Программа кружка: "Чабыр5ах" (скороговорки)
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по якутскому фольклору
детей дошкольного возраста (5-7 лет)
на 2024-2025 учебный год
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Степанова Елена Петровна
Якутск 2024г.
Пояснительная записка.
В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности. Фольклор является действенным средством воспитания национального характера, нравственности, патриотизма. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движения. В соединение этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, что позволяет комплексно подойти к проблеме социально-нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. Этим обусловлено разработка системы целенаправленной работы по воспитанию детей на материале якутского народного мастерства.
Цель кружка: познакомить детей с самобытностью народной культуры. Приобщить к культуре якутского народа, его духовным и нравственным ценностям. Воспитывать интерес и любовь к музыкальному и устному народному творчеству.
Задачи:
- Способствовать воспитанию уважения, бережного отношения к якутской культуре и народным традициям.
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыкальные и поэтические произведения якутского фольклора.
- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
- Познакомить с шумовыми, ударными якутскими инструментами, научить простым приемам игры на них.
- Доставить детям радость и удовольствие от общения со сверстниками и взрослыми совместных мероприятий и праздников.
- Воспитывать в детях патриотизма, сопричастности к народным праздникам.
Программа предполагает комплексное изучение следующих разделов:
Раздел 1. «Малые фольклорные формы – чабыр5ах, загадки, пословицы».
Раздел 2. «Якутский эпос Олонхо».
Раздел 3. «Игра на музыкальных инструментах (купсуур, дьа5а, бадьаайах, сиксиир).
Структура занятие:
- Приветствие. Артикуляционная гимнастика.
- Основная часть: беседа, пение, инсценировки, музыкально-ритмические движения, игра.
- Релаксация.
Фольклор (в переводе с английского – «народная мудрость», «народное знание») – народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно – прикладного искусства. К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры и инструментальные жанры. Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков. Причина подобной долговечности лежит в самой природе фольклора.
Совместная трудовая деятельность детей в неурочное время воспитывает дружбу и товарищество, дисциплинированность, взаимопомощь. Хорошо продуманная деятельность ребёнка в коллективе помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым. Всё это вместе взятое готовит к жизни, разнообразной полезной практической деятельности.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы 10-12 человек. Режим работы кружка 2 занятия в неделю по 2 ч.
Ожидаемые результаты:
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание жанров якутского народного устного и музыкального творчества, обрядов и народных праздников;
- знание особенностей исполнения народных песен, танцев;
- знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;
- умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный фольклор;
- умение применять теоретические знания в исполнительской практике.
- владение навыками записи музыкального фольклора;
- владение навыками шитья якутских украшений;
- развитие навыков работы;
- духовное развитие личности;
- улучшение памяти, мышления;
- в конце года выполнять более сложные работы и исполнять песни в ансамбле и сольно;
Добавить КТП
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Октябрь
№ | Тема | Форма работы | Содержание работы |
1-2 | Введение | Слушание якутских музыкальных инструментов. Беседа - рассказ | Знакомство со звуками окружающего мира, о возникновении музыкальных инструментов |
3-4 | Национальные инструменты | Показ инструментов, игра на инструментах | Знакомство с оркестром: сиксиир, дьа5а, купсуур, бадьаайах |
Ноябрь
№ | Тема | Форма работы | Содержание работы |
1 | Ударные инструменты | Знакомство с оркестром детских музыкальных инструментов: ударные, духовые, шумовые | Знакомство музыкальных инструментов: ударные – «Купсуур» |
2 | Тембр | Показ и демонстрация музыкальных инструментов, игра на инструментах | Знакомство с понятиями: долгий и короткий звук, высокий и низкий звук. |
3 | Музыкальный тон | Показ и игра на сиксиире | Знакомство с понятиями «высокий тон» и «низкий тон» |
4 | Знакомство с хомусом | Слушание музыки хомуса, беседа, чтения стихотворения | Знакомство со звучанием хомуса, знакомить детей с варганным искусством |
Декабрь
№ | Тема | Форма работы | Содержание |
1 | Учимся играя | Наглядный показ, индивидуальный подход | Учить различать отличать разные звуки, показать разные приемы. |
2 | Тренируем пальцы | Тренировка пальцев рук, наглядный показ, демонстрация игры на инструментах | Подготовка детей к основным движениям игры на ударный инструмент «Купсуур» |
3 | Ритм | Показ и демонстрация игры на инструментах, самостоятельная работа на инструментах | Обучение умению стучать, греметь, хлопать, играть на национальных инструментах |
