Перспективный план по самообразованию «Развитие связной речи дошкольников 4 – 5 лет посредством использования приёмов мнемотехники»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету. К. Д. Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sammoobrazovanie_mnemotablitsy.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»
г. Вихоревка
План по самообразованию на тему:
«Развитие связной речи дошкольников 4 – 5 лет посредством использования приёмов мнемотехники»
Подготовила воспитатель
Истомина О.В.
2023 – 2024 гг.
Актуальность
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету. К. Д. Ушинский
На этапе завершения дошкольного образования воспитанник должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель ФГОС ДО речевого развития - это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.
В речи детей существует множество проблем: односложная речь, неспособность построить распространенное предложение; бедность речи, недостаточный словарный запас; трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ, пересказ); отсутствие навыков культурной речи.
Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.
«Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Выделенная проблема определила мою тему по самообразованию «Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для развития речи детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- создать условия для развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности посредством метода мнемотехники: пополнение словарного запаса, умения преобразовывать образы в символы, развитие памяти, внимания и образного мышления, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей, фантазии.
- познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
- способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды.
- Совершенствовать предметно-пространственную среду группы с использованием мнемотаблиц.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты:
- расширение и обогащение словарного запаса, развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира;
- умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы, составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции;
- появится интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
- дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практическая деятельность | |
Изучение методической литературы и других источников. Создание условий для работы с детьми по теме самообразования | Сентябрь | Определение целей и задач темы. Реализация поставленных задач, знакомство с различными формами и методами работы. | Анализ изученной литературы в плане по самообразованию. | |
В течение года | Подбор методического оснащения. Пополнение методической копилки. | Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления пособий. мнемотаблиц. | ||
Работа с детьми | Сентябрь | «Мнемотаблицы, мнемодорожки» Понакомить с мнемотаблицей, мнемодорожкой, мнемотехническим запоминанием слов. Обучать составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, |
«по дороге в детский сад» «мои игрушки» «наша группа» | |
Октябрь | развивать монологическую речь детей, упражнять в составлении простых предложений с использованием мнемоквадратов. Способствовать запоминанию загадок с опорой на мнемодорожку. Заучить стихотворение с помощью мнемотаблицы. | дидактическое упражнение «Из чего сделан?». «Расскажи про осень» Д/игра «Загадки и отгадки» «Осень» А. Гришин | ||
Ноябрь | Активизировать активный словарь: название профессии, орудий труда, учить составлять мнемодорожку. Формировать умение описывать предмет с помощью мнемотаблицы. Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы. | «Расскажи о профессии» «Собака со щенятами» «Кошка с котятами» | ||
Декабрь | Уточнять, расширять словарь существительных, прилагательных по теме «Зима», развивать зрительное восприятие, логическое мышление, учить составлять мнемотаблицу. Расширять словарь существительных по теме «Новый Год», развивать фразовую речь, учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление. | «Расскажи о зиме» «Встречаем Новый год» Стихотворение «Зимний гость» Н. Найдёнова Русская народная сказка «Снегурочка» | ||
Январь | Продолжать упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление. | Русская народная сказка «Жихарка». Русская народная сказка «Рукавичка». | ||
Февраль | Обогатить и уточнить: - представление о транспорте; Помочь составить описательный рассказ про транспорт с помощью мнемотаблицы. | «Правила движения для ребят и зверят» «Специальные машины» | ||
Март | продолжать учить составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу и без нее. | «Мамин праздник» «Первые цветы» | ||
Апрель | способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Учить выразительно, читать наизусть стихотворение без опоры на наглядность. | «Мой мишка» З. Александрова «Весна» И. Никитина | ||
май | ||||
Работа с родителями | Октябрь Декабрь Март Май | «Создание условий в семье для речевого развития ребенка 4-5 лет». «Развитие речи у детей 4-6 лет. Метод мнемотехники». « Мнемотехника в заучивании стихотворений». Составляем и используем мнемотаблицы дома . «Рассказываем сказки с помощью с мнемотаблиц». «Наши успехи» | Предоставление педагогической информации родителям по данной теме. Консультация для родителей Папки – передвижки Индивидуальные Консультации Родительское собрание | |
В течение года | Привлечение к обогащению РППС группы: изготовление наглядных пособий для детей по теме самообразования | |||
Работа с педагогами | Ноябрь Февраль Апрель | «Мненомотаблицы в работе педагога дошкольного образования» «Использование мнемодорожек на занятиях и в свободной деятельности» Мастер-класс по составлению мнемотаблиц. | Консультация Доклад Мастер-класс |
Список литературы
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2014. – 207 с.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 272 с.
- Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.гос.ун-та, 2014.–235 с.
- Белоусова Л.Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Метод. пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – М.: Первое сентября, 2013. – 128 с.
- Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – М.: Детство-Пресс, 2005.
- Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 5-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М.: Просвещение, 2013. – 221 с.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 304 с.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2009.– 20 с.
- Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников: метод. пособ. для педагогов дошкол. учр. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 230с.
- Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям «Учим говорить правильно» - М: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
- Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. – 220 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи дошкольников с использованием средств мнемотехники
В статье отражена работа по обучению пересказу с использованием мнемотаблиц....
План по самообразованию : «Развитие связной речи дошкольников с помощью ОТСМ – Триз технологии»
Повысить компетентность и успешность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста; внедрить современные технологии по развитию связной речи дошкольник...
План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников"
Презентация, план по самообразованию воспитателя на тему "Развитие связной речи дошкольников"- Развивать связную речь дошкольников; - формировать грамматический строй речи, её связнос...
План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством карт Проппа" .
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и ...
План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»
Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную р...
План по самообразованию «Развитие связной речи детей посредством использования ИКТ технологий в подготовительной к школе группе» 2021-2022гг.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей....
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: "Развитие связной речи детей через использование приёмов мнемотехники".
Индивидуальный план по самообразованию, план на данную тему помогает педагогу проводить коррекционную работу по развитию речи у детей дошкольного возраста. развитие речи является одним из важных приоб...