Презентация методики Словолодочки
презентация к уроку по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
В презентации рассказывается о методике обучения чтению детей 4-7 лет "Словолодочки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что такое Словолодочки | 1017.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- это название авторской методики по обучению чтению дошкольников 4-7 лет, автором которой является Юлия Пчелинцева.
Методика «Словолодочки» основана на традиционном звуковом аналитико-синтетическом методе, который впервые ввёл К. Д. Ушинский. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте является наиболее распространенным из всех звуковых методов.
Вся методическая информация преподносится ребёнку ярко, красочно, основана на карточках, ассоциациях. Известно, что ребёнок усваивает новую информацию лучше, если в процессе обучения он находится в своей ведущей ИГРОВОЙ деятельности Он не думает, как выучить буквы или читать слоги, каждый урок он отправляется в увлекательное приключение. В этой методике игровая деятельность «вшита» в обучающую, и это приносит космические результаты! 🚀
По этой методике знакомство детей со звуками, а впоследствии с буквами, проходит через легенду о капельках. Педагог может сам сочинить свою сказку: откуда появятся капельки и как они соберутся в алфавит. В каждое занятие входит одно из основных упражнений – «прокапывание» алфавита. «Капельки чтения».
Возможно, по вашей легенде, Алфавит-это такая страна, где живут капельки-звуки. Страна Звуколяндия или Алфавития. В этой стране живут разные капли: большие и маленькие. Величина капель под буквами показывает на длительность звуков. Принцессы – гласные - это большие, растянутые капли, такие милые певуньи, которые, падая из тучки, поют каждая свою песенку: АААА, ОООО, УУУУУ и т.д. И, падая на землю, приобретают свой образ. Они выделены красным цветом. А маленькие, короткие звуки-капельки, выделены чёрным цветом- это капитаны, а может и пираты. Они всегда строгие и дисциплинированные, не любят много разговаривать. Капитан В, Г, Д и т.д.
Акцент делается именно на звуках, понятие буквы мы даем позже. И работая на опережение, в игре, ненавязчиво мы знакомим детей с алфавитом. Алфавит является базой для изучения любого языка. Не акцентируя внимание ребёнка на том, что есть буква и называется она БЭ, ВЭ. И есть звук, который произносится коротко. Разделение букв по цветам важно, когда мы даём характеристику звуку. Ведь мягкость или твёрдость согласных звуков-капитанов зависит от того, какой гласный звук идёт после него, какая принцесса рядом. Алфавит используется без опорных картинок, т. к. закрепление образа за каждой буквой мешает началу правильного чтения и оттягивает его. Он представлен в последовательности, в которой он и есть. Педагог читает и показывает одновременно – дети повторяют: АААА, Б (не БЭ), В, Г, Д, ЕЕЕЕ и так далее.
А А ещё в этой стране есть моря. Есть звонкое, чистое, прозрачное голубое море. Здесь плавают в лодках звонкие согласные звуки- звонкие капитаны. М
Ю А А есть море мутное, глухое, жёлтое, в котором огромные волны подняли песок со дна, и там ничего не слышно и не видно. И капитаны там плавают глухие и только рядом с принцессами-певуньями, их можно услышать. Все лодки готовятся к соревнованиям – регате. Посмотрите, капитаны выстроили в ряд свои команды и взяли к себе помощниц принцесс. Т Е П С
Капитан М представьте свою команду: «МММА, МММО, МММУ, МММЫ, МММЭ». Отлично! Теперь капитан Р: РРРА, РРРО, РРРУ и т.д. Спасибо, капитан Р, с Вами приятно работать! И т.д.
Это слоговая таблица, которую мы пропеваем также каждое занятие, в том числе и с ещё не читающими, не умеющими ещё сливать звуки в слоги детьми. Мы визуально ребёнка готовим к тому, что есть слог, что он читается целиком и есть лодки, в которых плавают слоги. Начинаем и играем с твёрдыми согласными и гласными, которые их не смягчают. То есть, с открытыми слогАми. И гласными АОУЫЭ Потому, что это легче для восприятия ребёнка.
А ещё в этой стране есть царство «Сюсюк-Люлюк»- это мягкая слоговая таблица, к которой мы перейдём только после того, как ребёнок научится читать слова (словолодочки) с твёрдыми звуками. В этом царстве живут принцессы, рядом с которыми капитаны становятся такими мягкими, такими вежливыми, что и лодочки–то у них называются ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ, МЯ-МЯ-МЯ, СЮ-СЮ-СЮ и т.д….
