Конспект занятия "Путешествие в мир литературы"
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой для старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_puteshestvie_v_mir_literatury.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по ознакомлению с художественной литературой

на тему «Путешествие в мир литературы» 

для детей среднего дошкольного возраста

Цель: Развитие представлений о разных жанрах литературы, знакомство с загадками.

Задачи: Способствовать усвоению содержания знакомых литературных произведений. Развивать связную речь, чувство рифмы. Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к книге.

Средства: «Книговик»  с подбором иллюстраций к русским народным сказкам, стихами, загадками. Набор героев к сказке «Теремок». Стихотворение «Помощница» А.Барто в аудиозаписи.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним, разучивание детских стихотворений.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Солнце рано утром встало, (руки вверх)

Всех ребяток приласкало. (ладони скрещены)

Дружно к солнышку тянитесь, (руки через стороны вниз)

И друг другу улыбнитесь. (улыбнуться)

Солнца лучики поймайте, (руки вперед, к себе)

Всем вокруг скорей раздайте. (руки снова вперед)

Воспитатель. Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие по интересному миру литературы. Мы с вами побываем в стране сказок, загадок и в мире стихов. А путешествовать нам поможет… Угадайте, кто? (читаю загадку)

- Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Правильно, конечно же, это книга. Из книг мы узнаем много нового и интересного. Книги с самого раннего возраста становятся нашими друзьями. И сегодня к вам в гости пришел мой друг Книговик. Надеюсь, вы с ним тоже подружитесь, потому что все, кто любит книги становятся его друзьями.

Но Книговик – это не простая книга, а необычная. Страницы у него не сшиты, а складываются как в коробочку, поэтому их можно накапливать много-много. Давайте посмотрим, что же сегодня Книговик приготовил нам для нашего путешествия в мир литературы. (Достаю первую страницу) Ребята, Книговик принес с собой наши любимые сказки. Но он хочет, чтобы вы напомнили, что такое сказки? (ответы детей) Правильно, сказка – это то, чего не бывает на самом деле, в сказках бывает волшебство, звери в сказках умеют разговаривать. Хорошо, что такое сказка, мы с вами вспомнили. А теперь пора заглянуть в гости к сказкам. Для этого послушайте строчки из сказок и угадайте, про какую сказку идет речь, а тот, кто узнает сказку, пойдет и подберет иллюстрацию к ней. А для того, чтобы очутиться в сказке нужно произнести волшебные слова.

Физкультминутка.

Мы глазами миг-миг.

Мы плечами чик-чик.

Мы руками хлоп-хлоп.

Мы ногами топ-топ.

Раз - туда, два - туда.

А потом вокруг себя.

Чтобы в сказке очутиться,

Надо низко поклониться.

(проводится дидактическая игра «Угадай сказку»)

- Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети? (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

- Маша в коробе сидит,

Далеко она глядит.

Кто несет ее, ответь,

Быстрыми шагами?

А несет ее медведь

Вместе с пирогами. («Маша и медведь»)

- У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Далеко они летят,

Далеко они глядят. («Гуси-лебеди»)

- Ах, ты Петя-простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Кот, лиса и петух»)

- В этом домике не тесно,

Всем зверушкам хватит места.

Что за дом среди дорог?

Этот домик … («Теремок»)

Воспитатель. Правильно, это теремок, только зверушек я в нем что-то не вижу. Кто нам поможет? (Книговик) Ребята, а Книговик мне сказал, что вернуть зверушек в сказку нам помогут загадки о них. Только некоторые слова в загадках потерялись, и если мы найдет это слово, то отгадаем загадку. (достаю страницу с загадками)

- Хитренько взглянула,

Хвостиком махнула

И исчезла… Чудеса!

Где ты, рыжая… (Лиса)

- Ой, зайчишкам не до смеха

От его клыков и меху.

В зайцах с детства знает толк

Злой, зубастый, серый … (Волк)

- На лугу по кочкам

Прыгают листочки,

Выпуклые глазки

И кривые лапки.

