Конспект занятия в подготовительной группе «Как животные готовятся к зиме?»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Наталья Николаевна Денчик

1. Совершенствовать умение детей понимать идею предложенной картины и составлять по ней развернутый рассказ, используя мнемотаблицу.

2. Побуждать детей к образованию сложных слов и введению их в активный словарь: длинноногий, короткохвостый, быстроногий…

3. Воспитывать целеустремленность, стремление к самовыражению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_dikie_zhivotnye_gotovyatsya_k_zime2.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе «Как животные готовятся к зиме?»

Задачи:

1. Совершенствовать умение детей понимать идею предложенной картины и составлять по ней развернутый рассказ, используя мнемотаблицу.

2. Побуждать детей к образованию сложных слов и введению их в активный словарь: длинноногий, короткохвостый, быстроногий…

3. Воспитывать целеустремленность, стремление к самовыражению.

 Ход занятия

На улице - поздняя осень. Интересно, а что сейчас в лесу? Голый, холодный лес, но в нем тихо. Кому положено, улетел от голода и холода на крыльях. А кто остался??? (ответы детей…). Плохо осенью в лесу животным, голодно и холодно становится. В пустом лесу легко заметить и зайчика, и лису, и белку, которые поменяли цвет шерстки.

Торопятся набить свои кладовые, заготавливают запасы пищи впрок животные. Да, звери готовятся к зиме, делают припасы и каждый день благодарят осень за ее подарки.

 Лес для животных – дом, где они охотятся, пасутся, выводят потомство – в общем, круглый год заняты делом. Чувствуют они себя в этом доме хорошо, потому, что приспособлены к жизни в лесу. Лес большой, значит в нем много каких животных?» - (согласование сущ. в разных падежах: волков, лис, медведей, зайцев…). (Перечислить – обобщить: дикие животные.)

Почему мы их называем дикими? – (живут в лесу, сами себе добывают пищу, защищаются от врагов, т.е заботятся о себе сами. А природа позаботилась о них).

Поиграем в игру: «Закончи предложение»:

1. У медведя маленькие, круглые …(уши), косолапые …(лапы); и поэтому его называем … (косолапым, неуклюжим).

2. У лисы длинный пушистый…(хвост), вытянутая …(мордочка); она любит длинным хвостом быстро заметать следы, значит о ней мы скажем какая она? (длиннохвостая, шустрая, хитрая).

3. У зайца длинные быстрые … (ноги), короткий пушистый…(хвост), значит он … (быстроногий, короткохвостый), он сидит под кусточком и дрожит, боится, поэтому он … (боязливый).

4. У лося ветвистые …(рога), крепкие, быстрые…(ноги), значит он … (быстроногий, важный, сильный).

5. У волка острые, крепкие…(зубы), далековидящие …(глаза). 0н – зубастый, зоркий.

6. У ежа тонкие, колючие …(иголки), чуткий…(нос), ноги коротенькие, поэтому еж … (коротконогий, шустрый, колючий).

7. У рыси пушистая, пятнистая…(шерсть), на ногах острые …(когти), на ушах… (кисточки); она любит охотиться на других животных, значит рысь …(хищник), она ловко прыгает с дерево на дерево, значит это животное…(ловкое).             

8. У белки красивый, пушистый ...(хвост), на лапках цепкие …(коготки), на ушах…(кисточки), она быстро может прыгать с ветки на ветку в лесу, значит белка какая …(ловкая); с какой по цвету шерсткой…(рыжей); - самое маленькое животное леса, о нем тоже необходимо сегодня сказать: мышка.                     

9. У мышки вытянутая …(мордочка), короткий тонкий …(хвост), острые …(зубки), любит ими все грызть; она такая маленькая, что может пролезть в самую узкую щелку, значит она какая? … (шустрая, ловкая, быстрая, острозубая, короткохвостая).

10. У кабана тело покрыто жесткими волосками …(щетиной), его нос, как у свиньи …(пятачок), которым кабан быстро может рыть землю, на мордочке два острых ... (клыка), чуткие большие … (уши); на ногах … (копыта).

Игра «Чей дом»: К зиме все звери готовят себе дома:

- Медведь выбирает …(берлогу);

- Белка ищет … (дупло);

- Лиса роет …(нору);

- Волк устраивает …(логово);

- Мыши зимуют – в норках;   

А многие звери никаких особых кладовых себе не устраивают.

Они сами себе кладовые. Просто наедятся за осенние месяцы, станут толстые – претолстые, жирные – прежирные – и все тут. Жир ведь тот же запас пищи.

