Программа кружка: "Чабыр5ах" (скороговорки)
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Программа по обучению якутскому фольклору

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по  якутскому фольклору

детей дошкольного возраста (5-7 лет)

на 2024-2025 учебный год

                             

Составитель:

Педагог дополнительного образования

      Степанова Елена Петровна  

 

                                                                        Якутск 2024г.

Пояснительная записка.

В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности. Фольклор является действенным средством воспитания национального характера, нравственности, патриотизма. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движения. В соединение этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, что позволяет комплексно подойти к проблеме социально-нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. Этим обусловлено разработка системы целенаправленной работы по воспитанию детей на материале якутского народного мастерства.

Цель кружка: познакомить детей с самобытностью народной культуры. Приобщить к культуре якутского народа, его духовным и нравственным ценностям. Воспитывать интерес и любовь к музыкальному и устному народному творчеству.

Задачи:

  1. Способствовать воспитанию уважения, бережного отношения к якутской культуре и народным традициям.
  2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыкальные и поэтические произведения якутского фольклора.
  3. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
  4. Познакомить с шумовыми, ударными якутскими инструментами, научить простым приемам игры на них.
  5. Доставить детям радость и удовольствие от общения со сверстниками и взрослыми совместных мероприятий и праздников.
  6. Воспитывать в детях патриотизма, сопричастности к народным праздникам.

Программа предполагает комплексное изучение следующих разделов:

Раздел 1. «Малые фольклорные формы – чабыр5ах, загадки, пословицы».

Раздел 2. «Якутский эпос Олонхо».

Раздел 3. «Игра на музыкальных инструментах (купсуур, дьа5а, бадьаайах, сиксиир).

Структура занятие:

  1. Приветствие. Артикуляционная гимнастика.
  2. Основная часть: беседа, пение, инсценировки, музыкально-ритмические движения, игра.
  3. Релаксация.

Фольклор (в переводе с английского – «народная мудрость», «народное знание») – народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно – прикладного искусства. К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры и инструментальные жанры. Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков. Причина подобной долговечности лежит в самой природе фольклора.

Совместная трудовая деятельность детей в неурочное время воспитывает дружбу и товарищество, дисциплинированность, взаимопомощь. Хорошо продуманная деятельность ребёнка в коллективе помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым. Всё это вместе взятое готовит к жизни, разнообразной полезной практической деятельности.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы 10-12 человек. Режим работы кружка 2 занятия в неделю по 2 ч.

Ожидаемые результаты:

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- знание жанров якутского народного устного и музыкального творчества, обрядов и народных праздников;

- знание особенностей исполнения народных песен, танцев;

- знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;

- умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный фольклор;

- умение применять теоретические знания в исполнительской практике.

- владение навыками записи музыкального фольклора;

- владение навыками шитья якутских украшений;

- развитие навыков работы;

- духовное развитие личности;

- улучшение памяти, мышления;

- в конце года выполнять более сложные работы и исполнять песни в ансамбле и сольно;

Добавить КТП

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Октябрь

Тема

Форма работы

Содержание работы

1-2

Введение

Слушание якутских музыкальных инструментов. Беседа - рассказ

Знакомство со звуками окружающего мира, о возникновении музыкальных инструментов

3-4

Национальные инструменты

Показ инструментов, игра на инструментах

Знакомство с оркестром: сиксиир, дьа5а, купсуур, бадьаайах

Ноябрь

Тема

Форма работы

Содержание работы

1

Ударные инструменты

Знакомство с оркестром детских музыкальных инструментов: ударные, духовые, шумовые

Знакомство музыкальных инструментов: ударные – «Купсуур»

2

Тембр

Показ и демонстрация музыкальных инструментов, игра на инструментах

Знакомство с понятиями: долгий и короткий звук, высокий и низкий звук.

3

Музыкальный тон

Показ и игра на сиксиире

Знакомство с понятиями «высокий тон» и «низкий тон»

4

Знакомство с хомусом

Слушание музыки хомуса, беседа, чтения стихотворения

Знакомство со звучанием хомуса, знакомить детей с варганным искусством

Декабрь

Тема

Форма работы

Содержание

1

Учимся играя

Наглядный показ, индивидуальный подход

Учить различать отличать разные звуки, показать разные приемы.

2

Тренируем пальцы

Тренировка пальцев рук, наглядный показ, демонстрация игры на инструментах

Подготовка детей к основным движениям игры на ударный инструмент «Купсуур»

3

Ритм

Показ и демонстрация игры на инструментах, самостоятельная работа на инструментах

Обучение умению стучать, греметь, хлопать, играть на национальных инструментах

4

Жанры якутского       фольклора

Знакомить детей с основными жанрами якутского фольклора: сказки, пословицы, поговорки. предания, песни, мифы

Познакомить детей с поговорками,   пословицами. Разучить поговорки, пословицы.

Январь

Тема

Форма работы

Содержание

1

Дикция и артикуляция

Слушание песни, разучивание народной песни «Утро»

Обучение игре в ансамбле, индивидуальному пению простых песенок и попевок

2

Скороговорки(чабыргах)

Артикуляционная гимнастика. Формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию.

