Логопедический практикум для родителей «Играем вместе с мамой …»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Цель: Совершенствовать формы родительского взаимодействия при проведении речевых игр для коррекции нарушений устной речи дошкольников.
Задачи:
- Привлекать внимание родителей к речевым проблемам детей.
- Повышать компетентность и знания родителей о нарушениях речи у дошкольников.
- Познакомить родителей с игровыми приёмами при организации совместной деятельности детьми в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический практикум для родителей
«Играем вместе с мамой …»
Цель: Совершенствовать формы родительского взаимодействия при проведении речевых игр для коррекции нарушений устной речи дошкольников.
Задачи:
- Привлекать внимание родителей к речевым проблемам детей.
- Повышать компетентность и знания родителей о нарушениях речи у дошкольников.
- Познакомить родителей с игровыми приёмами при организации совместной деятельности детьми в домашних условиях.
Участники мероприятия:
- учитель - логопед: Гришаева Л.М.
- воспитатели групп комбинированной и компенсирующей направленности: Трофимова К.Ю., Громова Т.В.
- родители.
Предварительная работа:
- оформление пригласительных для родителей;
- создание презентации;
- подборка музыкального сопровождения;
- заготовки артикуляционного материала для изготовления книжек – раскладушек.
Информационно - техническое обеспечение:
- презентация «Играем вместе с мамой…»;
- презентация наглядно - дидактических пособий и игр;
- конспект мероприятия, планшет;
- ноутбук, проектор;
Оборудование:
- дыхательные тренажёры: вертушки, аэробол, кольца с подвеской;
- одноразовые трубочки, тарелочки по количеству родителей;
- разнообразные фигурки иp двусторонней цветной бумаги;
- гофрированные трубки, бытовые втулки;
- коробка, игрушка; стакан и чайная ложечка;
- клавесы (пара) на каждого участника;
- предметы для ритмического рисунка (кубики, игрушки)
- заготовки книжек - раскладущек и минизажимы;
Ход мероприятия:
В музыкальном зале, где звучит спокойная музыка, собираются приглашённые родители (музыка №1)
слайд 1
Гришаева Л.М.
Добрый вечер, дорогие родители!
Сегодня у нас представилась возможность - посвятить вас в вопросы речевого развития детей. Мы рассмотрим такое понятие, как устная речь, из чего она сложена, продемонстрируем фрагменты игр и упражнений, направленных на развитие устной речи. Покажем, как можно играть без специальной подготовки с помощью подручных предметов дома, в дороге, на отдыхе.
Практикум проведут педагоги сада:
- учитель - логопед: Гришаева Людмила Михайловна
- воспитатель компенсирующей группы «Радуга»: Громова Татьяна Владимировна
- воспитатель комбинированной группы «Колобок»: Трофимова Каролина Юрьевна
- воспитатель комбинированной группы «Почемучка»: Жмурикова Наталья Александровна
слайд 2
Устная речь - это форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).
слайд 3
Устная речь включает в себя:
- Звукопроизношение
- Лексико - грамматический строй речи
- Фонематику
- Словарь
- Связную речь
Звукопроизношение
Это процесс образования речевых звуков, который осуществляется дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным отделами речевого аппарата при регуляции центральной нервной системы.
- Вырабатываем сильную целенаправленную воздушную струю. Это необходимое условие для постановки звука. Вести работу над развитием воздушной струи и речевого выдоха можно разнообразными способами: надувать воздушные шарики и мыльные пузыри, дуть в свисток, дудочку, задувать свечи.
На логопедических занятиях я использую такие дыхательные тренажёры как: вертушки, аэробол, кольца с подвеской.
Вам, дорогие родители, предлагаю потренироваться не на выдохе (он и так в совершенстве), а на вдохе.
Упражнение «Перенеси фигурки»
Инструкция: с помощью трубочки (на коротком вдохе) приподнять фигурку, удержать её и переложить на другую сторону тарелки.
(музыка №2)
В итоге, правильное речевое дыхание обеспечивает: нормальное звукообразование, создаёт условия для громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
При проведении дыхательных упражнений необходимо ограничивать по времени, так как дети быстро утомляются, может даже возникнуть головокружение.
- Развиваем голосообразование - на занятиях мы упражняемся буквально «От шёпота до крика», то есть когда одну и ту же фразу или даже стих, мы произносим различно по высоте голоса. Дома можно тренироваться с помощью гофрированных трубочек, обычных втулок.
Упражнение «Волшебная труба»
Инструкция: произнести в трубу фразу шёпотом, затем громче, ещё громче: «Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими язычками!»
- Развитие артикуляционного аппарата осуществляется с помощью выполнения упражнений для щек, губ, языка.
В основе коррекционной работы над устранением дефектного звукопроизношения лежит работа по формированию правильного артикуляционного уклада. И все наши занятия начинаются с гимнастики.
Громовыа Т.В.
Лексико – грамматический строй речи.
Это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Сформирован грамматический строй речи только тогда, когда ребёнок в полной мере использует правильно все части речи. Это и есть, нечто иное, как словоизменение и словообразование.
Например, как можно отработать такую часть речи как предлог (понять и применять предлоги в речи).
Упражнение «Предлоги»
Инструкция: наглядно показать ребёнку сам предлог.
