Доклад на тему: "Речевое развитие дошкольников.Опыт работы".
статья по развитию речи (средняя группа)
Овладение речью как средством общения и культуры. Развитие речевого творчества. Развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха. Обогащение активного словаря. Знакомство с детской литературой,Развитие связной, диалогической и монологической речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rechevoe_razvitie_doshkolnikov.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила:
Воспитатель
СП «Приреченский детский сад»
МБДОУ «Детство»
Рузаевского муниципального района
Республики Мордовия
Шагилова Т. В.
Доклад на тему:
«Речевое развитие дошкольников. Опыт работы».
Язык – это основное средство хранения и передачи знания от одного поколения к другому. Больше чем что-либо другое, язык отвечает на прогресс человеческой цивилизации. Речь же – это всегда конкретный процесс использования языковых знаков; это специфически человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств. Речевое общение, понимание речи и активная речь развивается постепенно. Особенное значение приобретает развитие речи для человека в дошкольном возрасте.
Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Всестороннее развитие ребёнка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребёнка со взрослым. Взрослые – хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте. Освоение речи ребёнком, это не просто условие успешного овладения чтением и письмом, не просто расширение знаний и представлений о речи. Это важное средство дальнейшего развития самой речи, её культуры. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Всю работу по развитию речи я строю с учётом состояния здоровья детей и на диагностической основе. Диагностику провожу два раза в год (сентябрь, май). Её результаты имеют положительную динамику. Анализ диагностических материалов по оценки уровня детей по развитию речи за 2021-2022, 2022-2023, 2023 – 2024 учебные года показал: высокий уровень – 54%, средний – 46%. Более успешному решению этой проблемы помогает мне внедрение инновационных технологий: модель и моделирование, ТРИЗ.
С помощью моделирования, дети легче усваивают образное содержание сказки. Например, прочитав детям сказку «Колобок», я предлагаю детям разложить круги по цвету. Каждый цвет – один из персонажей сказки. Дети выкладывают круги по содержанию сказки.
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Из опыта работы видно, что дети овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, решаю следующие задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов, согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитания отчётливого произношения, воспитание выразительности детской речи. Для решения этих задач я использую упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата, упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, дыхательные упражнения. На занятиях с младшими дошкольниками по развитию речи, ознакомлению с окружающим, использую игры, потешки, песни. Рассказы, стихотворения, включающие различные звукоподражания тех звуков, которые дети произносят неточно или совсем не произносят. Дети 5 – 7 лет усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют чётко, правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, пользоваться интонационными средствами выразительности, имеют достаточно развитый речевой слух.
На занятиях по развитию речи с детьми, давая материал для дифференциации звуков в потешках, стихотворениях, рассказах, я стараюсь одновременно отработать темп речи, дикцию, умение правильно пользоваться голосом, следить за правильностью произношения слов с учётом литературных норм их произношения. Одной из основных задач развития речи детей является формирование словаря. Усложнение словарной работы осуществляется по трём направлениям:
1) Расширение словаря ребёнка на основе ознакомления с постепенно увеличивающихся кругом предметов и явлений.
2) Введение слов, обозначающих понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
3) Введение слов, обозначающих понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Эти три направления применяю во всех возрастных группах и прослеживаю на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.
Итак, содержание словарной работы опирается на постепенное расширение и обобщение знаний детей о предметном мире. Развитие словаря осуществляю в тесной связи с развитием познавательной деятельности. Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляю в бытовом общении дошкольников. Стараюсь, чтобы каждый ребёнок научился в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагал свои мысли. Развитие связной речи осуществляю в процессе повседневной жизни, а так же на занятиях. Особое внимание в младшем дошкольном возрасте уделяю развитию навыков разговорной речи. В среднем и, особенно в старшем возрасте, дети овладевают основными типами монологической речи – пересказы и рассказы. Развитие связной речи осуществляю, прежде всего, при обучении рассказыванию. В занятия по развитию речи включаю:
1) Пересказ литературных произведений.
2) Рассказывание по картине.
3) Рассказывание по игрушке.
4) Рассказы детей из опыта.
5) Творческие рассказы.
Оформила альбом детских рассказов, предложила детям нарисовать к каждому рассказу иллюстрации, это является хорошим толчком для развития детского творчества. Например, при составлении рассказа по картине «Кошка с котятами» я сообщаю детям, что они будут учиться составлять рассказ по картине. Но о каком животном они будут рассказывать, они узнают только тогда, когда каждый из них отгадает свою загадку об этом животном и зарисует отгадку. Загадки загадывала каждому ребёнку на ушко. В итоге у всех детей на рисунках получилось изображение кошки. Детей очень заинтересовало такое начало, поэтому они легко, с интересом включились в работу по рассматриванию картины и составлению рассказов о ней.
На занятиях по развитию речи использую игрушки, в которые дети любят играть. Например, куклы – гости, Незнайка, Карлсон и другие персонажи сказок. Они помогают детям справиться с трудностями, преодолеть возможные эмоциональные препятствия. Дети любят всякие чудеса. Поэтому стараюсь, чтобы одно занятие не было похоже на другое. Я думаю, что задачи по развитию речи решаются эффективнее на занятиях, так как его структура, организация дисциплинируют детей, создают рабочую атмосферу. Поэтому на каждом занятии я провожу игры, предлагаю задание на освоение данных разделов развития речи. Я заметила, что игры и задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия, повышают результативность. В занятия по развитию речи я постоянно включаю игровые упражнения. Они очень нравятся детям, вызывают у них чувство здорового сотрудничества, соревнования, а так же способствуют повышению интереса к занятиям по развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Речевое развитие детей раннего возраста."
В докладе помещён материал на тему "Развитие речи детей раннего возраста" и предназначен для воспитаталей групп раннего возраста....
Доклад по теме: «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...
доклад на тему "Речевое развитие дошкольников посредством современных образовательных технологий"
доклад для воспитателей...
«Системный подход в организации работы ДОУ по речевому развитию дошкольников». Опыт работы детского сада
Опыт работы детского сада по организации работы ДОУ по речевому развитию дошкольников.Раскрывается суть взаимодействии всех специалистов ДОУ по образовательной области "Речевое развитие&quo...
Доклад на тему: «Формирование основ безопасного поведения в природе как один из элементов социально-коммуникативного развития дошкольника»(опыт работы -старший возраст)
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Человек постоянно находится во вза...
Презентация к докладу на тему: «Формирование основ безопасного поведения в природе как один из элементов социально-коммуникативного развития дошкольника» (опыт работы -старший возраст)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23513092","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Каждый человек - и взрослый, и ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситу...
Доклад на тему: «Формирование основ безопасного поведения в природе как один из элементов социально-коммуникативного развития дошкольника»(опыт работы -старший возраст)
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Человек постоянно находится во вза...