Памятка для родителей по развитию речи детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Осипян Эгинэ Камоевна

В материале представлен рекомендациями учителя-логопеда по речевому развитию (особенности речевого развития детей, какие компоненты речи необходимо развивать у малышей, игры и упражнения, в которые можно поиграть дома с детьми) для родителей, имеющих детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми.

Очень важно, чтобы мама и папа заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность.

Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли.  

Ваш малыш будет иметь более широкие

возможности в познании мира и в общении с друзьями.

Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка.

Вырастая, малыш осознает свой недостаток, становится молчаливым, застенчивым и нерешительным.

Это не то будущее, которое хотели бы видеть родители!

Поэтому, милые мамы, папы, бабушки и дедушки!

  1. Общайтесь с ребенком с первых минут его появления на свет. Следите за своим произношением, оно должно быть четким и чистым, а речь неторопливой.  

Предметы надо называть правильно, не искажая слова, не имитируя речь детей (если очень хочется - посюсюкайте с ним, когда он заснул…)  

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Многие родители часто задают  вопрос:  

«Почему сын (или дочь) плохо говорят?»

  1. Для развития речи большое значение имеет – состояние его высшей нервной деятельности, т.е. психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), его физическое состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания (особенно на часто болеющих детей), влияние неблагополучной наследственности, плохая экология, неполноценное питание, психологический климат в семье и ряд других факторов. Они ослабевают организм ребенка, снижают его психическую активность.

Как помочь малышу в домашних условиях, когда вы видите, что он говорит мало, а дети его возраста говорят уже больше слов?

  1. Разговаривайте с ребенком все свободное время. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
  2. Привлекайте внимание к губам, особенно на первый звук.   Дайте потрогать губы. Произносите этот звук четко, обращая внимание на его артикуляцию. Маме можно накрасить губы и «поиграть» ими, а ребенок будет охотно подражать. Например, сложите губы трубочкой, потом улыбнитесь, пошлепайте губами, цокайте язычком, заведите моторчик губами – пррррррррр, сделайте круглые губы, широко открывайте и закрывайте ротик и тому подобное…
  3. Поиграйте теперь над развитием мышц, которые участвуют в артикуляции звука – это щеки.  Надуйте щеки – сдуйте, втяните их, надуйте одну щечку, перенесите воздух в другую. Покупайте свистульки, вертушки, воздушные шарики, соломку для коктейля, чтобы дуть в воде, мыльные пузыри – все, что заводится с помощью ветра. Так вы вырабатываете устойчивую воздушную струю, необходимую для формирования звука.
  4. Говорите сами четко и правильно. Не спешите, речь должна быть произнесена в спокойном темпе.
  5. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
  6. Ограничивайте время просмотра телевизора.  Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
  7. Комментируйте его и свои действия. Например: «Сейчас принесу одежду, и мы будем одеваться на прогулку. Что ты оденешь: штаны или джинсы, красную или синюю футболку?». Ребенок вынужден ответить словом, а не жестом, особенно если предметы одежды находятся в зоне его недосягаемости, на верхней полке шкафа. Побуждайте к речи «Мы одели футболку, джинсы, теперь будем обуваться! Принеси ботинки и т. д.»
  8. Занимайтесь пальчиковыми играми (речевая зона является частью двигательного центра в коре головного мозга, т. о. мышление находится на кончиках пальцев);

- играйте в мозаику, «лего», перебирайте фасоль, крупы, раскладывайте по цветам пуговицы, лепите из теста, пластилина любые поделки и т. п. – это развивает пальцы рук,  следовательно,  и речь.

  1. Делайте массаж рук, особенно ладошки и пальчики, несколько раз в день.  Купите «Су – джок» в аптеке и разминайте с его помощью пальчики малыша.
  2.   Важно  больше бывать на природе. Знакомить детей с её красотами.    Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
  3.  Подкрепляйте любое занятие положительными эмоциями, заканчивайте упражнения до того как ребенок устанет. Ставьте часы перед собой и занимайтесь 10-15 минут, не больше, но 2-3- раза в день. Родители нервничают, что быстро не получается и занятие затягивается на 40 минут и более… Внимание ребенок уже не концентрирует, он устал, а вы упорно наседаете дальше. Эти часы – для Вас! Прошло 15 минут, отдохните, переключите его на другое, сходите погулять или поиграйте.

  1. Вызывайте речь на сильных эмоциях, например, если ребенок что-то просит, сделайте вид, что не понимаете, объясните ему, что надо попросить и как надо сказать, он повторит за вами.

  1. Если ребенок произносит плохо начальный звук, возьмите его ладошку – четко произнесите первый звук, демонстрируя воздушный поток на ручку малыша.  

Например: слово - «спасибо», где в его исполнении первый звук «С» выпадает.  