Содержание программы позволяет в игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук, слог, слово, образ и научиться одному из фундаментальных навыков в обучении – чтению. Залогом правильного обучения является развитие фонематического восприятия ребенка. В занятия включены задания с неречевыми звуками, анализом и синтезом, игры на развитие фонематического слуха, ассоциативного мышления, внимания, образной памяти, пространственной ориентации, межполушарных связей. А вот что же такое словолодка? Словолодочки-это такие карточки слова, с лодочками и открытыми слогами, сидящими в них и присоединёнными к ним звуками-каплями разной величины в зависимости от длительности звука. Например, словолодочка, или Прежде, чем даем ребёнку очередную карточку-словолодочку – нужно заинтриговать ребенка максимально. Сейчас ты прочтёшь слово, которое я не любила есть в детском саду. Чем ярче и неординарнее будет представление того или иного слова, тем больше будет интереса у ребенка к осознанному прочтению.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: звуки, слоги, слова, смысл. Переходы через один из этапов в программе не допускаются, что позволяет избежать в дальнейшем серьезных ошибок в чтении: побуквенного чтения, слогового чтения, чтения без понимания смысла, прочитывание по два и более раза. Для запоминания используются фантастические сюжеты, яркие игрушки, выдерживается общая сюжетная линия (морская тема). Дети идут не заниматься, а плавать и играть в волшебные «Словолодочки».
В каждое занятие в данной программе включены упражнения по мнемотехнике «цепочка ассоциаций». Цель – построить цепочку из слов. Например, при изучении звука и буквы А. принцесса АААнна приносит с собой разные картинки на свою букву. АРБУЗ АБРИКОС АНАНАС АНГЕЛ АВТОБУС АЙСБЕРГ АНТАРКТИДА АКУЛА
ПОПРОБУЙТЕ НАЗВАТЬ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ АРБУЗ АБРИКОС АНАНАС АНГЕЛ АВТОБУС АЙСБЕРГ АНТАРКТИДА АКУЛА
Неотъемлемой частью занятия является чтение педагогом ребенку. Но чтение с обязательными последующими вопросами: Чем конкретнее вопросы – тем старательнее будет малыш запоминать следующий рассказ , тем самым тренировать свою образную память, которая поможет ему читать быстро и понимать прочитанное с первого прочтения.
В заключении хочется отметить ценность представленной методики с нескольких позиций: - с позиции детей – яркие, красочные материалы и понятные образы (лодочка, капелька), отражающие суть предмета изучения; - с позиции педагога – разделение процесса обучения на этапы позволяет присоединиться к обучению в любое время, в зависимости от умений дошкольника; - с позиции родителей – всесторонняя поддержка – как по воспитательным моментам, так и по моментам подготовки к обучению и самого обучения чтению.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронные образовательные ресурсы. Презентация. Методика проведения тренировочного занятия по исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Презентация направлена на знакомство с общей схемой исследовательской деятельности. ...
Презентация методики обучения дошкольников основам нотной грамоты
Инновационная методику обучения детей дошкольного возраста основам нотной грамоты "Развиваем играя", способствующая разви...
Презентация: Методика преодоления водобоязни у детей
Совместная работа педагога-психолога с инструктором по плаванию, предназначена для демонстрации педагогам и родителям....
Презентация "Методика раннего развития детей - методика Марии Монтессори"
Посмотрев эту презентацию, вы познакомитесь с самыми простыми и интересными играми по методике Марии Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными детей раннего дошкольного возраста....
Конспект открытого занятия по обучению детей грамоте "По морям, по волнам" (методика "Словолодочки") (подготовительная к школе группа)
Конспект НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы по мотивам "Словолодочек"...
Подготовка детей с ТНР к обучению грамоте через использование методики «Словолодочки» и коррекционно-развивающие игры
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают большие трудност...
План пробного урока с игровыми элементами методики «Словолодочки»
Хотите отправится с ребенком по волшебному синему морю в поисках приключений и в игровой форме научить их читать? Тогда скорее садитесь в словолодочки и плывите к новым берегам знаний!...