"Как у нас, да на Тихом, да на Дону"
план-конспект занятия (младшая группа)

Демьянченко Анна Михайловна

Цель.  Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Донского казачества.

Задачи.

 Образовательная: познакомить детей с казачьей комнатой и с хозяйкой. Обратить внимание на разнообразие вещей в казачьей комнате,  активизировать в речи слова: ухват, рушник, самовар.

Воспитательная: воспитывать у детей интерес к жизни донских казаков, к казачьему быту,  патриотические чувства и любовь к родному краю;

Развивающая: развивать  познавательный интерес к истории своего народаВызвать у детей интерес, желание прийти еще раз в гости к хозяйке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_u_nas_da_na_tihom_na_donu.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                              детский сад № 19 «Колокольчик»

        

            «КАК У НАС, ДА  НА ТИХОМ, ДА НА ДОНУ»

                   Занятие для детей младшей группы.

 

                  Музыкальный руководитель Белоус Н. М.                          

                          Воспитатель Демьянченко А. М.

 

                   

                               г. Новошахтинск 2020 год.

Цель.  Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Донского казачества.

Задачи.

 Образовательная: познакомить детей с казачьей комнатой и с хозяйкой. Обратить внимание на разнообразие вещей в казачьей комнате,  активизировать в речи слова: ухват, рушник, самовар.

Воспитательная: воспитывать у детей интерес к жизни донских казаков, к казачьему быту,  патриотические чувства и любовь к родному краю;

Развивающая: развивать  познавательный интерес к истории своего народаВызвать у детей интерес, желание прийти еще раз в гости к хозяйке.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание предметов быта казаков (музейные экспонаты), художественное слово, анализ, подведение итогов.

Материалы и оборудование: «уголок казачьей  хаты» с предметами быта, деревенской утварью.

Словарная работа:

Предки, ухват, чугунок, глечик, макитра, прялка.

 

Предварительная работа: рассматривание макета куреня, традиционной одежды казаков, рассматривание казачьей посуды.

Используемые материалы: демонстрационный материал (презентация о быте и жизни донских казаков; макет казачьего куреня.

Ход занятия:  Звучит спокойная музыка. Дети с воспитателем входят в зал и усаживаются на брёвнышко.

Воспитатель: Дети сегодня я хочу рассказать вам о жизни наших предков.

                         Давным давно жили здесь казаки со своими семьями.

                         посмотрите, (на экране изображение казака) кто это?

Ответы детей.

Воспитатель: А как вы догадались?

Ответы детей.

 Вы совершенно правы! Это донской казак, а  зовут его -  Григорий. Сегодня я расскажу вам о том, как жили донские казаки.

(Слайд с изображением куреня)

 Это дом, в котором живёт казак, называется он курень. Давайте вместе повторим, как называется дом казака.

Дети повторяют.

Посреди куреня стояла русская печь, которая отапливала её и на которой казачки готовили еду.  Рано утром казачка-мать вставала, пока ещё все в доме спали,  приносила воды из колодца, растапливала печь, пекла хлеб и варила в чугунке вкусную кашу.   

А чтобы  горячий чугунок не обжёг её руки, она пользовалась ухватом.

 Дети рассматривают ухват. 

 

- Ели в семье прямо из чугунка, у каждого была своя деревянная ложка. Первым  начинал, есть отец, потом мать, а затем старший ребёнок, средний и так до самого младшего, все по ложке. А за младшим снова отец и так по кругу.  Перед едой читали молитву – благодарили Бога. В каждой казачьей хате висела в углу икона.  Ещё в хате стояла кровать, стол, лавочки на которых сидели и сундук. (показать)

Красиво, чисто в курене у казака. Казаки народ весёлый, гостеприимный.

Ребята, я слышу музыку, послушаем, кто это поёт

(в «уголке куреня»):

Казачка сидит  у прялки и прядёт пряжу, качая колыбель, напевает песню.

 

Я пряду, пряду кудель,

Я качаю колыбель.

Прялка, прялка не гуди,

Мою Настеньку не буди.

Ты тянись, тянись мой лён,

Ты сойди на Настю, сон.

Баю, баю, баю, бай,

Сонных глаз не размыкай!

Воспитатель: Ребята, это казачка поёт. Давайте зайдём к ней в гости!

(дети  под р.н.м. подходят к уголку ).

Казачка: Здорова дневали, детушки! Милости просим! Рада гостям, как

                 хорошим вестям! Проходите,  рассаживайтесь по лавочкам.

                 Я здесь живу. Я – Донская казачка.

                 А вас как зовут?(обращается к девочке)

Девочка: Меня зовут Настя.

Казачка: Настя, Настя маленькая,

                 Настенька удаленькая,

                 Пойди, Настя горенкой,

                 Топни, Настя ноженькой.

