Главные вкладки
"Как у нас, да на Тихом, да на Дону"
план-конспект занятия (младшая группа)
Цель. Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Донского казачества.
Задачи.
Образовательная: познакомить детей с казачьей комнатой и с хозяйкой. Обратить внимание на разнообразие вещей в казачьей комнате, активизировать в речи слова: ухват, рушник, самовар.
Воспитательная: воспитывать у детей интерес к жизни донских казаков, к казачьему быту, патриотические чувства и любовь к родному краю;
Развивающая: развивать познавательный интерес к истории своего народа. Вызвать у детей интерес, желание прийти еще раз в гости к хозяйке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_u_nas_da_na_tihom_na_donu.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 19 «Колокольчик»
«КАК У НАС, ДА НА ТИХОМ, ДА НА ДОНУ»
Занятие для детей младшей группы.
Музыкальный руководитель Белоус Н. М.
Воспитатель Демьянченко А. М.
г. Новошахтинск 2020 год.
Цель. Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Донского казачества.
Задачи.
Образовательная: познакомить детей с казачьей комнатой и с хозяйкой. Обратить внимание на разнообразие вещей в казачьей комнате, активизировать в речи слова: ухват, рушник, самовар.
Воспитательная: воспитывать у детей интерес к жизни донских казаков, к казачьему быту, патриотические чувства и любовь к родному краю;
Развивающая: развивать познавательный интерес к истории своего народа. Вызвать у детей интерес, желание прийти еще раз в гости к хозяйке.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание предметов быта казаков (музейные экспонаты), художественное слово, анализ, подведение итогов.
Материалы и оборудование: «уголок казачьей хаты» с предметами быта, деревенской утварью.
Словарная работа:
Предки, ухват, чугунок, глечик, макитра, прялка.
Предварительная работа: рассматривание макета куреня, традиционной одежды казаков, рассматривание казачьей посуды.
Используемые материалы: демонстрационный материал (презентация о быте и жизни донских казаков; макет казачьего куреня.
Ход занятия: Звучит спокойная музыка. Дети с воспитателем входят в зал и усаживаются на брёвнышко.
Воспитатель: Дети сегодня я хочу рассказать вам о жизни наших предков.
Давным давно жили здесь казаки со своими семьями.
посмотрите, (на экране изображение казака) кто это?
Ответы детей.
Воспитатель: А как вы догадались?
Ответы детей.
Вы совершенно правы! Это донской казак, а зовут его - Григорий. Сегодня я расскажу вам о том, как жили донские казаки.
(Слайд с изображением куреня)
Это дом, в котором живёт казак, называется он курень. Давайте вместе повторим, как называется дом казака.
Дети повторяют.
Посреди куреня стояла русская печь, которая отапливала её и на которой казачки готовили еду. Рано утром казачка-мать вставала, пока ещё все в доме спали, приносила воды из колодца, растапливала печь, пекла хлеб и варила в чугунке вкусную кашу.
А чтобы горячий чугунок не обжёг её руки, она пользовалась ухватом.
Дети рассматривают ухват.
- Ели в семье прямо из чугунка, у каждого была своя деревянная ложка. Первым начинал, есть отец, потом мать, а затем старший ребёнок, средний и так до самого младшего, все по ложке. А за младшим снова отец и так по кругу. Перед едой читали молитву – благодарили Бога. В каждой казачьей хате висела в углу икона. Ещё в хате стояла кровать, стол, лавочки на которых сидели и сундук. (показать)
Красиво, чисто в курене у казака. Казаки народ весёлый, гостеприимный.
Ребята, я слышу музыку, послушаем, кто это поёт
(в «уголке куреня»):
Казачка сидит у прялки и прядёт пряжу, качая колыбель, напевает песню.
Я пряду, пряду кудель,
Я качаю колыбель.
Прялка, прялка не гуди,
Мою Настеньку не буди.
Ты тянись, тянись мой лён,
Ты сойди на Настю, сон.
Баю, баю, баю, бай,
Сонных глаз не размыкай!
Воспитатель: Ребята, это казачка поёт. Давайте зайдём к ней в гости!
(дети под р.н.м. подходят к уголку ).
Казачка: Здорова дневали, детушки! Милости просим! Рада гостям, как
хорошим вестям! Проходите, рассаживайтесь по лавочкам.
Я здесь живу. Я – Донская казачка.
А вас как зовут?(обращается к девочке)
Девочка: Меня зовут Настя.
Казачка: Настя, Настя маленькая,
Настенька удаленькая,
Пойди, Настя горенкой,
Топни, Настя ноженькой.
