Логопедический практикум для родителей «Играем вместе с мамой …»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Цель: Совершенствовать формы родительского взаимодействия при проведении речевых игр для коррекции нарушений устной речи дошкольников.

Задачи:

  1. Привлекать внимание родителей к речевым проблемам детей.
  2. Повышать компетентность и  знания родителей о нарушениях речи у дошкольников.
  3. Познакомить родителей с игровыми приёмами при организации совместной деятельности детьми в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический практикум для родителей

«Играем вместе с мамой …»

Цель: Совершенствовать формы родительского взаимодействия при проведении речевых игр для коррекции нарушений устной речи дошкольников.

Задачи:

  1. Привлекать внимание родителей к речевым проблемам детей.
  2. Повышать компетентность и  знания родителей о нарушениях речи у дошкольников.
  3. Познакомить родителей с игровыми приёмами при организации совместной деятельности детьми в домашних условиях.

Участники мероприятия:

  • учитель - логопед: Гришаева Л.М.
  • воспитатели групп комбинированной и  компенсирующей направленности:  Трофимова К.Ю.,  Громова Т.В.
  • родители.

Предварительная работа:

  • оформление пригласительных  для  родителей;
  • создание презентации;
  • подборка музыкального сопровождения;
  • заготовки артикуляционного материала для изготовления книжек – раскладушек.

Информационно - техническое обеспечение:

  • презентация «Играем вместе с мамой…»;
  • презентация наглядно - дидактических пособий и игр;
  • конспект мероприятия, планшет;
  • ноутбук, проектор;

Оборудование:

  • дыхательные тренажёры: вертушки, аэробол, кольца с подвеской;
  • одноразовые трубочки, тарелочки  по количеству родителей;
  • разнообразные фигурки иp двусторонней цветной бумаги;
  • гофрированные трубки, бытовые втулки;
  • коробка, игрушка;  стакан и чайная ложечка;
  • клавесы (пара) на каждого участника;  
  • предметы для ритмического рисунка (кубики, игрушки)
  • заготовки книжек - раскладущек и минизажимы;

Ход мероприятия:

В музыкальном зале, где звучит спокойная музыка, собираются приглашённые родители (музыка №1)

слайд 1

Гришаева Л.М.

Добрый вечер, дорогие родители!

Сегодня у нас представилась возможность - посвятить вас в вопросы речевого развития детей. Мы рассмотрим такое понятие, как устная речь, из чего она сложена, продемонстрируем фрагменты игр и упражнений, направленных на развитие устной речи. Покажем,  как  можно играть  без специальной подготовки с помощью подручных предметов  дома, в дороге, на отдыхе.

Практикум проведут педагоги сада:

  • учитель - логопед: Гришаева Людмила Михайловна
  • воспитатель компенсирующей группы «Радуга»: Громова Татьяна Владимировна
  • воспитатель комбинированной группы «Колобок»: Трофимова Каролина Юрьевна
  • воспитатель комбинированной группы «Почемучка»:  Жмурикова Наталья Александровна

слайд 2

Устная речь - это форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).  

слайд 3

Устная речь включает в себя:

  • Звукопроизношение
  • Лексико - грамматический строй речи
  • Фонематику
  • Словарь
  • Связную речь

Звукопроизношение

Это процесс  образования речевых звуков, который осуществляется дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным  отделами речевого аппарата при регуляции центральной нервной системы.

  1. Вырабатываем сильную целенаправленную воздушную струю. Это необходимое условие для постановки звука. Вести работу над развитием воздушной струи и речевого выдоха можно разнообразными способами: надувать воздушные шарики и мыльные пузыри, дуть в свисток, дудочку, задувать свечи.

На логопедических занятиях я использую такие  дыхательные    тренажёры как: вертушки, аэробол, кольца с подвеской.

Вам,  дорогие родители, предлагаю потренироваться не на выдохе (он и так в совершенстве), а на вдохе.

Упражнение «Перенеси фигурки»

Инструкция: с помощью трубочки (на коротком вдохе) приподнять фигурку, удержать её и переложить  на другую сторону тарелки.

(музыка №2)

В итоге, правильное речевое дыхание обеспечивает: нормальное звукообразование, создаёт условия для громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

При проведении дыхательных упражнений необходимо ограничивать по времени, так как дети быстро утомляются, может даже  возникнуть  головокружение.

  1. Развиваем голосообразование  - на занятиях мы  упражняемся буквально  «От шёпота до крика», то есть когда одну и ту же фразу или даже стих,  мы произносим различно по высоте голоса.   Дома можно тренироваться с помощью гофрированных трубочек, обычных втулок.

Упражнение «Волшебная труба»

Инструкция: произнести в трубу фразу шёпотом, затем громче, ещё громче: «Мы расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку,

Не ногами, не руками,

А своими язычками!»

  1. Развитие артикуляционного аппарата осуществляется с помощью выполнения упражнений для щек, губ, языка.

В основе коррекционной работы над устранением дефектного звукопроизношения лежит работа по формированию правильного артикуляционного уклада. И все наши занятия начинаются с гимнастики.

Громовыа Т.В.

Лексико – грамматический строй речи.

Это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Сформирован грамматический строй речи только тогда, когда ребёнок в полной мере использует правильно все части речи. Это и есть,  нечто иное,  как словоизменение и словообразование.

Например, как можно отработать такую  часть речи как предлог (понять и применять предлоги в речи).

 Упражнение «Предлоги»

Инструкция: наглядно показать ребёнку сам предлог.

