Долгосрочный проект в первой младшей группе на тему: «Традиционный фольклор – жемчужина русской культуры»
проект по развитию речи (младшая группа)

Кизуб Ксения Викторовна

Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами! Ведь именно родной язык играет уникальную роль в установлении личности человека.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит необходимым условием воспитания и обучения, особенно в младшем дошкольном возрасте.

Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs_proekt.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8» Коркинского муниципального района

Челябинской области

Долгосрочный  проект

в первой  младшей группе

на тему:

«Традиционный фольклор –

жемчужина русской культуры»

                                                                                                  Воспитатлеи: Кизуб К.В.

                                                                                                                                 Девятова М.Н.

2019 г.

Актуальность: 

Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами! Ведь именно родной язык играет уникальную роль в установлении личности человека.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит необходимым условием воспитания и обучения, особенно в младшем дошкольном возрасте.

Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества – важное средство формирования образности речи. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры. Осознавая роль художественной литературы как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка.

Проблема: Как можно  использовать фольклор для развития речи детей младшего дошкольного возраста?

Задачи:

Развивать, ритм, эмоции, слуховое внимание.

Воспитывать, звуковую, культуру речи, способствовать освоению разговорной речи, способствовать накоплению и обогащению словаря.

Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи средствами народного фольклора.

Цели: Развивать речевую деятельность детей младщего дошкольного возраста с помощью произведений  детского фольклора.

Ожидаемый результат: создана система работы, по развитие диалогической и монологической речи детей, использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, колыбельных песен, установление партнёрских взаимоотношений педагога и родителей по вопросам патриотического воспитания детей.

Вид проекта: групповой

Тип проекта: познавательно - творческий

Срок реализации: 10.10.2019 -30.01.2020

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Предварительная работа: Подбор детского фольклора: сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей. Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала. Взаимодействие с родителями, рекомендации. Организация предметно-развивающей среды в группе.

Форма проведения: Работа в различных образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Продукт проекта: Картотеки: подвижных русских народных игр;

                                                                Народных игр ;

                                                                Загадок;

                                                                Закличек;

                                                                Потешек

                                                                Пестушек.

Аудиотека, сказок, колыбельных песен.

I этап. Подготовительный

Задачи:

 

1. Подобрать литературу по фольклору.

2. Изучить программно-методическое обеспечение по развитию речи.

3.Обмениваться опытом работы с воспитателями по расширению знаний в использовании фольклора.

4. Изготовление макета «Русская изба».

5. Пополнение предметами народного быта сюжетно-ролевой игры «Дом-семья».

6. Пополнение музыкального уголка аудиозаписями колыбельных, «Нянюшкиными сказками».

Создание предметно-развивающей среды для развития речи посредством фольклора

Жанры фольклора

Необходимый материал

Потешки и прибаутки

Игрушки: коза, петушок, кошка, заяц…

Куклы БИ-БА-БО: лиса, заяц, ворон…

Картины животных, птиц…

Маски: козы, кошки, мышки…

Музыкальные инструменты: дудочка, колокольчики, бубен…

Ширма

Колыбельные

Куклы, кроватки

Сказки

Настольный театр по сказкам: «Репка», «Теремок»…

Теневой театр по сказке «Колобок»

Книжки со сказками

Пальчиковый театр по сказке «Репка»

Игрушки

Ширма

Предметы народного костюма

Пальчиковые игры

Картинки: сорока

Объемные модели ладони

Загадки

Игрушки животных, птиц

Картинки

2 этап: Реализация проекта

На данном этапе велась работа в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» по интеграции содержания пр. «Наш дом – Южный Урал» через режимные моменты, организованную образовательную деятельность педагога с детьми, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную детскую деятельность.

      Дата

Вид деятельности

Результат

Ответственные

Октябрь

Разучивание потешек «Кисонька – Мурысенька»

Разучивание прибаутки «Кошка в лукошке»

Пальчиковая игра «Пальчик-пальчик, где ты был?»