Он лежит толстым слоем под кожей, и когда зверю нечего есть, проникает в кровь. А уж кровь разносит пищу по всему телу. Кто так спит? (а еще, кроме медведя, барсук, енот, летучие мыши). Они крепко спят всю зиму, а жир их не только питает, но еще и греет, он холода не пропускает.

Чем занят медведь? Медведь таскает сухие ветки, еще добавим - мох и под корнями сваленного дерева устроит себе берлогу.

Обратите внимание на белок. На одной картине она рыжая, а на другой серая. Кто знает, почему? (меняет цвет шерстки). Зачем? (чтобы не было ее заметно). Шерстка становится густая, шелковистая. Зачем? (она теплее летней).   

Кто еще меняет цвет шерсти? (лиса, заяц) – обратить внимание на картине.

- Что белка заготавливает на зиму? (запасает орехи, желуди. Складывает их в дупло, а грибы развешивает на колючих сучках – сушиться.). Зачем? (зимой найдет и полакомиться). А кроме еды, что важно приготовить белке? (дупло).

Как она его утепляет? (веточками, сучками, да еще и подстилку теплую выстелет, а в морозы прикроется пушистым хвостиком и спит).

- Еж собирает грибочки, дикие яблочки, найдет ямку в трухлявом пне, натаскает туда листьев – вот и готово жилье на зиму.

Много мы с вами вспомнили, что знаем о диких животных         

Ребята, давайте представим, что мы ученые, которые изучают животных. Как их называют? (зоологи, наука о животных - зоология) Мы на научной конференции «Лесная тропа»

I. Представляю Вам научных сотрудников

1. Ученый зоолог

2. Ученый зоолог

3. Младший научный сотрудник

4. Младший научный сотрудник

5. Ученый эколог

6. Ученый эколог

Скоро в лес придет зима, и жизнь лесных зверей изменится. Как же звери готовятся к зиме. Вот об этом мы сегодня поговорим на конференции.

В каждое время года у животных свои заботы. Весной – главная забота для животных – вывести потомство. Они обустраивают место, выводят детенышей. Летом – тепло, корма всякого много, забота у взрослых зверей только одна – растить свое потомство, научить его многому.

Другое дело – осень: посмотрите на картину, какая главная забота у животных осенью? (готовиться к зиме).

- Что необходимо приготовить к зиме животным? – (припасы, жилища, некоторые животные меняют цвет шерсти…).

- Зачем необходимо животным готовиться к зиме? – зимой морозы, нет никакой еды, а значит, животным придется очень трудно жить.

Верно, каждый зверь готовится к зиме по-своему. А природа распорядилась помочь животным.

Рассказ по мнемотаблице (алгоритм рассказа):

- Сначала скажем, что наступила …(осень), осень какая? …(поздняя).

- Затем необходимо рассказать какой лес осенью … (голый, холодный, тихий, пустой).

- Рассказ о разных животных, как они готовятся осенью к зиме.

– Чем наш рассказ закончить? (плохо животным в лесу, но, если они позаботились о себе, подготовились к зиме, то легче им будет перезимовать).

А нужно ли лисе и волку менять свои летние шубки на зимние?

Теперь проведем опыт. Наденем на одну руку варежку, а на вторую перчатку. Какой руке теплее?

Заяц в стужу ледяную,

Шубу выберет другую.

Был он серовато-серым,

Стал белее снега белым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной группы Тема: «Животный мир»

Конспект занятия для подготовительной группы Тема: «Животный мир»   ( знакомство с дикой кошкой « Манул» и семейством куньевых Соболем)...

Конспект занятие в подготовительной группе "Домашние животные, домашние птицы. Их детеныши".

Задачи:Вызвать у детей интерес к окружающему миру.Формировать реалистические представления о природе.Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, повадках, условиях со...

Конспект занятия в подготовительной группе "Дикие животные зимой"

Файл содержит конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе детского сада "Дикие животные зимой"...

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: "Животные и звуки"

Задачи:Воспитательные:воспитывать уважительное, осознанное  отношение к природеОбразовательные:продолжать знакомить детей с разнообразным миром животных: уточнить и обогатить представления детей ...

Конспект занятия в старшей группе «Как животные готовятся осенью к зиме?»

Закрепить знания детей о том, как звери готовятся к зиме....

Конспект занятия в подготовительной группе "Как звери готовятся к зиме".

Конспект занятия в подготовительной группе "Как звери готовятся к зиме"....