Дети: Даша, Ксюша. Соня.

Хозяйка: Чики, чики, чикалочки

                  Едет Ксюша на палочке,

                  А Даша на тележке

                  Щелкает орешки!

Ну, вот мы и познакомились. Рассаживайтесь, детки, кому, где залюбуется.

 А в моей - то избе, сколько разных вещей (дети рассматривают, делают предположение для чего они нужны)… это рушник – им вытираются после умывания, это чугунок - из него едят, это самовар – в нем кипятят воду для чая…(хозяйка знакомит детей с отдельными предметами и их функциональным назначением).  А здесь вот  у меня  стоит посуда, посмотрите, совсем не такая как у вас.   Молоко хранили в глиняной посуде, которая называлась глэчик. Молоко в нём долго не прокисало. Тесто замешивали в макитре – большом глиняном горшке.

 - Запомнили названия моей посуды?

Дети повторяют.

- Ребята, скажите, а кто вам дома готовит еду? (мама, бабушка и др.)

- А в чем они готовят? (в кастрюлях)

А вот раньше, еду варили не в кастрюлях, как теперь, а в чугунках. Были чугунки большие и маленькие. Вот такие, тяжёлые  (показывает). А вот ухват.

Ребята, для чего ухват.

Отвечают.

Правильно, ребятки, чтобы не обжечься. Еда всегда удавалась на славу - вкусная, ароматная.

   Ай ту-ту, ай ту-ту.

  Вари кашу круту,

  Подливай молочка.

  Накорми казачка.

Воспитатель: Скажи нам, хозяюшка, а что у тебя в сундуке спрятано.

Казачка:  Дети, как вы думаете, что у меня в сундуке?

Дети:  - Наверное, в сундуке хранили одежду.

Казачка: Совершенно верно, в сундуке у меня нарядная одежда, а также фартучки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Хотите одеться по казачьи?

 - Ну тогда, наряжайтесь.

Дети наряжаются, любуются в зеркало, пританцовывают под народную казачью песню.

 Воспитатель:  Казачки сами вышивали и  вязали крючком. Очень любили они украшать свою одежду вышивкой и кружевами.

- Теперь – вы настоящие казачата.

 - Дети, посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в доме украшены вышивкой и кружевами?

 - Правильно, полотенце,  занавесочки на окнах, простынка малыша, подушечка, скатерть, полотенце, салфетки.

 

 - Долгими зимними вечерами казачки пряли пряжу из овечьей  шерсти на деревянной прялкеИз шерсти делали тёплую одежду. За работой женщины пели. А на гуляниях любили  плясать. Давайте и мы с вами попляшем.

                        Свободная пляска. «Я на печке молотила»

Воспитатель:

 - Спасибо,  хозяюшка, за интересный рассказ! Ну а нам пора уходить! До свидания!

Казачка: - До свидания, ребята!                                                                                   Примите на память эти украшения из бабушкиного сундука.  Дети уходят наряженные: в бусах, фартучках, веночках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если в лесу сидеть тихо-тихо

Методическая разработка по развитию...

отчет о работе проекта по казачеству: "На Дону, на Доне."

Мы живем на Донской земле. И нам не безразлично будущее наших детей.  Мы решили взять проект по казачеству: знакомить детей с историей нашего края, традициями донского народа и т.д. К реализации ...

"Рассказы о Тихом Доне"

Разродимая сторонушка. Сколько веков орлиной тенью проплыло над твоими равнинами, сколько радостей и печалей на твоем лике оставило время. Отчий край. Милая родина. Моя, твоя, наша с вами земля. Какой...

награждения победителей конкурсов "Лучший детский сад Дона" и "Лучший воспитатель Дона" 2017 года в рамках партийного проекта "Детские сады-Детям"

21 ноября 2017 в МАДОУ № 42 состоялась торжественная церемония  награждения победителей конкурсов "Лучший детский сад Дона" и "Лучший воспитатель Дона" 2017 года в рамках парт...

Презентация: "Казачий быт Тихого Дона"

Данная презентация позволит очень ярко и детально познакомить детей с бытом Донских казаков....

Конспект НОД «Тихо, тихо снег идет»

Цель: закрепление представления о временах года, об основных признаках зимы.Задачи:1. Образовательная: ввод в активный словарь детей имен существительных (зима, мороз, снег, лед, узор, снежинка,...

Конспект ООД «Тихо, тихо мы пройдем и в сенсорную комнату попадем» (средняя группа) 

Цели: - развивать когнитивную сферу детей; - активизировать произвольное внимание, умственные спо­собности; - развивать проприоцептивную и тактильную чувствитель­ность, мелкую м...