинуть пальцы.)
Будем пальчики считать
Крепкие, дружные, (Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.)
ВСЕ ТАКИЕ НУЖНЫЕ:
Тише, тише, не шумите, (Раскачивать кулачок вниз-вверх по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы.)
Наших деток не будите! (Упражнение выполнять сначала одной рукой, затем — другой, а в заключение — двумя).
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
БЕЛКА:
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.)
НА РАБОТУ:
Большой палец встал один. (Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого.)
Указательный — за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все — «Ура!» (Широко расставить пальцы в стороны.)
На работу им пора.
ПАЛЬЧИКИ:
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять —
В домик спрятались опять.
(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.)
МЫ СЧИТАЕМ:
Можно пальчики считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
На другой руке — опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
(Поочередно разгибать пальцы правой руки (затем левой, начиная с большого.)
ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ:
Я здороваюсь везде —
Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице.
(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца этой же руки. Проделать то же самое левой рукой.)
ПОВСТРЕЧАЛ ЕЖОНКА ЕЖ:
«Здравствуй, братец!
Как живешь?»
(Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев этой же руки.)
ЖУК:
Я веселый
Майский жук.
Знаю все
Сады вокруг,
Над лужайками
Кружу,
А зовут меня
Жу-жу.
(Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами».)
ОСА:
Оса села на цветок.
Пьет она душистый сок.
(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое пальцем левой руки.)
БОЛЬШОЙ БРАТЕЦ:
Покажи уменье другу,
Покрутись-ка ты по кругу!
(Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.)
ЧЕЛОВЕЧЕК:
«Топ-топ-топ!» — топают ножки,
Мальчик ходит по дорожке.
(Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу.)
ОЧКИ:
— Что стряслось у тети Вали?
— У нее очки пропали!
Нет очков у тети Вали —
Очевидно, их украли!
(Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить их.)
СОЛНЦЕ:
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
(Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».)
ДЕРЕВЬЯ:
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.)
БАБОЧКА:
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На березовой ветке.
(Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легкими, но резкими движениями в запястье имитировать полет бабочки.)
ПТИЧКИ:
Птички прилетали, Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.
Крыльями махали.
Сели. Посидели.
И дальше полетели.
КАЧАЕМ ЛОДОЧКУ:
Долго лодочку качало.
Ветер стих, и лодка встала.
(Ладонь руки поднять вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно двигать кисть руки влево - вправо.)
КРЮЧОЧКИ:
Крепко держатся дружочки,
Не разжать нам их крючочки.
(Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры с другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.)
СНЕЖОК:
Раз, два, три, четыре (загибают пальчики,
Мы с тобой снежок лепили (лепят снежок,
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую,
И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком).
Раз – подбросим (подбрасывают,
Два – поймаем (приседают, ловят,
Три – уроним (встают, роняют,
И…сломаем (встают, роняют, топают).
СНЕГОВИК:
Давай, дружок, смелей дружок (лепят снежок,
Кати по снегу свой снежок (катят).
Он превратится в толстый ком (показывают шар руками,
И станет ком снеговиком (рисуют руками снеговика).
Его улыбка так светла! (Показывают улыбку.)
Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают).
На солнце припечет слегка – (рука у лба, смотрят солнце)
Увы – и нет снеговика.
(Пожимают плечами, руки в сторону.)
КРМУШКА:
Сколько птиц в кормушке нашей
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых крылышках.
Всем хватило зернышек.
ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ПРЯЧЬСЯ:
Пальчик прячется в ладошку.
(Дети поколачивают сжатыми кулачками.)
Вот так, вот так.
Ты его согрей немножко. (Дуют в сложенные ладошки.)
Вот так, вот так.
Если пальчики замёрзли. (Дети сжимают и разжимают пальцы.)
Вот так, вот так.
Отогреть всегда их можно (хлопают в ладоши.)
Вот так, вот так.
ДАЙ НАМ, СОЛНЫШКО, ТЕПЛА:
Мы ладошки протянули.
И на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперёд и ритмично поворачивают их вверх – вниз.)
Дай нам, солнышко, тепла,
Чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе.)
Наши пальчики – малютки
Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
Тук – тук, молоточками, (Наклоняются и поочерёдно ритмично стучат кулачками по коленям.)
Хлоп – хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)
Прыг – прыг, словно зайки,
Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)
ЦВЕТОК:
Вырос высокий цветок на поляне (показывают руками цветок,
Утром весенним раскрыл лепестки (разводят пальцы рук,
Всем лепесткам красоту и питание (движение пальцами вместе – врозь)
Дружно дают под землёй корешки (ладони вниз, тыльной стороной прижимают друг к другу, пальцы разводят).
ЗДРАВСТВУЙ:
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава – мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы лукошечко несём,
Всю тебя мы соберём. (Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.)
ПРЯТКА:
В прятки пальчики играли (Ритмично сгибаем и разгибаем пальцы.)
И головки убирали. (Усложнение: поочерёдно сгибаем каждый пальчик на обеих руках.)
Вот так, вот так,
И головки убирали.
ЗАЙКА УМЫВАЕТСЯ:
Зайка серый умывается, (Дети имитируют движения умывания и вытирания.)
