Консультация «Как хорошо уметь читать»
консультация по развитию речи

Морозова Юлия Валерьевна
Данная консультация предназначена для воспитателей ДОУ, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Она посвящена вопросам формирования навыка чтения у детей и подготовке их к школе. В ходе консультации рассматриваются психофизиологические предпосылки успешного обучения, этапы формирования навыка чтения, эффективные методики и приемы обучения в игровой форме, а также рекомендации по взаимодействию с родителями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kak_horosho_umet_chitat.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Как хорошо уметь читать»

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах формирования навыка чтения у старших дошкольников и создание условий для успешной подготовки детей к школе.

Задачи:

Обобщить знания педагогов о психофизиологических особенностях детей старшего дошкольного возраста, необходимых для овладения навыком чтения.

Рассмотреть основные этапы формирования навыка чтения и типичные ошибки детей.

Представить эффективные методики и приемы обучения чтению в игровой форме.

Обсудить роль развивающей среды в подготовке к чтению и организации процесса обучения.

Предоставить практические рекомендации по взаимодействию с родителями в вопросах подготовки детей к обучению чтению.

План консультации:

Вступление (5 минут):

Приветствие и актуализация темы.

Значимость навыка чтения для успешной адаптации ребенка в школе.

Разграничение понятий "обучение чтению" и "подготовка к чтению" в дошкольном возрасте.

Теоретический блок (15 минут):

Психофизиологические предпосылки готовности к обучению чтению:

Развитие фонематического слуха и восприятия.

Сформированность зрительного гнозиса и зрительно-моторной координации.

Достаточный уровень развития внимания, памяти и мышления.

Сформированность мелкой моторики руки.

Развитие речи (достаточный словарный запас, грамматический строй речи, связная речь).

Этапы формирования навыка чтения:

Добуквенный (подготовка к обучению чтению).

Буквенный (знакомство с буквами, освоение звуко-буквенного анализа и синтеза).

Слоговой (чтение слогов, простых слов).

Чтение целыми словами (автоматизация навыка чтения, понимание прочитанного).

Типичные ошибки при обучении чтению:

Зеркальное написание букв.

Пропуски, перестановки и добавления букв и слогов.

Трудности слияния букв в слоги и слогов в слова.

Непонимание прочитанного.

Практический блок (25 минут):

Методы и приемы обучения чтению в игровой форме:

Игры на развитие фонематического слуха: "Узнай звук", "Поймай звук", "Найди слова с заданным звуком".

Игры на знакомство с буквами: "Лото с буквами", "Буквы из разных материалов", "Найди букву".

Игры на формирование слогового чтения: "Слоговые дорожки", "Слоговые пирамиды", "Составь слово из слогов".

Игры на развитие понимания прочитанного: "Прочитай и выполни", "Найди картинку к тексту", «Ответь на вопросы по тексту».

Использование кубиков Зайцева: Знакомство с складами и обучение чтению в игровой форме.

Использование интерактивных игр и онлайн-ресурсов: Подбор и анализ безопасных и эффективных образовательных платформ.

Создание развивающей среды для подготовки к чтению:

Оформление уголка грамотности: азбуки, кубики, карточки с буквами и словами, книги для чтения.

Использование дидактических игр и пособий, направленных на развитие фонематического слуха, внимания, памяти и мышления.

Организация предметно-пространственной среды, способствующей развитию мелкой моторики руки (лепка, рисование, конструирование).

Практическое упражнение: Педагогам предлагается разработать дидактическую игру для обучения чтению на заданный этап (буквенный, слоговой). Обсуждение и анализ разработанных игр.

Взаимодействие с родителями (10 минут):

Информирование родителей о важности подготовки к чтению:

Проведение родительских собраний, консультаций.

Подготовка информационных стендов, буклетов.

Рекомендации по организации занятий с ребенком дома:

Чтение книг вслух, обсуждение прочитанного.

Выполнение простых упражнений на развитие фонематического слуха и мелкой моторики.

Использование игровых методов обучения чтению.

Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе:

Помощь в оформлении уголка грамотности.

Изготовление дидактических игр и пособий.

Заключение (5 минут):

Подведение итогов консультации.

Ответы на вопросы педагогов.

Раздача методических материалов (памятки, подборки игр, список рекомендуемой литературы).

Благодарность за участие.

Пример раздаточного материала:

Памятка "Советы воспитателям по обучению чтению"

Создайте положительную мотивацию к обучению чтению.

Учитывайте индивидуальные особенности каждого ребенка.

Используйте игровые методы и приемы обучения.

Обеспечьте разнообразие видов деятельности.

Не перегружайте ребенка информацией.

Хвалите за успехи и поддерживайте в случае неудач.

Сотрудничайте с родителями.

Рекомендуемая литература:

Жукова Н.С. Букварь.

Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 5-6 лет.

Павленко Л.А. Готовимся к школе. Развитие речи и обучение грамоте.

Узорова О.В., Нефедова Е.А. 3000 примеров по обучению грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителй "Как хорошо уметь читать"

Воспитание маленького читателя дело кропотливое, требующее времени и терпения.Но главное - личный пример на протяжении всей жизни. в семье, гд взрослые сами не читают книг, ребенок никогда не станет к...

"Как хорошо уметь читать" консультация для родителей

"Как хорошо уметь читать"Консультация для родителей.Воспитывать интерес детей к худ. литературе....

Консультация для родителей «Как хорошо уметь читать!»

Некоторые родители полагают, что если ребенка научить читать в раннем детстве, то в дальнейшем он будет опережать в развитии своих сверстников. Это заблуждение......

Учим ребенка читать «Как хорошо уметь читать!»

Рекомендация и консультация для родителей....

Консультация для родителей дошкольников "Как хорошо уметь читать!"

Консультация для родителей по подготовке детей  к чтению...

Консультация для родителей "Как хорошо уметь читать"

Сейчас всё больше старших дошкольников ещё до поступления в первый класс умеют читать. Но некоторые родители замечают, что их ребёнок, который поначалу с большим желанием пытался читать, вдруг начинае...

Консультация "Как хорошо уметь читать"

Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям ин...