Консультация для родителей «Как хорошо уметь читать!»
консультация (подготовительная группа) на тему
Некоторые родители полагают, что если ребенка научить читать в раннем детстве, то в дальнейшем он будет опережать в развитии своих сверстников. Это заблуждение...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_khorosho_umet_chitat.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как хорошо уметь читать!» - кто из нас не процитирует знакомые с детства строки. Ранее обучение чтению - для нас относительно ново. «Дальних» результатов пока нет, а вот первые тревожные ласточки уже стали появляться. Психологи говорят о том, что у детей, которых слишком рано начали учить читать, возникают проблемы в социальном развитии. Т.е., таким ребятишкам очень сложно вписаться в детский коллектив. И вовсе не потому, что они интеллектуально «выше» своих сверстников. А потому, что у них не сформированы навыки социализации. В то время, когда должны были сформироваться навыки общения, мозг был занят другим делом: учился читать и писать. По наблюдениям специалистов, дети, которых рано научили читать, оказывается, читают, не понимая смысла: они лишь складывают символы - буквы в «правильном» сочетания, но не могут пересказать содержание прочитанного.
Некоторые родители полагают, что если ребенка научить читать в раннем детстве, то в дальнейшем он будет опережать в развитии своих сверстников. Это заблуждение. В процессе исследований стало ясно, что ребенок в раннем детстве сам, без инициативы взрослых, не может выучить буквы. Даже с интересом рассматривая «узоры» - буквы на кубиках или лото, он не стремиться их запомнить. Запоминание начнется с того, что взрослый назовет буквы и будет повторять их каждый день, находя очертания букв в окружающих предметах: «о» - кружок, бараночка, «у» - трубочка, дудочка и т.п.
Со временем дети сами начинают «находить» буквы в предметах («т» - швабра, «п» - дверной проем и т.д.). Но маленьким ребенком движет не желание учиться читать. Он «откликается» на букву - предмет, а не на графическое изображение звука родного языка как элемент печатного слова. Воспринимая букву как предмет, ребенок запоминает ее название также, как названия предметов, которые его окружают. Поэтому дети довольно быстро запоминают буквы на кубиках точно также, как имена своих кукол, героев сказок, близких людей. Позже ребенок начинает искать знакомые буквы на рекламных вывесках, в заголовках газет. Здоровый ребенок в 3 года может выучить алфавит, а к 3,5 годам научиться читать отдельные слова.
И все же опыт не позволяет рекомендовать раннее обучение грамоте. Почему? Из опасения, что родители начнут форсировать усвоение грамоты всеми средствами, заставляя малыша зубрить алфавит. Такое бессистемное натаскивание сопряжено с нервными перегрузками и может только помешать последующему обучению грамоте. В комнате можно повесить (на уровне глаз ребенка) плакат с алфавитом и назвать буквы и только. Не надо требовать от ребенка того, что несвойственно его возрасту.
Запоминание алфавита и чтение - разные действия! Чтение - это не просто называние букв, а умение составлять из них слова, что требует более серьезного синтеза. Поэтому ранним обучением грамоте надо заниматься избирательно, вдумчиво и лишь до того момента, пока ребенку интересно. Дети раннего возраста должны много двигаться, манипулировать предметами (игрушками), накапливать сенсорную информацию об окружающем мире: играть с игрушками из различных материалов, вкладышами, конструкторами и т.д. Предметная деятельность является ведущей на этом возрастном этапе. Никакая книга, в которой нарисованы эти же игрушки, не заменит ребенку реальной действительности, предметного взаимопонимания с окружающей средой.
«Но речь идет об обучении чтению. Какая же тут связь?» - спросят озадаченные родители. Дело в том, что дети не могут «манипулировать» звуками родного языка, составляя или разъединяя слоги, на уровне понятийного мышления. Их словарный запас далеко не всегда соответствует запасу понятий: не все слова они произносят осмысленно, многие из них не содержат обобщения определенного опыта. Фундаментом мышления ребенка являются не сами по себе слова, а то содержание, которое в них вкладывается.
