Конспект занятия «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кутыгина Екатерина Юрьевна

Цель: знакомство детей с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка», создание условий к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kostochka.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»

Старшая группа

Цель: знакомство детей с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка», создание условий к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать формировать умения детей отвечать полным ответом на вопросы воспитателя.
  • Углублять представления детей о нравственных нормах и ценностях, как неотъемлемых качеств человека.
  • Формировать у детей умения объяснять с опорой на прочитанное, мотивы поведения героев произведения.
  • Продолжать работу по развитию умения различать звук [с] среди: звуков, слогов, слов.

Развивающие:

  • Развивать умение поддерживать беседу.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память детей.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и любовь к русской литературе, родному языку, через знакомство с произведениями Л. Н. Толстого.
  • Воспитывать понятие, что обманывать – это плохо.

Словарная работа: «покраснел от стыда», «сочла», «побледнел», «горница».

Материал: портрет Л. Н. Толстого, рассказ «Косточка», иллюстрации к рассказу.

Вводная часть

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Воспитатель: Сегодня мы вспомним известного писателя. Посмотрите сколько у нас красивых красочных книг. Посмотрите на портрет.

Воспитатель: Кто знает, как его зовут?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Лев Николаевич Толстой – великий писатель. Он писал большие книги для взрослых и маленькие рассказы для детей. У него была своя школа для сельских ребят, вот для них он и писал свои рассказы.

Воспитатель: А какие рассказы Толстого мы читали?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, вот некоторые его книги: рассказ «Котёнок», «Филипок», «Слон», «Пожар».

Воспитатель: Случалось у вас такое, что попадалась косточка какого-нибудь фрукта?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня познакомимся с произведением Льва Николаевича Толстого, «Косточка», узнаем, сталкивался ли главный герой с похожими ситуациями.

Воспитатель: Для начала вспомним, какие бывают жанровые особенности?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Вы всё правильно сказали, бывают сказки, былины, повести, романы, произведение, с которым познакомимся – рассказ.

Воспитатель: Посмотрите на обложку книги. Кто изображен на ней? В этой книге много красочных иллюстраций, а нарисовал их Алексей Федорович Пахомов.

Воспитатель: В рассказе встретится такое выражение «покраснел как рак», как вы думаете, что оно может обозначать? (от стыда стал красного цвета)

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, в природе раки серого цвета, но когда их варят они краснеют, поэтому в народе и появилось такое выражение «покраснел как рак», когда человеку становится стыдно, он тоже краснеет и говорят: «Покраснел от стыда».

Воспитатель: Новое для вас слово – горница, это светлая, красивая комната.

Воспитатель: Также встретится глагол «сочла». Это означает посчитала.

Воспитатель: Приготовились слушать рассказ, сели правильно, красиво, выпрямили спинки, ножки подружились, ручки на коленочках.

Основная часть

(Чтение рассказа «Косточка»)

(Физкультминутка «Фрукты»)

Будем мы варить компот. (Маршировать на месте)

Фруктов нужно много. Вот. (Показать руками - "много")

Будем яблоки крошить, (Имитировать как крошат)

Грушу будем мы рубить, (Имитировать как рубят)

Отожмем лимонный сок, (Имитировать как отжимают)

Слив положим и песок. (Имитировать как кладут, насыпают песок)

Варим, варим мы компот, (Повернуться вокруг себя)

Угостим честной народ. (Хлопать в ладоши)

Беседа по содержанию:

- Вам понравился рассказ?

- Про кого этот рассказ? (Про мальчика Ваню)

- Что вы можете сказать о Ване?

- Почему Ваня всё нюхал сливы? – (они очень ему нравились. Ваня никогда не ел сливы, ему очень хотелось попробовать их. Он всё нюхал их…Он всё ходил мимо слив)

- А что он сделал? – (пока никого не было он взял сливу и съел)

- Как думаете, Ваня хорошо поступил или плохо? Почему?

- Как мама узнала обо всём? (Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.)

- Ваня сразу признался в содеянном? (Нет, Ваня признался не сразу)

- Как все узнали что именно Ваня съел сливу? (Отец сказал, что боится, если кто-то проглотит косточку от сливы, то через день умрёт.)

- Почему все засмеялись? (потому что Ваня выдал себя, сказав, что косточку выбросил за окошко)

- А как вы думаете, почему Ваня заплакал? (ему стало стыдно)

- А как бы вы поступили на его месте? (попросить прощения, а лучше спросить разрешение у взрослого)

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, а кто запомнил, как называется рассказ, который мы сегодня читали?

Дети: «Косточка»

Воспитатель: Правильно, а кто автор этого рассказа?

Дети: Лев Николаевич Толстой

Воспитатель: Чему же научил вас этот рассказ?

Дети: учит нас не брать без разрешения, признаваться, если сделал что-нибудь плохое

Воспитатель: Ребята, есть такая пословица «Тайное всегда становится явным», как вы думаете она подходит к нашему рассказу? Почему?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Думаю, если с вами случиться такая ситуация, вы обязательно поступите правильно.

Воспитатель: Спасибо вам, вы большие молодцы! Мне понравилось, как вы активно отвечали на вопросы, выполняли задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Чтение рассказа Паустовского "Кот Варюга"

Знакомство детей с замечательным рассказом Паустовского "Кот Варюга"...

Конспект занятия.Чтение рассказа Бианки "Голубые лягушки"

Формирование знаний у детей об окружающем мире. Воспитание любви к природе и ее обитателям....

Конспект занятия. Чтение рассказа Скребицкого "Как белочка зимует".

Знакомство детей с жизнью белочки. Формирование познавательного интереса....

Конспект занятия "Чтение рассказа А. Толстого "Котенок"

Конспект занятия по речевому развитию (чтение художественной литературы) "Чтение рассказа А. Толстого "Котенок" для детей старшей группы...

Конспект занятия. Чтение рассказа Л.Толстого "Прыжок"

Рассказ детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л.Толстого и знакомство с рассказом "Прыжок"...