Вы дуете звук С_______ в этом слове немного протяжнее на ладошку - «С___ПАСИБО», Он почувствует этот холодный ветерок. Теперь попросите – пусть сам скажет на свою ладошку тоже с ветерком…(какой у каждого звука ветерок – подскажет логопед, проконсультируйтесь у него и речь малыша будет формироваться правильно).

  1.  На начальном этапе в развитии речи займитесь звукоподражаниями игрушек, животных, машин. Например: машина - ж__________,самолет – у________,зайка прыгает – ап-ап,  комарики звенят – з________, птички зернышки клюют – пи-пи-пи … и так далее.  

  1.  Развивайте произвольное внимание, память.  На развитие памяти: повторяйте, что делали с утра (например, умывались, завтракали, что ели на завтрак, с какой игрушкой играли, какую сказку рассказывала мама).  
  2.  Читайте вслух стихи, сказки, потешки. Учите отвечать на простейшие вопросы. Рассказывать несложные рассказы и сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

  1.  Организовывайте с ребенком разные игры: например, возьмите 3 зверушки, 2 животных спрячьте под платок, одного оставьте – кого не хватает? и т. д.  
  2. Знакомьте детей с телом. Учите правильно называть части тела.  Воспитывайте стремление расти сильными и здоровыми.

  1.  Знакомьте детей с трудом взрослых: врач, шофер, повар, летчик. Расскажите о своей профессии.

  1. Учите детей называть различные предметы и вещи, которые нас окружают, группировать их по признакам: игрушки, посуда, овощи…

  1. Знакомьте детей с дикими, домашними животными и их детенышами, птицами. С окружающими их деревьями, кустами. Учите наблюдать и любоваться ими.

  1. Знакомьте детей с овощами, фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах, вкус. Учите различать их на ощупь.

  1. Главное: занятия должны быть регулярными, всегда хвалите за успехи, если что-то сказал.

  1. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида

 с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников №38  «Гвоздика»

Памятка для родителей по развитию речи ребенка раннего возраста.

C:\Users\Ирина\Desktop\23.png

с. Кочубеевское

Памятка для родителей по развитию речи ребенка раннего возраста.

    Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми.

Очень важно, чтобы мама и папа заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность.

Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли.  

Ваш малыш будет иметь более широкие

возможности в познании мира и в общении с друзьями.

Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка.

Вырастая, малыш осознает свой недостаток, становится молчаливым, застенчивым и нерешительным.

Это не то будущее, которое хотели бы видеть родители!

Поэтому, милые мамы, папы, бабушки и дедушки!

  1. Общайтесь с ребенком с первых минут его появления на свет. Следите за своим произношением, оно должно быть четким и чистым, а речь неторопливой.  

Предметы надо называть правильно, не искажая слова, не имитируя речь детей (если очень хочется - посюсюкайте с ним, когда он заснул…)  

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Многие родители часто задают  вопрос:  

«Почему сын (или дочь) плохо говорят?»

  1. Для развития речи большое значение имеет – состояние его высшей нервной деятельности, т.е. психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), его физическое состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания (особенно на часто болеющих детей), влияние неблагополучной наследственности, плохая экология, неполноценное питание, психологический климат в семье и ряд других факторов. Они ослабевают организм ребенка, снижают его психическую активность.

Как помочь малышу в домашних условиях, когда вы видите, что он говорит мало, а дети его возраста говорят уже больше слов?

  1. Разговаривайте с ребенком все свободное время. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

  1. Привлекайте внимание к губам, особенно на первый звук.   Дайте потрогать губы. Произносите этот звук четко, обращая внимание на его артикуляцию. Маме можно накрасить губы и «поиграть» ими, а ребенок будет охотно подражать. Например, сложите губы трубочкой, потом улыбнитесь, пошлепайте губами, цокайте язычком, заведите моторчик губами – пррррррррр, сделайте круглые губы, широко открывайте и закрывайте ротик и тому подобное…

  1. Поиграйте теперь над развитием мышц, которые участвуют в артикуляции звука – это щеки.  Надуйте щеки – сдуйте, втяните их, надуйте одну щечку, перенесите воздух в другую. Покупайте свистульки, вертушки, воздушные шарики, соломку для коктейля, чтобы дуть в воде, мыльные

пузыри – все, что заводится с помощью ветра. Так вы вырабатываете устойчивую воздушную струю, необходимую для формирования звука.

  1. Говорите сами четко и правильно. Не спешите, речь должна быть произнесена в спокойном

темпе.

  1. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

  1. Ограничивайте время просмотра телевизора.  Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и

обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

  1. Комментируйте его и свои действия. Например: «Сейчас принесу одежду, и мы будем одеваться на прогулку. Что ты оденешь: штаны или джинсы, красную или синюю футболку?». Ребенок вынужден ответить словом, а не жестом, особенно если предметы одежды находятся в зоне его недосягаемости, на верхней полке шкафа. Побуждайте к речи «Мы одели футболку, джинсы, теперь будем обуваться! Принеси ботинки и т. д.»