Только где же ушки,

Кто это? (Лягушки)

- Всех важней она в загадке

Хоть и в погребе жила.

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. (Мышка)

- Кто большой и косолапый

Мед достал из улья лапой?

Скушал сладость и реветь.

Как зовут его? (Медведь)

Воспитатель. Молодцы, всех героев отгадали, никого не забыли? Давайте еще раз вспомним всех героев, только называть их будем ласково как в сказке. Кто же первый прибежал в теремок? (ответы детей) Правильно, мышка-норушка.

- Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко,

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать.

А потом прискакала лягушка. Как ее в сказке называют? (ответы детей: лягушка-квакушка)

Прискакал и зайчик, зайчик-побегайчик. Ребята, а зайчика-то у нас нет. Я забыла про него загадку. Может вы поможете? (дети придумывают загадку про зайчика)

- Кто всегда грызет морковку,

Прыгает и скачет ловко?

Быстрый маленький трусишка,

Это серенький … (Зайчишка)

А потом пришли лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь и бычок. (дети замечают, что бычка в этой сказке нет)

Воспитатель. Молодцы, ребята, сколько сказок знаете, загадки умеете отгадывать. А теперь послушайте, куда Книговик предлагает нам отправиться. (звукозапись стихотворения «Помощница» А.Барто)

- Что вы сейчас послушали? Правильно, стихотворение. Стихи бывают коротенькие, например, такие стихи вы рассказывали, когда были совсем маленькие. А бывают большие стихи, как только что вы послушали. В стихах некоторые последние слова созвучны. Мы их называем слова-друзья. Стихи в книжках очень легко узнать, они записываются в столбик. Рассказывать стихи нужно громко, с выражением. (дети читают стихи)

Воспитатель. Молодцы, замечательно читаете стихи. Но я открою вам небольшой секрет, стихи можно не только рассказывать, но используя их можно поиграть в пальчиковую игру. (проводится пальчиковая игра по стихотворению И.Токмаковой «Мы на пальчиках считали») А теперь давайте вспомним еще знакомые стихи,  но только слова из них выпали, помогите мне их вставить. (дидактическая игра «Вставь слово»)

- Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался… (вскачь)?

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и громко… (топал).

- Маша варежку надела:

Ой, куда я пальчик… (дела)?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не… (попал).

- Мама спит, она устала,

Ну и я играть не… (стала).

Я волчка не завожу,

А уселась и… (сижу).

Воспитатель. А сейчас давайте еще поиграем в подвижную игру со стихами. (проводится подвижная игра на стихи)

- Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час?

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мыши вон.

(дети в соответствии со стихами сначала идут как мышки на цыпочках, затем бегут на место)

Воспитатель. Вот и заканчивается наше путешествие. Вам понравилось? А посмотрите, какая улыбка у нашего Книговика. Он очень рад, что мы выполнили все его задания. Он хочет, чтобы вы еще раз вспомнили, где сегодня побывали. (в стране сказок, загадок и в мире стихов) Как мы узнавали сказки? (по строчкам из сказок, по иллюстрациям) Что помогло нам вернуть героев в сказку «Теремок»? (загадки) А во что мы иак весело играли? (в игру с пальчиками и в подвижную игру) А что помогло нам в них играть? (стихи) А как вы думаете, играть в игры интереснее со стихами или без них? (ответы детей) Конечно же, со стихами. Замечательно. Книговик говорит, что вы стали его лучшими друзьями и он приглашает вас в круг:

- Собрались все дети в круг.

Я твой друг, а ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе

Конспект занятия называется "Путешествие в деревню "Сказкино"....

Конспект занятия по художественной литературе и развитию речи Тема: «В гостях у русской народной сказки «Гуси-лебеди» Старшая группа

Программное содержание: Беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди»Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки.Развитие воображения: придумывание новых эпизодов сказки.Развити...

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям  средней группы детского сада....