План пробного урока с игровыми элементами методики «Словолодочки»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Булаевская Марина Юрьевна

Хотите отправится с ребенком по волшебному синему морю в поисках приключений и в игровой форме научить их читать? Тогда скорее садитесь в словолодочки и плывите к новым берегам знаний!

Скачать:


Предварительный просмотр:

План пробного урока с игровыми элементами методики «Словолодочки»

Булаевская Марина Юрьевна

Деятельность педагога

Деятельность детей

Знакомство

Здравствуй. Меня зовут Марина Юрьевна. Посмотри, это очень любознательный бельчонок, он живет в волшебном лесу и очень хочет с тобой познакомиться. Бельчонок  спрашивает ребенка: «Как тебя зовут?»

Гоша, сколько тебе лет?

Бельчонок приглашает тебя с ним поиграть. Хочешь?

Он приглашает тебя пойти с ним в волшебный лес, там тебя ждут приключения, игры и веселые задания.

Хочешь узнать, какие?

Гоша

ответ ребенка (5,5 лет)

ответ ребенка

ответ ребенка

Мотивация.

Посмотри, в волшебном лесу пошел дождь, бельчонок спрятался в дупло, а нас с тобой падают капельки дождя на носик, на ладошки, на ушки (изображает как падают капельки).

Ой-ой, над нами нависли две тучки: одна темная, а вторая в лучах солнца отливает красным цветом. Из темной тучки быстро падают на маленьких капельках какие-то черные закорючки, которые бормочут: к-к-к, г-г-г, л-л-л... А из красной тучки медленно падают на больших каплях красные закорючки, которые громко поют: а-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и…

(Педагог показывает капельки            и                 ,)

ответ ребенка

ответ ребенка

Проверка знаний алфавита/звуков

- И таких капелек накапало нам целый листочек (показывает алфавит с капельками). Может, ты знаешь, что это?

- Да, правильно, это буквы. Ты какие-нибудь из них знаешь?

- Мы – гласные звуки, - сказали красные закорючки. – Мы очень любим петь и делаем это очень хорошо.

- А мы – согласные звуки, - сказали черные закорючки.

- А с чем вы согласные?

- Мы согласные с гласными, что они хорошо поют. Мы тоже хотим петь, но сами не умеем. Вот только вместе с гласными у нас получаются песни. Хочешь послушать?

И звуки запели: «Ка-а-а, к-о-о-о, ла-ла-ла, лу-лу-лу». Получилось очень звонко и красиво.

- А еще с нашей помощью люди могут не только петь, но и читать!

А ты умеешь читать? (диагностика чтения, если положительный ответ)

Гоша, а ты любишь путешествовать?

Вот и наши буковки-звуковички очень любят путешествовать, особенно по морю. В волшебной стране Букляндии есть два моря (достаю синее-синее, желтое море и карточки с лодками): синее, по нему какаются лодочки, в которых капитаны распевают звонкие песенки РА РА РА, НУ НУ НУ, ВЫ ВЫ ВЫ... и желтое море, вода в нем не такая прозрачная как в синем и звонкие песни там петь не получается. Капитаны поют там тихие песни, иногда даже шепотом ТА ТА ТА, ФА ФА ФА, ПО ПО ПО... Посмотри, капитаны зовут нас присоединиться к ним и спеть их песни!

Ребенок отвечает или нет, что это буквы

Ответ ребенка

Ответ ребенка

Ответ ребенка

Пропеваем слоги

Проверка фонематического слуха. Развитие учебных навыков

Посмотри скорее, нас вышли встречать другие жители леса (демонстрация картинки леса, в котором прячутся разные лесные животные и птицы).

- Они тоже спрятались от дождика. Чтобы они показались нам, нужно назвать их (животных) полностью и позвать.

(Педагог говорит начало слова/названия животного).

ребенок заканчивает слово и показывает животное на картинке

Ориентировка на плоскости. Мелкая моторика

Вот мы и познакомились с лесными жителями. Отправляемся в гости к бельчонку. Жители леса в помощь нам дали карту, осталось только выбрать карандаш и проложить тропинку.

Бельчонок признается, что не просто так пригласил нас в гости. Он очень-очень хочет научиться читать. Ему предстоит захватывающее путешествие в страну звуков и букв под названием Букляндия за далекое синее море.

Хочешь стать его помощником?

Ребенок проходит лабиринт

Ответ ребенка

Диагностика умения ориентироваться в пространстве, диагностика эмоционально-волевой сферы

- Но прежде чем отправиться на корабле в бушующий океан, нужно провести тренировку! Согласен?