Словесная игра «Ладушки ладошки»

Закличка «Медведь могучий»,

- н/п игра «Собери картинку»

Слушание перед сном аудио сказок из серии «Нянюшкины сказки»

Дети знают потешку и играют в пальчиковую игру.

Кизуб К.В..

Девятова М.Н.

Ноябрь

Беседа об особенностях зимы на тему «Зима не лето, в шубу одета»

Разучивание потешки «Идет коза рогатая»

Народные игры с движениями из серии «Говорушки»

Разучивание колыбельной «Ай-бай,бай, ты собачка не лай»

Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать»

Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

Инсценировка по сюжету литературного произведения «Сказка о глупой мыши»

- словесная игра «Расскажи сказку»

Дети знают признаки зимы и колыбельную песню.

Декабрь

Беседа на тему «Докучные сказки»

«Пришел медведь к броду, бултых в воду»

Пальчиковая игра «Моя семья»

Разучивание колыбельной «Котик серый, хвостик белый»

н/п игра «Вспомни сказку»,

театр на палочках

Дети знают пальчиковую игру «Моя семья»; колыбельную.

Январь

Драматизация сказки «В одном болоте жила-была лягушка- квакушка»

Беседа о русской народной песне

Беседа о прибаутках

Разучивание пестушки «Потягушки, потягушки»

Итоговое мероприятие

НОД по теме «В гости к бабушке»

Дети знают потешку

«У козы с утра забота»

3 этап: Итоговый

- Инсценировка сказки « Заюшкина избушка».

Цель: развитие речи детей посредством детского фольклора.

- Выступление на  педсовете с презентацией проекта

Цель: обмен опытом по овладению детей разговорной  речи посредствам детского фольклора.

Работа с родителями: 

-Подбор методических рекомендаций для родительского уголка по использованию фольклора и народных игр в домашних условиях.

- Привлечение родителей к участию в театрализованной деятельности «Матушкины посиделки»

- Проведение акции «Книга детям», цель: пополнить книжный уголок литературой по устному народному творчеству.

- Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков по потешкам.

- Оформление книжки-самоделки по устному народному творчеству

Итоговое мероприятие.  Итоговый показ НОД по теме «В гости к бабушке»

Использованная литература:

1. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 48с

2. Под. ред. Драгуновой О.В.Программа воспитания ребенка дошкольника.-Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1995.-231с.

3. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста.-М.:ТЦ Сфера,2005.-224с.

4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1987. – 240с.

5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Институт Психотерапии, 2001. – 240с.

6. Федоренко Л.П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ. – 2-е издание, доработанное – М.: Просвещение, 1984. – 240с.

7. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2004.

8. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 1990.

9. Журнал «Дошкольное воспитание» №10, 1990.

10. Хрестоматия для маленьких.

11. Журнал «Дошкольная педагогика»,№7(40),2007.

12. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие.-М.; Мозаика- Синтез,2000.-152с.

13. Под. ред. Запорожца А.В. и Марковой Т.А. Воспитание и обучение в детском саду.-М.:»Педагогика»,1976.-560с.

14. Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др. Занятия по развитию речи в детском саду; Кн.для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение,1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной группе Тема: Традиционные ошибки в воспитании ребенка.

   Родительское собрание в подготовительной группе Тема: Традиционные ошибки в воспитании ребенка....

"Музыкальный фольклор как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской культуры" Методические рекомендации

В авторском методическом пособии предлагаются советы и рекомендации для решения задач по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуре средствами музыкального фольклора....

Проектная деятельность с детьми второй младшей группы "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русс...

презентация на тему :Формирование художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора, приобщение к истокам русской культуры.

Народные игры с пением и движением - еще один способ приобщить детей к народным традициям и получить первые навыки танцевальных и театральных действий. Кроме того, обращение к русскому народному творч...

Приобщение детей дошкольного возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора (Консультация для педагогов)

На современном этапе широко обсуждается проблема духовного возрождения общества, что обусловлено, прежде всего, социальными запросами, необходимостью приобщения детей к системе нравственных ценно...

Консультация на тему: «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания»

Консультация на тему: «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания»...