Долгосрочный проект в первой младшей группе на тему: «Традиционный фольклор – жемчужина русской культуры»
проект по развитию речи (младшая группа)
Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами! Ведь именно родной язык играет уникальную роль в установлении личности человека.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит необходимым условием воспитания и обучения, особенно в младшем дошкольном возрасте.
Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» Коркинского муниципального района Челябинской области |
Долгосрочный проект
в первой младшей группе
на тему:
«Традиционный фольклор –
жемчужина русской культуры»
Воспитатлеи: Кизуб К.В.
Девятова М.Н.
2019 г.
Актуальность:
Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами! Ведь именно родной язык играет уникальную роль в установлении личности человека.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит необходимым условием воспитания и обучения, особенно в младшем дошкольном возрасте.
Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Произведения художественной литературы и устного народного творчества – важное средство формирования образности речи. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры. Осознавая роль художественной литературы как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка.
Проблема: Как можно использовать фольклор для развития речи детей младшего дошкольного возраста?
Задачи:
Развивать, ритм, эмоции, слуховое внимание.
Воспитывать, звуковую, культуру речи, способствовать освоению разговорной речи, способствовать накоплению и обогащению словаря.
Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи средствами народного фольклора.
Цели: Развивать речевую деятельность детей младщего дошкольного возраста с помощью произведений детского фольклора.
Ожидаемый результат: создана система работы, по развитие диалогической и монологической речи детей, использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, колыбельных песен, установление партнёрских взаимоотношений педагога и родителей по вопросам патриотического воспитания детей.
Вид проекта: групповой
Тип проекта: познавательно - творческий
Срок реализации: 10.10.2019 -30.01.2020
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Предварительная работа: Подбор детского фольклора: сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей. Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала. Взаимодействие с родителями, рекомендации. Организация предметно-развивающей среды в группе.
Форма проведения: Работа в различных образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Продукт проекта: Картотеки: подвижных русских народных игр;
Народных игр ;
Загадок;
Закличек;
Потешек
Пестушек.
Аудиотека, сказок, колыбельных песен.
I этап. Подготовительный
Задачи:
1. Подобрать литературу по фольклору.
2. Изучить программно-методическое обеспечение по развитию речи.
3.Обмениваться опытом работы с воспитателями по расширению знаний в использовании фольклора.
4. Изготовление макета «Русская изба».
5. Пополнение предметами народного быта сюжетно-ролевой игры «Дом-семья».
6. Пополнение музыкального уголка аудиозаписями колыбельных, «Нянюшкиными сказками».
Создание предметно-развивающей среды для развития речи посредством фольклора
Жанры фольклора | Необходимый материал |
Потешки и прибаутки | Игрушки: коза, петушок, кошка, заяц… Куклы БИ-БА-БО: лиса, заяц, ворон… Картины животных, птиц… Маски: козы, кошки, мышки… Музыкальные инструменты: дудочка, колокольчики, бубен… Ширма |
Колыбельные | Куклы, кроватки |
Сказки | Настольный театр по сказкам: «Репка», «Теремок»… Теневой театр по сказке «Колобок» Книжки со сказками Пальчиковый театр по сказке «Репка» Игрушки Ширма Предметы народного костюма |
Пальчиковые игры | Картинки: сорока Объемные модели ладони |
Загадки | Игрушки животных, птиц Картинки |
2 этап: Реализация проекта
На данном этапе велась работа в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» по интеграции содержания пр. «Наш дом – Южный Урал» через режимные моменты, организованную образовательную деятельность педагога с детьми, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную детскую деятельность.
Дата | Вид деятельности | Результат | Ответственные |
Октябрь | Разучивание потешек «Кисонька – Мурысенька» Разучивание прибаутки «Кошка в лукошке» Пальчиковая игра «Пальчик-пальчик, где ты был?» Словесная игра «Ладушки ладошки» Закличка «Медведь могучий», - н/п игра «Собери картинку» Слушание перед сном аудио сказок из серии «Нянюшкины сказки» | Дети знают потешку и играют в пальчиковую игру. | Кизуб К.В.. Девятова М.Н. |