  1. Занимайтесь пальчиковыми играми (речевая зона является частью двигательного центра в коре головного мозга, т. о. мышление находится на кончиках пальцев);

- играйте в мозаику, «лего», перебирайте фасоль, крупы, раскладывайте по цветам пуговицы, лепите из теста, пластилина любые поделки и т. п. – это развивает пальцы рук,  следовательно,  и речь.

  1. Делайте массаж рук, особенно ладошки и пальчики, несколько раз в день.  Купите «Су – джок» в аптеке и разминайте с его помощью пальчики малыша.

  1. Важно  больше бывать на природе. Знакомить детей с её красотами.    Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

  1. Подкрепляйте любое занятие положительными эмоциями, заканчивайте упражнения до того как ребенок устанет. Ставьте часы перед собой и занимайтесь 10-15 минут, не больше, но 2-3- раза в день. Родители нервничают, что быстро не получается и занятие затягивается на 40 минут и более… Внимание ребенок уже не концентрирует, он устал, а вы упорно наседаете дальше. Эти часы – для Вас! Прошло 15 минут, отдохните, переключите его на другое, сходите погулять или поиграйте.

  1. Вызывайте речь на сильных эмоциях, например, если ребенок что-то просит, сделайте вид, что

не понимаете, объясните ему, что надо попросить и как надо сказать, он повторит за вами.

  1. Если ребенок произносит плохо начальный звук, возьмите его ладошку – четко произнесите первый звук, демонстрируя воздушный поток на ручку малыша.  

Например: слово - «спасибо», где в его исполнении первый звук «С» выпадает.  

Вы дуете звук С_______ в этом слове немного протяжнее на ладошку - «С___ПАСИБО», Он почувствует этот холодный ветерок. Теперь попросите – пусть сам скажет на свою ладошку тоже с ветерком…(какой у каждого звука ветерок – подскажет логопед, проконсультируйтесь у него и речь малыша будет формироваться правильно).

  1. Обратите внимание малыша, где «живет голосок».  

Возьмите его на колени, прижмите к груди и спойте песенку. Ребенок почувствует вибрацию вашей грудной клетки – это голос. Когда вы молчите – голоса нет, когда поете или говорите – голос есть. Придумайте игру «Включи голосок».  

  1. На начальном этапе в развитии речи займитесь звукоподражаниями игрушек, животных, машин.

Например: машина - ж____________,  самолет – у________,

зайка прыгает – ап-ап,  комарики звенят – з________, птички зернышки клюют – пи-пи-пи … и так далее.  

  1. Развивайте произвольное внимание, память.  

На развитие памяти: повторяйте, что делали с утра (например, умывались, завтракали, что ели на завтрак, с какой игрушкой играли, какую сказку рассказывала мама).  

  1. Читайте вслух стихи, сказки, потешки. Учите отвечать на простейшие вопросы. Рассказывать

несложные рассказы и сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

  1. Организовывайте с ребенком разные игры: например, возьмите 3 зверушки, 2 животных спрячьте

под платок, одного оставьте – кого не хватает? и т. д.  

  1. Знакомьте детей с телом. Учите правильно называть части тела.  Воспитывайте стремление расти сильными и здоровыми.

  1. Знакомьте детей с трудом взрослых: врач, шофер, повар, летчик. Расскажите о своей профессии.

  1. Учите детей называть различные предметы и вещи, которые нас окружают, группировать их по

признакам: игрушки, посуда, овощи…

  1. Знакомьте детей с дикими, домашними животными и их детенышами, птицами. С окружающими их деревьями, кустами. Учите наблюдать и любоваться ими.

  1. Знакомьте детей с овощами, фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах, вкус. Учите

различать их на ощупь.

  1. Учите детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

стул – стульчик, флаг – флажок. подбирайте к словам-существительным словаприлагательные, признаки. (Например: василек красивый, полевой).

  1. Главное: занятия должны быть регулярными, всегда хвалите за успехи, если что-то сказал.

  1. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора <<Малыши столицы>>

Взаимодействие с родителями по развитию речи детей раннего возраста  средствами фольклора “Малыши столицы” ...

Консультация для родителей "Показатели развития речи детей раннего возраста( с 1 до 3) (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

В консультации для родителей представлена таблица показателей развития речи детей раннего возраста и до 3 лет...

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста....

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Памятка «20 советов родителям для развития речи детей раннего возраста»

В период дошкольного детства родители являются основным источником любви, заботы, веры в силы и способности ребенка, которые могут помочь ему развиваться гармонично.В материале представлены рекомендац...

Памятка для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста.

Памятка для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста. В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:поддерживать уверенность ребенка в том, что недос...