(договариваемся о запрещенном движении, которое нельзя за мной повторять – поднимать правую руку. Показываю движения и прошу быстро за мной повторить)

Ответ ребенка

Ребенок повторяет движения кроме запрещенного

Диагностика фонематического слуха

  1. Ребята, нам в дорогу обязательно надо взять с собой фрукты, но бельчонок говорит, что их похитили злые пираты.

Пираты вернут фрукты, только если ты назовешь все фрукты, но есть условие: надо назвать все фрукты, начинающиеся со звука А (при правильном ответе достается карточка с изображением фрукта, или используется как подсказка, проговаривается название, выделяется голосом первый звук А)

2) и еще одно условие: пираты привезут назад фрукты, если ты отгадаешь среди разных звуков те, которые издают транспортные средства (включается запись разных природных и технологических звуков).

абрикос, ананас, апельсин, авокадо, айва, алыча, арахис, арбуз;

ребенок угадывает шум машины, самолета, гудок теплохода, звонок велосипеда  

Проверка графомоторного навыка

Подружки Буковки целый день играли вместе, пели веселые песни, но вот наступил вечер, Буковки устали и захотели спать. На улице стало темно и холодно, Буковки замерзли и испугались. Золотая рыбка решила им помочь, взмахнула своим волшебным хвостиком и появился дом для букв.

Для каждой буквы в домике есть своя комната (достаю помощников): круглая, квадратная, треугольная, а эта посмотри какая красивая, похожа на снежинку.

Обрадовались буковки, каждая заняла свою комнату, и каждой комната пришлась как раз по размеру, головой буква упирается в потолок, а ножками стоит на полу, поэтому никакие шторма и ветры не могут пошатнуть их, крепко стоят буквы в своих комнатах!

Но были среди буковок и озорницы, Й, Ё все время выглядывают из своей комнаты, любопытно им, как там их подружки устроились, а Щ, Д, Ц так много днем играли, что очень устали и сели на пол, а ножки свесили из своей комнаты.

Посмотри, все буковки разного размера и золотая рыбка для каждой из них сделала разные комнаты: на этой строке поселились самые большие буквы, тут поменьше, на третьей строке еще меньше, на самой нижней узкой строке живут самые маленькие буковки.

И нельзя нам с тобой селить большие буквы в маленькой строке или наоборот, потому что над домом всегда летает коршун Буквоклюй и старается клюнуть буквы, которые заселились не в свою комнату. Смотри внимательно, чтобы твои буковки не попались ему в клюв!

Давай поможем буквам занять их места?

Ребенок прописывает 1-2 любимые буквы в помощниках

Работа с текстом

А пока ты будешь писать свои любимые буквы, я расскажу тебе очень интересную историю (рассказываю историю про розовых фламинго или другую)

- какого цвета были птицы?

-как они называются?

- где стояли фламинго?

- кто еще жил в озере?

Ребенок слушает и отвечает на вопросы

Оценка и рефлексия.

«Настройка на путешествие»

- Мы готовы к путешествию вместе с Бельчонком, мы поднимаемся на корабль. Качаемся на волнах. Слушаем крики чаек. Представляем вокруг ласковое  море, голубое небо. Прикладываем к глазам воображаемый бинокль и рассматриваем вдали остров. Исследовать этот остров мы отправимся на следующем занятии. А чтобы не забыть. Что мы сегодня увидели и рассказать об этом маме нарисуй место, где мы побывали.

- С кем ты сегодня путешествовал? А что понравилось больше всего? Что было трудно? Что ты узнал нового?

Бельчонок будет тебя ждать в новое путешествие.

Ребенок рисует на шаблоне с контуром острова на горизонте карандашами море, а детали острова он придумает дома.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия с использованием элементов методики символдрамы и арт-терапии с применением музыкотерапии

План - конспект занятия с использованием элементов методики символдрамы и арт-терапии с применением музыкотерапии...

Конспект НОД с использованием игровых приёмов и элементов методик ТРИЗ

В конспекте применяются игровые приёмы для всестороннего развития ребёнка...

НОД Тема: «Путешествие в страну сказок» для второй младшей группы с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ

Конспект НОД Тема: «Путешествие в страну сказок»Цель: Создание условий для естественного психологического и социально – коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятель...

План - конспект занятия с использованием элементов методики символдрамы и арт-терапии с применением музыкотерапии

Программные задачи:Коррекционно-развивающие:- выявлять причины страха и тревоги у ребенка;- определять вид страха у ребенка;- научить ребенка преодолевать чувство страха и тревоги;- учить ребенка пони...

Конспект открытого занятия по обучению детей грамоте "По морям, по волнам" (методика "Словолодочки") (подготовительная к школе группа)

Конспект НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы по мотивам "Словолодочек"...

Подготовка детей с ТНР к обучению грамоте через использование методики «Словолодочки» и коррекционно-развивающие игры

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают большие трудност...