Дети: Даша, Ксюша. Соня.
Хозяйка: Чики, чики, чикалочки
Едет Ксюша на палочке,
А Даша на тележке
Щелкает орешки!
Ну, вот мы и познакомились. Рассаживайтесь, детки, кому, где залюбуется.
А в моей - то избе, сколько разных вещей (дети рассматривают, делают предположение для чего они нужны)… это рушник – им вытираются после умывания, это чугунок - из него едят, это самовар – в нем кипятят воду для чая…(хозяйка знакомит детей с отдельными предметами и их функциональным назначением). А здесь вот у меня стоит посуда, посмотрите, совсем не такая как у вас. Молоко хранили в глиняной посуде, которая называлась глэчик. Молоко в нём долго не прокисало. Тесто замешивали в макитре – большом глиняном горшке.
- Запомнили названия моей посуды?
Дети повторяют.
- Ребята, скажите, а кто вам дома готовит еду? (мама, бабушка и др.)
- А в чем они готовят? (в кастрюлях)
А вот раньше, еду варили не в кастрюлях, как теперь, а в чугунках. Были чугунки большие и маленькие. Вот такие, тяжёлые (показывает). А вот ухват.
Ребята, для чего ухват.
Отвечают.
Правильно, ребятки, чтобы не обжечься. Еда всегда удавалась на славу - вкусная, ароматная.
Ай ту-ту, ай ту-ту.
Вари кашу круту,
Подливай молочка.
Накорми казачка.
Воспитатель: Скажи нам, хозяюшка, а что у тебя в сундуке спрятано.
Казачка: Дети, как вы думаете, что у меня в сундуке?
Дети: - Наверное, в сундуке хранили одежду.
Казачка: Совершенно верно, в сундуке у меня нарядная одежда, а также фартучки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Хотите одеться по казачьи?
- Ну тогда, наряжайтесь.
Дети наряжаются, любуются в зеркало, пританцовывают под народную казачью песню.
Воспитатель: Казачки сами вышивали и вязали крючком. Очень любили они украшать свою одежду вышивкой и кружевами.
- Теперь – вы настоящие казачата.
- Дети, посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в доме украшены вышивкой и кружевами?
- Правильно, полотенце, занавесочки на окнах, простынка малыша, подушечка, скатерть, полотенце, салфетки.
- Долгими зимними вечерами казачки пряли пряжу из овечьей шерсти на деревянной прялке. Из шерсти делали тёплую одежду. За работой женщины пели. А на гуляниях любили плясать. Давайте и мы с вами попляшем.
Свободная пляска. «Я на печке молотила»
Воспитатель:
- Спасибо, хозяюшка, за интересный рассказ! Ну а нам пора уходить! До свидания!
Казачка: - До свидания, ребята! Примите на память эти украшения из бабушкиного сундука. Дети уходят наряженные: в бусах, фартучках, веночках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Если в лесу сидеть тихо-тихо
Методическая разработка по развитию...
отчет о работе проекта по казачеству: "На Дону, на Доне."
Мы живем на Донской земле. И нам не безразлично будущее наших детей. Мы решили взять проект по казачеству: знакомить детей с историей нашего края, традициями донского народа и т.д. К реализации ...
"Рассказы о Тихом Доне"
Разродимая сторонушка. Сколько веков орлиной тенью проплыло над твоими равнинами, сколько радостей и печалей на твоем лике оставило время. Отчий край. Милая родина. Моя, твоя, наша с вами земля. Какой...
награждения победителей конкурсов "Лучший детский сад Дона" и "Лучший воспитатель Дона" 2017 года в рамках партийного проекта "Детские сады-Детям"
21 ноября 2017 в МАДОУ № 42 состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурсов "Лучший детский сад Дона" и "Лучший воспитатель Дона" 2017 года в рамках парт...
Презентация: "Казачий быт Тихого Дона"
Данная презентация позволит очень ярко и детально познакомить детей с бытом Донских казаков....
Конспект НОД «Тихо, тихо снег идет»
Цель: закрепление представления о временах года, об основных признаках зимы.Задачи:1. Образовательная: ввод в активный словарь детей имен существительных (зима, мороз, снег, лед, узор, снежинка,...
Конспект ООД «Тихо, тихо мы пройдем и в сенсорную комнату попадем» (средняя группа)
Цели: - развивать когнитивную сферу детей; - активизировать произвольное внимание, умственные способности; - развивать проприоцептивную и тактильную чувствительность, мелкую м...
- Мне нравится (1)