игрушка НА коробке, игрушка В коробке, игрушка ЗА коробкой,
игрушка ПОД коробкой и т. д.
Дома за чашкой чая тоже можно проигрывать это упражнение:
положи ложку В стакан (на, за, перед, около)
Упражнение «Чей, чья, чьё?»
Гришаева Л.М.
Фонематика.
Включает в себя фонематический слух и фонематическое восприятие. Фонематический слух – это способность выделять, различать звуки речи. К началу 3-го года жизни ребёнок приобретает способность различать на слух все звуки речи. Фонематический слух – это основа для понимания сказанного. Например: коза-коса, бочка-почка, дом - ком.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова, то есть «Сколько слогов в слове?» «Какой гласный в начале слова?», «Каким звуком заканчивается слово?»
Для того чтобы ребёнок умел определять количество слогов в слове, следует научить его чувствовать ритмическую организацию слова, то есть мы развиваем чувства ритма.
В детском саду на занятиях мы используем вот такой инструмент – клавесы. (раздать родителям клавесы)
слайд 4
Обращаю ваше внимание на ритмический рисунок на слайде. Пример с матрешками: большие матрёшки - громкий удар, маленькие матрёшки – слабый удар. Пробуем воспроизвести ритмический рисунок!
В домашних условия можно выкладывать и отстукивать из подручных средств: камешки, бусинки, конструктор – лего, игрушки, нарисовать на листе бумаги; стучим чем угодно (кубики, бубен, ложки и т.д.), отхлопываем в ладоши.
Как только ребёнок научиться воспроизводить ритмический рисунок со зрительным подкреплением, можно предлагать ритмический рисунок на слух. Предлагаю родителям выполнить упражнение на слух.
Очень полезное упражнение и выполнять его можно в любых условиях, это Упражнение «Какие звуки нарушают тишину?»
Инструкция: Слушаем звуки, которые нарушают тишину.
Трофимова К.Ю.
Словарь.
Словарь ребёнка может быть количественным и качественным. Количественный словарь – это рост словарного запаса. А качественный словарь – это развитие самого словаря, то есть насколько ребёнок владеет значениями слов. Дошкольный возраст – это период быстрого обогащения словаря.
Примером могут служить такие игры как «Летает - не летает», «Съедобное – не съедобное», «Скажи ласково», «Вершки - корешки» и множество других словесных игр.
Игра «Скажи по-другому»
Инструкция: педагог начинает говорить слова - признаки медленно, затем в ускоренном темпе, а родители очень быстро подбирают слова – антонимы (то есть, противоположные по смыслу) и отвечают все вместе.
Слова: высокий – низкий хороший – плохой добрый – злой
трусливый – смелый толстый – тонкий чёрный – белый
смешной – грустный холодный – горячий щедрый – скупой
твёрдый – мягкий горький – сладкий мокрый – сухой
глубокий – мелкий здоровый – больной быстрый – медленный
Цель данной игры: расширять словарь антонимов у детей.
Громова Т.В.
Связная речь.
Связная речь – это умение излагать свои мысли живо, последовательно, не отвлекаясь на лишние детали. Основная функция связной речи – коммуникативная, она осуществляется в двух формах: диалог и монолог. Связная речь отражает все достижения ребёнка в плане лексико – грамматического строя, фонематического восприятия, словарного запаса и звукопроизношения.
Составление рассказа по цепочке с использованием схемы, применяя вариативность.
Гришаева Л.М.
В завершении нашего практикума хотелось бы, вернуться к первому разделу устной речи «Звукопроизношение», и акцентировать ваше внимание на артикуляционной гимнастике.
слайд 5
Мы предлагаем изготовить для своих детей книжки – раскладушки с артикуляционными упражнениями. Упражнения распределены по группам звуков. Все они вашим детям знакомы, выполнять они их умеют, так что берите, и пользуйтесь!
(музыка№3)
Громова Т.В.
Практическая часть.
Изготовление книжек - раскладушек «Гимнастика для язычка» (подборка артикуляционных упражнений на каждую группу звуков).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей «Играйте вместе с детьми!»
Цель семинара - дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие коммуникативных способностей у детей, привлечь внимание родителей к детской игре как деятельн...

Семинар-практикум для родителей "Играйте вместе с детьми!"
Семинар – практикум для родителей «Играйте вместе с детьми!». Цель: формирование у родителей знаний о значении игры в развитии ребенка, о ее влиянии на развитие коммуникативных способностей ...

Семинар-практикум для родителей "Играем вместе"
Семинар-практикум направлен на расширение знании родителей об особенностях игры и значении игрушки в младшем дошкольном возрасте. Содержит игровые, тренинговые и пр...

Семинар – практикум для родителей «Играйте вместе с детьми!»
Цель: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие коммуникативных способностей у детей; привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности,...
Практикум для родителей. «Играем вместе» практикум
Одной из важнейших задач физического воспитания детей является развитие основных движений. Это жизненно важные движения, без которых нельзя обойтись ни в одном виде деятельности (бытовой, игровой, тру...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ » (Игры и упражнения, направленные на познавательное развитие детей с задержкой психического развития)
Цель:обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья дошкольни...
Семинар-практикум для родителей "Играем вместе с мамой"
Семинар-практикум для родителей о развитии речи детей 2-3 лет...