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл ухо,
Полотенцем вытер сухо.
ТЕРЕМОК:
Стоит в поле теремок (Ладошки домиком.)
На дверях висит замок. (Переплетаем пальчики, делаем замочек.)
Пришёл котик – коток, (Перекатываем руки, не расцепляя пальцы – как змейкой.)
Трык- трок, трык- трок
И открылся замок. (Расцепляем пальчики, трясём руками.)
СТРОИМ ДОМ:
Молотком стучу, стучу, (Постукиваем кулачком правой руки по расправленной ладони левой руки.)
Сто гвоздей заколочу. (То же движение, но меняем руки.)
Буду строить дом, дом, (Ставим поочерёдно кулачок на кулачок.)
Будем жить в нём, в нём. (Поднимаем ладони, соединяем пальцы, изображая крышу дома.)
ДОМ:
Строим дом (Постукиваем кулачком правой руки по расправленной ладони левой руки.)
Дом высокий, дом большой (Поднимаем руки вверх).
Он и с крышей (Поднимаем ладони, соединяем пальцы, изображая крышу дома.)
И с трубой
Дом построим для нас с тобой. (Обнимаем себя двумя руками).
ДОМ НА ПОЛЯНКЕ:
На поляне дом стоит, (сложите ладони домиком, так чтобы большие пальцы не соприкасались)
Путь к нему пока закрыт. (большие пальцы опускаются, соприкасаясь друг с другом)
Мы ворота открываем, (пальцы по – прежнему под углом, только широко расставлены)
В этот домик приглашаем.
УМЫВАНИЕ:
Льётся чистая водица, (Дети имитируют движения по тексту.)
Мы умеем чисто мыться.
Пасту для зубов берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
ТЕСТО:
Тесто ручками помнём (сжимаем и разжимаем пальчики, как будто мнём тесто.)
Сладкий тортик испечём,
Серединку смажем джемом, (круговые движения ладошками по плоскости стола.)
А верхушку сладким кремом.
И кокосовою крошкой (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук.)
Мы присыплем торт немножко,
А потом заварим чай («завариваем» чай.)
В гости друга приглашай.
СОЛНЫШКО:
Солнышко, солнышко (хлопают ладонями)
Золотое донышко,
Гори, гори ясно, (сгибают и разгибают ладони.)
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (показывают волну)
Прилетели сто грачей, (машут руками)
А сугробы тают, тают, (опускают руки вниз)
А цветочки подрастают. (поднимают руки вверх)
СЕМЬЯ:
Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)
Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)
Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)
Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)
Этот пальчик – я. (загните мизинец)
Вот и вся моя семья! (вращайте кисть, разведя пальцы в стороны).
ЗИМА:
Раз, два, три, четыре, пять (по очереди разгибайте пальцы, сжатые в кулак)
Собираемся гулять. (покажите растопыренные пальцы правой руки)
Катя саночки везёт (проведите указательным и средним пальцами правой руки по столу)
От крылечка до ворот,
А Серёжа на дорожке (сложив пальцы «щепоточкой», делайте бросающие движения)
Голубям бросает крошки.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячик. (помашите кистями правой и левой руки)
СОЛНЫШКО _ ВЁДРЫШКО:
Солнышко – вёдрышко, (сделайте «солнышко» из пальчиков – соедините указательные и большие пальцы правой и левой руки)
Выгляни в окошко,
Твои детки плачут, (указательный и средний пальцы левой руки «скачут» по ладошке правой)
По камушкам скачут.
Дождик – дождик, полно лить, (ребёнок грозит указательным пальцем правой руки)
Малых детушек мочить. (ребёнок «стряхивает воду» с правой руки, затем – с левой)
ЗАМОК:
На дворе висит замок. (пальцы рук в кулачках)
Кто его открыть бы мог?
Потянули, (движения кисти к себе)
Покрутили, (круговые движение кистью)
Постучали – (основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли! (пальцы разжимаются).
РЫБКА:
Рыбка плавает в водице, (движения ладошками слева направо)
Рыбке весело играть. (ладошка «ударяет по воде»)
Рыбка, рыбка, озорница, (то же самое движения)
Мы хотим тебя поймать. (хлопок в ладони).
РЫБКИ:
Рыбки весело резвятся,
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом).
ПРИШЛА ВЕСНА:
Весна пришла красная, (вращайте кисти рук)
Пришла весна ясная.
Птицы громко поют, (соединяйте и разъединяйте указательные пальцы со средним – «птицы открывают и закрывают клюв»)
Людям спать не дают.
Пчёлы гудят
В поле летят. (помашите кистями рук)
С поля идут, (указательный и средний пальцы сначала правой, а за тем левой руки «идут» по столу)
Медок несут.
УЛИТКА:
Улитка, улитка! (сожмите все пальчики ребёнка в кулак)
Покажите свои рога, (разжав пальчики ребёнка, переверните его руку ладонью вверх)
Дам кусок пирога, (загните мизинец правой руки)
Пышки, (загните средний палец)
Ватрушки, (загните безымянный палец)
Сдобные лепёшки – (загните мизинец)
Высуни рожки. (помогите ребёнку выставить вперёд вместе указательный палец и мизинец – показать «рожки»).
