Развитие речи дошкольников в игровой деятельности.
консультация по развитию речи

                В статье рассматривается важность игровой деятельности для развития речи у дошкольников. Как игры способствуют формированию и совершенствованию речевых навыков у детей, а также какие конкретные игры и методики могут быть использованы для стимулирования развития речи. В статье также подчеркивается роль социального взаимодействия и коммуникации в игровом контексте для совершенствования речевых навыков у детей. Кроме того, авторы обсуждают влияние игровой активности на развитие других когнитивных и социально-эмоциональных навыков у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doshkolnikov_v_igrovoy_deyatelnosti.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников в игровой деятельности.

Игнатьева Г.Н. Бочкова Д.Н. Леонтьева С.З. МАДОУ «Детский сад 75»г. Чебоксары

                В статье рассматривается важность игровой деятельности для развития речи у дошкольников. Как игры способствуют формированию и совершенствованию речевых навыков у детей, а также какие конкретные игры и методики могут быть использованы для стимулирования развития речи. В статье также подчеркивается роль социального взаимодействия и коммуникации в игровом контексте для совершенствования речевых навыков у детей. Кроме того, авторы обсуждают влияние игровой активности на развитие других когнитивных и социально-эмоциональных навыков у детей.

              Ключевые слова: игровая деятельность, нравственные принципы, коммуникативные навыки, творческое мышление, социальные навыки.

             Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника — в игре. Игровая деятельность является одним из наиболее эффективных способов стимулирования речевого развития у малышей. В играх дети не только получают удовольствие и радость, но и активно учатся общаться, выражать свои мысли и чувства, расширяя свой словарный запас.

                    Игры способствуют развитию различных аспектов речи у дошкольников. Например, игры на развитие фонематического восприятия помогают детям различать звуки речи, что является основой для формирования навыков чтения и письма. Игры на развитие лексического запаса позволяют детям узнавать новые слова, понимать их значение и использовать их в своей речи. Важным аспектом игровой деятельности является развитие коммуникативных навыков у детей. В процессе игр они учатся слушать собеседника, высказывать свои мысли, задавать вопросы и объяснять свои действия. Это способствует формированию навыков общения и социализации, что важно для успешной адаптации в обществе.

                   Кроме того, игры способствуют развитию творческого мышления у детей. В процессе игр они придумывают сюжеты, решают задачи, исполняют роли, что развивает их фантазию, логическое мышление и способность к абстрактному мышлению. Таким образом, игровая деятельность играет важную роль в развитии речи у дошкольников. Педагоги и родители могут использовать разнообразные игры для стимулирования речевого развития детей, создавая интересные и увлекательные условия для обучения и развития.

                  Кроме того, игры способствуют развитию социальных навыков у детей. В процессе совместной игры они учатся взаимодействовать с другими детьми, учителями или родителями, общаться, делиться игрушками и пространством, решать конфликты и находить компромиссы. Это помогает им развивать навыки коммуникации, сотрудничества, адаптации к различным социальным ситуациям и формировать навыки работы в группе. Игры способствуют формированию у детей ценностных ориентаций и нравственных принципов. Через игровые ситуации дети могут учиться правильно оценивать ситуации, принимать решения, осознавать последствия своих действий и развивать чувство ответственности. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.

                    А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

                    Игры также способствуют развитию творческого мышления у детей. В процессе игр они выражают свою фантазию, экспериментируют, находят нестандартные решения задач, создают свои миры и персонажи. Это способствует развитию креативности, это способствует креативности, воображения и способности мыслить нетрадиционно.

                     Таким образом, игры играют важную роль в общем развитии детей, способствуя развитию различных аспектов их личности. Поэтому стимулирование игровой активности у детей является важным компонентом образовательного процесса и воспитания.

                    Дополнительно, игры также способствуют развитию моторики у детей. Например, игры, требующие использования жестов, движений или манипуляций с предметами, помогают развивать мелкую моторику рук и координацию движений. Это важно для формирования навыков письма, рисования и других видов творческой деятельности.

                    Игры также помогают детям развивать эмоциональную сферу. В процессе игр они выражают свои эмоции, учатся контролировать их, а также понимать чувства других людей. Это способствует формированию эмпатии, сочувствия и умения работать в коллективе.

                    Таким образом, игровая деятельность не только способствует развитию речи у дошкольников, но и оказывает положительное влияние на их общее развитие. Педагоги и родители могут использовать игры как эффективный инструмент для стимулирования различных аспектов развития детей, создавая благоприятные условия для их роста и самореализации.

   

               Литература.

  1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. — М.:  Академия, 1999. — 159с.

2.Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 7. — С.66-70

3.Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет: методическое пособие для воспитателей / Т.И. Гризик- М.: Просвещение – 2017 – С.- 80

             4.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования //О.С.Ушакова // Управление ДОУ – 2016 - №7 –С. 16-27

             5. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание 1995- №1- С.59-66

             

             

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

Сообщение из опыта работы«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научить...

Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности"

Предложены игры с мячом, игры с прищепками для развития всех сторон речи....

Развитие речи дошкольников в игровой деятельности

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, о...

«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

Выступление на педагогическом совете...

Развитие речи дошкольников в игровой деятельности.

Игра важный движущий стимул для развития речи дошкольников. Благодаря различным видам игровой деятельности обогощается словарный запас, развивается фонематический слух, правильная постановка речи....

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности»

МБДОУ детский сад № 388 г.о. Самара   Консультация для воспитателей     «Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности»  Воспитатель: Б...

Презентация "Развитие речи дошкольника в игровой деятельности"

Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка дошкольника и представляет большие возможности для решения м...