ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Нарушения характерные для нормального развития речи детей раннего возраста
консультация по развитию речи (младшая группа)
Нарушения характерные для нормального развития речи детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_narusheniya_rech_detey_rannego_vozrasta.docx | 675.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Нарушения характерные для нормального развития речи детей раннего возраста
Компонент речевой системы | 1-2 года | 2-3 года |
Фонетический | 1.Сокращение количества слогов в слове (голова – гава) 2. Добавление гласного в конце слова (стул – тюля) 3.Уподобление (конфете – фафета) 4. Пропуск согласных (ворона – аона) 5.Упрощение стечений согласных (мишка – мика) 6.Замена гласных и согласных - типичные замены гласных (гусь – гось) - типичные замены согласных (рука – лука) - нетипичная замена согласных и гласных (не хочу – не фочу) 7. Перестановка звуков или слогов (петух – тепух) | 1. Сокращение количества слогов в слове (голова – гава) 2. Пропуск отдельных согласных, упрощение с течения согласных, замена гласного Ы (до 3лет) 3. Замена согласных Ц Ч Ш Ж Л Л’ Р Р’ (всех или части этих звуков) 4. Перестановка звуков или слогов |
Лексический | 1.Протослова (уникальны для данного ребенка и не основаны на речи взрослого: ки - все интересное, фа – горячо, опасно) 2. Слова языка нянь (бай-бай, мяу, ням-ням) 3.Значительный разрыв между пассивным и активным словарем (10 к 1) до возникновения лексического взрыва (1,8 – 2,6 лет) 4.Распространение одного слова на разные объекты (авва – все четвероногие – до 2,6 лет) 5. Совпадение по звучанию (ми – мишка, мышка, мыло) 6.Коммуникативные жесты | 1. Расширение и сужение значения слова (семья бананов, я не человек, я девочка) 2.Образование переносных значений слов (видишь, как кричит – перебор зубчиков расчески) 3.Ассоциативные замены (бантик – фантик) |
Морфологический | 1.Сохранение неподвижности ударения (неправильная его постановка) 2. Устранение чередования согласных (посидю, покаку) 3.Устранение беглых гласных (на ковере, вынь палец из рота) 3.Устранение супплетивизмов (объединение в одну пару слов с разной основой или корнем): человеки, людь 4.Устраненение наращенной основы (нет мати – нет матери) | Сохраняются нарушения 1-2 лет + 1.Устранение существительных среднего рода (дай большую яблочку) 2.Устаранение существительных 3-го склонения (хлеб с солем) 3. Смешение одушевленных и неодушевленных существительных (сказка про овощев) 4.Внутрипадежное смешение окончаний существительных 5.Образование недостающих форм числа существительного (резать ножницем) 6. Ошибки при сочетании числительного с существительным (три цветочков) |
Синтаксический | 1.Использование одинакового высказывания по значению равного целой ситуации (мама – сама мама – где мама – пришла мама – мамина вещь). До 2 лет 2.Двухсловные высказывания телеграфного стиля (неизменяемые слова без предлогов) – мама бай, папа ням | 1. Предложение со склоняемыми и спрягаемыми словами, но без предлогов или с упрощенными предлогами (на диван – а диян) |
Словообразование | К 2-м годам первые словообразовательные инновации (уменьшительно-ласкательные суффиксы, и суффиксами притяжательности (домик) | Увеличение количества инноваций в речи |
Признаки риска задержки речевого развития
После 1 года 6 месяцев | После 2 лет | После 2,6 лет |
1.Отсутствие или очень маленький пассивный словарь 2.Отсутствие специфического детского словаря 3.Отсутствие коммуникативных жестов | 1.Малый пассивный словарь 2.Очень малый активный словарь 3. Использование одинакового высказывания по значению равного целой ситуации | 1. Сокращение количества слогов в слове 2.Замена гласных, кроме Ы на И 3.Дабавление гласных в конце слова 4.Большой разрыв между пассивным и активным словарем 5.Слова языка нянь |
После 3-х лет | ||
1.Большое количество фонетических ошибок 2.Отсутствие предлогов 3.Длительное сосуществование в речи правильно и неправильно оформленных предложений | ||
Патологические ошибки, не встречающиеся в речи нормально развивающихся детей | ||
1. Замена звонких глухими и наоборот 2. Замена твердых мягкими и наоборот 3. Употребление не изменяемого слова с предлогом (с мама) |
Учитель-логопед Атланова Наталья Анатольевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей Роль книги в развитии речи детей раннего возраста
Памятка поможет родителям развивать речь у детей первой младшей группы...
Памятки для родителей на тему «Развитие речи детей раннего возраста»
В памятке собран материал для родителей по развитию речи детей раннего возраста....
памятка для родителей "Роль пальчикового театра в развитии речи детей раннего возраста"
laquo;Роль пальчикового театра в развитии речи детей раннего возраста»Чего только не отыщется в арсенале сегодняшних детей – кубики и всевозможные конструкторы, роботы и развивающие центр...
Памятка для родителей по развитию речи детей раннего возраста
В материале представлен рекомендациями учителя-логопеда по речевому развитию (особенности речевого развития детей, какие компоненты речи необходимо развивать у малышей, игры и упражнения, в которые мо...
Памятка «20 советов родителям для развития речи детей раннего возраста»
В период дошкольного детства родители являются основным источником любви, заботы, веры в силы и способности ребенка, которые могут помочь ему развиваться гармонично.В материале представлены рекомендац...
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....