                      игрушка НА коробке, игрушка В коробке, игрушка ЗА коробкой,

                      игрушка ПОД коробкой и т. д.

Дома за чашкой чая тоже можно проигрывать это упражнение:

положи ложку В стакан (на, за, перед, около)

 Упражнение  «Чей, чья, чьё?»

Гришаева Л.М.

Фонематика.

Включает в себя фонематический слух и фонематическое восприятие. Фонематический слух – это способность выделять, различать звуки речи. К началу 3-го года жизни ребёнок приобретает способность различать на слух все звуки речи. Фонематический слух – это основа для понимания сказанного. Например: коза-коса, бочка-почка, дом - ком.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова, то есть «Сколько слогов в слове?» «Какой гласный в начале слова?», «Каким звуком заканчивается слово?»

        Для того чтобы ребёнок умел определять  количество слогов  в слове, следует научить его чувствовать ритмическую организацию слова, то есть мы развиваем чувства ритма.

         В детском саду на занятиях мы используем вот такой инструмент – клавесы.  (раздать родителям клавесы)

слайд 4

Обращаю ваше внимание на ритмический рисунок на слайде. Пример с матрешками: большие матрёшки - громкий удар, маленькие матрёшки – слабый удар. Пробуем воспроизвести  ритмический рисунок!

         В домашних условия можно выкладывать и отстукивать из подручных средств: камешки, бусинки, конструктор – лего, игрушки, нарисовать на листе бумаги; стучим чем угодно (кубики, бубен, ложки и т.д.), отхлопываем в ладоши.

        Как только ребёнок научиться воспроизводить ритмический рисунок со зрительным подкреплением, можно предлагать  ритмический рисунок на слух.  Предлагаю родителям выполнить упражнение на слух.

         Очень полезное упражнение и выполнять его можно в любых условиях, это  Упражнение  «Какие звуки нарушают тишину?»

Инструкция: Слушаем звуки, которые нарушают тишину.

Трофимова К.Ю.

Словарь.

Словарь ребёнка может быть количественным и качественным. Количественный словарь – это рост словарного запаса. А качественный словарь – это  развитие самого словаря, то есть насколько ребёнок владеет значениями слов. Дошкольный возраст – это период быстрого обогащения словаря.

Примером могут служить такие игры как «Летает - не летает», «Съедобное – не съедобное», «Скажи ласково»,  «Вершки - корешки» и множество других словесных игр.    

Игра «Скажи по-другому»

Инструкция: педагог начинает говорить слова - признаки медленно, затем в ускоренном темпе, а родители очень быстро подбирают слова – антонимы (то есть, противоположные по смыслу)  и отвечают все вместе.

Слова: высокий – низкий          хороший – плохой          добрый – злой

            трусливый – смелый      толстый – тонкий           чёрный – белый

            смешной – грустный      холодный – горячий       щедрый – скупой

            твёрдый – мягкий           горький – сладкий          мокрый – сухой

            глубокий – мелкий     здоровый – больной          быстрый – медленный

Цель данной игры: расширять словарь антонимов у детей.

Громова Т.В.

Связная речь.

Связная речь – это умение излагать свои мысли живо, последовательно, не отвлекаясь  на лишние детали. Основная функция связной речи – коммуникативная, она осуществляется в двух формах: диалог и монолог. Связная речь отражает все достижения ребёнка в плане лексико – грамматического строя, фонематического восприятия, словарного запаса и звукопроизношения.

        Составление рассказа по цепочке с использованием схемы, применяя вариативность.

Гришаева Л.М.

        В завершении нашего практикума хотелось  бы,  вернуться к первому разделу устной  речи «Звукопроизношение»,   и акцентировать ваше внимание на артикуляционной гимнастике.

слайд 5

Мы предлагаем изготовить для  своих детей книжки – раскладушки с артикуляционными упражнениями. Упражнения распределены по группам звуков. Все они вашим детям знакомы, выполнять они их умеют, так что берите, и пользуйтесь!

(музыка№3)

Громова Т.В.

Практическая часть.

Изготовление книжек - раскладушек «Гимнастика для язычка» (подборка артикуляционных упражнений на каждую группу звуков).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей «Играйте вместе с детьми!»

Цель семинара - дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры  на развитие коммуникативных способностей у детей, привлечь внимание родителей к детской игре как деятельн...

Семинар-практикум для родителей "Играйте вместе с детьми!"

Семинар – практикум для родителей «Играйте вместе с детьми!». Цель: формирование у родителей знаний о значении игры в развитии ребенка, о ее влиянии на развитие коммуникативных способностей ...

Семинар-практикум для родителей "Играем вместе"

Семинар-практикум  направлен на расширение  знании родителей об особенностях игры  и значении игрушки в  младшем дошкольном возрасте.  Содержит игровые, тренинговые и пр...

Семинар – практикум для родителей «Играйте вместе с детьми!»

Цель: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры  на развитие коммуникативных способностей у детей; привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности,...

Практикум для родителей. «Играем вместе» практикум

Одной из важнейших задач физического воспитания детей является развитие основных движений. Это жизненно важные движения, без которых нельзя обойтись ни в одном виде деятельности (бытовой, игровой, тру...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ » (Игры и упражнения, направленные на познавательное развитие детей с задержкой психического развития)

Цель:обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах  развития и образования, охраны и укрепления здоровья дошкольни...

Семинар-практикум для родителей "Играем вместе с мамой"

Семинар-практикум для родителей о развитии речи детей 2-3 лет...