Вот почему между учением читать, оформлять звуки речи в слоги и слова и умственным развитием ребенка нельзя ставить знак равенства. Психика ребенка формируется в процессе общения с людьми, взаимодействия с внешней средой, с предметами.
Именно играя, действуя с предметами, ребенок впервые учиться решать несложные практические задачи, без этого он не может подняться на более высокую ступень развития мышления. И из-за этого предельно напряженный и неизбежно односторонний интерес к чтению не обеспечивает гармоничного развития, и в этом одна из его отрицательных сторон.
К обучению грамоте родители должны относиться с большой ответственностью, потому что оно связано с освоением элементов знаковой культуры общества. Эти знания остаются на всю жизнь и должны преподноситься детям любого возраста методически правильно.
В этом возрасте ведущим видом развивающей деятельности является игра. Вот почему ребенок, знающий алфавит и даже «читающий» отдельные простые слова, очень скоро оставляет эти занятия и переключается на игру, показывая взрослым, что раннее чтение - всего лишь дань моде.
Ну, а когда же можно начинать учить читать? Специалисты выделяют несколько физиологических признаков:
- Ребенок говорит предложениями. Очень опасно начинать обучение чтению, если ребенок еще не разговаривает. У некоторых детей, которых учили читать по кубикам Зайцева до того, как они начинали говорить, наблюдалась задержка речевого развития.
- Достаточно развит фонематический слух. Т.е. ребенок слышит каждый звук в слове, легко отделяет его от соседнего, знает из каких звуков состоит слово.
- У ребенка не должно быть серьезных логопедических проблем. Когда ребенок не выговаривает половину алфавита, это во-первых, нарушает фонематический слух, а во-вторых, мешает правильно читать.
- Сформирована пространственная ориентация. Не вызывают сложностей понятия «право», «лево». Ведь читать ребенку придется непременно слева на право, а никак иначе. Если пространственная ориентация сформирована недостаточно, дети могут читать слово с той буквы, которая в данный момент им больше нравиться, «зеркалят», путают верх и низ (Р и Ь) и т.д.
Практика показывает, что обычно эти признаки появляются к пяти годам. И если все же решено учить малыша читать, то родители должны четко знать, что делать ни в коем случае не следует:
- Заниматься по системе школьного обучения, т.е. без учета возрастных возможностей ребенка.
- Заниматься с ребенком без желания с его стороны.
- Беспорядочно знакомить ребенка с алфавитом, акцентируя внимание на названии буквы, а не звука (М -произносят «эм», а не [м-м]).
- При знакомстве со слогом (ма, па, бо), разрывать его вопросом «М и А - что будет?» (ответа «ма» не дождетесь).
В заключении хочется сказать, что умение складывать буквы в слова отнюдь не означает умение читать! От этого умения до чтения толстых книг огромная дистанция. Только собственный труд, страница за страницей и книжка за книжкой могут приблизить неуклюжее «складывание» буковок в быстрый просмотр текста. И этот путь ребенок сможет пройти только тогда, когда будет к нему готов. Так стоит ли торопить события?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителй "Как хорошо уметь читать"
Воспитание маленького читателя дело кропотливое, требующее времени и терпения.Но главное - личный пример на протяжении всей жизни. в семье, гд взрослые сами не читают книг, ребенок никогда не станет к...
Консультация для родителей "Как хорошо уметь читать"
Сейчас всё больше старших дошкольников ещё до поступления в первый класс умеют читать. Но некоторые родители замечают, что их ребёнок, который поначалу с большим желанием пытался читать, вдруг начинае...
Консультация для родителей: "Как хорошо уметь читать"
О подготовке ребенка к чтению...
консультация для родителей "Как хорошо уметь читать"
привлечение внимания родителей к развитию у детей интереса к чтению художественной литературы....
Консультация для родителей: «Как хорошо уметь читать!»
laquo;Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». В.А. Сухомлинский...
Консультация для родителей "Как хорошо уметь читать!"
Консультация для родителей "Как хорошо уметь читать!"...
Консультация для родителей "Как хорошо уметь читать?"
Книга способна сделать детский мир интересным и подарить радость от волшебных и необычайны открытий, объяснить ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений....