Консультация «Как хорошо уметь читать»
консультация по развитию речи
Предварительный просмотр:
Консультация «Как хорошо уметь читать»
Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах формирования навыка чтения у старших дошкольников и создание условий для успешной подготовки детей к школе.
Задачи:
Обобщить знания педагогов о психофизиологических особенностях детей старшего дошкольного возраста, необходимых для овладения навыком чтения.
Рассмотреть основные этапы формирования навыка чтения и типичные ошибки детей.
Представить эффективные методики и приемы обучения чтению в игровой форме.
Обсудить роль развивающей среды в подготовке к чтению и организации процесса обучения.
Предоставить практические рекомендации по взаимодействию с родителями в вопросах подготовки детей к обучению чтению.
План консультации:
Вступление (5 минут):
Приветствие и актуализация темы.
Значимость навыка чтения для успешной адаптации ребенка в школе.
Разграничение понятий "обучение чтению" и "подготовка к чтению" в дошкольном возрасте.
Теоретический блок (15 минут):
Психофизиологические предпосылки готовности к обучению чтению:
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Сформированность зрительного гнозиса и зрительно-моторной координации.
Достаточный уровень развития внимания, памяти и мышления.
Сформированность мелкой моторики руки.
Развитие речи (достаточный словарный запас, грамматический строй речи, связная речь).
Этапы формирования навыка чтения:
Добуквенный (подготовка к обучению чтению).
Буквенный (знакомство с буквами, освоение звуко-буквенного анализа и синтеза).
Слоговой (чтение слогов, простых слов).
Чтение целыми словами (автоматизация навыка чтения, понимание прочитанного).
Типичные ошибки при обучении чтению:
Зеркальное написание букв.
Пропуски, перестановки и добавления букв и слогов.
Трудности слияния букв в слоги и слогов в слова.
Непонимание прочитанного.
Практический блок (25 минут):
Методы и приемы обучения чтению в игровой форме:
Игры на развитие фонематического слуха: "Узнай звук", "Поймай звук", "Найди слова с заданным звуком".
Игры на знакомство с буквами: "Лото с буквами", "Буквы из разных материалов", "Найди букву".
Игры на формирование слогового чтения: "Слоговые дорожки", "Слоговые пирамиды", "Составь слово из слогов".
Игры на развитие понимания прочитанного: "Прочитай и выполни", "Найди картинку к тексту", «Ответь на вопросы по тексту».
Использование кубиков Зайцева: Знакомство с складами и обучение чтению в игровой форме.
Использование интерактивных игр и онлайн-ресурсов: Подбор и анализ безопасных и эффективных образовательных платформ.
Создание развивающей среды для подготовки к чтению:
Оформление уголка грамотности: азбуки, кубики, карточки с буквами и словами, книги для чтения.
Использование дидактических игр и пособий, направленных на развитие фонематического слуха, внимания, памяти и мышления.
Организация предметно-пространственной среды, способствующей развитию мелкой моторики руки (лепка, рисование, конструирование).
Практическое упражнение: Педагогам предлагается разработать дидактическую игру для обучения чтению на заданный этап (буквенный, слоговой). Обсуждение и анализ разработанных игр.
Взаимодействие с родителями (10 минут):
Информирование родителей о важности подготовки к чтению:
Проведение родительских собраний, консультаций.
Подготовка информационных стендов, буклетов.
Рекомендации по организации занятий с ребенком дома:
Чтение книг вслух, обсуждение прочитанного.
Выполнение простых упражнений на развитие фонематического слуха и мелкой моторики.
Использование игровых методов обучения чтению.
Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе:
Помощь в оформлении уголка грамотности.
Изготовление дидактических игр и пособий.
Заключение (5 минут):
Подведение итогов консультации.
Ответы на вопросы педагогов.
Раздача методических материалов (памятки, подборки игр, список рекомендуемой литературы).
Благодарность за участие.
Пример раздаточного материала:
Памятка "Советы воспитателям по обучению чтению"
Создайте положительную мотивацию к обучению чтению.
Учитывайте индивидуальные особенности каждого ребенка.
Используйте игровые методы и приемы обучения.
Обеспечьте разнообразие видов деятельности.
Не перегружайте ребенка информацией.
Хвалите за успехи и поддерживайте в случае неудач.
Сотрудничайте с родителями.
Рекомендуемая литература:
Жукова Н.С. Букварь.
Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 5-6 лет.
Павленко Л.А. Готовимся к школе. Развитие речи и обучение грамоте.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. 3000 примеров по обучению грамоте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителй "Как хорошо уметь читать"
Воспитание маленького читателя дело кропотливое, требующее времени и терпения.Но главное - личный пример на протяжении всей жизни. в семье, гд взрослые сами не читают книг, ребенок никогда не станет к...
"Как хорошо уметь читать" консультация для родителей
"Как хорошо уметь читать"Консультация для родителей.Воспитывать интерес детей к худ. литературе....
Консультация для родителей «Как хорошо уметь читать!»
Некоторые родители полагают, что если ребенка научить читать в раннем детстве, то в дальнейшем он будет опережать в развитии своих сверстников. Это заблуждение......
Учим ребенка читать «Как хорошо уметь читать!»
Рекомендация и консультация для родителей....
Консультация для родителей дошкольников "Как хорошо уметь читать!"
Консультация для родителей по подготовке детей к чтению...
Консультация для родителей "Как хорошо уметь читать"
Сейчас всё больше старших дошкольников ещё до поступления в первый класс умеют читать. Но некоторые родители замечают, что их ребёнок, который поначалу с большим желанием пытался читать, вдруг начинае...
Консультация "Как хорошо уметь читать"
Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям ин...