Учить детей быстро и чисто проговаривать слова и фразы.

3

Якутские народные песни в стиле дьиэрэтии и дэгэрэн.

Познакомить  с якутской народной песней.

Обучение в пении четкой артикуляции, вырабатывать певческое дыхание.

4

Ритм, такт

Слушание и подрыгывание на музыкальных инструментах под музыку

Февраль

Тема

Форма работы

Содержание

1

Изменение звуков

Слушание аудио записи игры на хомусе, звучание купсуур

Обучение разным приемам игры на купсуур

2

Упражнение для пальцев и кистей рук

Показ гимнастики кистей рук, игра на дьа5а, на шумовых инструментах

Тренировка и упражнение для пальцев и кистей рук

3

 Вокальная работа

Слушание музыки, игра синхронная на музыкальных инструментах

Обучение умению выделять музыкальные звуки на слух и в игре музыкальных инструментах

4

Темп

Показ слайдов, рассматривание картин, беседа, слушание записи

Обучение умению играть в оркестре, своевременно вступать, а также под такт с музыкой заканчивать игру, сохранять темп, динамику и настроение музыкального произведения

Март

Тема

Форма работы

Содержание

1

Олонхо – эпос народа Сха

Слушание аудио и видео слайдов, рассматривание иллюстраций

Знакомство детей с якутским эпосом Олонхо. Дать детям представление о том, что в согласно Олонхо имеется три мира: верхний, средний и нижний

2

Национальные инструменты

Рассматривание картин, рассказ-беседа

Продолжение знакомство с народными инструментами: сиксиир, дьа5а, бадьаайах

3

Музыкальный лад

Слушание песни, музыки, показ игры на инструменте

Продолжение обучения игре на инструментах, пение попевок на одном и двух звуках, индивидуально и в ансамбле

4

Упражнение на дыхание

Показ метода дыхания. Дыхательные упражнения

Продолжение обучению правильному дыханию во время игры на инструменте и при пении.

Апрель

тема

Форма работы

Содержание

1

Дикция

Слушание и показ видео «Оьуохай»

Знакомство с вступлением, заключением Оьуохай

2

Национальный таней хоровод «Оьуохай»

Рассматирвание иллюстраций, слушание аудио записи, разучивание и пение «Оьуохай»

Знакомить детей с якутским тнацем «Оьуохай». Дать понятие детям о том что это хоровод имеет запевалу. «Оьуохай» песня восхищения природы, солнца.

3

Чабыр5ах

Слушание скороговорок, тренировка дыхания и упражнения языка. Беседа

Знакомство детей с техникой скороговорки, упражнять язык детей для быстрого проговаривание якутских слов

4

Учимся говорить «быстро»

Игра «Кто быстрее скажет скороговорку»

Индивидуальные и хоровые исполнения чабыр5ах. Развитие речи и памяти детей

Май

Тема

Форма работы

Содержание

1

вариация

Слушание, показ

Разучивание на палочках попевки «Оьуор», «ьыттыа-ьыттыа..»

2

Закрепление

Рассматривание картин, слушание аудио записи, игра на инструментах

Слаженная игра на ансамбле

3

Маленькие музыканты

Индивидуальные и коллективные игры на музыкальных инструментах

Закрепление и повторение пройденного материала. Диагностика детей

4

Национальный праздник Ысыах

Выступление на концерте самодеятельности детей

Выступление на национальном празднике «Ысыах, исполнение на якутских музыкальных инструментах якутские народные песни

Используемая литература:

  1. Афанасьев Л. А. –Тэрис. «Иччилэр», Якутск «Бичик», 2013 г.;
  2. Винокурова Е.И. «Саха Ереспуубулукэтин норуоттарын култуурата», Якутск «Бичик», 2014 г.;
  3. Винокурова Р.И. «Ырыабын ыллыыбын», Якутск «Типография ИПКРО», 2007 г.;
  4. Гомозова Ю. «Праздники и обряды», Ярославль «Академия развития», 2000 г.;
  5. Григорьева В.Г. «Музыка бастакы олуктара», Якутск «Бичик», 2001 г.;
  6. Донской А.И. «Ебугэлэрбит оонньуулара», Якутск «Бичик», 2013 г.;
  7. Лобочевская О. «Фольклор в школе», Москва «Просвещение», 2000 г.;
  8. Лебчикова Л.П. «Саха фольулора», Екатеринбург «Сунгирь», 1993 г.;
  9. Николаев Е.М. «Оьуокайы, тойугу уерэтии ньымалара», Якутск «Якутполиграфиздат», 1992 г.;
  10. Скрябина Р.А. «Ыллыы-ыллыы оонньуо5ун», Майа 2005 г.
  11. Торотоев Г.Г. «Айхалым ананнын, эйиэхэ», Якутск «Бичик», 2009 г.;
  12. Попова М.А. «Саха терут культурата», Якутск «Бичик», 2009 г.;
  13. Федоров И.Г. «Уклад жизни народа саха», Якутск «Бичик», 2012 г.;
  14. Чолбодукова И.Г. «Сарыал», Якутск «Бичик», 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...