4 | Жанры якутского фольклора | Знакомить детей с основными жанрами якутского фольклора: сказки, пословицы, поговорки. предания, песни, мифы | Познакомить детей с поговорками, пословицами. Разучить поговорки, пословицы. |
Январь
№ | Тема | Форма работы | Содержание |
1 | Дикция и артикуляция | Слушание песни, разучивание народной песни «Утро» | Обучение игре в ансамбле, индивидуальному пению простых песенок и попевок |
2 | Скороговорки(чабыргах) | Артикуляционная гимнастика. Формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию. | Учить детей быстро и чисто проговаривать слова и фразы. |
3 | Якутские народные песни в стиле дьиэрэтии и дэгэрэн. | Познакомить с якутской народной песней. | Обучение в пении четкой артикуляции, вырабатывать певческое дыхание. |
4 | Ритм, такт | Слушание и подрыгывание на музыкальных инструментах под музыку |
Февраль
№ | Тема | Форма работы | Содержание |
1 | Изменение звуков | Слушание аудио записи игры на хомусе, звучание купсуур | Обучение разным приемам игры на купсуур |
2 | Упражнение для пальцев и кистей рук | Показ гимнастики кистей рук, игра на дьа5а, на шумовых инструментах | Тренировка и упражнение для пальцев и кистей рук |
3 | Вокальная работа | Слушание музыки, игра синхронная на музыкальных инструментах | Обучение умению выделять музыкальные звуки на слух и в игре музыкальных инструментах |
4 | Темп | Показ слайдов, рассматривание картин, беседа, слушание записи | Обучение умению играть в оркестре, своевременно вступать, а также под такт с музыкой заканчивать игру, сохранять темп, динамику и настроение музыкального произведения |
Март
№ | Тема | Форма работы | Содержание |
1 | Олонхо – эпос народа Сха | Слушание аудио и видео слайдов, рассматривание иллюстраций | Знакомство детей с якутским эпосом Олонхо. Дать детям представление о том, что в согласно Олонхо имеется три мира: верхний, средний и нижний |
2 | Национальные инструменты | Рассматривание картин, рассказ-беседа | Продолжение знакомство с народными инструментами: сиксиир, дьа5а, бадьаайах |
3 | Музыкальный лад | Слушание песни, музыки, показ игры на инструменте | Продолжение обучения игре на инструментах, пение попевок на одном и двух звуках, индивидуально и в ансамбле |
4 | Упражнение на дыхание | Показ метода дыхания. Дыхательные упражнения | Продолжение обучению правильному дыханию во время игры на инструменте и при пении. |
Апрель
№ | тема | Форма работы | Содержание |
1 | Дикция | Слушание и показ видео «Оьуохай» | Знакомство с вступлением, заключением Оьуохай |
2 | Национальный таней хоровод «Оьуохай» | Рассматирвание иллюстраций, слушание аудио записи, разучивание и пение «Оьуохай» | Знакомить детей с якутским тнацем «Оьуохай». Дать понятие детям о том что это хоровод имеет запевалу. «Оьуохай» песня восхищения природы, солнца. |
3 | Чабыр5ах | Слушание скороговорок, тренировка дыхания и упражнения языка. Беседа | Знакомство детей с техникой скороговорки, упражнять язык детей для быстрого проговаривание якутских слов |
4 | Учимся говорить «быстро» | Игра «Кто быстрее скажет скороговорку» | Индивидуальные и хоровые исполнения чабыр5ах. Развитие речи и памяти детей |
Май
№ | Тема | Форма работы | Содержание |
1 | вариация | Слушание, показ | Разучивание на палочках попевки «Оьуор», «ьыттыа-ьыттыа..» |
2 | Закрепление | Рассматривание картин, слушание аудио записи, игра на инструментах | Слаженная игра на ансамбле |
3 | Маленькие музыканты | Индивидуальные и коллективные игры на музыкальных инструментах | Закрепление и повторение пройденного материала. Диагностика детей |
4 | Национальный праздник Ысыах | Выступление на концерте самодеятельности детей | Выступление на национальном празднике «Ысыах, исполнение на якутских музыкальных инструментах якутские народные песни |
Используемая литература:
- Афанасьев Л. А. –Тэрис. «Иччилэр», Якутск «Бичик», 2013 г.;
- Винокурова Е.И. «Саха Ереспуубулукэтин норуоттарын култуурата», Якутск «Бичик», 2014 г.;
- Винокурова Р.И. «Ырыабын ыллыыбын», Якутск «Типография ИПКРО», 2007 г.;
- Гомозова Ю. «Праздники и обряды», Ярославль «Академия развития», 2000 г.;
- Григорьева В.Г. «Музыка бастакы олуктара», Якутск «Бичик», 2001 г.;
- Донской А.И. «Ебугэлэрбит оонньуулара», Якутск «Бичик», 2013 г.;
- Лобочевская О. «Фольклор в школе», Москва «Просвещение», 2000 г.;
- Лебчикова Л.П. «Саха фольулора», Екатеринбург «Сунгирь», 1993 г.;
- Николаев Е.М. «Оьуокайы, тойугу уерэтии ньымалара», Якутск «Якутполиграфиздат», 1992 г.;
- Скрябина Р.А. «Ыллыы-ыллыы оонньуо5ун», Майа 2005 г.
- Торотоев Г.Г. «Айхалым ананнын, эйиэхэ», Якутск «Бичик», 2009 г.;
- Попова М.А. «Саха терут культурата», Якутск «Бичик», 2009 г.;
- Федоров И.Г. «Уклад жизни народа саха», Якутск «Бичик», 2012 г.;
- Чолбодукова И.Г. «Сарыал», Якутск «Бичик», 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/27/picture-461168-1403888797.jpg)
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/02/picture-232301-1364914234.jpg)
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/08/picture-604475-1425838465.jpg)
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/09/picture-631410-1431168460.jpg)
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...