ПОГРЕЕМ ПАЛЬЧИКИ:
Снег руками собирали,
Наши пальчики устали. (энергично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.)
Мы их будем растирать,
Мы их будем согревать. (энергично потирают ладонь о ладонь.)
Чтобы стали горячее,
Энергично разминать. (делают массирующие движения).
ЗА ЯГОДАМИ:
Раз, два, три, четыре, (пальчики обеих рук «здороваются».)
В лес идём погулять, (пальчики» шагают».)
За черникой, (загибают по одному пальцу.)
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке принесём.
НАШИ ПАЛЬЧИКИ УСТАЛИ:
Мы сегодня рисовали, (дети поднимают перед собой руки.)
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнём, (встряхивают кистями.)
Рисовать опять начнём.
У МЕНЯ ПРОПАЛИ РУКИ:
У меня пропали руки, (прячем руки за спину)
Может быть они от скуки
Убежали в зоосад?
Нет, нашлись мои беглянки, (показываем руки.)
Они с джемом были в банке.
Мои ручки просто клад.
ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ:
Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно разгибаем пальчики из кулачков, начиная с большого пальца.)
Вышли пальчики гулять,
Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно сгибаем пальчики в кулачки начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
НА ЛУЖОК:
(Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочерёдно.)
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
Приходи и ты, дружок!
УЛЕЙ:
(Пальцы сжимаем в кулак. Затем отгибаем их по одному.)
Вот маленький улей, где пчёлы
Спрятались, никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
НАДО СПАТЬ:
А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе, коленях).
А кто не хочет спать? (Переворачиваем руки на другой «бок».)
Такого не послушного
Я буду щекотать! (Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.)
ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ:
Есть игрушки у меня: (Хлопают в ладоши и ударяют кулачками попеременно.)
Паровоз и два коня, (Загибают по одному пальчику.)
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран –
Настоящий великан.
Сколько вместе? (Хлопают в ладоши и ударяют кулачками.)
Как узнать? Помогите сосчитать.
ПИРОГ:
Падал снег на порог. (Опускают ладони медленно.)
Кот слепил себе пирог. («Лепят» пирог.)
А пока лепил и пёк,
Ручейком пирог утёк. (Пальчики «бегут».)
Пирожки себе пеки («Пекут» пироги.)
Не из снега – из муки.
КУЛАЧКИ - ЛАДОШКИ:
Есть у любого два кулачка. (Показывают кулачки.)
Хлопнул один по другому слегка. (Одним кулачком стукнуть по другому.)
Ну а ладошки не отстают, (Хлопают в ладоши.)
Следом за ними весело бьют.
Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются.
А ладошки тут как тут,
Так и рассыпаются.
Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали,
А ладошки – баловницы
Тоже не отстали.
ПОКОРМИ ЛАДОШКУ:
Одной рукой я травку рву, (хватательные движения левой рукой)
Другой рукой я тоже рву (правой)
Я травкой накормлю коня. (Руки вытягиваем вперёд ладонями вверх.)
Вот сколько пальцев у меня. (Показываем.)
ДВОРНИК:
Дворник дверь
Два дня держал, (Руки поочерёдно в такт «закрывают дверь» на себя.)
Деревянный дом (Руки по швам, одновременно с приседанием в такт похлопываем по бёдрам.)
Дрожал.
Ветер дёргал (Волнообразные движения руками.)
Эту дверь. (Руки описывают круг и смыкаются.)
Дворник думал: (Руками берутся за голову.)
Это зверь.
Я САМ:
Ложка – это ложка, (Сжав руку в кулак, подносят её ко рту)
Ложкой суп едят. («едят суп».)
Тряпка – это тряпка, (Вращая кистью руки, «вытирают стол».)
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка, (Двумя руками «надевают шапку на голову».)
Оделся и пошёл.
ДРУЖБА:
Дружат в нашей группе (Обхватываем правой ладонью левую и покачиваем в ритме стихотворения.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Обхватываем левой ладонью правую и покачиваем в ритме стихотворения.)
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять. (Соединяем пальчики обеих рук, начиная с большого, затем соединяем пальчики, начиная с мизинца.)
Пять, четыре, три, два, один.
ПОМОЩНИК:
Топором дрова колю (Имитируем действия топора, двигаем вместе ладошками вверх – вниз.)
А потом пилой пилю. (Имитируем действия пилы, двигаем вместе ладошками вперёд – назад;)
Отнесу их бабушке, (Показываем ладоши.)
Чтоб испечь оладушки. (Хлопаем ладонями друг о друга.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-315898-1381858835.jpg)
Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-701602-1446736386.jpg)
Планирование утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа
Планирование для средней группы на первое полугодие....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/21/picture-1051259-1548077099.jpg)
Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки
Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/10/picture-1070106-1586533227.jpg)
«Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»
laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/09/picture-228167-1586443441.jpg)
Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)
В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/02/picture-1302079-1609603517.png)
Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.
Закаливающие мероприятия Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий. Закаливание - это активный процесс, предста...