Ноябрь | Беседа об особенностях зимы на тему «Зима не лето, в шубу одета» Разучивание потешки «Идет коза рогатая» Народные игры с движениями из серии «Говорушки» Разучивание колыбельной «Ай-бай,бай, ты собачка не лай» Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать» Чтение русской народной сказки «Снегурочка» Инсценировка по сюжету литературного произведения «Сказка о глупой мыши» - словесная игра «Расскажи сказку» | Дети знают признаки зимы и колыбельную песню. | |
Декабрь | Беседа на тему «Докучные сказки» «Пришел медведь к броду, бултых в воду» Пальчиковая игра «Моя семья» Разучивание колыбельной «Котик серый, хвостик белый» н/п игра «Вспомни сказку», театр на палочках | Дети знают пальчиковую игру «Моя семья»; колыбельную. | |
Январь | Драматизация сказки «В одном болоте жила-была лягушка- квакушка» Беседа о русской народной песне Беседа о прибаутках Разучивание пестушки «Потягушки, потягушки» Итоговое мероприятие НОД по теме «В гости к бабушке» | Дети знают потешку «У козы с утра забота» |
3 этап: Итоговый
- Инсценировка сказки « Заюшкина избушка».
Цель: развитие речи детей посредством детского фольклора.
- Выступление на педсовете с презентацией проекта
Цель: обмен опытом по овладению детей разговорной речи посредствам детского фольклора.
Работа с родителями:
-Подбор методических рекомендаций для родительского уголка по использованию фольклора и народных игр в домашних условиях.
- Привлечение родителей к участию в театрализованной деятельности «Матушкины посиделки»
- Проведение акции «Книга детям», цель: пополнить книжный уголок литературой по устному народному творчеству.
- Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков по потешкам.
- Оформление книжки-самоделки по устному народному творчеству
Итоговое мероприятие. Итоговый показ НОД по теме «В гости к бабушке»
Использованная литература:
1. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 48с
2. Под. ред. Драгуновой О.В.Программа воспитания ребенка дошкольника.-Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1995.-231с.
3. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста.-М.:ТЦ Сфера,2005.-224с.
4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1987. – 240с.
5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Институт Психотерапии, 2001. – 240с.
6. Федоренко Л.П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ. – 2-е издание, доработанное – М.: Просвещение, 1984. – 240с.
7. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2004.
8. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 1990.
9. Журнал «Дошкольное воспитание» №10, 1990.
10. Хрестоматия для маленьких.
11. Журнал «Дошкольная педагогика»,№7(40),2007.
12. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие.-М.; Мозаика- Синтез,2000.-152с.
13. Под. ред. Запорожца А.В. и Марковой Т.А. Воспитание и обучение в детском саду.-М.:»Педагогика»,1976.-560с.
14. Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др. Занятия по развитию речи в детском саду; Кн.для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение,1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной группе Тема: Традиционные ошибки в воспитании ребенка.
Родительское собрание в подготовительной группе Тема: Традиционные ошибки в воспитании ребенка....

"Музыкальный фольклор как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской культуры" Методические рекомендации
В авторском методическом пособии предлагаются советы и рекомендации для решения задач по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуре средствами музыкального фольклора....

Проектная деятельность с детьми второй младшей группы "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русс...
Педагогический проект «Приобщение детей к национальной культуре посредством фольклора и русских традиций в разных видах деятельности»
Знакомство детей первой младшей группы с национальной культурой....
презентация на тему :Формирование художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора, приобщение к истокам русской культуры.
Народные игры с пением и движением - еще один способ приобщить детей к народным традициям и получить первые навыки танцевальных и театральных действий. Кроме того, обращение к русскому народному творч...

Приобщение детей дошкольного возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора (Консультация для педагогов)
На современном этапе широко обсуждается проблема духовного возрождения общества, что обусловлено, прежде всего, социальными запросами, необходимостью приобщения детей к системе нравственных ценно...
Консультация на тему: «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания»
Консультация на тему: «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания»...